18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
23.08.2010

Электрошок

Власти Барнаула пытаются ликвидировать в городе самый доступный и экологически чистый вид пассажирского транспорта.

Очевидно, что решение губернатора Алтайского края Александра Карлина об отстранении власти мэра Барнаула от должности пресекло целый ряд попыток распродажи городского имущества, что могло привести к самым серьезным негативным последствиям для жизнеобеспечения краевого центра. Так, на ближайшей сессии Барнаульской городской думы предполагалось решить вопрос о продаже недвижимого и движимого имущества МУП «Горэлектротранс». Уже были подготовлены все необходимые документы за подписью главы города Владимира Колганова и возглавившего это предприятие буквально накануне распродажи Сергея Снитко. Несомненно, что это решение депутаты БГД в своем нынешнем составе одобрили бы. Тем более, что некоторые из них напрямую кровно заинтересованы в его осуществлении в нынешнем виде. Более того, не исключено, что именно по их инициативе оно и было подготовлено. Однако принятое губернатором края решение спутало все планы «приватизаторов», поднаторевших в распродаже по дешевке самого ликвидного муниципального имущества, которая приняла в последние месяцы лихорадочный характер и масштабы стихийного бедствия.

 

КОМУ ВЫГОДНО?

 

Как указывается в пояснительной записке к проекту решения БГД о продаже имущества МУП «Горэлектротранс», в июле этого года предприятие было признано банкротом. Причем в сумме кредиторской задолженности (117,3 млн. руб.) большая часть долга приходится на долю ОАО «Барнаульская горэлектросеть», контролируемого скандально известным в крае предпринимателем Анатолием Банных. Вот и приняли городские чиновники вкупе со своими бизнес-партнерами решение «с целью ликвидации признаков банкротства и восстановлении платежеспособности предприятия» распродать часть имущества МУПа, которое, по их словам, «не оказывает существенного влияния на его основную производственную деятельность».

 

Как же так произошло, что МУП «Горэлектротранс» оказался банкротом? Ведь еще недавно его руководитель Сергей Семдянкин заявлял во всеуслышание, что по итогам 2009 года предприятие сработало без убытков. И вот на тебе! Уже в мае предприятие оказалось в долгах как в шелках. По мнению специалистов, «Горэлектротранс» умышленно загнали в долговую яму. Иначе как объяснить столь ошеломительный и беспрецедентный переход от безубыточности к полной финансовой несостоятельности? Цель очевидна: инициировать искусственное банкротство БГЭТ, а в счет погашения долгов это имущество передается кредиторам, основным среди которых является уже упоминавшееся нами ОАО «Барнаульская горэлектросеть». Таким образом, из муниципальной собственности имущество переходит в частные руки, при отработанной ныне в мэрии процедуре – практически по дешевке, путем т.н. «адресной продажи». И не надо обольщаться сформулированным условием продажи – «не ниже рыночной стоимости». Комитет по управлению муниципальной собственностью города просто наймет сговорчивого оценщика, который и произведет необходимую процедуру в нужном для власти и связанного с нею бизнеса виде. Так было не раз. В выигрыше оказывается собственник БГЭС – Анатолий Банных, аффилированные с ним коммерческие структуры и персонажи, сопряженные с его бизнес-интересами. В проигрыше – «Горэлектротранс», а в конечном итоге – все жители Барнаула, в первую очередь – социально незащищенные граждане.

