В Алтайском крае продолжает расти заработная плата
Героический караван с монгольской помощью Красной Армии будет художественно отображен в бетоне, мраморе и граните. В этом году исполнилось 70 лет почти забытому событию – прибытию в Бийск «верблюжьего конвоя» с помощью жителей Монголии воюющей тогда Красной Армии. Грандиозная экспедиция, пересекла в тяжелейшее зимнее время безжизненные пустыни, покрывшиеся ледяными торосами горные перевалы и продуваемые ветрами предгорья Алтая. Причем погонщики – молодые монгольские патриоты испытывали жесточайшие трудности, однако с честью выполнили свой долг… Вот что рассказал культуролог, замдиректора Института архитектуры и дизайна АлтГТУ Михаил Шишин. Профессор Шишин укрепляет дружбу с Монголией и другими странами Большого Алтая. РАССКАЗ КУЛЬТУРОЛОГА ШИШИНА - Было это ровно 70 лет назад, - начал свое неторопливое повествование профессор Шишин. - СССР воевал с фашистской Германией, а братская Монголия одной из первых стран вступила в войну на стороне Советской России. Летом 1942 года в Ховдском аймаке (Западная Монголия) был организован сбор подарков для бойцов Красной Армии, тяжело сражавшейся тогда с немцами. ССССР тогда испытывал серьезные трудности на фронтах Великой Отечественной, войска отступали к Сталинграду. Одним из инициаторов этой акции солидарности и поддержки стал 17-летний юноша, член Ревсомола Монголии Лувсан. Лувсан, один из участников каравана Заготавливали сушеную говядину, баранину. Мужчины охотились на маралов, женщины шили шапки теплые шубы из овчин, меховые варежки и сапоги. Все это монголы делали бесплатно и добровольно, вспоминая, какую помощь оказали им русские солдаты под Халхин-Голом. Для транспортировки грузов со всей Западной Монголии собрали более 1200 (!) лучших верблюдов. Лучших верблюдов Западной Монголии собрали под Ховдом. Грандиозный караван отправился в Бийск из Ховда 17 сентября 1942 года. В конечной точке маршрута груз надо было перегрузить на эшелоны. А затем двинуться в обратный путь. Общая протяженность маршрута следования каравана составляла более 1000 км (около 400 км на отрезке Ховд – Ташанта и 630 км от Ташанты до Бийска). Самым сложным этапом пути стало пересечение перевала Чике-Таман, что в Горном Алтае. Особенно трудно приходилось верблюдам, чьи ноги не приспособлены к передвижению по льду, во время гололеда и на наледях. Животные скользили, часто падали, их ноги были окровавлены и разбиты о камни и лед. Вот такой вид открылся молодым монгольским караванщикам на перевале Чике-Таман. Чтобы верблюды не скользили, прямо в пути придумали для них «обувь» - обматывали копыта овчиной, войлоком и тряпьем, шили специальные калоши из шкур и брезента. А когда караван вовсе не мог двигаться из-за непогоды и стужи, молодые монгольские погонщики клали им под ноги свои шубы, куртки, ветки деревьев, доски. Зачастую каравнщики оставались без верхней одежды, в стужу, на пронизывающем ветру. Их отогревали русские и алтайские женщины в маленьких деревушках, изредка встречавшихся по пути. В зимних горах за день удавалось пройти 25-30 км. Вставали засветло, до зари и становились на ночевку только в сумерках. В Бийск прибыли зимой 1943 года, разгрузились несколько дней. Отдохнули и в обратный путь. Несмотря на продовольственные трудности военного времени, бийчане дали монголам пшеницу, крупы, муку и сахар. Вернулся караван в Ховд 5 мая 1943 года. Таким образом в пути караван находился в общей сложности почти 8 месяцев, потратив 200 с лишним дней на преодоление тысячекилометрового пути. СУДЬБА ЛУВСАНА - А что же с тем монгольским юношей, патриотом Лувсаном? – спросил я примолкшего Михаила Шишина. - Лувсан стал достойным монгольским гражданином. Воевал с японцами, почти полвека бессменно руководил сомоном (что-то вроде нашего сельсовета). Лувсан стал Героем труда Монголии, награжден тремя орденами Сухэ-Батора (монгольский аналог Ордена Ленина). Пять раз избирался депутатом Великого народного хурала Монголии, был членом ЦК Монгольской народно-революционной партии. У него большая семья – 5 детей, 70 внуков, правнуков и праправнуков. Вот так сложилась судьба караванщика–ревсомольца Лувсана, - вновь замолчал алтайский ученый, задумчиво глядя вдаль... Лувсан, в своем доме, 2008 - Да, кстати!.. – вдруг снова оживился Шишин. – Родственник Лувсана оказался высокопоставленным монгольским чиновников, руководителем счетной палаты всей Монголии. Обещал всячески помочь нашей инициативе. Сделать все, чтобы память о его героическом деде сохранилась навсегда… СУЛЬДЭ НА ВЕТРУ Недавно группа российскийх энтузиастов, алтайских ученых и деятелей искусств - культурологов, скульпторов и архитекторов, выступила с инициативой увековечить память легендарного каравана. восстановить это забытое героическое событие в исторической памяти российского и монгольского народов. Разумеется, это способствовало бы укреплению дружбы между народами. Архитектурный проект так и назвали «Дружба – Найрамдал». А разработан он был на средства гранта губернатора Алтайского края Александра Карлина. Проект представляет собой 3-частную композицию из 3 памятных знаков, расположенных по пути следования каравана. Первый – близ Ховда, откуда начал свой путь караван... Затем на перевале Чике-Таман, в Республике Алтай, на самом сложном участке пути... И, наконец, последний, третий памятный знак – возле Бийска. Ведущей художественной темой для проектирования стел стал символ острия копья, игравшего роль древка в знаменах «сульдэ». - Культ почитания знамен «сульдэ» сложился еще во времена Чингисхана, а при его преемниках он стал по сути государственным. Существовало два вида сульдэ. Хара сульдэ («черное сульдэ») – знамя войны, из грив вороных жеребцов. Цаган сульдэ («белое сульдэ») изготавливалось из грив белых жеребцов и символизировало мир и дружбу. Образ сульдэ и был использован при разработке проекта памятных знаков российско-монгольской дружбы в годы Великой Отечественной войны на Чуйском тракте, - пояснил Михаил Шишин. ЧТО БУДУТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ СОБОЙ ПАМЯТНИКИ-СТЕЛЫ? Стела (по конструкции) каждой из частей триптиха запроектирована в монолитном железобетоне с последующей облицовкой мраморной плиткой. Подиум – монолитный железобетон из гранита темных и светлых тонов. АВТОРЫ ПРОЕКТА: Главный архитектор проекта – Сергей Поморов, директор Института архитектуры и дизайна АлтГТУ Координатор проекта – Михаил Шишин, культуролог, замдиректора Института архитектуры и дизайна АлтГТУ. Скульптор – Михаил Кульгачев, доцент Института архитектуры и дизайна АлтГТУ и др. Монгольскую сторону проекта представляют кульутролог из Улан-Батора Н.Цедев, дизайнер, завкафедрой дизайна и рисунка Ховдского университета Д.Гантулга. http://napilnik22.livejournal.com/34811.html
|