18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

При выборе места работы современный человек обращает внимание не только на размер зарплаты, но в не меньшей степени и на условия, в которых ему предлагают работать. Эти условия нередко не отвечают элементарным требованиям, что является одной из причин непрестижности рабочих профессий. Охваченная идеей модернизации всего и вся, страна взялась за модернизацию в сфере охраны труда и безопасности производства. Предлагаем вниманию читателей доклад начальника управления Алтайского края по труду и занятости Игоря Бушмина на заседании рабочей группы по охране труда и безопасности производств. В нем он рассказал о новациях в российском законодательстве в сфере охраны труда, о том, что ждет и к чему надо готовиться предпринимателям Алтайского край уже в этом году.


- В настоящее время перед страной стоят задачи инновационного обновления экономики. Тема производительности, достойной оплаты труда и качества рабочей силы – выходит на первый план в посткризисный период.

Суть модернизации в трудоохранной деятельности состоит в переходе от реагирования на уже произошедшие неблагоприятные события к их предупреждению. А также в реализации комплекса превентивных мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работающего населения.

Акцент должен быть смещен на систему оценки и устранения причин опасных происшествий.

Нам, уже начиная с этого года, предстоит перейти от системы наказаний за нарушение требований действующего законодательства – к системе экономических стимулов работодателей по обеспечению безопасных условий труда. От предоставления работникам компенсации за работу во вредных условиях труда по спискам к их установлению исходя из реальных условий труда на конкретном рабочем месте. 
 

Для этого на федеральном уровне в настоящее время уже приняты и продолжают формироваться новые нормативные правовые акты в области охраны труда.

Например, уже в текущем году будет подготовлен комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья на производстве, в том числе по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, поэтапному сокращению рабочих мест с вредными или опасными условиями труда.

Очевидно, что в Алтайском крае, как и в других регионах страны,  эти задачи не могут быть решены одномоментно в силу различных социальных, экономических и иных причин, но они должны быть на повестке дня! 

Сегодня в стране закладывается новая модель управления профессиональными рисками.
 

На самом высшем уровне государства этому вопросу уделяется особое внимание. Президент страны Дмитрий Анатольевич Медведев на специальном совещании 5 апреля подчеркнул: «Считаю необходимым ускорить внедрение современной системы управления профессиональными рисками… Она должна иметь и законодательную основу, и охватывать все рабочие места, вне зависимости от размера предприятия и формы собственности…». 

В основу новой модели управления профессиональными рисками заложен принцип «кто создает риски, у того больше возможностей ими управлять».
И здесь основной акцент необходимо сделать на устранение управляемых причин, связанных с повышением смертности и заболеваемости вследствие воздействия вредных производственных факторов. 

Согласно данным Правительства РФ, в стране 180 тыс. человек ежегодно погибают из-за работы в опасных условиях. Причём свыше 72% случаев вызваны типичными управляемыми причинами организационного характера. Кроме того, 200 тыс. человек вынуждены досрочно выходить на пенсию из-за полученных травм и профзаболеваний.

Экономические потери России в связи с повреждением или утратой здоровья работников, составляет в год 500 млрд. руб. (1,9% ВВП).

Основой создаваемой системы управления профессиональными рисками является идентификация опасностей, выявление управляемых рисков и заблаговременная, точечная  реализация комплекса мер по их устранению.

Эффективное управление профессиональными рисками невозможно без преобразования института оценки условий труда на рабочих местах. 

В настоящее время на федеральном уровне предпринят ряд мер нормативного характера, направленных на формирование независимого института независимых аттестующих организаций.
Это значит, что существенные изменения коснутся деятельности организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда. Уже сделан важный шаг в этом направлении – введена их обязательная государственная аккредитация. 

В дальнейшем нас ждет:
- введение и проведение доаккредитационных процедур (расширение аккредитации по приборам и персоналу);
- разработка и внедрение профессиональных стандартов занятых в этой отрасли (квалификационные характеристики, образовательные и профессиональные стандарты, классификаторы);
- создание системы общероссийских реестров и регистров специалистов в сфере охраны труда;
- разработка и утверждение стандартов оказания услуг в сфере охраны труда (обучение, аттестация рабочих мест, аутсорсинг);
- разработка новой системы обучения по охране труда.

Предполагается, что с рынка оказания услуг по охране труда уйдут компании с низким кадровым потенциалом, не обладающие достаточной приборной базой, оказывающие услуги невысокого качества. Требования будут ужесточаться.
Не будет ни одной аттестующей организации, которой государство не доверяет!

По мнению экспертов, будущее за крупными, ответственными компаниями, имеющими высокие стандарты качества. И самое главное - независимыми от сторон социально-трудовых отношений: от органов власти, работодателей, работников или профсоюзов и контролирующих органов.

Сложившееся положение в области охраны труда во многом обусловлено отсутствием экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда работников.

Поэтому очень важно увязать аттестацию рабочих места с экономическими интересами работодателя, чтобы ему было выгодно заниматься аттестацией рабочих мест. Чтобы он не воспринимал затраты на аттестацию рабочих мест как обычное обременение, которое создает ему государство.

Для того, чтобы создать этот экономический стимул, в трудовое законодательство в ближайшее время будут внесены изменения. Компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда,  будут устанавливаться персонально, а не по спискам. Работодатель будет видеть, что проведение аттестации рабочего места, выявление рабочих мест, не имеющих вредных или опасных факторов, может приводить к тому, что работники, формально, по спискам относящиеся к категориям, требующим дополнительных компенсаций и расходов, могут выводиться из этой категории. 

