Алтайский край лидирует в расселении аварийного жилья
В ближайшем будущем, считают краевые власти, гастарбайтеры могут стать проблемой для качества регионального рынка труда. Такую угрозу отмечают чиновники в проекте Стратегии развития сферы труда и занятости населения Алтайского края до 2025 года. Как отмечается в документе, на численность и качество трудовых ресурсов в Алтайском крае существенное влияние оказывают миграционные процессы. За период 2005 – 2009 гг. ситуация в регионе характеризовалась уменьшением ее объемов, однако с 2010 года в крае отмечен рост масштабов миграции. Количество зарегистрированных миграционных перемещений (внутренних и внешних) возросло в 1,7 раза (со 107,4 тыс. чел. в 2005 году до 179,9 тыс. чел. в 2012 году). При этом в 2012 году в крае продолжилась миграционная убыль населения, которая составила 6226 чел. На фоне общего роста миграционных потоков возросло количество мигрантов с высшим образованием, как в общем, так и во внешнерегиональном обмене при этом количество выбывающих специалистов с высшим образованием превышает количество прибывающих (в 2012 году на 2,4 тыс. чел.). Самой многочисленной группой в общем объеме миграции являются мигранты со средним общим (полным) и средним профессиональным образованием. При этом в межрегиональной миграции край теряет ежегодно в среднем по 2,3 тыс. чел. (в 2012 году убыль составила 1583 чел. данной образовательной категории). Доминирующим компонентом в миграционных процессах является внутрикраевая миграция населения. На ее долю приходится более 65 %, на долю внутрикраевой миграции сельского населения – 53 %. С 2005 по 2008 гг. включительно в крае отмечалась миграционная убыль городского населения: в 2005 году она составляла 2 647 чел. Начиная с 2009 года убыль городского населения сменилась миграционным приростом, который в 2012 году составил 3 637 чел. Вместе с тем, в крае наблюдается стабильный отток населения из сельской местности (в 2005 году он составил 3 755 чел., достиг своего пика в 2011 году – 10 652 чел., несколько снизился в 2012 году – 9 863 чел.). Эта тенденция связана с направлением передвижения молодежи преимущественно из сельских территорий в города, где расположены учреждения профессионального образования, с последующим трудоустройством в городах. Получив высшее или среднее профессиональное образование, молодые специалисты не стремятся вернуться в село. Невысокий уровень заработной платы, условия труда и быта сельских жителей для них социально непривлекательны. Поэтому численность прибывших в сельские районы выпускников вузов и средних специальных учебных заведений многократно ниже количества выпускников сельских школ, выезжающих для получения профессионального образования. Это вызывает проблемы в восполнении трудовых ресурсов в сельской местности. Сдерживание роста трудовой мобильности населения внутри края также обусловлено высокими затратами, связанными с переменой места жительства, отсутствием развитой системы инфраструктурного сопровождения рабочих мест – жилья, транспортной сети и иных объектов, повышающих качество проживания в территориях. Отсутствие отлаженных механизмов решения жилищных и социальных проблем в значительной мере препятствует решению проблемы привлечения в край квалифицированных кадров. В структуре притока иностранных трудовых мигрантов избыточна доля неквалифицированных и малоквалифицированных работников, занятых на сезонной или временной основе, что сопряжено с целым рядом рисков в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Возможность использования дешевого неквалифицированного труда иностранных граждан лишает предприятия стимулов к увеличению количества и повышению качества рабочих мест, привлекательных для жителей края. С учетом того, что коэффициент использования трудовых ресурсов края (доля трудоспособного населения, занятого в экономике, в общей численности трудоспособного населения) составляет около 78 %, в краткосрочной и среднесрочной перспективе стоит задача повышения эффективности использования имеющегося трудового потенциала края. «В долгосрочной перспективе обеспеченность экономики Алтайского края трудовыми ресурсами будет определяться тенденциями демографического развития, характерными для всей страны, – сокращением численности населения в трудоспособном возрасте, увеличением его среднего возраста. В связи с этим, направления действий на региональном рынке труда связаны с необходимостью принятия мер по улучшению демографической ситуации, использованию возможности внешней и межрегиональной трудовой миграции для формирования квалифицированного кадрового потенциала, повышению трудовой мобильности населения на региональном рынке труда, созданию стимулов для закрепления в крае квалифицированных кадров», - отмечается в проекте Стратегии. |