18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Блогер Напильник поделился впечатлениями об итогах конференции в Бийске, посвященной потенциалу саморазвития регионов Сибири. И пришел к выводу: Алтайский край, не самый развитый экономически регион Сибири, может парадоксальным образом стать оазисом стабильности в условиях глобального экономического кризиса.

Можно сколько угодно иронизировать по поводу экономической слабости Алтайского края и шутить по поводу грядущего кризиса, что, мол, региону он-де не грозит, поскольку падать вниз уже некуда. Но надо признать, что в известном смысле нынешние проблемы индустриального развития края, его социально-экономическое отставание от более зажиточных соседей могут стать и его преимуществами. Как, впрочем, было уже в 2008-2009 годах, когда накрыла Россию и Сибирь первая волна мирового кризиса. Алтайский край относительно легко пережил его, если сравнивать с другими сибирскими регионами. А вот многие куда более экономически мощные регионы, к примеру, Кузбасс, до сих пор не могут оклематься.

АКАДЕМИКИ И ПРОФЕССОРА УСТРОИЛИ МИТИНГ

На днях в Бийске прошла всероссийская научно-практическая конференция «Экономика территории: потенциал саморазвития», организованная администрацией Алтайского края, АлтГТУ, Российским экономическим университетом им Г.В.Плеханова, КГБНИУ «Алтайский научно-образовательный комплекс», Финансовым университетом при Правительстве РФ».

Форум, традиционно (а я уже раз пять-шесть в нем участвовал!) характеризовавшийся сдержанностью оценок и умеренностью взглядов, на этот раз поразил своим радикализмом. Участники конференции констатировали крах идей либеральной экономики в России, а также исчерпание потенциала «вертикали власти» в стране.

Не буду рассуждать вокруг да около, предоставлю слово самим участникам, выступления которых изложу тезисно, но, как мне кажется, очень близко к сути:

Академик Татаркин убежден в том, что «вертикаль власти» себя исчерпала.

Академик Татаркин убежден в том, что «вертикаль власти» себя исчерпала.

Академик РАН, директор Института экономики Уральского отделения РАН Александр Татаркин:

- Надо отказываться от исчерпавшей себя «вертикали власти» и повышать самостоятельность регионов и муниципалитетов.

Руслан Хасбулатов выступает за введение госпланирования.

Руслан Хасбулатов выступает за введение госпланирования.

Завкафедрой «Мировая экономика» РЭУ им. Плеханова Руслан Хасбулатов:

- Существующая в России экономическая модель, впрочем, как и система управления, неэффективны. Они как два пьяницы: оба неадекватны, но не дают друг другу упасть. Я с большим опасением ожидаю падения цен на нефть и газ. Такая ситуация грозит новой революцией, причем в известном смысле создают для нее условия те, кто с высоких трибун всячески клеймят ее. Взять грандиозное социальное неравенство или положение дел в ЖКХ, которые могут стать предпосылками для социальной революции. Государство должно ориентировать экономику на достижение каких-то задач. Нужно вводить директивное и индикативное планирование для предприятий различных форм собственности и разных отраслей.

Сенатор Шамков уверен, что России необходима внятная промышленная политика.

Сенатор Шамков уверен, что России необходима внятная промышленная политика.

1-ый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Шамков:

- Эксперты прогнозируют снижение темпов промышленного производства в России в ближайшие годы и прекращение этого роста к 2015 году. Таковы же оценки и в отношении ВВП и роста инвестиций. Проблемы промышленности не решаются десятилетиями. Запредельно высок износ основных фондов, достигающий местами 75 процентов. Есть отрасли, куда инвестиции вовсе не поступают. При этом отток капитала из страны достиг критических значений. Инструменты стимулирования развития промышленности государством используются недостаточно эффективно. Ситуацию невозможно изменить путем технологической модернизации отдельных предприятий.

