1,8 миллиарда рублей вложили в строительство и капитальный ремонт в Алтайском крае
1,8 миллиарда рублей вложили в строительство и капитальный ремонт в Алтайском крае
![]() «Губернаторский» сенатор от Алтайского края рассказал главному редактору информационно-аналитического портала Doc22 Артему Кудинову о некоторых итогах своей законотворческой работы в Совете Федерации, основных перспективах развития федерального законодательства в сфере госполитики в реальном секторе экономики и актуальных проблемах экономического развития Алтайского края, который он представляет в верхней палате Федерального Собрания. Его мнение интересно и важно, поскольку с июля прошлого года Юрий Шамков работает 1-ым заместителем председателем Комитета совета Федерации по экономической политике. А значит, ему приходится курировать широкий круг вопросов – это и промышленное, и энергетическое развитие, проблемы собственности, естественных монополий и саморегулируемых организаций... Юрий Шамков убежден, что российской индустрии необходимо стратегическое планирование, а также сопряжение регионального и отраслевого развития. - Юрий Вениаминович, в этом широком спектре законотворческих задач, которые стоят перед всем Федеральным Собранием, какая, по вашему мнению, особенно актуальна? - Все принимаемые законы, стимулирующие развитие экономики сегодня актуальны, но мне бы хотелось остановиться на законе о промышленной политике в России. Над ним мы сейчас работаем в рамках рабочей группы при Министерстве промышленности и торговли. В мае-июне законопроект рассмотрят в Правительстве РФ. А затем его необходимо внести в Госдуму с тем, чтобы принять этот важнейший закон до конца года. - А почему он так важен? - Ну, прежде всего, в нем заложены концептуальные вещи, характеризующие взаимоотношения государства и индустрии страны, начиная с базовых понятий и заканчивая условиями взаимодействия различных субъектов в долгосрочной перспективе. Он должен создать условия для развития промышленности в России на десятилетия вперед. А значит, повлиять на развитие всей экономики и социальной сферы страны. К примеру, предлагается организовать федеральный фонд, средства которого позволяли бы на возвратной основе, на условиях конкурентных с западными банками финансировать строительство промышленных объектов, приобретение современных технологий и оборудования. В качестве финансовой площадки такого фонда может выступить Внешэкономбанк. Уверен, это будет серьезная составляющая в повышении конкурентоспособности российской экономики в рамках глобальной экономики. - А для регионов, например, Алтайского края, принятие этого закона будет иметь какое-то значение? - Разумеется, ведь осуществлять его придется не в безвоздушном пространстве, а именно в регионах. Более того, предполагается синхронизировать региональное развитие с отраслевым. Иными словами, инвестиционные перспективы крупных корпораций увязывать с планами и нуждами субъектов федерации. К слову, еще одним существенным инструментом индустриальной модернизации и промышленного развития проект закона предусматривает создание в регионах России, в качестве своеобразных точек роста, индустриальных парков. Причем, планируется субсидировать из федеральных средств строительство инфраструктуры для них, а также предоставлять налоговые каникулы сроком до 10 лет для резидентов таких парков. Между прочим, к числу важнейших, даже основополагающих, я бы отнес готовящиеся законопроекты о стратегическом планировании и государственно-частном партнерстве. - Поговаривают о возрождении Госплана… - По образу и подобию Госплана СССР это невозможно. Но время показало, что тезис «Рынок все сам отрегулирует в экономике» неэффективен. Я глубоко убежден: необходимо долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование, развитие, как отраслей, так и экономики территорий, синхронизация этих планов с соответствующим бюджетированием. Организовываться и администрироваться этот процесс должен единым органом при правительстве. А уж как называться будет орган - это вторично. - Согласен. В свое время вы возглавляли комитет по промышленности в Алтайском краевом Законодательном собрании. На региональном уровне, с вашей точки зрения, достаточно ли законов для поступательного развития промышленности? - Думаю, что да. Однако периодически обновлять законодательную базу региона необходимо, приводя в соответствие с федеральным законодательством. А оно на месте не стоит, ежегодно наш комитет рассматривает более 300 законодательных актов. - У вас особое отношение, особое внимание к проблемам развития энергетики. В Алтайском крае эта сфера – в особом