18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Каковы основные тенденции в развитии гражданского общества в Алтайском крае?  Об этом шел разговор на «круглом столе» в крайсовпрофе, где в пятницу собрались видные общественники региона. Правда, пришли  далеко не все, что были внесены организаторами в список участников. У половины нашлись, видно, более важные дела. Или они знают что-то такое, что повлияло на их желание развивать гражданское общество?

 

Были Геннадий Шейда, Владимир Захаров, Валентина Мансурова, Юрий Чернышов, непременный Константин Емешин, еще несколько человек. Не пришли Михаил Шишин, Евгения Трощий, Светлана Агаркова (председатель Совета муниципальных образований края) и собственно председатель Совета Общественно палаты Алтайского края Павел Тулин. Как «по секрету всему свету» сообщил всезнающий  Емешин, Тулину якобы не дали слова при обсуждении ежегодного доклада губернатора на сессии АКЗС, которая проходила в тот день незадолго до «круглого стола». Ну, «не дали», это, конечно, сильно сказано, просто, говорят, очередь по списку не дошла, депутаты в какой-то момент решили завершить прения. Наверное, Тулин расстроился и забыл, что в крайсовпрофе  уже «сверяют часы».

 

«Сверить часы» - формулировка его зама Шейды, пояснившего участникам «круглого стола», зачем все собрались. Сверок, кстати, помимо этой будет еще две. И непонятно, то ли у всех общественников часы вразнобой, то ли написание ежегодного доклада о состоянии гражданского общества нынче алтайским общественникам весьма непросто дается?

 

Вроде и негусто было народу, а сидели два часа. Краткое и емкое выступление, что называется, не растекаясь мыслью по древу, – наверное, это не про наших активистов общественного движения. Что и говорить – любят поговорить. Правда, не всегда понятно, о чем.

 

Общественники устами Емешина констатировали, что основной удар по гражданскому обществу в 2010 году был нанесен в сфере местного самоуправления, имея в виду переход от выборности к назначаемости глав ряда муниципалитетов края. В то же время неожиданно признали, что местная власть зачастую не умеет работать, имеет место такое явление. В этой связи видный общественник К. Емешин положительно отозвался о придуманных исполнительной властью региона программах «75х75» и «100 и 100» - дескать, ставят задачи, мобилизуют на работу, стимулируют и одновременно контролируют  деятельность этой самой местной власти. Дескать, так и надо с ними.

 

На тему выборности-назначения высказалась член Общественной палаты Алтайского края Любовь Щанова, главный редактор газеты «Степная новь» Шипуновского района. По ее наблюдениям, люди во власть приходят нередко без опыта муниципальной работы, не имея сколько-нибудь четкого представления о том, как формируется бюджет, какая существует законодательная база, как  грамотно принять законодательный  акт, чтобы его не отменила прокуратура. От  многих людей Любовь Щанова, по ее словам,  слышала мнение – «лучше уж назначать».  Так что если говорить на тему ущемления прав граждан (отмена выборов), то сами граждане, уже по многим опросам это известно, все больше отдают предпочтение порядку и безопасности, нежели отстаиванию т.н. «демократических завоеваний».

 

В качестве эксперта на «круглый стол» была приглашена замдекана соцфака АлтГУ Наталья Шилкина с просьбой проинформировать общественность о данных недавно проведенного соцопроса. Социолог сообщила, что протестные настроения в обществе достаточно сильны,  протестовать  готовы 48 % опрошенных. А вот участвовать в созидательных действиях - немногие.

 

А вот еще одна интересная информация: по данным соцопроса, люди почти не отмечают на себе наличие политического или административного давления. Может быть, потому, что это для них сегодня не самое главное. В списке главных угроз жители края чаще всего называют бедность, преступность, экологические угрозы. О существовании  для себя опасности со стороны власти сказал лишь каждый десятый опрошенный.

 

Лозунг «Все пропало» (а гражданское самосознание, соответственно, задушено) ставят под сомнение результаты соцопроса касательно территориальной идентичности (это чувство солидарности, единения с обществом). В 90-е такая идентификация ограничивалась, как правило, семьей, сегодня уже 40 % опрошенных ощущают единство, некую целостность со своими земляками, правда, пока только – населенного пункта, в котором живут (в Барнауле, кстати, таких вдвое меньше, только 20 %). Это - к вопросу о «тенденциях в развитии гражданского общества в Алтайском крае», которые наши общественники намерены отразить в годовом докладе.

 

О характере взаимоотношений власти и общества сказано, по традиции, было немало. Общественники  констатировали: «Мы достигли полной автономизации власти и гражданского общества. Может быть, это и хорошо» (К.Емешин). И тут же посетовали на то, что «власть не хочет приближать общество к себе, потому что это контроль» (В. Захаров, председатель комиссии ОПАК по развитию гражданского общества).

 

Получается, общественность ждет, когда власть поманит, приголубит, скажет, мол,  давайте же уже контролируйте нас! И злится, что не зовет, расстраивается.

 

Кстати, почему ж власть не зовет? Зовет, приглашает – например, в Общественные советы, которые создаются (практически уже работают)  во всех ведомствах. Но – нет, не то, видимо. По словам общественников (Г.Шейда), все эти Советы - сплошной формализм, они  «варятся в собственном соку, не опираются  на гражданское общество» (вот здесь совсем непонятно – в чей адрес претензии?).

 

Наши общественники – они все же странные. Да, Общественные советы, как и Общественную палату, создала власть. И, как не трудно догадаться, скорее в своих интересах, нежели в интересах общества. Но ведь эти общественные структуры созданы – так почему бы не использовать их потенциал на всю катушку? Так сказать, в интересах общества.

 

Что мешает? Другие интересы?

 

Что мешает, например,  включиться в правовой ликбез жителей края, о котором говорят сегодня все подряд (то есть, это не тайна, общественники должны знать об этой проблеме)? От безграмотности – многие беды, начиная от обманутых дольщиков до неумения, незнания как отстоять свои права в  борьбе с наглой, нарушающей законы  управляющей компанией в сфере ЖКХ.

 

«Мы сами не всегда тверды, не всегда находим время прийти в Общественный совет», - честно признал Геннадий Шейда…

 

Что правда, то правда… Тогда  о чем говорить?!  Только ли власть во всем виновата? Или она всего лишь зеркало, на которое … стоит ли пенять?..