Руководитель Новосибирскоблстата, профессор Александр Кисельников:

- Сегодня управленческая политика направлена на разрыв единства страны за счет отторжения Сибири. Уничтожены переделы, созданные в Сибири после 1937 года. Наукоград Бийск, скорее, исключение из общего правила, общей тенденции деградации индустрии в Сибири. В свое время предполагалось, что сибирская промышленность, как правило, стоящая в начале технологических цепочек, должна развиваться опережающими темпами, где-то на 20 процентов выше. Между тем реальные события имели прямо противоположный характер. Все это вызывает законное раздражение. Усугубляет положение дел вступление России в ВТО и грядущий мировой кризис. Системные проблемы характерны для многих регионов Сибири, которая все больше скатывается к статусу сырьевого придатка. Теперь уже, правда, и для Китая. Чтобы противостоять этим процесса, надо первым делом устранить от управления государством «пятую колонну»…

Собственно, на один день тихий и спокойный наукоград Бийск стал фактически центром протестных настроений Сибири. Впрочем, не стал бы преувеличивать оппозиционный настрой академиков и вузовской профессуры, чья неожиданно проснувшаяся пассионарность в известном смысле была мотивирована начавшимся реформированием высшей школы и РАН. Между тем, журналисты в кулуарах недоумевали: рыжковским конференциям, увы, весьма далеко по накалу критики нынешней федеральной власти до почти официальной "научно-практической". А верный соратник Владимира Рыжкова, ныне диссидентствующий бизнесмен-ярмарочник Андрей Олишевский и вовсе торжествующе ликовал: градус критики настолько порой зашкаливал, что подчас казалось, что это не научный симпозиум, а родной ему по духу и мысли митинг оппозиции.

Участники конференции порой спорили до хрипоты.

Участники конференции порой спорили до хрипоты.

АЛТАЙ И СИБИРЬ, СИБИРЬ И РОССИЯ, РОССИЯ И МИР…

Вот что говорили уральские и сибирские ученые, которых в неосведомленности упрекнуть язык не поворачивается.

Томская область. Долги годы позиционировала себя как успешный, продвинутый, инновационный регион. Сегодня оптимизм сменяется пессимизмом. В 2008 году здесь был закрыт крупнейший в мире реактор, за счет которого отапливались около 300 тыс. жителей Томска и Северска. Это был грандиозный, технически оснащенный объект. Сокращается количество студентов. Исчерпываются объемы нефти и газа в области.

Кемеровская область. В Кузбассе фактически объявлен банкротом Прокопьевск. Собственники угледобычи переходят на открытый способ добычи. Целые агломерации теперь напоминают «сибирский Детройт», который совсем недавно был объявлен банкротом. Пока непонятно, где шахтеры будут работать? Закрываются заводы.

Новосибирская область. Огромный завод «Сибсельмаш» объявлен банкротом. При этом город вышел на 1-ое место в России по размеру торговых площадей на душу населения, обогнав Москву и Питер. В области высока концентрация научных кадров (три академгородка), сокращение которых уже началось. На днях крупнейшая коммунальная авария оставила без канализации Бердск.

Красноярский край. Закрываются производства в Красноярске-26. Выяснилась манипуляция с налоговыми потоками крупнейших налогоплательщиков региона.

Хакасия. Особенностью субъекта являлось то, что чуть ли не 80 процентов доходов бюджета давал Саяногорский алюминиевый комбинат (Дерипаска). В этом году падение налоговых поступление составило 4 раза (!).

Упаси меня Бог нагнетать напряженность и кошмарить читателей! Однако, как справедливо заметили в свое время бр. Стругацкие в «Обитаемом острове»: «Нам разрешается прослыть невеждами, мистиками, суеверными дураками. Нам одного не простят: если мы недооценили опасность. И если в нашем доме вдруг завоняло серой, мы просто не имеем права пускаться в рассуждения о молекулярных флуктуациях — мы обязаны предположить, что где-то рядом объявился чёрт с рогами, и принять соответствующие меры, вплоть до организации производства святой воды в промышленных масштабах…».

Мэр Бийска Николай Нонко рассказал Хасбулатову об успехах наукограда, после чего исчез вместе с экс-спикером мятежного ВС в неизвестном направлении.

