18+

В столице Алтайского края почти на 20 процентов возрос объем инвестиций

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Лейтмотивом предстоящего 18 мая съезда Ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края» станет обсуждение проблем, связанных с реализацией Администрацией края и органами местного самоуправления задач, которые поставил в своем ежегодном Послании Президент РФ Владимир Путин. О проблемах и перспективах развития муниципальной ветви власти на Алтае аналитическому агентству «СибирьИнфо» в эксклюзивном интервью рассказал заместитель главы Администрации края Борис Ларин.

- Борис Владимирович,  как строятся взаимоотношения краевой власти и муниципальных образований? Порой, оценивая их, эксперты, наблюдатели, медийное сообщество края высказывает диаметрально противоположные мнения…

- Необоснованных кривотолков и спекуляций по этому поводу, действительно, немало. Главное, идет повседневная работа по решению сложных задач, стоящих перед органами государственной власти и местного самоуправления. В апреле этого года в своем докладе о социально-экономическом развитии края А.Б.Карлин подвел итоги этой работы в 2006 году, обозначил серьезные цели, достичь которых только усилиями администрации невозможно. Работа будет продолжаться на всех уровнях управления с привлечением бизнес-сообщества, политических и общественных организаций, всех граждан. И ключевое значение здесь имеет работа органов местного самоуправления. Проблем действительно много, но нельзя их сводить только к вопросам финансовых, межбюджетных отношений, как нередко происходит.

Сегодня мы пытаемся выстраивать работу с муниципалитетами системно, с учетом всех аспектов их деятельности и исключительно в рамках основополагающего Федерального Закона №131. В стратегическом плане у нас нет и не может быть противоречий: и краевая, и муниципальная власть в своей повседневной работе ориентированы на обеспечение поступательного развития экономики, повышение уровня жизни населения.

- И, тем не менее, в некоторых районах сейчас не до повседневной конструктивной работы, то и дело возникают различные конфликтные ситуации…

- Да, к сожалению. В крае насчитывается 797 муниципальных образований, включая сельские и городские поселения. Бывает, что в каких-то территориях на уровне городских округов и муниципальных районов (остановимся на них) складываются конфликтные ситуации. Мы серьезно проанализировали положение дел в каждом из них. Сегодня из 72 муниципальных районов и городских округов как минимум в двух третях территорий вполне благоприятная, стабильная и деловая обстановка, позволяющая консолидировать все силы для решения самых сложных вопросов. Понятно, что без конфликтов, ошибок в работе обойтись нельзя. Ведь, как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Тем не менее, мы считаем, что в подавляющем большинстве территорий края идет конструктивная созидательная работа.

В отдельных районах и городах периодически возникают или периодически обостряются застарелые конфликтные ситуации. Их причинами чаще всего являются, на мой взгляд, субъективные факторы: неумение руководителей наладить деловые контакты со своими подчиненными внутри администрации, с депутатским корпусом, территориальными органами федеральной власти, с представителями общественности и бизнес-сообщества. Нередко «камнем преткновения» становятся взаимоотношения местного руководства с руководителями сельхозпредприятий, являющихся базовыми для экономики и социальной сферы районов. Вот так в общем виде можно обозначить стороны в возникающих конфликтах.  

Безусловно, кроме человеческого фактора, в возникновении управленческих конфликтов есть и экономические предпосылки. Где хуже экономическая ситуация, там и противостояние, как правило, острее.

Есть конфликтные ситуации на уровне глав районов и органов представительной власти. После вступления в силу 131-го закона обострились проблемы взаимоотношений между главами ряда сельских муниципальных районов и руководителями райцентров. Как правило, районные центры более экономически развиты, нежели другие сельские поселения. Многие из них самодостаточны в бюджетном отношении, а стремление их руководства к некой «самостийности» зачастую порождает конфликты. В целом, стремление самостоятельно решать вопросы в своей деятельности заслуживает уважения, однако во всем нужна мера.

Как бы то ни было, еще раз подчеркну: жить в некоем «бесконфликтном вакууме» практически невозможно. Однако там, где органы местного самоуправления находят взаимопонимание, приходят к компромиссу, эти конфликты разрешаются. Нас очень настораживает ситуация в тех территориях, где присутствует конфронтация сразу на нескольких направлениях (в Калманском, Благовещенском, Шелаболихинском, Михайловском, Ельцовском, Крутихинском районах и городе Камень-на-Оби). В известном смысле, эти муниципальные образования можно назвать проблемными и с точки зрения социально-экономического положения. Взять, к примеру, Калманский район. Помимо субъективных факторов здесь существуют серьезные трудности экономического характера. В районе практически полностью уничтожены все коллективные хозяйства. Разумеется, такое положение дел сложилось не вчера. Нынешняя ситуация там – это итог многолетних негативных процессов. Колоссальное финансовое напряжение наблюдается в Благовещенском районе, где бюджетная задолженность формировалась годами. Хотя объективно район этот должен быть в числе ведущих территорий Алтайского края.

