18+

Алтайский край лидирует в расселении аварийного жилья

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Об этом глава края заявил на состоявшейся на днях встрече со старейшинами профессорского корпуса ведущих алтайских вузов.

 

Встреча эта была организована в рамках Месячника пожилого человека. «Но это, пожалуй, не главная причина. А главная состоит в том, что я хотел бы пообщаться с вами, как с той частью интеллектуальной элиты Алтайского края, которая несет в себе высокий научный потенциал, известна и пользуется авторитетом в нашем регионе и за его пределами как профессионалы в своем деле, как воспитатели подрастающего поколения», - обратился к алтайским профессорам, открывая встречу, Александр Карлин.

 

ОСНОВА ОСНОВ

 

По словам нашего губернатора, приоритетом в образовательной сфере для краевой власти является на протяжении нескольких последних лет комплексное реформирование школьного образования по целому ряду направлений. Существенно укрепляется его материально-техническая база, совершенствуется образовательный и воспитательный процесс, вкладываются небывалые инвестиции в строительство новых школьных зданий, оснащение их современным оборудованием, в инфраструктуру современной школы (спортзалы, столовые и т.д.).

 

Для Алтайского  края, где половина жителей проживает в сельской местности, а еще четверть  - в малых городах, речь, в первую очередь, идет о модернизации сельского образования – оптимизации сети образовательных учреждений, повышении качества образования и его доступности.

 

Краевые власти убеждены, что, занимаясь школьным образованием, они развивают базу всей системы образования в крае. Более того, рассчитывают на то, что и система профессионального образования должна воспринимать те реформаторские подходы, которые реализуются сегодня в формате школьного образования. 

 

ВЕРТИКАЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

 

По мнению губернатора Карлина, будущее профессионального образования – за образовательными комплексами, интегрирующими все его уровни – начальный, средний и высший. 

 

Начальное профессиональное образование должно получить новое качественное развитие путем формирования ресурсных центров, в первую очередь ориентированных на  подготовку специалистов для АПК.

 

Гораздо больше внимания, нежели раньше, краевые власти намерены уделять среднему профессиональному образованию. Тем более что управление учреждениями начального и среднего профессионального образования теперь будет сконцентрировано на региональном уровне власти. А значит, будет проще влиять на этот сегмент, создавая внятные образовательные комплексы по отраслям.

 

А вот в отношении вузов прямых полномочий у краевой власти нет или они сведены к минимуму. Сама систему управления высшей школой в регионе выстроена специфическим, советским образом: ряд вузов подчинены отраслевым министерствам и ведомствам, другие – Министерству образования и науки и агентству. «Тем не менее, мы совершенно не считаем себя отстраненными от вас и просил бы вас не считать себя отстраненными от нас», - заявил Александр Карлин и подчеркнул:

 

-  Как функционирует система высшего образования я неплохо представляю. В Министерстве юстиции я курировал всю систему вузов (около десятка), подчиняющихся министерству.  Работая в Администрации Президента РФ – систему академий госслужбы. А поскольку имею ученое звание профессора, более 15 лет провел за кафедрой, занимаясь преподавательской работой, то знаю высшую школу и с этой стороны.

 

«ПОМОГАЕМ, НО РЕЗЕРВЫ ЕСТЬ…»

 

Несмотря на то, что вузовская система непосредственно краевой администрации не подчинена,  ей оказывается очень серьезная поддержка,  тесно взаимодействует региональная власть с ректоратами и руководством вузов на основе соглашений о совместном формировании контингента обучающихся на основе целевого набора, совместных действиях по трудоустройству выпускников, действуют целые системы поддержки на базе краевых программ профессиональных групп молодых специалистов, работающих в аграрном комплексе края, в образовании, здравоохранении и культуре. Существуют и работают такие программы и в территориях края, предусматривающие меры морального и материального стимулирования молодых специалистов на муниципальном уровне, вплоть до выплаты им стипендий в первые годы работы.

