18+

В столице Алтайского края почти на 20 процентов возрос объем инвестиций

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

В том, что столица края заиграла новыми архитектурными красками, – безусловно заслуга строителей и архитекторов. Как и в том, что Алтайский край вошел в десятку ведущих по объемам строительства в России (по данным Росстата, за последний год объемы строительства в крае удвоились). Хотя часто выходит так, что заботиться о градостроительном развитии родного города приходится не благодаря чему-то, а вопреки. В канун «Дня строителя» на вопросы агентства «СибирьИнфо» ответил председатель Ассоциации строителей края, генеральный директор компании «Альфа-инвест» Игорь Алферов

Генеральный директор компании «Альфа-инвест» Игорь Алферов
«Панельки» строят не от лучшей жизни

- К сожалению, - рассказывает Игорь Владимирович, - самым комфортным за постперестроечное время периодом для строительной отрасли можно считать время, когда одни имели возможность проектировать и строить от души, а другие – воспользовались доверчивостью граждан, породили армии обманутых дольщиков. Ныне действующее законодательство существенно ограничило свободу строителей, причем далеко не всегда там, где это было необходимо. Строительство домов индивидуального типа сегодня экономически невыгодно. Многие компании переходят на обыкновенные «коробки», которые можно привязать и построить за гораздо меньшие сроки. То есть мы опять скатываемся к той безликости которая была хорошо проиллюстрирована в фильме «Ирония судьбы».

- Но ведь строители даже эти «панельки» пытаются украшать, чтобы они не выглядели похожими на другие…

- Я понимаю, но можно и Москвич-408 «нашпиговать» по-мерседесовски, только в Мерседес он от этого не превратится. Так и панельный дом останется «панелькой» со своими нормативными сроками, уровнем комфорта и особенностями планировки. Понятно, что такие дома гораздо дешевле в строительстве, но ведь людям придется там жить и через пятьдесят лет...

Сегодня ситуация на рынке жилья такова, что разница в цене на новое жилье в каркасно-монолитных и панельных домах не очень большая. Пока что люди покупают все. Но в последствии, по мере насыщения рынка, эта разница будет расти: иметь в собственности квартиру, которую можно будет передать своим детям и внукам, согласитесь, намного приятнее. «Монолит» в два-три раза долговечнее. 

Нам Китай - не указ?

- А какие перемены, по-вашему, ждут такие крупные и перспективные (в строительном отношении) города, как Барнаул?

- Генплан застройки города еще не утвержден, поэтому не поздно предусмотреть, что вместе с освоением окраин нужно начинать строительство центральной части города. Убирать старые одноэтажные постройки, и не точечно (как это делается сегодня), а целыми кварталами.

-Эта проблема обсуждается очень давно: люди не хотят переезжать из частного сектора в центре города, да еще и прописывают в своих домах по 20 человек...

- А для этого нужно принимать законы, которые рассчитаны на развитие общества, а не на популизм. Все видели, как в том же Подмосковье сотни домов снесли, а жители двух никак не хотели выезжать, пикет устроили. Я был в Пекине, где власти города так же проводят перезастройку старых кварталов. Но они сносят даже 17-этажные панельные дома, чтобы строить каркасно-монолитные, застраивать весь район комплексно, по современным технологиям. Это значит, что под целым микрорайоном будет многоуровневая подземная парковка, а первые этажи превратятся в магазины, кинотеатры, парикмахерские и т.д.. Во дворах же останется место только для газонов и детских площадок. И люди там не протестуют против переселения, потому, что есть законы, охраняющие их права. Государство дает таким переселенцам более льготные кредитные ресурсы, предоставляет первоочередное право вернуться в тот же район, откуда их переселили, но уже в новое жилье. У нас же эти механизмы не работают. В итоге Барнаул имеет такие улицы, как Советской Армии, где шикарная широкая дорога в обрамлении бараков с удобствами на улице. Да если бы этим людям сказали, что они получат новую квартиру в этом же районе, я думаю, что очень  многие бы на это согласились…

Не инвестор, а посредник?

- Впрочем, сегодня намного более актуальна другая проблема. Я говорю о тендерах на участки под застройку. С одной стороны – это действенный способ пополнения местного бюджета. Но с другой – итоги тендеров все чаще позволяют обогащаться тем, кто к строительству отношения не имеет. Что касается мест для так называемой точечной застройки – тут вопросов нет. Но выставлять на торги целые кварталы или микрорайоны у нас нецелесообразно. На Алтае нет строительных организаций, у которых было бы достаточно свободных финансовых ресурсов для покупки такого большого участка. К тому же очень редкий инвестор «потянет» обеспечение целого квартала всеми необходимыми коммуникациями. Раньше этим занимались специализированные краевые и городские организации, работала система, которую, на мой взгляд, не нужно разрушать.

- И кто же в таком случае будет покупать целый квартал под застройку?

- Этим занимаются посредники, которых никак нельзя назвать инвесторами. Возмущает и то, что в тендерах на участки под строительство могут участвовать даже физические лица. Они покупают участок за одну сумму, а потом дробят его на более мелкие, после чего предлагают нам, строителям, по цене в шесть раз больше изначальной! И некоторым приходится соглашаться. Но в конечном итоге, нужно понимать, что деньги, которые таким образом выручит этот посредник, лягут на себестоимость квадратного метра. И жилье, как вы понимаете, не станет от этого более доступным.

Впрочем, в случае с этими «инвесторами» возможен и другой вариант. Все понимают, что сами они строить не будут, даже если юридически и являются строителями. Но они наймут для осуществления строительных работ реальных строителей, но по минимальным ценам. В итоге, у строителей существенно снизятся возможности сработать с хорошей рентабельностью, значит, направить дополнительные обновления на обновление техники, модернизацию технологии, иными словами, на собственное развитие. В любом случае потенциальный покупатель новенькой квартиры не в выигрыше.

- И какого рода «инвесторы» встречаются чаще?

- Те, которые представляются строительными организациями. И это очень тревожный симптом: в строительной отрасли появляются неспециалисты, для которых качество и безопасность строительных работ могут быть на последнем месте. Эту проблему должен был решить закон о саморегулируемых организациях строителей, который должен был вступить в силу этим летом. Но в правительстве вовремя поняли, что закон этот требует серьезной доработки. У нас слишком большая страна, чтобы ставить эксперименты на такой огромной махине, как строительная отрасль. В итоге строители получили передышку еще на пару лет. И, что очень важно, мы сплотились перед лицом той слабо продуманной законодательной инициативы. Теперь мы можем вести диалог с властью от имени Союза строителей и Ассоциации строителей. И отрадно то, что к этому мнению начинают прислушиваться. Актуальность идеи саморегулирования строительной отрасли (чтобы сами строители решали, кому строить, а кому нет) – как раз и иллюстрирует последняя, обозначенная в нашем разговоре проблема. Но, с другой стороны, нельзя по всей России в рамки одного закона поставить всех - и Москву и Хабаровск и Читу и Барнаул. У каждого города, региона – свои возможности…