18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Основные направления региональной тарифной политики на ближайшие три года обсудили члены Совета администрации Алтайского края.  По словам губернатора Александра Карлина, тарифная политика имеет определяющее значение для социально-экономического развития любого региона, и Алтайский край не является исключением.

  

Тарифное регулирование – это один из мощных рычагов воздействия государства на процессы, протекающие в экономике  и социальной сфере, считает Александр Карлин. При этом Алтайский край и в этой сфере имеет свою специфику, которая состоит в том, что значительное количество потребляемых в регионе энергоресурсов либо поставляется из-за пределов региона, либо производится из ввозимого сырья.  Кроме того, приходится учитывать и то обстоятельство, что реформирование энергетического комплекса страны вывело центр управления энергокомплексом, генерацией и сетевым хозяйством также за пределы региона. «Это тоже налагает определенный отпечаток, нам приходится прилагать больше усилий для выстраивания взаимоотношений с хозяйствующими субъектами, которые определяют инвестиционную политику в этой важнейшей сфере. А инвестиционная составляющая, как известно, является одним из важнейших компонентов любого тарифа», - подчеркивает губернатор..

  

В последнее время, стоит отметить, край предпринял ряд конкретных шагов для того, чтобы обеспечить эффективную работу механизма тарифного регулирования на региональном уровне.  Почти год назад создан регулирующий орган (Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов), укомплектован специалистами. Ведется мониторинг цено- и тарифообразования. Но установить тарифы в границах допустимого роста – этого недостаточно. Необходимо поставить ситуацию, как говорится,  под жесткий и неусыпный контроль, и, по словам губернатора, край постепенно подходит  к осуществлению контрольных функций в сфере тарифной политики. Помимо управления, за тем, как на местах устанавливаются новые тарифы, следит рабочая группа, которую возглавляет первый заместитель губернатора Сергей Локтев. Задача – не допустить роста тарифов на коммунальные услуги сверх дозволенного правительством РФ. То есть, больше 15 % в совокупности (по всем видам коммуслуг) на весь 2011 год.

  

Если 15 % увеличения тарифов тому или иному предприятию коммунальной сферы или энергетики не хватает для организации надежной работы по обслуживанию потребителей, им стоит задуматься об эффективности такой работы. О том, что в стране объявлен курс на энергосбережение и энергоэффективность.   

  

«В соответствии с посланием  президента России и последними решениями правительства предприятия энергетики и коммунального комплекса Алтайского края должны перейти на энергоэффективный путь развития экономики. Постановлением администрации Алтайского края от 21 мая 2010 года № 220 принят План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. План этот – начало реализации на территории края  федерального закона № 261 «Об энергосбережении», - напомнил алтайским энергетикам и коммунальщикам первый заместитель губернатора края Сергей Локтев.

  

Реализацию проектов энергосбережения в ресурсоснабжающих организациях, считает Локтев, следует рассматривать в следующих направлениях. 1. Повышение эффективности обеспечения энергетическими ресурсами. 2. Улучшение управления топливно-энергетическим хозяйством. 3. Сокращение потерь  энергоресурсов и соответственно расходов потребителей.

  

«Основная роль в решении вопроса перехода на энергоэффективный путь развития отведена государственному регулированию цен и тарифов на энергоресурсы и другие виды услуг. Тарифное регулирование в Алтайском крае производится в строгом соответствии с действующим законодательством. Управление по тарифам изначально формировалось в качестве единого органа, осуществляющего тарифное регулирование в Алтайском крае», - подчеркнул первый вице-губернатор.

  

В крае тарифное регулирование на 2011 год проведено в установленные сроки. Тарифы на электрическую и тепловую энергию установлены до начала финансового года. С 1 января 2011 года установлены (и введены)  тарифы на электрическую энергию для населения с ростом 110 %. Средний рост тарифов на тепловую энергию по краю фактически составил 16,5 %, что ниже установленного Федеральной службой по тарифам (среднего по Алтайскому краю) предельного прироста тарифов на тепловую энергию – 17,2 %. Розничные цены на сжиженный газ для населения, используемый для отопления, увеличились на 13,5 %.  Тарифы на холодное водоснабжение в среднем по краю увеличились на 12,8 %, на водоотведение – на 14,5 %.  

  

Принятие экономически обоснованных тарифов позволило потребителям края сэкономить средства в размере 10,9 млрд. рублей… Однако «несмотря на то, что проведенный управлением по тарифам мониторинг показал, что рост фактической платы граждан в 2011 году по каждому муниципальному образованию в совокупности за все коммунальные услуги не превысил предельного индекса роста, поступает много обращений граждан по поводу превышения суммы оплаты за коммуслуги», - сообщил членам Совета администрации Сергей Локтев. По его мнению, многих  проблем можно было избежать, если бы муниципалитетами в должной мере была бы организована разъяснительная работа среди населения.

  

А разъяснять действительно есть что. Власть гарантирует, что рост тарифов не превысит заявленных 15 % не на все услуги для жильцов, а именно на коммунальные услуги. Далеко не все граждане понимают, что в квитанции указана плата не только за коммуслуги, но и за обслуживание, содержание в надлежащем порядке жилого помещения.  

