18+

В столице Алтайского края почти на 20 процентов возрос объем инвестиций

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Сегодня авиационная отрасль в России переживает не лучшие свои времена: не выпускаются современные модели самолетов, закрываются летные школы, теряет престиж профессия пилота… Между тем ежегодно миллионы людей отдают предпочтение авиаперелетам, сотни тысяч тонн жизненно важных грузов перевозятся именно воздушным транспортом. Сегодня Алтайский край в СФО по развитию авиаотрасли  входит в первую пятерку сибирских регионов.

От винта!

Сегодня основное авиапредприятие Алтайского края – «Алтай», эксплуатирующее главный аэропорт края - Барнаульский. Последние несколько лет он динамично развивается, наблюдается постоянное увеличение пассажиропотока. После смены руководства предприятия здесь освоили прием несколько новых видов авиационной техники. Администрация аэропорта в самое ближайшее время рассчитывает получить разрешающие документы на обслуживание самолетов большей вместимости российского и иностранного производства -Ил-96 (300 чел.), Боинг-767 и евроаэробус новой модификации А-321. Возможно, уже в этом году Барнаульский аэропорт сможет их принимать.

Между тем, построенный еще в 1968 году аэропорт «Барнаул» устарел и морально, и технически. Советом директоров, куда входит и администрация края, принято решение о поэтапной реконструкции аэропорта за счет собственных средств предприятия. В 2007 году запланировано начать ремонт зала прилета и  завершить его в мае следующего года. В 2008 году планируется приступить к строительству нового международного терминала. "Скоро барнаульский аэропорт выйдет на обслуживание 300 тыс. пассажиров в год. В среднем по России это нормально. Заработанных средств нам хватает, чтобы обновлять спецтехнику и остальное хозяйство", - сказал генеральный директор ОАО «Авиапредприятие "Алтай" Виталий Архипенко.

Еще недавно перспективы второго по величине в крае Бийского аэропорта эксперты оценивали безапелляционно скептически. Смело можно утверждать: трудные времена у бийского аэропорта  позади. В ближайшие пять лет будет произведена его полномасштабная реконструкция и доведение его до международных стандартов, чтобы аэропорт мог принимать самолеты первого класса. В настоящий момент идет согласование документов в Москве. По предварительным данным, планируется строительство новой взлетно-посадочной полосы, что позволит принимать воздушные суда начиная от дельтапланов и заканчивая грузовыми Ил-96 и Ан-124.

Сегодня только АКГУП «Алтайские авиалинии» эксплуатирует в крае самолеты Ан-2 и вертолеты Ми-8. В настоящий момент предприятие находится в стадии акционирования со 100% долей акций на первом этапе у администрации края. Дальнейшая цель развития – привлечение инвесторов для увеличения парка воздушных судов. Планируется, что в ближайшие пять лет в крае появятся новые вертолеты, более легкие самолеты для деловой авиации и применения их в народном хозяйстве. Сегодня полеты для этих целей осуществляются на более затратной модели – Ан-2. Стоимость одной тонны горючего для такой машины составляет почти 70 тыс. рублей. Разумеется, это слишком дорого для выполнения санитарных заданий, авиахимработ. В перспективе произойдет замена на другую модель и решится судьба дальнейшего использования самолетов Ан-2.

Под крылом самолета о чем-то поет…

По словам заместителя председателя комитета по транспорту, дорожному хозяйству и связи администрации Алтайского края Геннадия Демиденко, основные проблемы авиаотрасли носят объективный характер. Связаны они с тем, что в период реформ отсутствовала какая-то внятная политика в области развития авиации. Как следствие, самолетный парк износился, устарел, новых модификаций практически нет. Испытания перспективных моделей в последние годы практически не проводятся, поскольку отсутствуют новые разработки самолетного парка. Ранее от стадии разработки до ввода в эксплуатацию самолета проходило пять лет. Сегодня этот устоявшийся алгоритм нарушен. Решение проблемы модернизации авиционного парка зависит от того, насколько оперативно Правительство РФ сможет наверстать упущенное и вывести отечественный авиапром из затяжной стагнации. 

Как результат его -  отсутствие сегодня на Алтае сертифицированных самолетов местных воздушных линий. Як-40 уже практически не эксплуатируется из-за своей экономической нецелесообразности, у Ан-124  - заканчиваются сроки эксплуатации. По словам Геннадия Демиденко, первым этапом возрождения авиапрома должно стать хотя бы налаживание производства комплектующих.

Проблемой остается и подготовка персонала для работы в гражданской авиации. Средний возраст летного состава – достаточно приличный, свыше 50 лет. А подготовка требует от авиакомпаний дополнительных затрат.

На Чарыш за 2500 рублей

Жители края помнят времена, когда на Алтае существовали внутрикраевые перевозки – из Барнаула в Рубцовск, оттуда в Бийск и наоборот. Подобные перелеты не были самоокупаемыми, но дотировались из средств госбюджета. Причем выделялись они  независимо от того, какова была расходная составляющая. Руководство страны видело в них необходимость. Есть ли перспективы у возрождения системы местных авиаперевозок?