 

В перечне предлагаемого к продаже имущества – объекты недвижимости (к примеру, диспетчерские пункты) и объекты электросетевого хозяйства, среди которых туманно обозначенное «недвижимое имущество» в количестве 7423 единицы. Как выяснилось при расшифровке, это, оказывается, контактные опоры. Иными словами, тот элемент инфраструктуры трамвайных перевозок, без которого пассажирские перевозки просто невозможны. Вот их-то и предлагается продать в частные руки. С точки зрения специалистов, к которым мы обратились за консультацией, на работу городского электротранспорта, к примеру, трамваем, может самым существенным образом повлиять передача в частные руки диспетчерских. Почему? Городские власти поясняют, что, мол, их может заменить система ГЛОНАСС. Но, во-первых, ее применение пока до конца не отработано, ни технически, ни организационно. А во-вторых, она пока не дает возможности руководить движением транспорта, только контролируя его. Поговаривают, кстати, что внедрение ГЛОНАССа в пассажирские перевозки по сложившейся в Барнауле традиции вновь планируется передать «доверенной» компании. Ну а главное, в случае ликвидации диспетчерских возникает серьезная угроза безопасности движения, снижения эффективности и объемов пассажирских перевозок. Ведь на базе диспетчерских происходит инструктаж, пересмена водителей, их медицинский предрейсовый и послерейсовый осмотр и освидетельствование, осуществляется текущий небольшой ремонт, есть комната отдыха, столовая. 
 

Что же касается контактных опор, то фактически их в полной мере можно отнести к элементам транспортной инфраструктуры, имеющим стратегическое значение для жизнеобеспечения города. Если они будут проданы вместе с сетевым хозяйством, то муниципальным перевозчикам придется платить за пользование всем этим, без чего просто невозможно осуществлять перевозки, арендную плату частному собственнику. Какой она будет, можно только гадать. Но очевидно, что за таким «ходом конем» последует неизбежное и весьма значительное повышение платы за проезд на самых социальных видах городского пассажирского транспорта – троллейбусе и трамвае. 
 

Кстати, насчет социальной политики. Помните, в свое время в Барнауле прошли выступления против замены социального проездного билета (ЕСПБ) единовременной денежной выплатой? Тогда практически все политические силы открестились от их организации. Однако, по мнению местных наблюдателей, массовость митингов, их мобильность и единое место проведения породили версию о том, что людей кто-то умело подтолкнул на протестные акции. Уже тогда у многих возникли подозрения, что за спинами протестантов стоят «кукловоды» из городской власти, их покровители-коммерсанты, рассматривающие Барнаул как свою вотчину. Ведь известно, МУП «Горэлектротранс» лишалось в случае «монетизации» 40 процентов от всех субсидий краевого бюджета по ЕСПБ.


В ОБЪЯТИЯХ «ДЯДИ СЭМА»

 

Между тем, получается, что нынешняя попытка распродажи Горэлектротранса планировалась как завершающий этап плана по ликвидации в городе трамвая и троллейбуса. Задуман он был давно, а его фактическая реализация началась в марте 2008 года, когда на смену многолетнему опытному директору предприятия пришел «связист» Сергей Семдянкин, тесно связанный своим бизнесом с «околомэрской» группировкой Банных. Вот как охарактеризовал его роль губернатор края в своем выступлении: «Кто такой Семдянкин? Это давний соратник господина Банных, который не на первом объекте подобным образом проявил свои таланты. Благодаря его «профессиональному» руководству было накоплено более 100 млн. рублей кредиторской задолженности, в том числе это неуплата налогов, задолженность перед Горэлектросетью...». Рассказывают, что его приход к руководству МУП «Горэлектротранс» из кресла одного из менеджеров АРФ «Сибирьтелеком» был как раз и обусловлен его и его патрона г-на Банных коммерческими интересами.


