18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Губернатор Алтайского края после своего отчета о работе краевой власти в 2011 году выслушал мнение депутатских фракций краевого Законодательного собрания и ответил на вопросы депутатов.

 

«Не стыдно, когда у тебя грязное лицо. Стыдно, когда ты его не моешь».

Трумэн Капоте.

Надо заметить, что в отличие от своего прошлогоднего отчета, где в известном смысле в центре внимания находились проблемы экономики и инвестиций,  приоритет в нынешнем докладе губернатора края получила социальная политика администрации региона. Это понятно и объяснимо: в промежутке между двумя значительными этапами избирательного цикла представителям государственной власти, стремящейся сохранить свои позиции,  просто никуда не деться от ответственности за свою деятельность в социальной сфере. Понятно, что власть в первую очередь говорила о своих достижениях. Разумеется, именно социальная компонента и стала объектом критики со стороны оппозиционеров. Что тоже абсолютно естественно.

Между тем, резюмируя, отметим, что никаких серьезных, новационных предложений, направленных на радикальное повышение эффективности работы краевой администрации ни со стороны «партии власти», ни со стороны оппозиции не прозвучало.  Да и критика действий региональной власти оппонентами  носила малоконструктивный, малообоснованный и во многом ритуальный  характер.

И, наверное, это неслучайно. С одной стороны, у оппозиции и сторонников краевой власти нет серьезных критических, ясно и внятно сформулированных и жестко аргументированных замечаний в ее адрес. Что, помимо всего прочего, обусловлено, на мой взгляд, отсутствием явных, очевидных промахов или ошибок со стороны краевой власти, которые однозначно можно было бы поставить ей в вину.

С другой – в действиях политических и общественных сил, существующих сегодня в Алтайском крае, давно отсутствует какая-либо содержательность, которую с успехом на выборах заменяют политтехнологии, а в перерывах между электоральными циклами партии решают проблемы, мало сопряженные с интересами жителей края. Нет и ярких лидеров, способных сформулировать внятную и позитивную повестку дня для региона. А в условиях очевидного кризиса политической системы партии и их функционеры сегодня в большей степени обеспокоены проблемами и перспективами собственного выживания, нежели чаяниями своих избирателей. Вот и получается, что с одной стороны громко звучат победные фанфары и славословия, а с другой  слышится безудержная и безосновательная хула.

Наконец,  краевой власти, в первую очередь и заинтересованной в конструктивной критике, креативном взаимодействии со всеми ответственными политическими и общественными силами в регионе, пока так и не удалось создать условий для такой творческой, содержательной работы здоровых сил, мобилизовать  лучшие интеллектуальные ресурсы для повышения эффективности своей работы, выработки стратегии и тактики социально-экономического развития региона. Это вынуждены были признать даже представители «партии власти».  Что ж, есть над чем работать…

КАЧЕСТВО ВЛАСТИ - КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Оценивая работу администрации края, лидер «Единой России» в регионе Борис Трофимов отметил, что 2011-ый стал по-настоящему первым посткризисным для краевой власти годом. И этим объясняется специфика работы администрации региона.

Трофимов, к примеру, отметил, что, пожалуй, одной из самых острых, по его мнению,  социальных проблем является обеспечение жителей края качественной питьевой водой. «Пока не будут решены вопросы водоснабжения в каждом конкретном селе, люди не снимут своих вполне обоснованных вопросов к власти», - подчеркнул он.

Александр Карлин не возражал, лишь конкретизировав остроту проблемы:

- Проблема качественного водоснабжения – крайне актуальна, ведь в некоторых территориях Алтайского края вообще нет никаких источников воды, а в регионе самый дорогой в России трафик питьевой воды в некоторые районы края.

Между тем в последние пять лет в крае на улучшение питьевого водоснабжения было потрачено 1,9 млрд. руб. При этом было построено и переложено 855 км водопроводных сетей, 76 км канализаций. Достаточно сказать, что в прошлом году по всем программа из всех источников финансирования на эти цели направили 732 млн. руб., что в полтора раза больше, чем в 2010 году. А в этом году, по прогнозам губернатора, финансирование решения этой проблемы вновь вырастет.

Другой темой, которая особо интересовала депутатов и на которой поэтому наиболее обстоятельно остановился губернатор Карлин, стало дорожное строительство в крае. Оно и понятно: в этом году в крае вновь заработает дорожный фонд, существенно возрастут расходы на строительство, ремонт и реконструкцию региональной дорожной сети. Более того, у краевой власти  появится возможность самостоятельно распоряжаться значительными ресурсами, решать наиболее актуальные, социально и экономически значимые проблемы.