К сожалению, нет. По словам Геннадия Демиденко, в ближайшее время внутрикраевое воздушное сообщение не будет восстановлено: отсутствует самолетомоторный парк, который мог бы конкурировать сегодня с развитой наземной транспортной системой в виде автомобильных перевозок. Попытки вновь воспроизвести данную систему были, даже расчеты производились. Но если взять, например, Ан-2, то стоимость авиабилета до Чарыша превысит 2500 рублей. К тому же понадобится  строительство и реконструкция взлетно-посадочных полос, зданий аэровокзалов и т.д. Без всей этой инфраструктуры невозможно обеспечить безопасность пассажиров не только в воздухе, но и на земле, в аэропорту.

Возможно, когда авиационная промышленность заработает в полную силу, появятся высокоэкономичные самолеты, а значит, авиаперевозки станут рентабельными и конкурентоспособными, тогда и начнутся работы по восстановлению местных аэропортов.

Край для края

Ситуация в авиаотрасли края сегодня находится на постоянном  контроле у главы администрации края, который в полной мере владеет всей информацией. Несколько лет назад краевой бюджет не дал кануть в небытие аэропорту «Барнаул», был произведен его капитальный ремонт. Сегодня это позволило предприятию действовать «без оглядки», взлетно-посадочная полоса в хорошем состоянии. Руководством края было принято решение также о целевом выделении средств на приобретение досмотровой техники, реконструкцию котельной аэропорта с переводом ее с угля на газ, компенсации части банковской ставки по привлекаемым кредитам за счет бюджета края. И принятые меры дали результат: аэропорт окреп в условиях рынка, когда не было никакого контроля и регулирования со стороны государства. Не говоря уж о целенаправленной существенной господдержке. Сегодня получаемая ОАО «Авиапредприятие «Алтай» прибыль позволяет решать значительную часть   задач за счет собственных средств.

В малой авиации в настоящее время рассматривается вариант выделения бюджетного кредита на обновление авиационной техники. План уже одобрен, началось его претворение в жизнь. А это значит, что сохраняется задел на будущее для возрождения малой авиации, перспектива постепенного возрождения внутрикраевых авиаперевозок. Для сравнения: аналогичные авиакомпании в соседних регионах давно уже прекратили свое существование, поскольку им не уделялось внимания со стороны администрации. Нет таких авиакомпаний в Новосибирске, Кемерово, Омске… Список можно продолжать.

Тем не менее, Геннадий Демиденко подчеркивает:

- Как бы то ни было, в целом регион принципиально изменить политику в этой области не сможет. Не будет авиационной техники - не понадобятся и аэропорты!

С появлением в крае игровой и туристско-рекреационной зон ожидается значительный приток на Алтай туристов. А значит, вырастет и пассажиропоток. Если учесть тот факт, что среди клиентов есть и достаточно обеспеченные люди, которые желают добираться в места отдых воздушным транспортом, то в районе Бирюзовой Катуни, Белокурихи и других наших турзон предусмотрены вертолетные площадки. При необходимости их количество будет увеличено. А доставлять платежеспособных туристов в места отдыха будут вертолеты. Однако этого явно недостаточно…

В «Бирюзовую Катунь» можно будет прилететь

Скорее всего в самое ближайшее время для обслуживания туристической и игорной зон в Алтайском крае будет построен новый аэропорт. По словам начальника Управления по транспорту, дорожному хозяйству и связи администрации края Виктора Давыдова, в действующем бийском аэропортовом комплексе по большому счету ни один из объектов не может использоваться при деятельности аэропорта первого класса. Поэтому абсолютно все, включая взлетно-посадочную полосу, которая по своей несущей способности в принципе не может принимать суда со взлетной массой больше 100 тонн, нужно будет реконструировать. А это значит, что проще и дешевле будет построить аэропорт с нуля.

"Мы точно определимся с местом расположения аэропорта, когда дадут заключение проектировщики. Сегодня самые крупные самолеты, которые могут прилететь в Бийск, - это Як-40 и Ан-24. Существующий Барнаульский аэропорт в год обслуживает 400 тыс. пассажиров. Если же со строительством игорной и туристической зон будущий аэропорт должен будет принимать до 1,5 млн. пассажиров (а это уже будет аэропорт 1 класса), то на старой площадке он использоваться не сможет. И тогда будет принято решение удалить новый аэропорт на определенное расстояние, чтобы он соответствовал всем европейским стандартам, в том числе по шумам, выбросам и прочим показателям", - пояснил Виктор Давыдов.

Есть и еще один аспект, который будет определяющим при выборе места строительства. В соответствии с требованием, которое должно учитываться при строительстве игорной зоны, от самой зоны до аэропорта должна идти дорога в одном уровне протяженностью приблизительно 80 км. Как минимум, она должна быть второй технической категории и предполагает возведение моста через реку Катунь. Между тем там, где предполагается построить  мост, условия потребуют значительных капиталовложений. Так вот, чтобы не строить мост, будет более целесообразным построить аэропорт на левом берегу Катуни. Тем самым дорога будет короче, а аэропорт приблизится к комплексу "Бирюзовая Катунь", курортам Белокурихи и самой игорной зоне.