В ряде конфликтов явно присутствуют и некие меркантильные интересы сторон, связанные с прежними обидами и неудовлетворенными амбициями.

Если конфликтующие стороны адекватно оценивают суть происходящего и готовы идти друг другу навстречу, а их амбиции не перевешивают здравый смысл, то глубокого противостояния, вредящего общему дела, всегда можно избежать.   

- Что может дать и муниципальным образованиям и краевой Администрации подписание соглашений о социально-экономическом развитии территорий?

Эти соглашения преследуют несколько целей. Первая – повышение взаимной ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за состояние дел на конкретной территории края. Каждая из сторон берет на себя некие обязательства, выполнение которых, в конечном итоге, должно положительно сказаться на  социально-экономическом развитии и повышении уровня жизни населения в том или ином районе или городе. Вторая цель связана с оценкой способности муниципалитета решать поставленные перед ним задачи, брать на себя ответственность, эффективно работать совместно с органами госвласти на благо своей территории. Ведь нередко выходит, что деньги муниципалитеты получают, а практического результата нет. И, наконец, третья цель. Мы сейчас внедряем в крае новую систему управления социально-экономическим развитием, так называемый «индикативный метод», для чего уже принят соответствующий краевой закон. В основе этой работы лежит положительный опыт Республики Татарстан. Мы детально изучили его, а специалисты из Татарстана в качестве экспертов работают сегодня на территории края, оказывая помощь во внедрении этого метода. Так вот, показатели, которые заложены в соглашениях, – это своеобразные индикаторы. Они нужны в первую очередь органам государственной власти, чтобы знать, куда, в какую сферу, на какую территорию нужно направлять ресурсы, где сосредотачивать силы для решения самых насущных проблем.

Недавно, выступая на встрече с руководителями региональных отделений политических партий, глава Администрации края поднял очень интересную тему: оценивая потребность территорий в тех или иных объектах социальной сферы, краевая власть приходит к выводу, что сегодня во многих из них попросту отпала необходимость. Эти объекты либо вовсе не нужны, либо острые социальные проблемы муниципалитетов можно решать другими, более эффективными способами. Использование индикативного метода как раз и позволяет принимать обоснованные и взвешенные управленческие решения, более рационально использовать ограниченные бюджетные средства.

Ведь, уровень бюджетной обеспеченности наших муниципалитетов очень низкий. Такая ситуация не только у нас в крае. По оценке Контрольного управления Администрации Президента России, проводившего мониторинг реализации 131-го закона, более 50% муниципальных образований России имеют дефицит финансовых средств для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения.

-  Не кажется ли Вам, что назрела оптимизация административно-территориального устройства края? Ведь управлять такой громоздкой системой очень трудно…

-   Действительно, по количеству муниципальных районов Алтайский край занимает первое место в Российской Федерации. Да и число сельских поселений весьма велико. Конечно, к проблеме укрупнения, различных административных реорганизаций и преобразований надо подходить крайне осторожно, с учетом специфики каждого сельского поселения или муниципального района. Но перекос действительно существует. Так, в среднем по России около 9,1 тыс. кв. км приходится на муниципальный район, у нас в крае этот  показатель едва превышает 2,8 тыс. кв. км. Такая же ситуация и по численности населения, когда на некоторые районы приходится чуть более 6 тыс. жителей. В некоторых райцентрах больше жителей проживает! Но дело даже не в этом. Проблема в распределении ресурсов в малочисленных районах, когда значительная часть финансовых средств (до 30 процентов) тратится на содержание управленческого аппарата. Это вызывает закономерные вопросы у населения, которое недополучает средства на ежедневно потребляемые муниципальные услуги. Отсюда и высокие тарифы, и плохие дороги, и закрытие объектов социальной сферы… 131-ый закон и новый Бюджетный кодекс ориентируют на нормативный метод распределения помощи муниципалитетам. Разумеется, нужно поддерживать населенные пункты с развитой социальной сферой. Такой, как в той же в Благовещенке. Но чем провинились люди, которые никогда нормальных объектов соцкультбыта на своей территории не видели.

Нынешний закон в некоторой степени восстанавливает социальную справедливость. Конечно, мы надеемся, что когда-то наши сельские районы выйдут на уровень бездотационности местных бюджетов, но будет это, наверное, нескоро. В любом случае новый круг ответственности и полномочий, характер межбюджетных отношений заставят задуматься местные власти, население об эффективности использования бюджетных средств. А для этого необходимо создавать более мощные в экономическом отношении муниципальные образования. Ведь если оценить  возможности мелких районов и крупных, с численностью населения 20 тысяч и более человек, то они порой попросту несопоставимы. По уровню своей социальной обустроенности, экономическому потенциалу и качеству предоставляемых муниципальных услуг крупные районы занимают лидирующие позиции в крае. У них есть возможность аккумулировать ресурсы на наиболее важных направлениях муниципальной политики и эффективно решать многие вопросы. Разумеется, там, где ресурсов этих не хватает, где население невелико, и направлять в общем-то нечего. В некоторых сельских поселениях у нас проживает около ста человек. О какой экономической самостоятельности может идти речь? Зачем там содержать некую управленческую структуру для такого количества людей? А ведь эти деньги можно было бы вложить в реальные объекты социальной сферы, которые необходимы людям ежедневно! Во многих районах это прекрасно понимают и уже идут объединительные процессы на уровне сельских поселений.