Сегодня почти половины всех работающих края получают хотя бы один из видов компенсаций, а каждый пятый работник имеет право на досрочное назначение пенсии.

В связи с этим, итоги аттестации напрямую влияют на систему скидок, надбавок к страховому тарифу, на назначение льгот и компенсаций работникам и, следовательно, на финансовый результат предприятия.

Значительно увеличится ответственность за качество проведенной аттестации. 

Так, в случае первичного выявления неправильности действий - наказание экономическое, штраф в размере одного годового оборота этой организации; при повторном нарушении – уголовная ответственность. 

Повышение ответственности будет касаться не только качества аттестации рабочих мест по условиям труда, но и результатов образовательной деятельности в области охраны труда коммерческих фирм.

Сегодня в крае 25 аккредитованных организаций оказывают услуги в области охраны труда. Эти организации формируют новую инфраструктуру предоставления организациям края профессиональных услуг.

Из них четыре - проводят аттестацию рабочих мест. За последние пять лет в организациях края аттестация по условиям труда проведена на более 201,6 тыс. рабочих местах, т.е. на 45,0 % от их общего количества. Условия труда исследованы у 275 тыс. работников и определены профессиональные риски, влияющие на них в процессе трудовой деятельности. 

Сегодня на первый план выходит повышение компетентности работников в области охраны труда, освоение ими практических навыков безопасного производства работ.

В основе всей системы обучения вопросам охраны труда лежит дифференциация видов обучения для различных групп работников на основе государственных требований к образованию.

Нам в крае необходимо поднять не только уровень качества образовательных услуг по охране труда на новый уровень, но и добиться непрерывности подготовки персонала по безопасности труда. 

Кроме курсового обучения аккредитованными организациями работодателям необходимо улучшить качество внутрифирменной подготовке работников по охране труда, а также инструктирования персонала по их безопасности.

В инструкциях для работников должны быть прописаны не только действующие на них профессиональные риски, но и защита от их действия.

За последнее время государство существенно расширило права работодателя и по ряду других направлений. Это касается выбора необходимых средств индивидуальной защиты, позволяющих снизить профессиональные риски работников от воздействия производственных факторов.

Хотелось бы несколько слов сказать о развитии профессиональных услуг в области охраны труда в форме аутсорсинга.

В нашем регионе актуальность этой темы с каждым годом только усиливается. Связана она с большим количеством и постоянным увеличением числа субъектов малого предпринимательства.  

По последним данным, их насчитывается почти 102 тысячи единиц. Не секрет, что состояние охраны труда в этом сегменте экономики зачастую не на должном уровне и напрямую затрагивает интересы более 380 тысяч жителей края. Это каждый третий человек, занятый в экономике (34,5%). 

Наиболее проблематично обстоят дела  с профессиональным обеспечением охраны труда в малых организациях в Бийском, Волчихинском, Егорьевском, Михайловском, Немецком национальном, Славгородском, Смоленском, Солтонском, Суетском, Чарышском районах, в городах - Белокуриха и Заринск. 

Задача, которую  необходимо решить, - это создать малому бизнесу возможности получения качественных услуг по охране труда наименьшими затратами. Для Алтайского края выход мы видим в развитии аутсорсинга услуг по охране труда. Когда один специалист профессионально обслуживает несколько малых организаций. Если не начать этим направлением заниматься сейчас, то для предпринимателей (работодателей) наступит непосильная административная (или уголовная) ответственность за несоблюдение законодательства. 

Естественно, как только будут внесены изменения в трудовое законодательство.
Сегодня в крае девять аккредитованных организаций, которые  осуществляют функции службы охраны труда или специалиста по охране труда в организациях с численностью работников до 50 человек.  

Роль и место органов местного самоуправления в проведении модернизации в сфере охраны труда.

В законе Алтайского края «Об охране труда в Алтайском крае» определено, что органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда на территории соответствующего муниципального образования в пределах своих полномочий. 

В крае имеются примеры наиболее успешной практики реализации  системы управления охраной труда на муниципальном уровне. В их числе Первомайский, Зональный, Крутихинский, Благовещенский, Быстроистокский, Ребрихинский районы,  города  - Славгород, Камень – на – Оби и ряд других.

Одним из эффективных механизмов является социальное партнерство.

На краевом уровне найдены эффективные формы взаимодействия между органами власти, объединениями работодателей и профсоюзов.

Площадкой для конструктивного диалога сторон социального партнерства стала краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений и рабочие группы по вопросам выплаты заработной платы и по охране труда и безопасности производства.

В региональное соглашение включены обязательства партнеров по  охране труда.

В той или иной мере аналогичные обязательства закреплены в территориальных соглашениях. Считаем необходимым добиться преемственности положений  краевого (регионального) и территориальных Соглашений в коллективных договорах.  

В частности, в коллективных договорах нужна конкретизация  ответственности работников и работодателей за соблюдение норм и требований охраны труда. Также должна быть предусмотрена ответственность работодателя за
реализацию мер по улучшению условий труда по итогам аттестации рабочих. 

Возможность для решения этой задачи заложена в процедуре уведомительной регистрации коллективных договоров. Ее осуществляют местные органы по труду.  

В заключении хочу ещё раз подчеркнуть. Наша главная задача – защитить здоровье работника и обеспечить безопасность труда. Путь определен - это внедрение системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечение в управление этими рисками основных сторон социального партнерства – работодателей и работников.