 

- Мы достаточно плотно взаимодействуем с министерствами и ведомствами, в подчинении которых находятся вузы, в частности, Алтайский государственный аграрный  университет. Мы с этим вузом первыми подписали соглашение о сотрудничестве. Я туда приводил и министра сельского хозяйства, и деньги выпрашивал для завершения строительства корпуса университета… Сказать, что мы этим вузом не занимались, было бы неправильно, - отметил губернатор Алтайского края. – Я, к примеру, поддержал заявку Аграрного университета о создании на его базе университета исследовательского типа. И не просто поддержал, подписав соответствующую бумагу, но переговорил с руководством Министерства образования, с министром сельского хозяйства. Елена Борисовна Скрынник дала свое согласие, направив письмо соответствующего содержания в Минобрнауки. Пока ни один аграрный вуз такого статуса не получил, и это хорошо! Все оставшееся время я будут долбить и убеждать, что такой исследовательский университет аграрного типа нам на Алтае необходим…

 

Помогает власть и другим алтайским вузам. Взаимодействует с Министерством образования на предмет совершенствования материально-технической базы нашего технического университета. Академии культуры на администрацию края обижаться не приходится. Несколько раз туда привозили министра культуры по приглашению губернатора со всеми вытекающими из этого материальными и финансовыми последствиями.

 

Александр Карлин посетовал на то, что его огорчила утрата Барнаульским педуниверситетом своего статуса:

 

- Мы университет педагогический должны в край вернуть. Это дело нашего престижа. Во многом руководство вуза само виновато, сообщило об этом только за два дня. Я за это время только успел с московскими чиновниками разругаться, на конструктивное решение времени просто не хватило. Считаю, что университет мы потеряли совершенно неоправданно, а принятое решение, по моему глубокому убеждению, несправедливо.

 

Что же касается медицинского университета, то задачи, которые ставит перед собой и решает в области здравоохранения в Алтайском крае администрация края, -  это очень серьезная ему поддержка. Формирование медицинского кластера, создание центров высоких медицинских технологий дает медицинскому университету  очень серьезный стимул для развития.

 

- Убежден, что не все сделано. Есть, несомненно, в нашей совместной работе с алтайской высшей школой резервы, и немалые, - отметил тем не менее губернатор края Александр Карлин.

 

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

 

Разумеется, губернатор не мог обойти вниманием и проблем высшего профессионального образования. И как юрист, коснулся в первую очередь юридического образования в Алтайском крае. Несмотря на расхожее мнение, что сегодня сложился переизбыток юристов, Карлин заявил:

 

- У нас юристов мало. Вот правовиков (надо ж придумать такое название нашей профессии!) более чем достаточно. По-прежнему без внятного юридического сопровождения у нас находится село. Более того, проблема усугубилась по сравнению с советскими временами.

 

По мнению губернатора, есть серьезные проблемы и с подготовкой кадров для государственно-муниципального управления. Он поделился с учеными и преподавателями своим видением:

 

- Сейчас это блюдо только «на гарнир», т.е. в качестве второго, дополнительного высшего образования. Я же считаю, что человек должен один раз в жизни получать высшее образование, но достойное. Если мы готовим таких специалистов, нужно подумать и сделать так, чтобы человек, получивший эту специальность, обладал глубокими знаниями в области финансов, бюджетирования, организации управления территориями, юриспруденции. Таких людей мы можем рекомендовать на высокие муниципальные должности. Сегодня многие наши идеи, программы не доходят, что называется, «до земли». Это как в системе кровообращения, когда отказывают капилляры. На региональном уровне, считаю, мы существенным образом скорректировали вопросы управления, но на муниципальном, особенно в сельской местности, продавить это бывает очень сложно. В том числе и из-за низкого профессионального уровня муниципальных управленцев.

