18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Героический караван с монгольской помощью Красной Армии будет художественно отображен в бетоне, мраморе и граните.

В этом году исполнилось 70 лет почти забытому событию – прибытию в Бийск «верблюжьего конвоя» с помощью жителей Монголии воюющей тогда Красной Армии. Грандиозная экспедиция, пересекла в тяжелейшее зимнее время безжизненные пустыни, покрывшиеся ледяными торосами горные перевалы и продуваемые ветрами предгорья Алтая. Причем погонщики – молодые монгольские патриоты испытывали жесточайшие трудности, однако с честью выполнили свой долг…

Вот что рассказал культуролог, замдиректора Института архитектуры и дизайна АлтГТУ Михаил Шишин.

Doc22.ru Профессор Шишин укрепляет дружбу с Монголией и другими странами Большого Алтая.

Профессор Шишин укрепляет дружбу с Монголией и другими странами Большого Алтая. 

РАССКАЗ КУЛЬТУРОЛОГА ШИШИНА

- Было это ровно 70 лет назад, - начал свое неторопливое повествование профессор Шишин. - СССР воевал с фашистской Германией, а братская Монголия одной из первых стран вступила в войну на стороне Советской России. Летом 1942 года в Ховдском аймаке (Западная Монголия) был организован сбор подарков для бойцов Красной Армии, тяжело сражавшейся тогда с немцами. ССССР тогда испытывал серьезные трудности на фронтах Великой Отечественной, войска отступали к Сталинграду.

Одним из инициаторов этой акции солидарности и поддержки стал 17-летний юноша, член Ревсомола Монголии Лувсан. 

Лувсан, один из участников каравана

Лувсан, один из участников каравана

Заготавливали сушеную говядину, баранину. Мужчины охотились на маралов, женщины шили шапки теплые шубы из овчин, меховые варежки и сапоги. Все это монголы делали бесплатно и добровольно, вспоминая, какую помощь оказали им русские солдаты под Халхин-Голом. Для транспортировки грузов со всей Западной Монголии собрали более 1200 (!) лучших верблюдов.

Лучших верблюдов Западной Монголии собрали под Ховдом.

Грандиозный караван отправился в Бийск из Ховда 17 сентября 1942 года. В конечной точке маршрута груз надо было перегрузить на эшелоны. А затем двинуться в обратный путь. Общая протяженность маршрута следования каравана составляла более 1000 км (около 400 км на отрезке Ховд – Ташанта и 630 км от Ташанты до Бийска).

Самым сложным этапом пути стало пересечение перевала Чике-Таман, что в Горном Алтае. Особенно трудно приходилось верблюдам, чьи ноги не приспособлены к передвижению по льду, во время гололеда и на наледях. Животные скользили, часто падали, их ноги были окровавлены и разбиты о камни и лед. 

Вот такой вид открылся молодым монгольским караванщикам на перевале Чике-Таман.

Чтобы верблюды не скользили, прямо в пути придумали для них «обувь» - обматывали копыта овчиной, войлоком и тряпьем, шили специальные калоши из шкур и брезента. А когда караван вовсе не мог двигаться из-за непогоды и стужи, молодые монгольские погонщики клали им под ноги свои шубы, куртки, ветки деревьев, доски. Зачастую каравнщики оставались без верхней одежды, в стужу, на пронизывающем ветру. Их отогревали русские и алтайские женщины в маленьких деревушках, изредка встречавшихся по пути.

В зимних горах за день удавалось пройти 25-30 км. Вставали засветло, до зари и становились на ночевку только в сумерках.

В Бийск прибыли зимой 1943 года, разгрузились несколько дней. Отдохнули и в обратный путь. Несмотря на продовольственные трудности военного времени, бийчане дали монголам пшеницу, крупы, муку и сахар. Вернулся караван в Ховд 5 мая 1943 года. Таким образом в пути караван находился в общей сложности почти 8 месяцев, потратив 200 с лишним дней на преодоление тысячекилометрового пути.

СУДЬБА ЛУВСАНА

- А что же с тем монгольским юношей, патриотом Лувсаном? – спросил я примолкшего Михаила Шишина.

- Лувсан стал достойным монгольским гражданином. Воевал с японцами, почти полвека бессменно руководил сомоном (что-то вроде нашего сельсовета). Лувсан стал Героем труда Монголии, награжден тремя орденами Сухэ-Батора (монгольский аналог Ордена Ленина). Пять раз избирался депутатом Великого народного хурала Монголии, был членом ЦК Монгольской народно-революционной партии. У него большая семья – 5 детей, 70 внуков, правнуков и праправнуков. Вот так сложилась судьба караванщика–ревсомольца Лувсана, - вновь замолчал алтайский ученый, задумчиво глядя вдаль... 

Лувсан, в своем доме, 2008

- Да, кстати!.. – вдруг снова оживился Шишин. – Родственник Лувсана оказался высокопоставленным монгольским чиновников, руководителем счетной палаты всей Монголии. Обещал всячески помочь нашей инициативе. Сделать все, чтобы память о его героическом деде сохранилась навсегда…

СУЛЬДЭ НА ВЕТРУ

Недавно группа российскийх энтузиастов, алтайских ученых и деятелей искусств - культурологов, скульпторов и архитекторов, выступила с инициативой увековечить память легендарного каравана. восстановить это забытое героическое событие в исторической памяти российского и монгольского народов. Разумеется, это способствовало бы укреплению дружбы между народами. Архитектурный проект так и назвали «Дружба – Найрамдал». А разработан он был на средства гранта губернатора Алтайского края Александра Карлина.

Проект представляет собой 3-частную композицию из 3 памятных знаков, расположенных по пути следования каравана. Первый – близ Ховда, откуда начал свой путь караван... 

Затем на перевале Чике-Таман, в Республике Алтай, на самом сложном участке пути... 

И, наконец, последний, третий памятный знак – возле Бийска. 

Ведущей художественной темой для проектирования стел стал символ острия копья, игравшего роль древка в знаменах «сульдэ».

- Культ почитания знамен «сульдэ» сложился еще во времена Чингисхана, а при его преемниках он стал по сути государственным. Существовало два вида сульдэ. Хара сульдэ («черное сульдэ») – знамя войны, из грив вороных жеребцов. Цаган сульдэ («белое сульдэ») изготавливалось из грив белых жеребцов и символизировало мир и дружбу. Образ сульдэ и был использован при разработке проекта памятных знаков российско-монгольской дружбы в годы Великой Отечественной войны на Чуйском тракте, - пояснил Михаил Шишин.

ЧТО БУДУТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ СОБОЙ ПАМЯТНИКИ-СТЕЛЫ?

Стела (по конструкции) каждой из частей триптиха запроектирована в монолитном железобетоне с последующей облицовкой мраморной плиткой. Подиум – монолитный железобетон из гранита темных и светлых тонов.

АВТОРЫ ПРОЕКТА:

Главный архитектор проекта – Сергей Поморов, директор Института архитектуры и дизайна АлтГТУ

Координатор проекта – Михаил Шишин, культуролог, замдиректора Института архитектуры и дизайна АлтГТУ.

Скульптор – Михаил Кульгачев, доцент Института архитектуры и дизайна АлтГТУ и др.

Монгольскую сторону проекта представляют кульутролог из Улан-Батора Н.Цедев, дизайнер, завкафедрой дизайна и рисунка Ховдского университета Д.Гантулга.

http://napilnik22.livejournal.com/34811.html