  

Законодательством определено, что госрегулирование осуществляется только в отношении тарифов на коммуслуги, размер же платы за содержание жилого помещения, в том числе вывоз бытовых отходов, определяется на общем собрании собственников жилья и госрегулированию не подлежит. Некоторые муниципалитеты это должным образом не разъясняют, а управляющим компаниям это и не выгодно…

  

Тарифная кампания 2011 года выявила ряд системных проблем. Из 1 тысячи предприятий энергетики и коммунальной сферы края  80 % предприятий (как правило, это небольшие организации) испытывают кадровый голод,  нехватку компетентного  персонала. Для таких малых предприятий защита тарифов зачастую превращается в непреодолимое препятствие…

  

Кроме того, на крупных предприятиях вопросы по восстановлению и ремонту оборудования решается с помощью производственных и инвестиционных программ, на малых же предприятиях эти вопросы порой не решаются совсем… 

  

Из  600 предприятий коммунального комплекса только 128 предприятий до настоящего времени обратились в органы регулирования за установлением тарифов. По мнению Локтева, это отрицательно сказывается на финансовых результатах организаций коммунального комплекса края.

  

Чтобы этого не допустить, следует для начала разработать и утвердить комплексную программу  коммунальной инфраструктуры муниципального образования. Надо узаконить права собственности на муниципальное имущество (а для этого провести инвентаризацию его, а дальше - определить уровень износа, рассчитать возможность модернизации, целесообразность реконструкции, экономическую эффективность принимаемых решений), взаимоотношения с коммунальными компаниями по передаче имущества в управление либо хозведение, аренду или на любом другом законном основании, отвечающем интересам развития конкретной территории.  Предстоит решить вопрос бесхозных водопроводных и тепловых сетей.

  

В срок до 31 декабря 2011 года должны быть утверждены схемы теплоснабжения поселений и городских округов. «Это большой объем работы, и начать ее нужно незамедлительно», - считает Сергей Локтев. Также нужно заниматься разработкой схем водоснабжения и водоотведения.

  

Еще одна проблема  – значительное увеличение мелких теплоснабжающих организаций. То есть в крае обозначилась тенденция дробления крупных предприятий на более мелкие. При этом  мало кто задумывается, что при таком подходе тарифы становятся значительно выше, порой в 2 раза выше, чем в крупных организациях.

  

Локтев предложил создавать в муниципалитетах многоотраслевые компании по оказанию коммунальных услуг. Крупные компании имеют значительно больший производственный и инвестиционный потенциал, дают большие объемы тепловой энергии, имеют квалифицированные кадры, соответственно, более низкие тарифы. Крупные предприятие смогут быстрее перестроиться на долгосрочное регулирование. В ближайшей перспективе все тарифы будут долгосрочными – от 3 до 5 лет.

  

Следует способствовать формированию крупных коммунальных предприятий, так как в данном случае, считает Сергей Локтев,  эффект масштаба защитит потребителей в большей степени: «Долгосрочные тарифы без инвестиций не дадут стимулов к развитию. Надо всерьез заниматься вопросами энергоэффективности. Оба направления - и долгосрочные тарифы,  и работа в области энергоэффективности - позволят в значительной степени защитить интересы потребителей услуг».

  

При обсуждении темы инвестиций губернатор края указал на значительные недостатки инвестиционной политики крупных энергокомпаний края, таких как филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго», Барнаульский филиал ОАО «Кузбассэнерго». По мнению Александра Карлина, затраты на модернизацию объектов «большой» энергетики должны быть скорректированы в сторону увеличения, также необходимо обеспечивать выполнение всех ранее заявленных планов по ремонту оборудования.

  

Также губернатор обратил внимание членов Совета администрации  на то, как решается проблема тарифного регулирования в Барнауле. Ранее жители ряда микрорайонов, подключенных к схеме теплоснабжения от локальных источников, оплачивали услуги по заниженным тарифам. Средства на компенсацию убытков направлялись из бюджета города напрямую теплоснабжающим организациям, что является нарушением законодательства. После наведения порядка в данном вопросе удалось сформировать экономически оправданные тарифы. Поэтому в январе 2011 года граждане получили квитанции с ценами, отражающими фактические затраты производителя. Для граждан рост затрат на оплату услуг превысил 15 %. Именно неправильное тарифное регулирование в предшествующие годы стало причиной недовольства, непонимания людей. Поэтому в данном случае необходимо продолжить с жителями разъяснительную работу, - подчеркнул Александр Карлин. В текущем году в бюджете Барнаула предусмотрены средства в размере 97 млн. рублей на выплату адресных субсидий горожанам. Также губернатор поручил представителям администрации Рубцовска разработать действенный механизм оказания горожанам адресной помощи. Администрации Камня-на-Оби Александр Карлин  указал на серьезные недостатки в организации работы предприятия ЖКХ, в связи с чем к губернатору неоднократно обращались жители этого города. Особое поручение Александр Карлин дал специалистам государственной жилищной инспекции, которая пока не приняла эффективных мер по контролю за деятельностью управляющих компаний.

  


P.S.

Александр Карлин, губернатор края – о недобросовестных управляющих компаниях:

  

 «То, что сейчас творят управляющие компании – кто за это отвечает? Кто их проверяет?..  Специалистов у них нет? Если бы не было специалистов, то управляющие компании считали бы все себе в убыток! А если они считают все в одну сторону, против граждан, - там очень даже неплохие специалисты сидят…»

  

«Административная ответственность для УК – как комариный укол. Когда они имеют огромную прибыль за счет того, что с людей дерут то, что не положено, а им - административный штраф, который не исполняется…»