 

Высказал губернатор и вполне обоснованные претензии к экономической науке, алтайским экономистам:

 

- Мы должны больше использовать возможности нашей экономической науки, именно той ее компоненты, которая занимается проблемами региональной экономики. Пока ее потенциал используется слабо. Мы, наверное, делаем мало предложений, а если и делаем, то, может быть, какие-то неуклюжие. Однако сплошь и рядом вижу, что люди, которые позиционируют себя в качестве специалистов в региональной экономике, таковыми на самом деле не являются и к этой научной отрасли имеют еще меньше отношения, чем формально даже я. Хотелось бы, чтобы такое взаимодействие существовало. У нас в Главном управлении экономики и инвестиций есть такое подразделение. Я подхожу к тому, что такой орган необходим и на более высоком уровне краевой власти.  Надо чаще приглашать оппонентов, какое бы это порой внутреннее сопротивление и не вызывало.

 

В заключение профессор Яков Шойхет, в свое время работавший в качестве вице-губернатора в администрации края, выразил благодарность губернатору Алтайского края Александру Карлину за внимание к науке и образованию, а также высказал надежду, что здравоохранение в крае и впредь будет развиваться в таких масштабах и такими темпами. «Наш опыт уже изучают в других регионах, этим можно гордиться, но нельзя останавливаться», - отметил профессор и член-корреспондент РАМН Яков Шойхет.  А другие участники выразили пожелание, чтобы такие встречи приобрели регулярный характер. 

 

ЧТО ЕЩЕ ГОВОРИЛ АЛЕКСАНДР КАРЛИН?

 

- Об увеличении поддержки молодых сельских учителей.

 

- Структура населения Алтайского края и других регионов Сибири разнится существенным образом. Если на селе в крае проживает 47 процентов населения региона, то в сельской местности работает учителей более 60 процентов. Когда Аман Гумирович Тулеев дает каждому выпускнику  школы 10 тыс. рублей на приобретение к выпускному балу костюма или платья, думаете, мне не хочется этого сделать? Или если Аман Гумирович вручает дедушке каждого золотого медалиста по 5 тыс. руб. , я не понимаю, что он этого достоин? Но опыт некоторых других регионов хорошо бы перенять с их деньгами. Кемеровская область в этом году  получила на бюджетное выравнивание без малого 9 млрд. руб., а мы за два приема только 300 млн. Мы будем поддерживать молодых специалистов, особенно на селе. А в рамках грядущего Года учителя будем изыскивать какие-то дополнительные возможности. Будем богатеть – будем больше помогать.

 

- Об объединении алтайских вузов.

 

- Мой любимый профессор любил повторять: «Никогда не доводите мои умные мысли до абсурда». Что я имею в виду? Недавно главы Барнаула, Новоалтайска и Первомайского района подписали соглашение о создании агломерации. И уже пошли публикации: мол, это объединение. На самом деле речь идет об интеграции инфраструктур двух городов и сельского района, их более плотного взаимодействия в решении социальных вопросов. Ведь летом значительная часть городского населения перемещается на отдых в Первомайский район, а все нормативы, к примеру, оказания скорой медицинской помощи, рассчитаны на постоянно проживающее там население.

 

У меня полномочий не так много, чтобы вас объединить, слить. Поэтому вы не рискуете проснуться однажды, будучи объединенными с кем-то.  Хотя вообще-то, надо подумать и объединяться в каких-то вопросах. Но не в том смысле как кто-то трактует агломерацию. Надо объединять наши возможности, потенциал материально-технической базы вузов. Надо договариваться и по специальностям. Почему специальность «государственно-муниципальное управление» преподается чуть ли не в каждом вузе? Пусть эта специальность будет на одной-двух площадках, но будет представлена достойно. Это обязательно сделать надо. Надо внимательно изучить перспективы взаимодействия в исследовательской деятельности. Взять, к примеру, биофармкластер. Ведь здесь вполне могут сотрудничать АГУ, АГАУ и АГМУ. Что же касается создания единого образовательного комплекса, то в первую очередь это должно касаться аграрной тематики. Если мы этого не поймем и в этом направлении не сделаем внятных шагов, мы рискуем много потерять. Любой нормальный руководитель региона заинтересован в том, чтобы в его территории существовал и развивался передовой, современный образовательный комплекс. Мне бы хотелось, чтобы и ректорский корпус это понимал. В этом смысле нам объединяться нужно, взаимно усилив друг друга.