Расходы на дорожное хозяйство в 2012 году составят 5,7 млрд. руб. А приоритетными направлениями расходования средств, по словам Карлина, станут первоочередные ремонт и реконструкция тех дорог, по которым школьники на школьных автобусов доставляются на учебу. Будет реализовываться и крупные инфраструктурные проекты: 180 млн. рублей выделено на ремонт дороги Барнаул – Камень-на-Оби до границы с Новосибирской областью, Поспелиха – Курья – Третьяково – 70 млн. рублей и др. 

Часть средств будет направлена на строительство или реконструкцию примыканий от сельских населенных пунктов к крупным автодорогам.

- Что касается внутрирайонных и межпоселенческих дорог, то такую категорию дорог я бы назвал «дорогами двойного назначения» - они выполняют как социальную, так и производственную функцию. Будем и эти дороги развивать, но приоритет будем отдавать тем дорогам, которые включены в экономическую деятельность, - обозначил вектор дорожной политики администрации края Александр Карлин.

В бюджете 2012 года также предусмотрена поддержка муниципалитетов 285 млн. рублей в виде субсидий на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования и капитальный ремонт внутридворовых территорий и дорог многоквартирных домов в населенных пунктах. Если будут появляться дополнительные финансовые возможности, будем добавлять средства.

По-прежнему острой остается проблема лекарственного обеспечения. На ее решение в этом году планируется направить значительные средства. В бюджете 2012 года предусмотрено увеличение расходов по этой статье на 17 процентов, со 151 (2011) до 178 млн. рублей.

Причем, по мнению краевых властей, эффективность их использования можно повысить. Для этого есть все предпосылки, есть резервы. Ведь с передачей учреждений здравоохранения в ведение края, на региональный уровень вопросы логистики, распределение лекарств можно будет решать быстрее. Ну, а если в бюджете появятся дополнительные средства, то краевые власти могут пойти на увеличение бюджетных расходов.

Отдельно губернатор остановился на «больной теме» - гемодиализе. В прошлом году в крае была принята специальная подпрограмма «Гемодиализ и трансплантация почки», а бюджетное финансирование выросло на 20 млн. руб. В результате было обновлено оборудование в трех крупных клиниках – Бийске, Новоалтайске и Рубцовске. В Бийске специализированное отделение уже работает в три смены, в ближайшее время после монтажа оборудования в таком же режиме начнут работать отделения в Новоалтайске и Рубцовске.

Достаточно ли этого? Наверное, нет. Поэтому и планируют краевые власти на базе краевой клинической больницы создать современный гемодиализный центр, оснастив его высокотехнологичным оборудованием. Уже разработан эскизный проект планировки, предполагается, что будут созданы гемодиализные залы с 40 аппаратами. Предполагается, что они будут работать в три смены и осуществлять 36 тыс. процедур в год. В результате жизненно необходимую помощь будут получать 240 жителей Алтайского края, страдающих хронической почечной недостаточностью.

Строится и оснащается по утвержденному графику и отделение пересадки почки в краевой клинической больнице. «По сути дела мы возрождаем в Алтайском крае такой сегмент практического здравоохранения, как трансплантация почки, который был бездарно потерян в начале 2000-х годов и привел к потере человеческих жизней.  Твердо обещаю, что мы этой темой будем заниматься очень плотно», - заверил губернатор Карлин.

БУРИДАНОВ ОСЕЛ ОППОЗИЦИИ

Есть такая притча - о буридановом осле, сдохшем, так и не успев выбрать, какая из охапок сена ему больше нравится.  Порой  оппозиция в Алтайском крае напоминает это упрямое и настырное  животное: вроде и сказать нечего, а надо!..  Вроде и согласны с действиями власти и нет у доморощенных борцов за «народное счастье» никакой вменяемой альтернативы, а все же оппозиционный статус вынуждает (noblesse oblige?)  выступать с критикой, пусть и пустопорожней, но обличающей.  Причем в силу нелепости и антисоциальности своих обличений нашим оппозиционерам надо благодарить Бога, что их инвективы в сторону власти не слышат порой  их избиратели!..

Взять, к примеру, лидера фракции ЛДПР в краевом парламенте Елену Клюшникову, высказавшую опасения, что повышение зарплат в Алтайском крае достигается административными методами, и усомнившуюся в оправданности такого повышения. К примеру, в сельском хозяйстве, где индекс производства по итогам прошлого года составил около 2 процентов. А потому и рост зарплаты в сельхозпроизводстве на тридцать с лишним процентов – удар по бизнесу административной дубиной! А ведь и выросла-то зарплата в аграрном секторе экономики   всего-навсего с 7815 руб. до 9821 руб. Хотя и темпы роста впечатляющие - 132,7 процента! Напоним: число занятых в сельском хозяйстве 69,3 тыс. чел., или 10,2% экономически и - очень хотелось бы надеяться! - политически активного населения.

Получается, по сути дела «экономист» Клюшникова призывает заморозить рост зарплаты, связав его с некими макроэкономическими параметрами, а краевым властям предлагает отказаться от мотивирования работодателей повышать зарплату своим работникам посредством инструментов господдержки.  Да и господдержка села в прежних объемах вызвала у г-жи Клюшниковой возражения. Оно и понятно: «Мы за бедных! Мы за русских!».

