18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Накануне прошло заседание Совета ректоров алтайских вузов.

Как известно, 1 ноября Министерство образования опубликовало злополучный рейтинг эффективности российских вузов, который вызвал бурную реакцию в обществе. В список неэффективных  попали и несколько алтайских вузов. На ситуацию энергично отреагировал губернатор края Александр Карлин, которого поддержал полпред Президента в СФО Виктор Толоконский. Москва поспешила успокоить встревожившихся регионалов, заявив, что ни о каких закрытиях не может быть и речи.

Однако для ректоров алтайских вузов положение остается тревожным. Ситуацию они обсудили, собравшись на заседании своего Совета 27 ноября.

БОРЬБА ЗА ЖИЗНЬ

Выступая на совещании, ректоры обрушились с критикой на Минобраз.  Так, ректор АлтГУ и председатель Совета ректоров Алтайского края Сергей Землюков заявил, что не очень доволен, как министерством были учтены площади, которые университету передала администрация края. Эти площади находятся и в оперативном управлении, и в аренде. Причем арендуемые площади были исключены при оценке. «Но не наша вина, что несколько десятилетий не велось строительство учебных и лабораторных корпусов», - посетовал Землюков и добавил:  

- В этом году мы зачислили около 40 победителей олимпиад. А их никто не учитывал при оценке вуза. Парадокс!

Ректор признанной в Москве «неэффективной» Алтайской академии культуры и искусств Анатолий Кондыков упирал на творческий характер академии: «Наш вуз творческий, более 70 процентов абитуриентов поступает на музыкальные, хореографические и проч. специальности. Однако балл ЕГЭ учитывается только по общеобразовательным предметам, а творческие конкурсы исключаются. Нельзя подходить с одними мерками и к выпускникам школ, и к выпускникам  среднеспециальных учебных заведений.  А последние и составляют большинство к нам поступающих».

По мнению Кондыкова, разные вузы – классические, технические или художественные – надо оценивать, подходя дифференцированно.  В частности, к оценке научной деятельности. Тем более, что  в Министерстве культуры, к ведению которого Алтайская академия культуры и искусств относится, вообще никогда не предусматривалось финансирование научной деятельности. «Нельзя ставить в один ряд разные по своей направленности вузы, мерять их одним рейтингом! Нужно учитывать вузовскую специфику», - эмоционально подытожил ректор.

С ним были согласны все. А ректор тоже получившей в министерстве «черную метку» Алтайской государственной педакадемии  Ирина Лазаренко заявила, что нужно при оценке вуза учитывать и динамику повышения уровня компетенции обучающихся во время учебы в вузе. «Мне кажется, это важный показатель эффективности вуза», - подчеркнула она. Правда, как это практически сделать, объяснить своим коллегам не смогла.  

Проректор по научной работе АГАУ (ему федеральные чиновники дали положительную оценку) Геннадий Морковкин высказал свои предположения о подоплеке разворачивающейся вокруг российской системы высшего образования коллизии:

- Некоторые предлагаемые критерии оценок работы вузов взяты из арсенала зарубежных рейтинговых и экспертных агентств. Нужно учитывать при оценке вузов  их региональную, отраслевую и предметную специфику. К примеру, в наш аграрный вуз с ЕГЭ больше 60 баллов никто и не поступает. С более высокими результатами идут в другие, более престижные вузы.

Морковкин считает, что изначально критерии для мониторинга подбирались с прицелом на закрытие половины вузов.

Наиболее резок в своих оценках был старейшина «корпорации ректоров» - глава Алтайской академии экономики и права Леонид Тен:

- Оценочный инструментарий никуда не годится.  Если были приняты меры, которые изначально предполагались, то навредили бы здорово.  Нужно оценивать, что дает тот или иной вуз для образования населения.  Главный недостаток системы оценки – в ней оцениваются условия обучения: площади, преподавательский коллектив и т.д. Это тоже важно. Но как используется весь этот потенциал, насколько эффективно – вот это остается за рамками. Можно иметь высокоостепененных специалистов,  но они могут быть – и так часто бывает! – свадебными генералами. Можно иметь хорошие помещения, но плохо их использовать.  И так далее. А ведь главное, какого выпускника мы подготовили, востребован ли он на рынке, насколько успешен, как отзываются о нем работодатели и т.д. В советские времена качество обучения, эффективность работы проверяли не по бумагам, а посещали занятия, лекции и семинарские занятия. Сегодня этого нет, а проверяются исключительно условия. Говорить об эффективности вообще нельзя на основании этих показателей.

Помимо всего прочего г-на Тену невдомек, как соотносятся аккредитация вузов и их оценка в рамках мониторинга эффективности.

ЛИБО МЫ, ЛИБО НАС…

Между тем незаметно появившийся в разгар пафосных выступлений вице-губернатор, начальник Главного управления образования края Юрий Денисов охладил пыл коллег-ректоров:

- Как чиновник я буду обязан принимать решения. Хотел бы заметить, что система оценивания – это только один аспект модернизации профессионального образования. Идеальной системы оценивания нет и быть не может в принципе. Никогда она всех не устроит. Тем более что в свое время эта система оценки принималась на Всероссийском Совете ректоров. Нужно сосредоточиться на том, каковы пути решения проблем – в создании консорциума или других сценариях. Надо думать о том, будем ли мы и дальше в одиночку защищаться, выживать. Ведь те задачи, которые поставлены, их придется решать. Вполне понятно, что  прежде чем выделять какие-то средства из бюджета (на повышение, к примеру, зарплаты преподавателям), государство хочет снизить неэффективные расходы. Это логично!  Нам надо сообща определять сильные стороны  высшего образования в Алтайском крае и решать возникающие проблемы. Либо мы предложим свои варианты решения, либо учредители это сделают за нас.  Других вариантов просто нет!.. Издержки есть, их больше, чем бы хотелось. Рассчитывать на то, что завтра все они будут устранены, не приходится. Искать оптимальное решение надо исходя из этого. Как бы ни было сложно и трудно в психологическом плане, надо искать оптимальные решения.  Если мы не предложим что-то министерству образования, то там и будут приняты весьма жесткие решения.

Юрий Денисов: если мы ничего не решим, решат за нас.

По словам вице-губернатора, уже скоро  за оценкой эффективности вузов последуют практические шаги, например,  формирование плана набора, который будет основываться на данных мониторинга эффективности.  Иными словами, на основе мониторинга будут распределяться бюджетные средства.  Каким будет этот план, непонятно.

Юрий Денисов заявил, что готов принимать участие в консультациях и работе по подготовке конкретных предложений со стороны алтайских вузов. Причем предложил не откладывать это в долгий ящик и обсудить ситуацию прямо сейчас, на заседании совета ректоров. В результате обсуждение вызвавших широкий общественный резонанс проблем продолжилось за закрытыми дверями.

Между тем 1 января Министерство образования, как стало известно, будет проводиться очередной мониторинг, а в апреле намерено подвести его итоги. Ректор АГПА Ирина Лазаренко грустно, с некоторым фатализмом заметила: «Нужно хотя бы определиться, что в министерстве будут в следующий раз измерять».

А 18 декабря в Москве состоится заседание Президиума Совета ректоров российских вузов, где будет обсуждаться возникшая ситуация.

Артем Кудинов