18+

В столице Алтайского края почти на 20 процентов возрос объем инвестиций

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

На днях губернатор Алтайского края Александр Карлин встретился с председателем Общественной палаты Алтайского края Павлом Тулиным. Главный общественник края проинформировал главу края о результатах обсуждения в ОП краевой целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края на 2012-2016 годы» и передал губернатору Карлину обобщенные предложения ОП. Публикуем итоговый документ, принятый Общественной палатой Алтайского края по итогам обсуждения.


РЕШЕНИЕ

Общественной палаты Алтайского края по вопросу:

«О социально-экономическом развитии алтайского села и роли гражданского общества»

 

 

Общественная палата отмечает, что на краевом уровне ведется работа по формированию эффективного сельского хозяйства и привлечению в регион инвестиций. Разработана инвестиционная программа «Комплексное развитие Алтайского Приобья», нацеленная на реализацию современных проектов в АПК. Взят курс на усиленное развитие животноводства, что позволит повысить устойчивость АПК к колебаниям рынка и формировать в регионе более высокую добавленную стоимость.

 

Впервые сделана попытка системного подхода к решению проблем села: разработана краевая целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края на 2012-2016 годы» (в дальнейшем - «Устойчивое развитие сельских территорий»), обсуждение которой прошло на «круглом столе» Общественной палаты с привлечением ученых, руководителей сельхозпредприятий и органов местного самоуправления.

 

Тем не менее многие проблемы села остаются нерешенными. Неурегулированность земельных отношений, нехватка дорог с твердым покрытием, отсутствие системной работы по стимулированию и поддержке сбыта сельхозпродукции и несоблюдение технологий в сельском хозяйстве снижают конкурентоспособность АПК. Многие субъекты хозяйствования по-прежнему имеют ограниченный доступ к долгосрочным кредитам. Негативное влияние на перспективы развития АПК оказывают: отток молодежи, высокий уровень безработицы, в сочетании с низкой мотивацией к труду сельских жителей, острый недостаток квалифицированных кадров. При этом внедрение современных технологий приводит к еще большему росту безработицы.

 

Качество жизни населения сельских территорий усугубляют: плачевное состояние культурной сферы, уровень образования и медицины, недостаточная активность самих жителей и слабое развитие гражданского общества, экономическая и политическая зависимость местных СМИ, экологические проблемы. Бедность муниципальных бюджетов не дает им возможности выполнять все возложенные на них полномочия. В итоге жители наших сел не получают всего спектра социальных услуг, на которые вправе претендовать любой гражданин России.

 

Общественная палата Алтайского края понимает, что многие проблемы не могут быть решены только на региональном уровне и в короткие сроки. Однако считает важным акцентировать внимание власти и общества на следующем:

 
  1. Принятые на краевом и федеральном уровнях целевые программы по развитию села и поддержке сельского хозяйства, модернизации социальной сферы и инфраструктуры должны быть увязаны друг с другом. Несогласованность их может привести к усилению перекосов и противоречий, неэффективному расходованию бюджетных средств. Программа «Устойчивое развитие сельских территорий» должна взять на себя роль интегрирующего документа, увязывающего и согласующего уже принятые и будущие программы.
  2.  Существующие и разрабатываемые программы должны быть направлены на формирование современного образовательного комплекса, способного готовить квалифицированных специалистов для села, имеющих необходимые в XXI веке компетенции. И здесь усилия государства следует объединить с работой частных структур в этой сфере. Поддержку образовательных инициатив со стороны бизнеса необходимо предусмотреть в программе «Устойчивое развитие сельских территорий». Задачу модернизации подготовки специалистов для села пора сделать приоритетной для региона.
  3.  Необходимо широкое информирование общества о ходе реализации программ, в первую очередь, через создание общественных советов при главах районов и Губернаторе края, с привлечением к их работе представителей гражданского общества и СМИ. Общественная палата края, со своей стороны, готова поддержать работу таких советов, предоставлять им площадки для обсуждения наболевших проблем, помогать в решение спорных вопросов.
  4. Крайне остро стоит проблема малых сел, в том числе тех, в которых нет базовых предприятий. Необходимо вынести эту проблему на обсуждение общественности, привлечь к ее решению специалистов федерального уровня. Повесткой дня на ближайший год должно стать формирование внятного подхода к решению проблемы малых сел.
  5. Рост производительности труда в сельском хозяйстве имеет ряд негативных эффектов, в том числе локальное перепроизводство и как следствие - резкое падение цен на сельхозпродукцию. Поддержка сбытовой деятельности производителей региона должна войти в число приоритетных вопросов.
  6. Еще одно следствие роста производительности производства - высвобождение рабочей силы. Считаем важным сохранение мер поддержки самозанятости, расширение программ переобучения безработных новым знаниям, умениям и навыкам. Важно также сохранить программы стимулирования мобильности рабочей силы (поддержка тех, кто в поисках новой работы решил сменить место жительства).
  7. Малый бизнес в сельской местности работает на рынках с низкой покупательной способностью, что ограничивает их экономические возможности. Следует предусмотреть сохранение для них льготного налогообложения, понижающих коэффициентов (по крайне мере, на переходный период). Предлагаем законодателям края и общественникам: обратиться к федеральным властям с требованием сохранить для малого бизнеса сел единый налог на вмененный доход.
  8.  Надзорные органы (в частности, прокуратура) оказывают беспрецедентное давление на глав администраций сельских поселений, требуя от них исполнение возложенных на них полномочий, несмотря на отсутствие средств в бюджете. Необходимо выработать механизм взаимодействия муниципальной власти и надзорных органов.
  9. Экологическое состояние сельских территорий должно найти отражение в программных документах. Необходимость этого очевидна: истощение земельных ресурсов продолжается, уничтожаются лесополосы, происходит массовая незаконная вырубка леса, повсеместно не решаются вопросы утилизации отходов. Важно на краевом уровне разработать краткосрочные («пожарные») и долгосрочные меры решения данных проблем. В программе «Устойчивого развития сельских территорий» следует предусмотреть поддержку экологоориентированных инициатив, в том числе, стимулы для развития автономной (независимой от крупных производителей энергии) и альтернативной (ветровой, биотопливной) генерации.
  10. Газификация сельских территорий, несмотря на все усилия властей, остается низкой. Одна из главных причин - ее дороговизна для граждан. Необходим глубокий анализ и устранение причин высокой стоимости газификации индивидуальных жилых домов.
  11. Тема устойчивого развития сельских территорий страны достойна широкого обсуждения, как на уровне края, так и на уровне России. Считаем целесообразным провести в нашем регионе выездное заседание Общественной палаты РФ по этой теме.
 

Многие из описанных выше проблем накапливались десятилетиями, и для их решения нужны колоссальные усилия местной, краевой и федеральной властей, бизнеса и гражданского общества. Необходима широкая общественная дискуссия, которая позволила бы сформировать основные направления социального развития сельских территорий и сформировать образ будущего российского села, отвечающего потребностям современного селянина и задачам обеспечения продовольственной безопасности страны.
 

Мы полагаем: только широкое обсуждение поможет нам всем найти подходы к решению этих хронических и крайне болезненных проблем. Общественная палата края намерена посвятить 2011 год системному анализу проблем и перспектив развития сельских территорий.