СВЯТАЯ ВОДА И АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

Примечательно, что в своих выступлениях уважаемые ученые не упоминали Алтайский край. Понятно, что и из вежливости тоже. Но ведь есть и другая сторона проблемы, которая проявила себя во время последнего приступа кризиса. Причем это, на мой взгляд, тот случай, когда слабость оборачивается силой. Точнее, как в восточных единоборствах, есть шанс именно таким образом конвертировать одно в другое. Причем обусловлена реализация этого шанса от тактической грамотности бойца и его профессионализма. Ну, вы понимаете, о чем я - применительно к Алтайскому краю. Итак, почему не страшен нам кризис в той степени, в какой его уже ощущают наши соседи? Воспользуюсь тезисами выступления начальника управления по науке, инновационной и кластерной политике Главэкономики Алтайского края Александра Жидких. На мой взгляд, это могло быть самое содержательное выступление на конференции. Если бы алтайскому чиновнику дали слово. И то, что он его не получил в рамках пленарного заседания, весьма, с моей точки зрения, примечательно. Вот, что отметил Жидких.

Александр Жидких: структура экономики Алтайского края обладает кризисным иммунитетом.

Алтайский край - очень нетипичный для Сибири регион. Аграрная специализация обеспечила равномерную систему расселения и формирование ключевой отрасли нашей экономики – пищевой и перерабатывающей промышленности. Впоследствии появилась аграрная наука, машиностроение, ориентированное на сельское хозяйство, производство шин для сельхозтехники, грузовых вагонов. Параллельно развивалась многопрофильная оборонная промышленность в части химии, двигателестроения, приборостроения, патронов, военной формы. Все это требовало квалифицированных кадров что повлекло развитие профильных вузов и системы среднеспециального образования. Наряду с этим формировалась социальная инфраструктура, система здравоохранения и санаторно-курортный комплекс. К 1990 году край представлял собой с одной стороны очень сбалансированный территориально-производственный комплекс аграрно-индустриального типа, а с другой – промышленный узел оборонного профиля. Смена политического строя потребовала формирования новой системы сбыта промышленной продукции, которая стала либо неконкурентоспосбной либо невостребованной государством. Оказались утраченными целые отрасли промышленности, а оставшиеся без работы люди сформировали новый сектор экономики – малое предпринимательство, которое так или иначе связано с аграрно-промышленным комплексом и торговлей.

Спустя 20 лет мы имеем совершенно иную структуру экономики, которая уже в меньшей степени подвержена кризисному влиянию. Но тем не менее опасность существует. В структуре обрабатывающей промышленности помимо пищевой и перерабывающей, около 40% занимают 3 вида экономической деятельности, представленные всего 4 предприятиями: ОАО «Алтай-кокс», ОАО «Алтайвагон», ОАО «Сибэнергомаш» и ОАО ПО «Алтайский шинный комбинат». Эти предприятия входят в крупные федеральные холдинги которые определяют их экономическую и социальную политику.

Исходя из конкурентных преимуществ, целью региональной политики Алтайского края должно стать формирование как можно более самодостаточной экономики, не подверженной кризисным воздействиям. А что для этого необходимо? 

  1. Создание аграрно-индустриального территориально-производственного комплекса с полным технологическим циклом.
  2. Развитие высокотехнологичной медицины и санаторно-курортного комплекса.
  3. Развитие системы высшего профессионального образования, ориентированной на подготовку студентов из Казахстана и Средней Азии. 

Достаточно ли этого? Наверное, нет. Однако и это еще необходимо воплотить в жизнь. Впрочем, Жидких не упомянул об одном. Чиновник умолчал о политической компоненте социально-экономической стабильности. А именно ее и будут формировать будущие в 2014 году губернаторские выборы, от итогов которых и будет в известном смысле зависеть благополучие Алтайского края и его жителей в обозримой перспективе. Вряд ли наш «алтайский Боливар» вынесет двоих. Имею в виду возможные экономические проблемы и политические потрясения в одном флаконе. И если первые носят объективный характер, то вторые во многом зависят от нашего осознанного и ответственного выбора. Ну и от запасов святой воды тоже…

Источник.