В свое время г-н Семдянкин усиленно добивался преференций для использования электросетевого хозяйства, контактной сети Горэлектротранса под оптико-волоконную связь контролируемой им и г-ном Банных компании «Интелека». Городское руководство фактически пролоббировало эти льготы для аффилированного с нею финансово-коммерческого клана, в результате арендаторы (точнее, «совместные пользователи») перестали платить деньги за использование муниципальной контактной сети в коммерческих целях. А значит, городской бюджет лишился дополнительных поступлений средств. Это, надо сказать, весьма солидные средства. Возмутившийся было этим директор МУП «Горэлектротранс» Андрей Рейнгольд был в конце концов заменен на более удобную персону. Нетрудно догадаться, что им оказался Сергей Семдянкин, которого за глаза называют «Сэмом». И в новой должности  он истово лоббировал интересы связанной с ним «Интелеки», подавляя конкурентов. Об этом они публично заявляли в конце 2009 года, когда разгорелся скандал вокруг Интернет-провайдера «Дианэт», которому по надуманному поводу запретили пользоваться трамвайными опорами для размещения своих линий связи. Компания "Дианэт" размещала технические запасы кабеля на опорах "Горэлектротранса" с 2005 года. И, по словам директора «Дианэта» Виктора Маслова, до 2008 года никаких претензий к его фирме не было. Проблемы начались в конце 2008 года, после того, как директором предприятия "Горэлектротранс" стал Сергей Семдянкин, бывший руководитель одного из подразделений компании "Сибирьтелеком". Директор «Дианэта» Виктор Маслов открыто обвинил Семдянкина в лоббировании интересов конкурирующей с «Дианэтом» компании «Интелека», соучредителем которой является «Сэм», и  направил письмо в комитет по транспорту, организации дорожного движения и связи администрации Барнаула с просьбой разобраться в ситуации. Разумеется, ответа на это письмо не последовало. Между тем, по данным компании "Дианэт", за размещение резервного кабеля она ежегодно платит по договору "Горэлектротрансу" около 500 тыс. рублей, которые и поступают на счета муниципального предприятия. Однако, видимо, хронически убыточному, как утверждают в Барнаульской мэрии, предприятию и городскому бюджету эти деньги не нужны. Важнее – интересы подконтрольной Банных компании.
 

Понятно, почему такой интерес сегодня проявляют коммерческие структуры, которым покровительствует нынешняя городская власть, к электросетевому хозяйству «Горэлектротранса». Полностью завладев им, они получат серьезные конкурентные преимущества на городском рынке связи, а также будут полностью контролировать электротранспорт города. А предлагаемая мэрией комбинация, по мнению специалистов, безусловно приведет к коллапсу городского муниципального транспорта. Можно ли было избежать этой ситуации? «Да она создана искусственно! - в один голос утверждают наши эксперты. – Ее никто из городского руководства не пытается избежать, наоборот, к ней настойчиво стремятся!» Достаточно сказать, что, по данным пресс-службы БГЭС, "Горэлектространс" более года не платил за электричество. В итоге сумма долга достигла 40 млн. рублей. Причем руководство города прекрасно знало о развитии ситуации, но не вмешивалось в него, планомерно следуя своей стратегической цели. Совсем недавно на посту директора МУП «Горэлектротранс» Семдянкина сменил некто Сергей Снитко, чьи первые шаги однозначно свидетельствуют о цели его прихода на предприятия – предпродажная подготовка. «Дядя Сэм» сделал свое дело – обанкротил «Горэлектротранс». Теперь черед его постепенной распродажи и полной ликвидации. А г-н Семдянкин ныне заседает в Барнаульской гордуме, призванной пролоббировать это антисоциальное решение.

 

ТРАМВАЙ ЖЕЛАНИЯ

 

«Неужели и вправду градоначальник, ответственный за поддержание и развитие транспортной инфраструктуры в весьма неблагополучном в этом отношении городе, может пойти на ликвидацию такого поистине «социального» и экологически чистого вида транспорта, как трамвай и троллейбус? Может, и впрямь он настолько убыточен, что нет смысла его поддерживать и развивать?» - спросите вы. Во-первых, опыт бездумного хозяйствования в некоторых городах показывает, что перспектива начисто лишиться трамвая или троллейбуса у Барнаула вполне реальна. Во-вторых, все разговоры о хронической и непреодолимой убыточности городского электротранспорта, которые ведет руководство краевого центра последние годы, пытаясь подготовить общественное мнение к грядущей полной ликвидации этого самого экологически чистого и недорогого вида городского транспорта – это миф. «Весь мир повернулся лицом к трамваям, а городские власти Барнаула – встали к нему задом», - посетовал в разговоре с нами один из экспертов, убежденный, что горэлектротранспорт – не такая уж непривлекательная, а наоборот - перспективная сфера для вложений и инвестиций. Мы уж не говорим о социальном его значении. Вот только заниматься им нужно грамотно, настойчиво и эффективно.