При этом коммунисты, нынче, заметим, лучшие друзья и союзники «жириновцев», тут же упрекнули опешившего губернатора в том, что зарплаты в Алтайском крае низкие зарплаты и попеняли власть, что Карлин и его подчиненные недостаточно работает над их повышением.

Просто смешно выглядят претензии к краевой власти по поводу разработки ряда краевых программ. Мол, вкладывать в них ограниченные краевые финансы не по-государственному. Но ведь без их подготовки и принятия край просто не может рассчитывать на участие в федеральных программах, а значит, претендовать на привлечение федеральных финансов. Причем, как правило, бюджет краевых программ не превышает по своей капиталоемкости минимума средств, необходимых для софинансирования федеральных расходов. А в некоторых случаях, как, к примеру, в упомянутой Клюшниковой программе развития торговли, вообще не предусматривается никаких расходов со стороны краевого бюджета.

В одном, наверное, все же стоит согласиться с оппозицией. Вероятно, и вправду, ограничительные или регулирующие для предпринимателей меры исполняются зачастую быстро и «на ура», а вот меры поддержки их на старте или расширении бизнеса подчас запаздывают. К примеру, до сих пор не разработаны ясные и четкие регламенты взаимодействия власти и бизнес-сообщества, создающие комфортные условия для функционирования бизнеса в крае.

Правда, отвечая на упрек, прозвучавший в выступлениях руководителей оппозиционных фракций по поводу недостаточной работы краевых чиновников по повышению инвестиционной привлекательности региона, Карлин вполне категорично заявил:

- Мы принимаем в этом направлении все возможные меры, задействуем все доступные инструменты! Оценки независимых экспертов, в том числе и иностранных,  федеральных ведомств наши достижения подтверждают. Такие темпы роста инвестиционной привлекательности, которые мы достигли в 2011 году, мы сохранить в будущем просто не сможем. Ну не можем же мы головой потолок прошибить! Но вот снижением инвестиционных рисков, в том числе и административных препонов, заниматься будем.

И добавил, улыбнувшись: «Верьте мне, верьте, я не обману!..».

ИЩИТЕ ЗОЛОТО!

Еще одна проблема, о которой говорили все, - финансовое состояние муниципальных образований. Станет ли оно достаточным для исполнения всех своих обязательств? Пока, по всей видимости, об этом говорить рано. Но серьезные шаги в этом направлении делаются. С 1 января 2012 года по решению АКЗС несколько изменились правила расщепления налогов в пользу муниципальной части.  По расчетам, дополнительные расходы местных бюджетов составят 600 млн. рублей. Краевые власти обещают добавить средств при первой возможности.

«Опыт Курьи, где доходы районного бюджета демонстрируют завидный рост, показывает, что у муниципальных образований края есть потенциал. Ищите золото!..» - пошутил Александр Карлин, заметив затем вполне серьезно, что резервы экономии средств в муниципалитетах есть. Ну что там далеко за примерами ходить, когда в славном городе Славгороде около полутора десятков предприятий и организаций годами не платили за потребленное тепло. Таких примеров неэффективности бюджетных расходов пруд пруди в алтайской глубинке!..

- Преодоление глубокой дотационности региона – наша заветная цель, и мы будем последовательно к ней стремиться. Главное наше достижение, что мы не накапливаем долги, залезая в карман будущим поколениям, - подчеркнул в заключение губернатор Карлин и заметил, обращаясь к своим политическим оппонентам. -  «Политические обострения» как лунные фазы – приходят и уходят в свое время. Главное, чтобы неприятный осадок не оставался после. Мы все в одном большом корабле, имя которому – Алтайский край. У нас общий ресурс и общий фарватер…

P.S. А вот что сказал лидер “Единой России» Борис Трофимов о том, как ему видится диалог власти и общества в Алтайском крае:

- В крае делается много, это неоспоримый факт, но зачастую люди не понимают действий, которые предпринимаем мы, власть, для решения их проблем. Отсюда следует вывод – власть должна пересмотреть взаимоотношения с народом. Нам нужно самим, совершенно самостоятельно организовать активные каналы взаимодействия с населением. Нужны отчеты, встречи, информационные дни, интернет-форумы, площадки для обсуждения тем со СМИ, другие разнообразные формы работы, на которых был бы слышен голос жителей нашего края и слово профессионалов от власти. Считаю целесообразным возобновить практику межотчетного информирования, отраслевых докладов заместителей губернатора по реализации тех или иных краевых и ведомственных программ, ввести обязательность отчета депутатов и фракций АКЗС перед избирателями. Эта практика должна быть внедрена в виде форумов, площадок для обсуждения горячих тем в СМИ.

 

Артем КУДИНОВ