18+

Алтайский край увеличит доходную часть бюджета 2018 года почти на 7 млрд рублей

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

С 1 июля 2016 года вступят в силу новые тарифы на услуги ЖКХ. Индексирование по решению правительства страны проводится ежегодно и коснется жителей всех муниципалитетов Алтайского края. О том, как это будет происходить в этом году, почему растут тарифы и как можно будет минимизировать социальные издержки повышения, портал Doc22 поговорил с заместителем начальника Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Иваном Гилевым.

- Иван Васильевич, что произойдет с тарифами в этом году? Они опять вырастут?

- Давайте по порядку. В соответствии с федеральным законодательством, тарифы пересматриваются ежегодно. С 2012 года изменение тарифов происходит в середине года. Надо сказать, что расчет нового тарифа – дело ответственное, сложное и трудоемкое, учитывающее множество факторов и условий. Поэтому напряженная и кропотливая работа над этими расчетами ведется специалистами многие месяцы. В крае за эту работу отвечает Управление по регулированию цен и тарифов, куда стекается вся информация с мест. Главный критерий принятия окончательного решения – экономическая обоснованность изменений в тарифах и соблюдение баланса интересов производителей и потребителей коммунальных услуг. Мы понимаем, что перевес в какую-либо сторону – это плохо. Если тариф необоснованно высокий, то страдают потребители. Если же тарифы, наоборот, необоснованно низкие, то мы можем прийти к тому, что услуги, как таковой, вообще не будет.

Doc22.ru Иван Гилев: только экономическая обоснованность может гарантировать надежную и эффективную работу ЖКХ края.

Иван Гилев: только экономическая обоснованность может гарантировать надежную и эффективную работу ЖКХ края.

- Но правительство установило и ограничения роста, защищая интересы граждан…

- Жилищный кодекс ограничивает изменение совокупной платы граждан за коммунальные услуги в случае повышения тарифов.  На территории муниципального образования (город, сельское поселение и т.д.) такой платеж каждого гражданина за коммунальные услуги не может вырасти более чем на установленный предельный индекс для субъекта Российской Федерации без согласования представительного органа местного самоуправления. Для Алтайского края предельный рост индекса платы граждан за коммунальные услуги установлен на 2016 год в размере 3,7 процента с допустимым максимальным отклонением 2 процента. А это значит, что итоговое максимальное повышение платы граждан в 2016 году без проведения процедуры согласования представительных органов местного самоуправления может составить не более 5,7 процента.

Однако при официальной инфляции в Алтайском крае за 2015 год 12,4 процентов уложиться в установленный индекс (5,7 процентов) значительная часть коммунальных предприятий края оказалась не в состоянии. Поэтому по ряду муниципальных образований Алтайского края (примерно в каждом пятом) с 1 июля 2016 года будут превышены установленные предельные индексы платы граждан. Но для этого необходимо решение местных депутатов. И в тех поселениях, где возникла потребность в превышении предельного индекса роста платы граждан, в обязательном порядке были проведены процедуры согласования данной меры с депутатами представительных органов местного самоуправления. Иными словами, этот индекс платы граждан не может быть превышен без обязательного согласия и решения представительного органа власти на местах – районного совета или сельсовета.

- А чем вызвана такая неравномерность, где-то оплата вырастет значительно, где-то меньше?

- Алтайский край очень большой - и по площади, и по количеству населённых пунктов. Это общеизвестный факт. Во многих поселениях - централизованное теплоснабжение. Раньше подходы местных властей к регулированию ресурсоснабжающих предприятий были разные. Как правило, не хватало квалификации, а иногда и желания этим эффективно заниматься. Зачастую предприятия не способны внятно обосновать необходимый тариф ни перед краевым управлением по тарифам, ни перед депутатами представительного органа местного самоуправления. Самое очевидное последствие заниженного (экономически необоснованного) тарифа – неспособность ресурсоснабжающего предприятия рассчитываться со своими поставщиками и работниками, что объективно ведет к банкротству предприятия.

Другое последствие заниженного тарифа, которое непосредственно сказывается на потребителях, – это снижение надежности и качества предоставления услуг. Например, низкие температуры в квартирах, перебои в теплоснабжении, угроза возникновения аварий. Оно и понятно: большие потери в изношенных сетях и старое оборудование ведут к перерасходу топлива и нехватке угля. Подчас, чтобы не допустить прекращения теплоснабжения, приходится из краевого резервного запаса выделять уголь. А ведь этот топливный резерв формируется в первую очередь на случаи разного рода стихийных катаклизмов природного и техногенного характера, а вовсе не на случаи нехватки предприятиям средств на приобретение топлива.

Резюмируя вышесказанное, твердо скажу: заниженный тариф вовсе не является абсолютным благом, расплачиваться в итоге приходится всем. Потребители получают неудовлетворительного качества услуги, краевой и местные бюджеты – дополнительные расходы на ликвидацию либо недопущение чрезвычайных ситуаций и неполученные доходы в виде налогов от предприятий коммунального комплекса, работники таких предприятий – задолженность по зарплате.

