18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Ректор Алтайского государственного педагогического университета (АлтГПУ) Ирина Лазаренко рассказала порталу Doc22 о новом этапе развития старейшего в Алтайском крае вуза, который сегодня ставит перед собой амбициозные задачи, сохраняя при этом богатые традиции.


Ректор Алтайского государственного педагогического университета (АлтГПУ) Ирина Лазаренко

- Ирина Рудольфовна, в декабре прошлого года первый в истории региона вуз вернул себе название «университет», повысив таким образом свой статус. Как-то надо подтверждать свои амбиции? Что уже в новом статусе удалось сделать, с каким заделом вы подходите к началу нового учебного года?

- Прежде всего, хочу сказать, что никаких дополнительных усилий к тому, чтобы оправдывать статус университета, мы предпринимать не будем. По-разному складывается жизненный путь у человека, разные обстоятельства возникают и в жизни любого учебного заведения. Был такой момент, когда наш вуз стал академией. Но, изменились обстоятельства, изменились и мы. Сейчас задача не в том, чтобы подтвердить статус университета, а в том, чтобы вуз соответствовал тем требованиям, тем вызовам времени, которая ставит сегодня перед любым учебным заведением действительность. Будем развиваться согласно программе стратегического развития, сопрягая свои планы с теми традициями, которые были заложены в вузе за десятилетия работы – преподавателями, которые меня учили, и студентами, которых учила я. А делать что-то в оправдание мы не будем.

Если говорить о задачах, которые стоят сегодня перед АлтГПУ, то главная и объёмная – это вписаться в федеральные тренды. Они меняются каждый год, и это совершенно нормально, ведь жизнь не стоит на месте. Уровень подготовки педагогов, их квалификация и компетенции должны соответствовать новым стандартам образования, которые сейчас приняты. Это основной вектор, которому подчинены приоритеты и стратегия совершенствования и образовательного процесса в вузе.


Второе важное обстоятельство подчас остаётся незамеченным многими, но мы, как представители семьи педагогических вузов, очень хорошо его ощущаем и не можем ему не радоваться. Изменилось отношение на федеральном уровне к педагогическому образованию, к профессии педагога. Повысился статус педагогического образования и педагога, педагогическим вузам уделяется достаточно внимания. Но вместе с тем возрастают и требования. Мы это очень хорошо ощутили на себе: получаем целевые средства, вуз стал опорной площадкой Министерства образования и науки в области прикладного бакалавриата, находимся в федеральном и региональном тренде по развитию добровольчества. С другой стороны, мы, хотя и являемся федеральным учреждением, но находимся в конкретном регионе, и развиваться вне регионального контекста, вне учёта потребностей региона не можем.

- Наверное, учитываете и специфику Алтайского края, например, большую долю сельского населения?

- Коль скоро вы коснулись этой темы, то мы держим руку, как говорится, на пульсе. Сегодня количество сельских школ, доля которых в системе общего образования Алтайского края составляла еще 10 лет назад более 80 процентов, сократилось до 60-ти. Причем больше половины из них (точнее - 60 процентов) - это малокомплектные сельские школы. Понятно, что обеспечить их квалифицированными педагогическими кадрами – серьезная задача для региона. В этом году мы подписали Соглашение с краевой администрацией о сотрудничестве. И первый проект, который осуществляется в рамках нашего соглашения - это создание педагогического отряда из студентов старших курсов, которые будут помогать образовательным организациям. В те школы, где не удалось закрыть вакансии штатными преподавателями, мы отправляем наших студентов.

Более того, АлтГПУ обеспечит поддержку педотряда. В течении семестра они смогут приехать в вуз для проведения консультаций, сдачи зачётов и экзаменов, будет установлена специальная стипендия. Это ни много, ни мало – в пределах 4000 рублей ежемесячно. Плюс у них сохраняется стипендия, и они будут получать заработную плату на своем рабочем месте.

Далее. Мы активно работаем с муниципалитетами по целевому набору. Это тоже в рамках соглашения с краевой администрацией. Она со своей стороны гарантирует пакет или, как сейчас модно говорить, пул определённых условий. Мы же этот пул обеспечиваем своими гарантиями - приём, зачисление в первую очередь, постоянный контроль взаимодействия с работодателями, т.е. муниципалитетами, откуда приехали студенты-целевики. Это и фиксированное место педагогической практики. Наша задача сейчас - довести до 100 процентов трудоустройство целевиков, т.е. процент возврата в территории, откуда они приехали. Но об эффективности этой программы мы сможем узнать только через 2-3 года, поскольку в таком формате набрали студентов только в прошлом году.

- Как прошла приемная кампания в этом году?

- У нас хорошие результаты. Приятно, что в этом году мы являемся первыми по количеству поданных заявлений. В этом году в АлтГПУ поступило более 7000 заявлений от абитуриентов, что на 2000 больше, чем в прошлом году. У нас по предварительным подсчётам выше, чем в прошлом году, балл ЕГЭ. Нас порадовали целевики - 61,41 (в прошлом году они даже до 60 не дотянули). Ну и бюджетное обучение дало лучшие, чем в прошлом году показатели. В целом положительная динамика очевидна.

- Большое внимание на федеральном уровне уделяется развитию материально-технической базы системы образования. В педагогическом университете в этом плане что делается?

