18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - второй этап модернизации школьного образования. На первом этапе в Алтайском крае был реализован комплексный проект модернизации общего образования, причем реализован, по оценке федеральных экспертов, успешно, край в рейтинге регионов России занял 3 место. Ход реализации в нашем регионе национальной инициативы был рассмотрен на Совете администрации Алтайского края.

На Совете при президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Д.А. Медведевым была озвучена инициатива в сфере образования, получившая название «Наша новая школа». Как поручение президента страны выполняется в Алтайском крае?

Комплексная модернизация школьного образования в крае проводится с 2008 года. Главными итогами реализации этого проекта стали: закрепление принципов финансирования по нормативу во всех общеобразовательных учреждениях края, - введение новой системы оплаты труда учителей, позволяющей уйти от уравнительного подхода к оценке труда педагога и стимулировать лучших из них финансово. При этом Алтайский край – один из немногих регионов России, где обеспечено максимальное соотношение средней заработной платы учителя к зарплате по экономике региона (более 90%). По словам губернатора края Александра Карлина, краевые власти ставят задачу повышения заработной платы как в реальном секторе экономики, так и в бюджетной сфере, в которой образование является приоритетной социальной сферой. К итогам относятся также расширение участия общественности в управлении образованием (в 100% школ и муниципалитетов созданы общественные советы, участвующие в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда); увеличение доли школьников, обучающихся в современных условиях - с 35 % в 2007 году до 72 % в 2010-м. При этом надо учитывать, что из 1242 школ края 80 % расположены в сельской местности, и обеспечить образовательные стандарты во всей их полноте в сельских школах гораздо сложнее и финансово более затратно.

Важнейшим проектом, реализуемым сегодня в сфере образования, и являющимся логическим продолжением проведенных нами мероприятий КПМО является национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Её приоритетными направлениями являются повышение заработной платы учителей и её соответствие среднему уровню зарплат по региону, модернизация материально-технической базы образовательного процесса, формирование крупных образовательных центров.

Для этого в крае имеется серьёзный задел: развивается сеть школьных округов вокруг 269 крупных базовых школ, с 2007 года на принципах предметно-зонального управления действует система краевых образовательных (управленческих) округов.

Основным ресурсом реализации «Нашей новой школы» является принятая в декабре 2010 года ведомственная целевая программа «Развитие образования в Алтайском крае» на 2011-2013 гг. Она предполагает как продолжение уже действовавших, но по-прежнему остающихся актуальными направлений, так и ряд принципиально новых.

В рамках такого мега-проекта как «Наша новая школа» существенно обновлены по сравнению с КПМО требования к результатам проводимых мероприятий, разработана система взаимоувязанных индикаторов по всем шести направлениям инициативы.

- Главой государства задана высокая планка того, какой должна быть современная школа 21 века. И мы должны приложить максимум усилий, чтобы ее достичь. В крае для этого имеется хороший задел. Но я не буду утверждать, что все проблемы решены. Работа по подготовке и реализации проекта выявила ряд проблем, - сказал на Совете Александр Карлин.

О реализации в Алтайском крае национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» подробно рассказал заместитель начальника управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Юрий Абдуллаев. Президентская инициатива предусматривает модернизацию системы образования по шести ключевым направлениям. Первое – переход на новые образовательные стандарты, второе – система поддержки талантливых детей, третье – совершенствование учительского корпуса, четвертое – изменение школьной инфраструктуры, пятое – сохранение и укрепление здоровья школьников, шестое направление – развитие самостоятельности школ. «По всем этим направлениям в Алтайском крае в последние годы ведется системная работа», - подчеркнул Юрий Абдуллаев.

- Комплексный проект модернизации образования известен своими зримыми результатами, - продолжил Абдуллаев. – Значительно укреплена учебно-материальная база школ. Край – один из лидеров в информатизации образования. Благодаря реализации масштабной краевой программы, изменились подходы к организации школьного питания. Изменился сам облик наших школ. Однако реализация КПМО дала и другой результат, менее заметный, но имеющий для развития отрасли даже более важное значение: в крае отработаны основные направления и механизмы модернизации общего образования на долгосрочную перспективу. Именно они легли в основу реализации образовательной инициативы «Наша новая школа». Поэтому Алтайский край находится в более выгодном положении в сравнении с десятками других регионов страны. Но с другой стороны, в более сложном, так как значительно расширились задачи модернизации, а также потому, что установлены гораздо более жесткие параметры оценки ее осуществления.

