В Алтайском крае продолжает расти заработная плата
Как в регионе в минувшем году краевые власти снижали напряженность на рынке труда? В краевом рейтинге информационной открытости среди 24 органов исполнительной власти Управление Алтайского края по труду и занятости населения в течение трех последних лет стабильно занимает лидирующие позиции. Что называется, есть что показать. Работа ведомства признана эффективной на всероссийском уровне. Во многом благодаря внедрению инновационных форм и методов работы. - Объективно оценивая минувший год, можно с уверенностью сказать – усилия, направленные на развитие социально-трудовой сферы края в 2011 году, доказали свою эффективность, - сказал на расширенном совещании по итогам 2011 года и планам на 2012 год начальник регионального Управления по труду и занятости населения Игорь Бушмин. В работе совещании, проведенном в режиме видеоселектора, приняло участие больше 1100 человек – главы муниципалитетов и их замы по вопросам труда и занятости, депутаты муниципального и краевого уровня, руководители ведомств, так или иначе участвующие в решении вопросов охраны труда и содействия трудоустройству безработных жителей края. Благодаря совместной работе, сказано было на совещании, удалось достичь многого. Так, например, в 2011 году достигнуто исторически минимальное значение уровня регистрируемой безработицы – 2,1% от численности экономически активного населения. А общая безработица (по классификации МОТ) в крае впервые была меньше, чем в среднем по России. За год более 40 тыс. безработных перешли в категорию работающих. Существенно, в 2,4 раза снижена напряженность на рынке труда (с 7,5 до 3,1 человек на одну вакансию). Этому во многом способствовала эффективная реализация региональных программ в сфере занятости населения, с учетом состояния экономики в каждом городе и районе. В край были привлечены необходимые финансовые ресурсы из федерального бюджета – 1,8 млрд. рублей. Дополнительно выделены средства из краевого бюджета – порядка 21 млн. рублей. Государственная поддержка оказана более 840 тысячам граждан из числа незанятого населения, а также работников предприятий. Услуги по активным формам содействия трудоустройству получили 717 тысяч человек – это более 55 % от численности экономически-активного населения края. Трудоустроены каждые два из трех, обратившихся в этих целях в службу занятости (порядка 65 %). А это более 72 тыс. граждан. При этом существенно улучшен показатель трудоустройства на постоянную работу. По итогам 2011 года – около 60 % (в 2010 году он составлял менее 47 %). Эффективно решалась задача снижения задолженности по заработной плате. В минувшем году она снижена в 1,4 раза – с 19,5 млн. руб. до 14,2 млн. рублей. Это минимальное значение показателя за все годы его статистического наблюдения. Число работников, которым несвоевременно выплачивалась заработная плата, в 2011 году сокращено на четверть (до 1,1 тыс. человек). Улучшены наши позиции по этому показателю среди регионов СФО. На сегодня по уровню задолженности Алтайский край уверенно занимает 5 место (в начале 2010 года регион был на последнем, 12-м месте). Еще одним значимым результатом является сохранение Алтайским краем лидирующей позиции в СФО по темпу роста уровня заработной платы. За 11 месяцев 2011 года он составил 112,6% к аналогичному показателю 2010 года (в среднем по СФО – 111,4%). Каждый третий работник, занятый в организациях края (а это около 250 тыс. человек), получает заработную плату на среднекраевом уровне и выше. Улучшены качество и условия труда. В 1,6 раза возросло число организаций, завершивших аттестацию рабочих мест по условиям труда по сравнению с 2010 годом (до 2,6 тыс. единиц). В 1,2 раза увеличено количество аттестованных рабочих мест (до 64,5 тыс. единиц). По итогам года профессиональным обеспечением охраны труда охвачено более 98% организаций края. Сокращен производственный травматизм: с тяжелым исходом – на 7,5 %, со смертельным – на 14,6 %. В 2011 году в социально-трудовой сфере Алтайский край вышел на необходимость определения вектора действий на рынке труда в долгосрочной перспективе, перехода от низкой безработицы к эффективной занятости. С этой целью впервые в истории края краевыми властями был разработан стратегический документ – Концепция действий на рынке труда Алтайского края до 2020 года. При положительной динамике социально-экономического развития в целом сегодня в общественное производство не вовлечены порядка 90 тысяч человек трудоспособного возраста. В этом контексте основной вектор действий на рынке труда должен быть направлен не только на снижение уровня безработицы (как это было многие годы), но и на вовлечение граждан, активных на рынке труда, в эффективную занятость. Именно она является основой для роста их доходов, сохранения здоровья и повышения качества жизни. В настоящее время проект «Концепции действий на рынке труда до 2020 года», разработанный Управлением по труду и занятости Алтайского края, проходит широкое общественное обсуждение. Результаты деятельности по реализации региональных программ «Содействие занятости населения Алтайского края» и «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края» В