Когда полномочия по регулированию тарифов на тепло- и водоснабжение были переданы на уровень края, мы столкнулись с тем, что у ряда предприятий тарифы были ниже экономически обоснованных. То есть они работали себе в убыток, с отрицательной рентабельностью. Что и приводило к регулярным банкротствам муниципальных ресурсоснабжающих предприятий. Эта проблема не решалась длительное время.

Поэтому, как правило, необходимость в значительном в относительных (подчеркну – именно в относительных!) величинах повышении тарифа возникала в тех поселениях края, где годами тариф либо не рос, либо рос с темпом значительно ниже инфляции, что привело к ситуации, когда оказались перед выбором: либо прекращать оказывать коммунальные услуги по тепло- и водоснабжению, либо продолжать их оказывать, но уже по экономически обоснованному тарифу.

Но этот относительно высокий рост не должен сбивать с толку, потому что есть абсолютные цифры. А в их значении такого скачка не произойдёт. К примеру, вы платили раньше за какую-то услугу 50 копеек, а ваш сосед за то же выплачивал рубль. Вам плату увеличили вдвое, а соседу – процентов на 10. Вроде бы, разница существенная. Но что в итоге? Вы при всех прочих равных условиях стали платить 1 руб., а ваш сосед 1 руб. 10 копеек. Вот в чем разница между относительным ростом и абсолютным результатом.

- Но, согласитесь, при невысоких зарплатах в нашем регионе порой даже этот «абсолют» становится для многих граждан весьма ощутимым и обременительным?

- А для снижения негативных социальных последствий государство предусмотрело механизм адресной поддержки. Так, законодательно установлено, что максимально допустимая доля расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи не может превышать 22 процентов, а при среднедушевом доходе на одного члена семьи до двух (включительно) величин установленного в Алтайском крае прожиточного минимума - 18 процентов. Все жители края, у которых при их доходах и существующих ценах на коммунальные услуги сложилась такая ситуация, что в каком-то конкретном месяце их расходы на коммунальные услуги превысят 22 процента от совокупного дохода членов семьи, имеют право обратиться в соцзащиту по месту жительства и получить возникшую разницу. Причем, обратите внимание, если доля коммунальных расходов после повышения тарифов вырастет, то вырастут и социальные выплаты. Иными словами, рост тарифа ведет и к увеличению выплачиваемой субсидии. Таким образом, для жителей края, получающих субсидию, конкретная величина тарифа уже не имеет значения, поскольку его расходы на оплату коммунальных услуг с учетом возвращаемой субсидии - всегда фиксированная величина. Кстати, граждане, ранее не получавшие субсидию, но в бюджете которых после повышения тарифа на какие-либо виды коммунальных услуг расходы могут превысить установленный ограничитель в виде 22 процентов от доходов, тоже могут обратиться в органы социальной защиты за получением адресной субсидии.

Просто надо не полениться и получить причитающиеся по закону деньги.

- Удастся ли в ближайшее время довести повсеместно тарифы до экономически обоснованных? Чтобы существенный рост их снизился, а, может, и прекратился вовсе?

- Мы в этом направлении двигаемся, это наша, если хотите, стратегическая цель. И результаты есть. Но надо понимать, что эту застарелую, многими годами не решавшуюся проблему, за один-два года относительно безболезненно для населения не решить. Но делать это надо. Хотя бы для того, чтобы привлечь эффективных хозяйственников в эту сферу, готовых вкладывать в модернизацию коммунальной отрасли значительные средства.

Беседовал Артем Кудинов

Справка. В 2015 году субсидии предоставлены 79 677 семьям, расходы бюджета составили 1 102,4 млн. руб., средний размер субсидии на семью в месяц – 1 649,33 руб.; компенсации – 520 854 гражданам льготных категорий. Бюджетные расходы на компенсацию составили 2 592,60 млн. руб., средний размер компенсации на льготополучателя в месяц – 470,17 руб. За январь 2016 года субсидии предоставлены 63 574 семьям Алтайского края, расходы бюджета составили 115,9 млн. руб. Средний размер субсидии на семью в месяц - 1805,17 руб.; компенсации - 451 051 гражданам льготных категорий. Расходы бюджета на компенсацию составили 282,8 млн. руб., средний размер компенсации на льготополучателя (с учетом распространения льготы на членов семьи) в месяц - 573,91 руб., а на льготоносителя - 622,50 руб. Помимо субсидий, реализуются также меры адресной поддержки отдельным категориям граждан в виде льготы по оплате за жилищно-коммунальные услуги в размере 50% от их стоимости (ветераны труда и боевых действий, «блокадники», инвалиды, педагогические работники в сельской местности, герои СССР и РФ, полные кавалеры ордена славы, реабилитированные жертвы политических репрессий, «чернобыльцы» и «семипалатинцы», участковые в сельской местности).