Вот ключевые задачи и индикаторы, по которым можно будет судить об успешности реализации президентской инициативы в Алтайском крае. Переход на новый образовательный стандарт предусматривает организацию внеурочной деятельности в каждой параллели классов, во второй половине дня. Это значительно меняет образовательный процесс, школьное расписание. По мнению Абдуллаева, главной проблемой здесь является то, что на федеральном уровне пока еще не сформирована нормативная база, не обозначено исчерпывающее количество подлежащих оплате внеклассных часов. К требованиям нового стандарта недостаточно готовы и учителя. Поэтому региональным управлением по образованию организована подготовка всех учителей, которые в этом году набирают первые классы по новым стандартам.

Развитие системы поддержки талантливых детей ставит перед краем задачу формирования целостной системы раннего выявления и сопровождения одаренных ребят. С этой целью создается краевой Центр по работе с одаренными детьми, с привлечением ведущих педагогов края и ресурса учебных заведений. Ключевым параметром считается предоставление всем детям возможности получать доступные и качественные услуги дополнительного образования по выбору – не менее трех доступных предложений из различных областей знания. Сегодня такую возможность имеет 58 % школьников. Проблема – в недофинансировании муниципальных бюджетов, особенно сельских. Одним из выходов из этой ситуации Юрий Абдуллаев назвал активизацию учреждений дополнительного образования по договорам со школами.

Большая работа проводится в крае по сохранению и укреплению здоровья школьников. Но и требования к здоровой школьной среде тоже ужесточились. В соответствии с новыми СанПиНами в школах должно быть организовано двухразовое горячее питание. Сегодня так питаются 18 % школьников края. Требует совершенствования система медицинского обслуживания школьников. Больших финансовых затрат требует создания безбарьерной среды в школах для детей-инвалидов.

Алтайский край назван в числе 11 регионов страны, которые достигли наибольших результатов в совершенствовании учительского корпуса. На федеральном уровне отмечена планомерная работа администрации Алтайского края по созданию условий для привлечения молодых специалистов: разветвленная система краевых премий и конкурсов, развитие института наставничества, обновление системы повышения квалификации. Край также входит в число регионов, где обеспечено максимальное соотношение средней учительской зарплаты к средней зарплате в реальном секторе экономики региона. Однако предстоит сделать больше. И в первую очередь обеспечить исполнение поручения председателя правительства России – по вопросу модернизации системы общего образования и повышению заработной платы учителей.

Алтайскому краю определены самые большие в СФО объемы федеральных субсидий – 519,5 млн. рублей на 2011 год. Средства пойдут на модернизацию учебно-материальной базы школ, приобретение школьных автобусов, лабораторного и спортивного оборудования, повышение квалификации педагогов, обеспечение санитарных условий и безопасности образовательного процесса. Регионы обязаны обеспечить повышение зарплаты учителей и доведение ее до средней в экономике.

Работа потребует не только больших усилий от всех участников образовательного процесса – управленцев, педагогов, родителей. Она изменит и саму оценку работы сегодняшней школы, которая все больше опирается на внешний, независимый аудит, результаты внеучебных достижений школьников, итоги воспитательной работы, без которой невозможно считать целостным образовательный процесс. Это меняет и характер организации образовательного учреждения. В соответствии с поручением главы государства до 1 июня каждая школа должна разработать реальную программу развития, нацеленную на обеспечение реализации всех направлений «Нашей новой школы». Работа предстоит большая, но накопленный в крае опыт по подготовке масштабных проектов модернизации всех отраслей вселяет определенную уверенность в то, что инициатива «Наша новая школа» будет реализована в Алтайском крае с максимальной эффективностью и пользой.