18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

«Когда ты непредсказуем, ты неуязвим». К. Кастанеда

К актуализации старой, но, возможно, не потерявшей своего технологического  значения инициативы.

 

НОВОЕ КАК НЕ ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Идею создания регионального правительства в Алтайском крае губернатор Карлин озвучивал несколько раз, начиная, если не ошибаюсь, с начала 2007 года. И возвращался к ней глава края, как минимум, раз в год. А последний раз публично она прозвучала в феврале 2010 года, во время отчета Александр Карлина о развитии региона в 2009 году. Тогда алтайский губернатор пообещал сформировать дееспособное правительство к концу 2010 года. Почему этого не произошло, тема отдельного разговора. Важно другое: никогда Карлин такой возможности не отрицал и даже вполне допускал при определенных условиях и обстоятельствах. Впрочем, заметим, что и иллюзий в отношении этого управленческого инструмента губернатор никогда не питал. Во всяком случае, панацеей от всех бед и универсальным средством решения всех проблем на считал.

Между тем, возьму на себя смелость заявить, что именно сегодня это неоднократно озвученное Карлиным предложение приобретает особое звучание и значимость. Именно сегодня, по моему убеждению, такие условия если и не созрели полностью (а когда это будет и будет ли когда?), то вполне достаточны. А предлагаемые обстоятельства и вовсе требуют неординарных решений. И вот почему. 

Очевидно, что главным вопросом региональной повестки все очевиднее становятся грядущие в 2014 году губернаторские выборы в Алтайском крае.  Уже сегодня о своих губернаторских амбициях прямо или косвенно, открыто или закамуфлировано, самостоятельно или через эмиссаров-посредников заявляют разные персонажи. Все они обладают разными ресурсами и преследуют разные цели, правда, на мой взгляд, мало сопрягающиеся с их продекларированными намерениями и имеющимся ресурсом ответственности. К концу года соискателей губернаторского мандата может стать еще больше. Допускаю, что  нынешняя модель формирования региональной власти и не слишком привлекательна для разного рода претендентов-челенджеров. Но по сравнению с еще недавней процедурой «назначения» хоть какие-то шансы дает. Если и не победить, то хоть «засветиться».

РЕСУРС ИНКУМБЕНТА

А что губернатор-инкумбент, действующий глава региона? Ведь, с большой долей вероятности можно предположить, что Александр Карлин будет добиваться своего избрания губернатором. Для него, доселе назначаемого Кремлем,  это будет, если хотите, делом чести – быть избранным жителями региона, которым он руководил на протяжении семи с лишним лет. Это будет логичным референдумом по поводу того, что и как он делал все последние годы. Ему есть чем гордиться, хотя и поводов для битья в бубны и кимвалы  нет. Социально-экономическая ситуация в крае непростая, но вполне контролируемая. Очевидно, что это понимают и в Кремле. А ведь ближайшие годы будут, судя по прогнозам Президента  РФ Путина, еще более сложными.  Как надвигающиеся проблемы повлияют на экономику и социальную сферу страны и Алтайского края, одному Богу известно.  А рассчитывать на поддержку федерального центра в таких условиях, увы, не придется. Все внимание Москвы будет, по всей видимости,  сосредоточено на сочинской Олимпиаде.  А значит, и проводить губернаторские выборы в 2014 году, пусть и в далеком Алтайском крае, федеральному центру будет не с руки.

Однако нынешний год особых потрясений для Алтайского края, судя по всему, не сулит. Есть, если хотите,  некая передышка, которой грех не воспользоваться, чтобы решить некоторые тактические проблемы. Ведь очевидно: чтобы не потерять инициативу, не превратиться в стороннего наблюдателя, чтобы эффективно влиять на ход событий, основной претендент, лидер должен формировать контекст и формулировать повестку, действовать не импульсивно и спонтанно, а проактивно и целенаправленно.  Это позволит контролировать время, наличие, дефицит или отсутствие которого и будет, в конечном счете, определять результат.

