18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
До обидного мало стало сенсаций. Все как-то предсказуемо и не удивительно. Но, к счастью,  не все еще настолько стабильно, есть еще место для гражданской инициативы. Тем более весна, да такая буйная, что в голове кавардак не только у метеозависимых. Всем этой весной непросто…  Ну вот  как пропустить мимо ушей известие  о том, как целое село в Советском районе Алтайского края решило податься в другой регион? По старому, попросило приписать их к другой губернии, где,  по их наблюдениям, люди живут не в пример лучше? Это ли не сенсациия? Как не поехать, чтобы узнать все в подробностях?

Добрый пример, как известно, заразителен, и вслед за Платово взбунтовалась Долина Свободы, деревня тоже на краю Алтайского края, и так же расположенная  в нескольких километрах от Республики Алтай, но уже со стороны  Красногорского  района. Кто у кого идею позаимствовал, уже не выяснить, да и не так уж это важно.

Уже все знают, что из Платово и Долины Свободы ушли петиции в высокие инстанции. Жители Платово написали главе Республики Алтай Александру Бердникову с просьбой принять их село в состав РА. Жители Долины копировать соседей не стали и отписали на имя полпреда президента в СФО Виктора Толоконского. Жизненные неурядицы, изложенные в письмах, тоже разные, но вектор коллективных устремлений в них один – «В Республику Алтай!».

Как? Почему? Что стряслось? Чем вдруг стал плох Алтайский край для платовцев, и чем так уж хорош  для них соседний регион? Чиновники переполошились, мы заинтересовались.

Платово - село старое, 310 лет. До райцентра Советское – 65 км, до Маймы – всего пять (и еще пять до Горно-Алтайска). Поэтому вполне логично и объяснимо, что жители  Платово чаще бывают в  Горно-Алтайске, чем в своем райцентре. В столице соседнего региона – и больницы побогаче будут, чем ЦРБ в Советском, но главное – они гораздо ближе! Так же и со школами, магазинами, аптеками. Был бы под боком  какой другой город, Бийск там или Новосибирск, - ездили бы «по делам» туда.

Платово – село специфическое, главным образом именно в силу своей географии и особенностей административно-территориального деления в России.  За речкой – не просто другой регион РФ, за речкой - регион ну очень дотационный, едва ли не целиком финансируемый из федерального бюджета (платовцы  рассказывают  такие тонкости о соседях, какие о себе не все жители Республики Алтай знают; например, о том, что бюджет региона более чем на 90 % сформирован из госдотаций, причем,  дотаций весьма щедрых!).   Все-таки не просто Субъект Федерации, каких в России много, а – Республика!  Смекалистые крестьяне свои географические преимущества быстро просекли, и кто как может пользуются ими. Люди трудоспособного возраста ездят на работу в Майму и Горно-Алтайск. Еще одна важная тема – аптека. В Платово с населением  в 665 человек ее нет, имеется только фельдшерско-акушерский пункт (ФАП), который, к сожалению,  не может торговать лекарствами. К слову сказать, пока не может, так как с 1 сентября этого года  ФАПы получат право продавать медикаменты населению. Еще в числе проблем родного села платовцы назвали в письме холодную школу. Мол, замерзают дети зимой из-за ветхости  системы  теплоснабжения. И поэтому вынуждены отправлять своих детей на учебу,  опять же,  в Республику Алтай, где на ремонты школ денег не жалеют!  При ближайшем рассмотрении  все, как это обычно бывает, оказалось «так да не так».

Сенсация начала сдуваться сразу, как только  выяснилось, что «отделиться» от Алтайского края желают всего 7 платовцев  во главе с бывшим главой сельсовета пенсионером Николаем  Березиковым.  А как же остальные 658, спросите?

 
 
Глава администрации Советского района Василий Вебер на фоне флага Алтайского края: на пяди родной земли не отдадим!   

   
Глава администрации Красногорского района Михаил Дайбов о проблемах знает, но их не решает.

Самое интересное, что об инициативе группы односельчан перейти всем селом в другой регион многие просто не знали, другие махали рукой, мол, своих дел полно, третьи начинали  рассуждать. И рассуждения эти, вполне, как показалось, здравые, сводились  к тому, что «да мы не против, но так ведь не делается, не в нашей это компетенции».  

Хотелось  встретиться с самим Березиковым. Оказалось это проще пареной репы. Еще движок не заглушили возле сельсовета, а Березиков тут как тут. Настроение приподнятое, хитро и загадочно так улыбается. Понять можно, на сегодня он ньюсмейкер № 1, главный персонаж новостных лент. Такая слава мало кому улыбается. Было видно: Березиков интервью давать готов! Кому угодно, хоть  Би-Би-Си. Между тем действующий глава села Виталий Окороков, выйдя на шум из здания сельсовета, спокойно стоял в сторонке, не вмешивался. По-крестьянски так: не спрашивают, чего ж  влезать в разговор?

Если убрать второстепенное, то получается, что у Березикова  к властям региона есть три существенных претензии. Первая – село, некогда крепкое, развалено, и никто не чешется его поднимать, организовывать производство, давать  платовцам  рабочие места. Вторая – не делается капремонт школьной системы отопления. Третья – перестали нарезать участки под  дачи тем, кто хотел бы иметь их  в Платово. Есть, правда, и еще одна, четвертая претензия – по поводу отсутствия в селе аптеки, но  эту тему Березиков  сильно не муссировал, по всему видно,  наслышан, что с осени медикаменты можно будет купить у местного фельдшера. Да и «школьный вопрос», как оказалось, не так на сегодня критичен. Да, прошедшей зимой температура в классах опускалась  до плюс 12 градусов. Когда проверили, оказалось  – труба забилась. Прочистили – стало потеплее,  выше  18 градусов. Тогда же, зимой, как рассказала директор школы Валентина Изосимова, администрацией Советского района было принято решение сделать в мае, после отключения отопления, в Платовской школе капитальный ремонт системы отопления. Из районного бюджета выделены деньги, 350  тысяч.