- Мы стараемся не только поддерживать, но и развивать нашу материально-техническую базу. Вот накануне нашей с вами встречи я принимала общежития к началу нового учебного года. Хочу сказать, что все заявления, которые поданы студентами на вселение, удовлетворены. В этом году мы получили 25 млн. целевых федеральных средств, которые направлены на совершенствование материально-технической базы. Из них почти на 14 млн. рублей закуплено новое оборудование в институт физико-математического образования – для обучения методике преподавания физики, направления «Технология», приобретено новейшее лабораторное оборудование. Часть его уже установлена и будет использоваться в этом году в образовательном процессе, а это значит, что повысится качество подготовки. Новое оборудование будет использоваться для профориентационной работы со школьниками и в системе повышения квалификации. Таким образом, будет повышаться эффективность системы непрерывного педагогического образования.

Вторая часть этого гранта была потрачена на техническое переоснащение информационной инфраструктуры вуза и приобретение нового программного обеспечения. У нас запущена программа “Галактика”, которая позволяет включить в единую информационную систему абитуриента, учебную и научную деятельность студентов, отдел кадров и выпускников.

Очень важный момент, имеющий для нас не только имиджевое значение, но и дающий реальный экономический эффект. Лингвистический институт университета располагается в старейшем здании вуза, построенном в 1939 году. В прошлом году мы произвели замену почти 100 окон, это уникальный случай. Я не знаю, кто бы мог из наших коллег похвастаться таким же масштабом работ. В этом году мы меняем и ремонтируем фасад. Здание, где в годы Великой Отечественной войны размещался военный госпиталь, приобретёт совершенно иной вид. Мы, как и все высшие учебные заведения, задействованы в федеральной программе энергоэффективности и энергосбережения, и тут, как минимум, трех зайцев убиваем. Во-первых, мы понижаем собственные расходы на отопление, это финансовый эффект. Во-вторых, восстанавливаем памятник архитектуры, истории и культуры. Это, так скажем, брендовый региональный момент. Ну, и наконец, улучшаем эстетический облик здания.

Ну, и коли речь зашла об укреплении материально-технической базы АлтГПУ, то не могу не коснуться финансово-экономического аспекта нашей жизни. Вы, наверное, знаете, что сейчас преподаватели всех вузов работают в рамках эффективного контракта. Это один из способов повысить среднюю заработную плату, которая на следующий год должна составлять 150 процентов к средней зарплате по региону, а к 2017 году – все 200. Максимальная стимулирующая выплата в этом году у нас составила 95 000 руб., это, в общем-то, хорошо. Минимальная выплата – 13 100 руб. (по должности доцента). Сегодня средняя зарплата профессорско-преподавательского состава в вузе составляет 146 процентов к средней по региону. Тенденция на увеличение заработной платы у нас стабильно положительная.

- Как вы взаимодействуете и сотрудничаете с муниципалитетами и с администрацией края?

- У нас подписано Соглашение с администрацией Алтайского края в лице Юрия Николаевича Денисова, как заместителя губернатора и главного начальника Управления образования и молодёжной политике. В рамках этого Соглашения мы работаем по повышению качества подготовки педагогических кадров для системы образования. Те проекты, о которых сегодня мы с вами говорили полностью коррелируют с этим соглашением. Мы повышаем качество подготовки педагогов, будущих учителей на основе новых программ. В преддверии нового учебного года руководство вуза – ректор, все проректоры, деканы, директора и начальники учебных управлений посетили все образовательные округа Алтайского края, встретились с руководством муниципалитетов, директорами школ и рассказали, как мы готовы помогать региону в подготовке педагогических кадров, какие программы повышения квалификации предлагаем, как участвовать в программе целевого набора, работать с одарёнными и талантливыми детьми, проводить школьные олимпиады, участие в которых позволит сельским школьникам обогатить их портфолио, чтобы иметь больше возможностей при поступлении в престижные вузы, и в том числе к нам.

И в заключение. Ни одно высшее учебное заведение Алтайского края, в том числе и наш педагогический вуз, несмотря на то, что мы – в федеральном подчинении, не сможет эффективно работать, не ощущая поддержку руководства региона. Губернатором края Александром Богдановичем Карлиным очень много внимания уделяется молодым специалистам. Если говорить о системе образования и, в частности, о проблеме поддержки учительских кадров, то нельзя не вспомнить проект “Молодая семья”, ипотеку для молодой семьи (в том числе и для учителей). Сюда же отнесу и уникальную краевую программу, в рамках которой учитель имеет возможность за счёт средств бюджета поправить своё здоровье в санаториях и профилакториях. На мой взгляд, беспрецедентна поддержка молодых выпускников, которые оканчивают вуз и едут в малокомплектные сельские школы, где действует губернаторский грант. К примеру, в этом году 23 наших выпускника уехали в село, получив по 200 000 руб. Я уже не говорю о системе дошкольного образования. Масштабное строительство детских садов привело к тому, что практически к минимуму сведена очередь в дошкольные образовательные учреждения. А ремонт школ, строительство новых учебных заведений... Я очень много езжу по краю и вижу эти замечательные школы, в которых отремонтирована кровля, заменены окна на стеклопакет в рамках программы энергосбережения. Сейчас мы по инициативе губернатора и при его поддержке вошли в число четырех пилотных регионов по развитию новой модели системы дополнительного образования детей. Уже того, что я перечислила достаточно, чтобы проиллюстрировать вклад Александра Богдановича в укрепление системы образования региона.

- Спасибо за исчерпывающие ответы.

Беседовал Артем Кудинов