Каким образом можно этого добиться? Местные наблюдатели не исключают, что губернаторские выборы пройдут раньше, чем в запланированные сроки, и состоятся они уже в этом году. При таком «опережении графика», ориентированного на 2014 год, существенные преимущества, как мне кажется,  появятся именно у инкумбента, т.е. ныне действующего губернатора.

Кроме того, мне кажется, что механизмом переформатирования всей общественно-политической и  административно-управленческой конфигурации в крае может стать  создание в крае регионального правительства.

ЧТО ДАСТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭТОЙ ИНИЦИАТИВЫ? 

  1. Произойдет перезагрузка всей общественно-политической ситуации в крае. Часть оппозиции вынуждена будет взять «тайм-аут» для переориентации своей работы в новых условиях.  Оппонентам губернатора придется распределять огонь критики по нескольким «целям», а не сосредоточивать его на одной фигуре, в которой персонифицирована власть и ответственность. Разумеется, это будет снижать интенсивность и напряженность критики, неизбежно конкретизировать ее и повышать содержательность.
  2. Формирование правительства позволит не только эффективно перераспределить полномочия среди заместителей губернатора (такое перераспределение и так довольно активно осуществляется в последние месяцы!), но и даст возможность минимально безболезненно модернизировать структуру нынешней краевой власти. Очевидно, что она нуждается в такой реконструкции.
  3. Создание правительства позволит привлечь в его состав новые, молодые, энергичные кадры. Их амбиции  и ресурсы жаждут сегодня использовать оппоненты губернатора края, которые уже сейчас водят вокруг них хороводы. Мобилизация свежих кадров, «карлинский призыв» повысят конкуренцию внутри губернаторской команды, повысят эффективность самого губернаторского ресурса (Арнольд Тойнби: «…лидеры неожиданно для себя подпадают под гипноз, которым они воздействовали на своих последователей. Это приводит к катастрофической потере инициативы»).
  4. Организация в крае правительства также предотвратят излишнюю политизацию некоторых членов губернаторской команды, устранит источник разного рода для них соблазнов и искушений, загрузив их работой и ответственностью. Формат правительства повысит единство и сцементированность «команды», ее синергетику. Нелишне вспомнить, что именно отсутствие единства в, казалось бы, сплоченной команде Сурикова в решающий момент привели к досадному поражению тогдашнего губернатора.
  5. Появление в крае правительства самым коренным образом изменит медийную повестку как в регионе, так и в отношении Алтайского края на федеральном уровне. Сегодня регион явно недостаточно генерирует информационных поводов  в федеральном сегменте СМИ. Да и внутри региона отмечается явный дефицит яркого и насыщенного контента.
  6. Создание правительства позволит обойтись без болезненных  отставок, порой неизбежных, как показывает опыт других субъектов РФ, накануне старта губернаторских избирательных  кампаний.  Произойдет «мягкая перезагрузка» с минимальными репутационными потерями и издержками как для краевой власти и членов команды, так и для губернатора. 

ЕСТЬ МНЕНИЕ…

Понятно, что мои прогнозы и предположения  кому-то покажутся надуманными. Что ж,  соглашусь: доля гипотетичности в них  довольно велика, а степень допущения в некоторых тезисах, наверное, и впрямь высока. И, тем не менее, не исключаю, что незаурядность ситуации потребует неординарных шагов и действий.

В общем, как шутят, у меня есть свое мнение, но я с ним не вполне  согласен. А мнение это заключается в вероятности реанимирования идеи создания правительства, или соразмерной ей по масштабу инициативы. Не исключаю, что  озвучено такое предложение может быть уже этой весной (самое подходящее для этого время!). Вполне вероятно, что произойдет это на очередном отчете Александра Карлина о социально-экономическом развитии Алтайского края в 2012 году. Помнится, именно там губернатор, как правило, вспоминает о своих намерениях и планах разделить ответственность со своими подчиненными, реформировать систему регионального управления  и создать краевое правительство. Может, в этом году он наконец решит воплотить свои замыслы в жизнь?..

Главный редактор информационно-аналитического портала Doc22 Артем Кудинов