приоритете. - Алтайский край сегодня энергодефицитен. В энергетике сегодня наблюдаются высокий износ основных фондов, низкий КПД, высокие потери при передаче энергии. Для устранения этих недостатков отрасли необходима модернизация. - Для Алтайского края эта задача тоже актуальна? - Конечно, ведь изношенность алтайских ТЭЦ высока. ТЭЦ-1 в Барнауле закрыли, ТЭЦ-2 нуждается в модернизации. На Бийской ТЭЦ, больше ориентированной на производство тепла для промышленных предприятий, стоимость вырабатываемой электроэнергии высока, там самая высокая стоимость киловатта. С другой стороны, индустриальные перспективы развития Алтайского края, на мой взгляд, заключаются в опережающем развитии восточных и юго-восточных территорий региона. Эта часть края богата полезными ископаемыми – железными, полиметаллическими рудами, углем и др. Там уже сосредоточен серьезный научно-технический и производственный потенциал. Именно там придется создавать предприятия по глубокой переработке этих полезных ископаемых. А для этого понадобятся энергетические мощности. В перспективе этот потенциал будет востребован экономикой России. - А какая роль отводится Мунайской КЭС в развитии востока и юга Алтая? - Проект ее строительства обоснован и просчитан. И совсем неслучайно он включен в Генеральную схему развития электроэнергетики России до 2020 года, схему территориального развития до 2030 года, во многие другие важнейшие для энергетического развития страны программы и документы. Этот проект прошел согласования во множестве федеральных министерств и ведомств. Признается, что Мунайская КЭС нужна для перспективного развития региона. В противном случае, уж поверьте, ее никто никуда никогда бы не включил! - Какие обстоятельства могут обусловить успешную реализацию этого дорогостоящего проекта? - Первое – нужен понятный, серьезный профильный инвестор. Второе - на каких условиях вырабатываемая энергия будет реализовываться? Сегодня есть несколько сценариев развития рынка электроэнергетики. От этого зависит эффективность инвестирования в новую генерацию. Однако сегодня до конца нет ясности, как он, этот рынок, будет развиваться в будущем. В этом сложности, вызовы и угрозы для этого, несомненно, перспективного проекта. - Перспективы развития реального сектора региональной экономики немыслимы без модернизации транспортной инфраструктуры Алтайского края. Каковы, на ваш взгляд, приоритеты этой модернизации? - Назрела необходимость реконструкции трассы М-52, Чуйского тракта. Надо признать, что она идет с разной степенью интенсивности в направлении Новосибирска от Барнаула. Но надо вести модернизацию федеральной трассы и в восточном направлении, в сторону Бийска и Горно-Алтайска. Увы, макроэкономические сложности последних лет затормозили решение этого вопроса. Тем не менее, актуальность реконструкции автомагистрали М-52 никто сомнению не подвергает. Если говорить о перспективах развития транспортной инфраструктуры края, то здесь приоритетом являются региональные авиационные перевозки. Уже принята специальная краевая программа их развития. Базовыми точками развития региональных авиаперевозок могли бы стать в этой логистической схеме Барнаул, Горно-Алтайск, Бийск, Славгород, Рубцовск, Усть-Кокса и Кош-Агач. Там планируется реконструировать и модернизировать аэродромы. К слову, в Алтайском крае уже принято решение о реконструкции взлетно-посадочных полос в Рубцовске и Славгороде. Считаю, что это правильное и своевременное решение. В нем есть своя логика, потому как дальние аэропорты (Рубцовск, Славгород, Усть-Кокса, Кош-Агач) могли бы стать точками подлета в Барнаул или Горно-Алтайск (хабы), а Бийский аэропорт стал бы базовым для межрегиональных перевозок в Белокуриху и рекреационные территории алтайских предгорий. Кстати. Некоторые крупные компании, к примеру, UTAir, рассматривали аэропорт в Бийске как базовый на юге Сибири для межрегиональных, например, внутрисибирских, авиаперевозок. Убежден, что у Бийского аэропорта, который может и должен занять свою нишу в логистике авиаперевозок, есть будущее, он востребован. - Есть ли будущее у финансового решения проблемы модернизации Бийского аэропорта? - Есть, но оно заключается в привлечении серьезного крупного инвестора-собственника, для которого развитие аэропорта – профильный бизнес. Консорциум небольших местных компаний стратегически проблемы не решит. Здесь дело даже не в объеме необходимых средств, они-то возможно и найдутся. Дело – в собственности, а без решения этой проблемы невозможны перспективы развития этого проекта. Как бы то ни было, у Бийского аэропорта просматривается вполне ясное будущее. Беседовал Артем Кудинов. |