18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Регион выиграл право на реализацию в регионе мероприятий по распространению на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.

Край победил в конкурсном отборе региональных программ развития образования и получит федеральные субсидии, которые помогут нашему региону в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Стажировочной площадкой проекта выбран Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования (АКИПКРО). Руководит проектом профессор Наталья Калашникова.

Что такое «инновационная инфраструктура» системы образования? Как с ее помощью добиться нового качества в школьном образовании? Проект для краевой системы образования новый и о его сути сегодня знают не все учителя и директора школ. Поэтому первейшая задача на сегодня – информировать и показывать. Показывать, кстати, есть что. В край поступили гаджеты школьного направления. Пока в небольшом количестве, но в большом ассортименте. Они будут розданы 10 базовым школам, участвующим в работе стажировочной площадки. Вот некоторые из «школьных предметов», которыми в недалеком будущем предполагается оснастить все учебные заведения системы общего образования: системы дистанционного обучения и проведения различных тематических конференций «вебинар», электронные образовательные комплексы (где первая «страница» - электронная книга, в которую можно закачать всю учебную литературу, вторая – интерактивная доска, на которой школьник может что-то писать, выполнять различные задания, а компьютер ему выставит оценку), компьютер-планшетник, а также цифровое лабораторное оборудование (для кабинетов химии, физики, биологии), на котором можно проводить настоящие исследования, совместимый с компьютером цифровой микроскоп (увиденное в нем, например, деление клетки, можно вывести на экран компьютера, а процесс деления записать на видео и сохранить). Базовые школы получат также цифровые лаборатории «Архимед», подключаемые к любому мобильному устройству), комплекты робототехники, ПК и ноутбуки (учитель должен быть мобильным), а также разнообразное оборудование для модернизации сети, комплекты школьных видеостудий и радиостанций, студий звукозаписи для кабинетов музыки).

Все эти комплекты заказаны еще по осени, но только начинают поступить в регион: организаторы, как водится, не справляются с объемом поставок, так как новое цифровое оборудование требуется всем регионам одновременно. Сначала оборудование – по составленным ранее заявкам (каждая на 1 млн. рублей) – получат 10 базовых школ, затем дойдет черед до остальных 28-ми. Всего в проекте участвуют 38 школ края, наделенных статусом «базовая». Все они объединены на единой региональной стажировочной площадке, чтобы совместно решить две главные задачи: во-первых, научиться работать на незнакомом цифровом оборудовании, во-вторых, понять, насколько они полезны в учебном процессе.

О новом для краевой системы образования инвестиционном проекте рассказала на «круглом столе», на который были приглашены представители большинства базовых школ, руководитель проектной группы федеральной стажировочной площадки, проректор АКИПКРО по инвестициям и инновациям, доктор педагогических наук, профессор Наталья Калашникова.

- Система образования Алтайского края имеет свои особенности, - считает Наталья Калашникова. - Во многом на ее нынешнее состояние повлияли, прежде всего, приоритетный национальный проект «Образование», региональный комплексный проект модернизации образования, региональная программа развития общего образования до 2010 года.

По словам профессора, анализ результатов работы за последние пять лет поражает масштабностью и глубиной произошедших изменений.

Наиболее важными Наталья Калашникова считает такие результаты: первое - постепенный переход к проектному управлению развитием системы образования на всех его уровнях – это новый и весьма не простой для системы образования механизм развития, но он необходим для обеспечения реализации национальных образовательных инициатив; второе - становление инновационной инфраструктуры системы общего образования как способа формирования нового уклада образования и распространения инноваций и инновационного поведения в массовой образовательной практике школ края; и, наконец, третье – это еще одна особенность, существенно отличающая Алтайский край от ряда других регионов - опережающее развитие краевой системы повышения квалификации работников образования, направленность ее деятельности на развитие людей, проживающих на территории края, как субъектов регионального пространства, носителей и участников проектных идей, формирующих общественный региональный заказ на образование и его развитие.

- Институциональное оформление инновационной инфраструктуры общего образования Алтайского края в 2011 году закрепило состояние тех процессов, которые были запущены в крае с середины 90-х годов: создание сети инновационных школ (школы развивающего образования, работающие по системе Эльконина-Давыдова, системе Занкова, в том числе имеющие статус федеральных и краевых экспериментальных площадок, сеть профильных школ, сеть Школ Здоровья и т.д.; развертывание исследовательской деятельности учителей через сеть межшкольных лабораторий учебной деятельности; развитие региональной научно-педагогической школы, разрабатывающей проблемы теории и практики развивающего образования; межвузовская лаборатория средств развивающего образования на базе АКИПКРО – Научно-исследовательский институт средств и методов обучения Российской Академии образования (НИИ СиМО РАО) - и др. вузов и организаций; подготовка экспертов и консультантов по вопросам инновационной деятельности в образовании.

В период с 2005 по 2010 год инновационная инфраструктура существенно расширилась за счет школ-победителей конкурсов ПНПО, имеющих опыт эффективной реализации инновационных программ; инновационных площадок в области управления качеством, отработки эффективных моделей взаимодействия в муниципальной образовательной сети; ресурсных центров по различным направлениям деятельности – от технической поддержки внедрения нового программного обеспечения и ИКТ до подготовки педагогов к их использованию (совместно с АКИПКРО и другими вузами).

В кластерах инновационной инфраструктуры накоплен значительный опыт разработки и применения на практике системно-деятельностного содержания общего образования, остро востребованного в условиях поэтапного введения ФГОС, разработки инновационных учебных и методических пособий для педагогов развивающего образования, управления инновациями в общеобразовательном учреждении, инновационных технологий управления. Постепенно вырабатываются различные форматы сетевого взаимодействия инновационных школ. Создаются институциональные механизмы, с помощью которых синхронизируются процессы преобразования условий деятельности и нормативного правового обеспечения требуемых изменений, контроль их исполнения и введения в практику.

Вместе с тем, до сих пор главной проблемой остаются «внутренние барьеры» развития, а именно: недостаточное освоение имеющихся инноваций массовой образовательной практикой; ценный опыт школ-лидеров, обеспечивающий новое качество общего образования, остается локальным и ограниченным по возможностям распространения. Необходимо более широкое вовлечение школ-лидеров в процессы модернизации и развития краевой системы образования; деятельность инновационных школ нуждается в координации и согласовании в части обеспечения признания общественной значимости реализуемых ими инноваций, их распространения и массового использования.

Стажировочная площадка, создаваемая на базе АКИПКРО до 2013 года включительно, по условиям конкурса является федеральной площадкой. Это означает, что ее деятельность распространяется не только на педагогов и руководителей школ нашего края, но и должна охватывать другие регионы. В Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования уже накоплен интересный и позитивный опыт организации образовательной миграции в рамках программ повышения квалификации руководителей школ. Теперь мы будем использовать его и в этом проекте.

Тема стажировочной площадки обусловлена острой потребностью в создании действенных механизмов распространения в массовой образовательной практике инновационного опыта, обеспечивающего достижение нового качества общего образования. Проблема некоторой изолированности достижений инновационных школ-лидеров и отставания от них массовой образовательной практики, к сожалению, довольно типична для ситуации в образовании в целом и требует своего решения.

Директора ведущих школ края представят опыт организации государственно-общественного управления в школах, использования информационных технологий в образовательном процессе на примере АИС «Сетевой город. Образование», работы с молодыми педагогами и др. Стоит отметить, что уже в следующем году на базе данных учреждений пройдут стажировку педагоги и руководители школ из других регионов СФО.