На уровне районов все гораздо сложнее. Мы изучали эту проблему на примере Славгородского района. Есть несколько вариантов укрупнения этого района, к примеру, объединение ряда сельсоветов с Немецком районом, который более успешен в экономическом отношении. Ведь в Славгородском районе ныне складывается неблагоприятный социальный климат: много избыточных трудовых ресурсов, официально зарегистрированный уровень безработицы в отдельных сельских поселениях достигает 27 процентов. Это катастрофический для села показатель! Мы предлагаем объединить усилия хозяйствующих субъектов территорий, имущественные, земельные, трудовые ресурсы. Это даст импульс к эффективной работе. Но зачастую такие предложения воспринимаются в штыки. Существовал вариант включения части сельских поселений Славгородского района в состав городского округа Славгорода. Ведь тоже парадоксальная ситуация: в самом городе одна сторона улицы относится к городу, другая – к сельскому району, фактически три сельских поселения находятся в черте города.

Рано или поздно там, где для этого есть объективные социально-экономические предпосылки, укрупнение произойдет. Идеи, заложенные в 131-ом законе, налоговом и бюджетном законодательстве, обязательно приведут к необходимости оптимизации административной структуры, созданию более крупных и самодостаточных в экономическом плане муниципалитетов. Это та перспектива, которая продиктована идеологией реформы. И чем раньше это осознают руководители районов, их жители, тем быстрее территории смогут встать на ноги, более динамично развиваться. А для этого необходимо многим руководителям муниципальных образований преодолеть инерцию мышления, которая нередко связана с желанием сохранить свой статус. Между тем, убежден, на этот счет можно не опасаться: работы хватит всем!..

В последнее время в крае много говорят о необходимости изменения процедуры выборов глав муниципальных образований. Станет ли эта проблема темой обсуждения на предстоящем форуме?

- Думаю станет. Но следует отметить ряд существенных моментов. Во-первых, принципиальная позиция Администрации заключается в том, что мы, безусловно, будем следовать духу и букве 131-го закона. А в нем однозначно сказано: определение структуры органов местного самоуправления – прерогатива населения. Закрепляется эта структура в Уставе муниципалитета, который принимается представительным органом. Этому должны предшествовать консультации с населением, общественные слушания. Во-вторых, существует целый ряд особенностей муниципалитетов: (традиции, уровень подготовки кадров, криминализация и т.п.). Они, безусловно, должны учитываться при определении порядка формирования органов местного самоуправления. В-третьих, необходимо восстанавливать четкое взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления, вертикаль власти там, где это не противоречит закону. В этой связи мне представляется, что частая смена руководителей муниципалитетов не ведет к улучшению качества управления в этих территориях. И там, где сегодня переходят к системе заключения контрактов с руководителем местной администрации, в большей степени обеспечивается преемственность управленческой политики, стабильность. При условии, конечно, что глава районной администрации справляется со своими обязанностями. Если не справляется, то можно привлечь к ответственности.

Порой к руководству муниципалитетами приходят неподготовленные, просто случайные люди. По-человечески, они, может, вполне достойны уважения, но, как говорят, хороший человек – это не профессия. Достаточно вспомнить пример Краснощековского района, когда вновь избранный глава через два месяца подал в отставку. Все эти проблемы заставляют задуматься на местах, в первую очередь депутатский корпус, о том, как организовать систему управления районом, городом.

- Чего Вы ждете от форума?

- В таком формате главы муниципальных образований собираются один раз в год. А значит, нужно подводить какие-то итоги, систематизировать проблемы, делиться опытом их решения. Больше всего вопросов вызывает, конечно, наполняемость бюджетов. Однако, в прошлом году бюджетная обеспеченность муниципалитетов выросла. Положительная динамика отмечается и в этом году. Есть проблемы с финансированием полномочий, переданных с федерального и краевого уровня на муниципальный. Не всегда государственная власть честна перед муниципальной в том плане, что полномочия-то передаются, но в финансовом отношении они далеко не всегда подкреплены в полном объеме. С этим, несомненно, нужно разбираться, ликвидировать эти «прорехи». Необходимо решать и вопросы подготовки квалифицированных управленцев. Это острейшая проблема, которая касается муниципальных служащих всех уровней, включая и глав администраций городов и районов. Ведь сегодня у органов местного самоуправления существенно расширился круг полномочий, они проводят собственную налоговую политику, управляют муниципальной собственностью и еще многое решают. Обсуждение этих проблем на съезде позволит сообща найти пути их эффективного решения, укрепить взаимоотношения органов государственной и муниципальной власти. Это в наших общих интересах, в интересах всех жителей края. 

  

Соб. инф.