 

Два года назад по инициативе администрации Алтайского края была разработана краевая целевая программа развития городского электротранспорта в Алтайском крае. В соответствии с ней Барнаул может получить практически новые трамвайные вагоны по 3 млн. руб. со сроком эксплуатации как минимум 15 лет. Программа рассчитана на 10 лет, но уже в будущем году в краевом центре может появиться 56 новых трамвайных вагонов.  Планируется, что за 10 лет будут полностью обновлен, модернизирован весь трамвайный парк города. А это ни много ни мало 360 трамваев! Барнаульцы знают, в каком плачевном состоянии они находятся сегодня. Самое главное, что при модернизации предполагается применять новейшие технологии, позволяющие экономить при эксплуатации новых трамваев до 40 процентов электроэнергии. В масштабах города – это десятки миллионов рублей в год сэкономленных бюджетных средств! Программа предусматривает и модернизацию трамвайных путей, организацию скоростного движения, которое может самым существенным образом разгрузить городские магистрали. А у барнаульских чиновников «золотая мечта» - полностью ликвидировать трамвайное сообщение в городе. Они пытаются закатать трамвайные пути в асфальт в один уровень с городскими автодорогами, чтобы трамваи стояли вместе с автотранспортом в пробках. Достаточно сказать, что в Барнауле сегодня около полутора сотен никому не нужных переездов, пересекающих трамвайные пути и мешающих движению трамваев. Однако оптимизацией транспортной системы города чиновники занимаются пока на бумаге, только имитируя эту работу и откровенно игнорируя дельные предложения и перспективные проекты.

 

Осуществление планов модернизации системы городского электротранспорта в Барнауле требует участия городских властей, софинансирования со стороны администрации Барнаула. А вот тут произошла заковыка – руководство города фактически саботировало свое участие в ней. Мэрия проявляет сопротивление и настойчивость, достойные лучшего применения, а каждую копейку на осуществление жизненно необходимых для столицы края планов приходится выбивать буквально с боем. И это при том, что выгоды и преимущества их настолько очевидны, что такое противодействие иначе как защитой чьих-то корыстных интересов не назовешь. Городские власти отдают преференции автотранспортным перевозкам, которыми и без того Барнаул перегружен донельзя. Оно и понятно. С частными автоперевозчиками проще устраивать гешефты и получать откаты за распределение маршрутов «своим» предпринимателям. А что взять с муниципального Горэлектротранса, за которым, с точки зрения специалистов, будущее транспортной системы города?..  

 

Несмотря на такой откровенный саботаж перспективных программ, в прошлом году из краевого бюджета была профинансирована модернизация 5 трамваев и троллейбусов. В ближайшее время на линию выйдут новые трамваи, модернизированные КАУ «Алтайэлектротранс» на краевые деньги. Это работа на перспективу. А город живет сегодняшним или даже вчерашним днем, не думая о будущем. Более того, в то время, как краевые власти вкладывают свои средства в развитие транспортной системы города, градоначальник Барнаула Владимир Колганов, его окружение и покровители от бизнеса распродают ее по частям, оптом и в розницу, осуществляя пошаговую ликвидацию муниципального общественного транспорта. Сегодня невозможно даже предугадать последствия этого шага. Еще немного – и развитие событий приняло бы необратимый характер, если бы в планы «приватизаторов» не вмешался губернатор Карлин, защитивший интересы горожан. Как стало известно, с повестки дня предстоящей 27 августа сессии Барнаульской гордумы вопрос о продаже имущества МУП «Горэлектротранс» снят. Вот только означает ли это, что в этом деле поставлена точка?..

 

Артем КУДИНОВ