 
 
Николай Березиков - в центре внимания.

Но больше всего, как показалось, Березикова почему-то волновала тема земельных участков. В разговоре он на нее то и дело  сворачивал.  Эти участки сельсовет активно выделял при Березикове, но после его переизбрания почему-то охладел к этой деятельности. При бывшем главе в Платово возникла своя «Рублевка». Дачи здесь настроили жители Горно-Алтайска, в том числе, как нам «по секрету» сообщили, и высокопоставленные жители РА.  Правда,  оба  председателя  - и бывший, и нынешний -  на вопрос «Какая сельскому бюджету польза от продажи земельных участков горожанам под  дачи?» отвечали примерно  одинаково: «Да какая там польза?! Так, копейки». Честно сказать, это удивило. Если нет проку для села, почему для Березикова так это важно, чтобы практика выделения земельных участков возобновилась?

Вроде в каждом слове бывшего главы слышится боль за родное село, в котором он прожил 62 года своей жизни, за односельчан. Он и главе администрации Советского района Василию Веберу, со слов самого Вебера, обещал, что если его снова выберут главой сельсовета, он наведет в селе порядок. Но нельзя, на инвалидности, со справкой, и, как сам сообщил, «голову  сверлили». Вопрос – что помешало ему навести порядок в те годы, когда он был в Платово властью и без справки, мы Березикову задавать не стали. Так как было понятно, что человек это из той интересной категории граждан, которых никакой вопрос в тупик поставить в принципе не может. У них на все есть готовый развернутый  ответ.

Что касается выхода из состава Алтайского края и присоединения к Республике Алтай,  Березиков «не на диктофон» ответил так, что было понятно: ни о каком реальном отделении речи  не идет, а просто он, со свойственной крестьянской хитрецой, подумал, а что если столкнуть два региона (читай: глав) и посмотреть, может, от этого селу будет какая-то польза…  Не важно, с какой стороны.

 
  
"Нарушитель границы" Николай Березиков.

Во всей этой истории есть момент, действительно, на наш взгляд, заслуживающий внимания. Жители села рассказали, что краевое телевидение в  Платово «не берет» (разве что дневной выпуск «Вести-Алтай» можно посмотреть, но днем все работают, не до телевизора),  зато республиканское – показывает прекрасно и в удобное время. Неудивительно, что жители Платово живут проблемами и событиями соседнего региона, не зная, что происходит в родном Алтайском крае. И думая, к примеру, что их губернатора  зовут Александр Бердников, а не Александр Карлин.

Что касается второго якобы взбунтовавшегося села, носящего название «Долина Свободы», то там ярко выраженного вожака  и закоперщика как такового не оказалось. Но зато есть инициативная группа, тоже примерно из семи человек. Это село также имеет свою специфику. Как рассказали местные жители (сельсовета Долине Свободы вообще сыскать не удалось, и даже местные в этом помочь не смогли), в селе на 500 с лишним проживающих  коренных жителей около 30-ти, фактически это уже дачный поселок, дома в котором  построили себе горожане из Республики Алтай. По сути, это дачники, причем постоянно проживающие и зарегистрированные в другом регионе. У них, сказали местные, все хорошо. А вот у коренных жителей есть одна  серьезная проблема. На всю Долину Свободы, раскинувшуюся вдоль  берега  Катуни, есть только одна колонка. И местным, а в основном это старики, приходится тащиться далеко за водой сначала под горку, потом с горки. Зимой такие прогулки с флягой становятся старикам совсем не под силу, особенно когда улица от снега не чистится.

Цена вопроса, точнее, его длина – около 1 км водопроводной трубы, и еще «башня падает», водонапорная. Глава Красногорского района Михаил Дайбов рассказал, что в администрации об этой проблеме знают, но не сразу смогли к ней подступиться. Все-таки, если не брать дачников (а их брать в расчет и не надо), то село получается очень малонаселенное, в то время как в районе других, гораздо более крупных  сел много, и везде есть проблемы, которые срочно надо решать. В той же «коммуналке», например. В прошлом году жителям Долины Свободы было предложено скинуться и решить проблему самостоятельно, как выразился Михаил Дайбов,  «хозспособом». Селяне, как рассказала местная жительница пенсионерка Раиса Ноговицына, согласились, собрали нужную сумму, но до зимы уложить «коммуникацию» не успели, и трубы оставили под замок до весны. Зимой трубы украли, найти концов не удалось. В администрации Красногорского района было принято решение найти средства на финансирование  покупки, а также прокладки новых труб  и установки второй колонки в нижней части села. Работы вот-вот начнутся, и летом вторая колонка заработает.

 
  
На распутье. Раиса Ноговицына: присоединимся к тому, кто поможет!..  

В Долине Свободы, когда все это рассказывали журналисту, местные жители тоже, как и платовский  Березиков, прятали хитрую крестьянскую улыбку в кулак.  Здесь,  по серьезному,  тоже никто отсоединяться-присоединяться не собирается. Так, попугать начальство, чтобы пошевеливалось…  А  вдруг  чего и выгорит?  Хотя, добавила на прощание Раиса Ноговицына, «мы и в начале перестройки просили нас  к Республике присоединить, правда, она тогда по-другому называлась».  Что тут скажешь – Долина Свободы. Одно название на мысли о бунте наводит…

Андрей Беспалов.


Редакция Doc22  благодарит за предоставленные фотоматериала телекомпанию Катунь-24 и лично Татьяну Звягинцеву