числе приоритетных задач 2011 года было привлечение к сотрудничеству максимального количества работодателей. Если в 2010 году при помощи службы занятости искала работников только одна из семи организации края, то в 2011 году – уже каждая пятая (14,3% и 20,4% соответственно). Две трети заявленных в отчетном году вакансий (около 67 %) – это постоянные рабочие места (в 2010 году – 59 %). В целях повышения эффективности государственного посредничества на рынке труда активно развивались инновационные формы и методы работы. - Во-первых, значительно расширен межтерриториальный банк вакансий – в нем уже около 10,2 тысяч вакансий (более 7,6 тысяч вакансий – на территории края, и свыше 2,6 тысяч в других регионах страны). - Во-вторых, проведена целенаправленная работа по расширению банка высококвалифицированных работников и поддержанию с ними долгосрочного сотрудничества. В 2011 году в нем зарегистрировано 7,4 тыс. человек. Общая численность краевого банка высококвалифицированных кадров возросла до 36,3 тысяч человек. Среди важных задач оставалось обеспечение приоритетного трудоустройства граждан России, проживающих в крае. Для этого целенаправленно реализуется политика по снижению размера квоты на выдачу иностранным работникам разрешений на работу. В результате, в 2011 году нашими земляками замещено в 2,2 раза больше рабочих мест, на которые предполагалось привлечение иностранных работников (256 рабочих мест при 116 в 2010 году). Это, безусловно, повлияло на снижение напряженности на рынке труда. Работа по обеспечению принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов будет продолжена и в 2012 году. На 2012 год установлена еще меньшая квота – 1 154 человека (в 2011 году – 1250 человек, в 2010 году – 1593 человека). Приоритет отдается работникам высокой квалификации и только при отсутствии таких специалистов в крае. Особое внимание заслуживает вопрос повышения качества предоставления услуг в сфере занятости. Управлением внедряется в практику инновационная технология эффективного государственного посредничества на основе цепочки создания ценностей для клиента под названием «Семь шагов к трудоустройству». Данная технология базируется на ситуационном, индивидуальном подходе работы с гражданами и работодателями. По сути, нами была полностью перепроектирована работа специалистов центров занятости для достижения более высокого качества оказываемых услуг на основе всестороннего анализа потребностей наших клиентов. Цель – сокращение жалоб и повышение удовлетворенности госуслугами. Управлением осуществляется планомерная работа по обеспечению и повышению качества и оперативности предоставления государственных услуг на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий. Создана основа региональной информационной системы рынка труда. В настоящее время единое информационное пространство рынка труда Алтайского края составляют три электронных ресурса, размещенных на сайте Управления. Это реестр социально ответственных и социально ориентированных работодателей Алтайского края; банк высококвалифицированных работников Алтайского края и электронный Государственный кадастр рабочих мест. Помимо этого завершается разработка собственного портала «Электронный работодатель», который позволит кардинально повысить оперативность и удобство предоставления услуги по содействию работодателям в поиске работников и формированию кадрового резерва для социально-ответственных и ориентированных предприятий. Для удобства клиентов во всех центрах занятости населения внедрены современные информационные коммуникационные технологии – электронные системы управления очередью, системы автоинформирования, электронное и звуковое информирование в помещениях центров занятости населения. В крае установлено 99 информационных киосков. В текущем году при их помощи оказано более 50,8 тысяч консультаций. Впервые в России с использованием информационных киосков организовано предоставление доступа клиентов службы занятости к официальному сайту Управления Алтайского края по труду и занятости населения, к федеральному интернет-порталу «Работа в России». В 2012 году управление Алтайского края по труду и занятости населения станет первым государственным учреждением, обеспечившим для граждан доступность государственных услуг на региональном портале государственных и муниципальных услуг Алтайского края. Большое внимание уделяется работе по обеспечению максимальной доступности информации о ситуации на рынке труда и социальных гарантиях государства в области занятости населения через СМИ, в том числе на официальных сайтах в сети Интернет. Увеличен медийный информационный поток: Управлением подготовлено и разослано в СМИ более 1,3 тысяч пресс-релизов; подготовлены ответы на более 200 журналистских запросов; организовано свыше 750 видео и радио сюжетов на местных, краевых, федеральных каналах; размещено более 1,9 тысяч публикаций в краевых и муниципальных СМИ, а также в федеральных изданиях. Осуществлен полный редизайн ранее существовавшего сайта Управления, значительно расширился его контент. В результате количество просмотров страниц сайта увеличилось практически в два раза – до 2 млн. единиц (в 2010 году – 1,2 млн. единиц).
|