В Алтайском крае продолжает расти заработная плата
Барнаульское ООО «ХОРС-А» прошло госсертификацию линейки своих автобусов Nastevia и предполагает уже в этом году начать их мелкосерийное производство. АЛТАЙСКИЕ ВМЕСТО КИТАЙСКИХ Инициаторы проекта выпуска в Алтайском крае городского, пригородного и школьного автобусов рассчитывают, что их партнерами может стать один из флагманов российского автопрома группа компаний Sollers. Впрочем, начинался алтайский проект довольно банально – с продажи китайских автобусов. Импорт потребовал сертификации ввозимого в Россию автотранспорта. Барнаульские автоторговцы столкнулись с тем, что китайские автобусы не подходят под многие требования российских стандартов. Например, по эргономике, по двигателям, тормозным системам, климатике. - У нас была организована группа конструкторов, которые занялись доделкой и доработкой с последующей сертификацией этих автобусов, - рассказывает коммерческий директор ООО «ХОРС-А» Иннокентий Веронский. - Сертификационные образцы дорабатывали своими силами, а тестировали модернизированную технику на Дмитровском полигоне. А после этого производители учитывали наши запросы и доводили свои автобусы на своих заводах в Китае. Причем только конструктивных изменений было внесено более шестисот. Они касались и салона, и требований безопасности, и двигателя, и осветительных приборов. Всего таким образом было продано более тысячи автобусов как в Алтайском крае, так и в сибирском регионе. И даже на Северном Кавказе, В Москве и в регионах Черноморского побережья. Но большую часть, конечно, на Алтае. Председатель Совета директоров ООО «ХОРС-А» Андрей Сартаков. А вскоре у председателя Совета директоров ООО «ХОРС-А» Андрея Сартакова после того, как количество замечаний и предложений к китайским автобусам перешло в качество, и возникла идея производить автобусы в Алтайском крае, с участием отечественного автопрома. КИТАЙСКО-НИЖЕГОРОДСКИЙ МИКС, ИЛИ ТЕЛУШКА И ПОЛУШКА Началось со сколь амбициозной, столь и масштабной инициативы - создать самим конструкцию автобуса. Обратились за помощью к китайской стороне. Они по требованиям россиян изготовили специализированное шасси – раму с мостами и двигателем. А на нее специалисты «ХОРС-А» сами изготовили каркас, кузов, внешнюю облицовку. Потом обратились к коллегам из отечественного автопрома. Нижегородские дизайнеры и технические специалисты группы ГАЗ и группы «Соллерс» разработали для новоиспеченных алтайских автостроителей дизайн автобуса, помогли с изготовлением больших матриц для облицовки его кузова. - Тогда наш автобус был на отечественном рынке одним из первых, где использовалась стеклопластиковая обшивка. Сегодня, конечно, появились и другие. Хотя идея производства кузова из стеклопластика стара как мир, однако мы - первые, кто эту идею решил воплотить в жизнь в виде промышленного производства, - пояснил Иннокентий Веронский. Следующим шагом стало решение постепенно сократить долю поставок из Китая. Если раньше покупали там шасси с двигателем, то теперь раму стали изготавливать своими силами, на алтайских заводах и предприятиях – заводе мехпрессов, ООО «Сиблазер». Молодая и энергичная команда «ХОРС-А». Справа налево: Иннокентий Веронский, Светлана Петрова и Владислав Свещинский. На смену двигателям Cummings китайского производства пришли отечественные бензиновые моторы Заволжского моторного завода (ЗМЗ), который наряду с УАЗ входит в ГК «Соллерс». Двигатели ЗМЗ достаточно экономичны и экологичны, легко переводится на газ, а это сегодня очень актуально. Пока барнаульцы очень довольны своим сотрудничеством с ЗМЗ, у которого весьма неплохие перспективы. Не исключено, что взаимодействие будет продолжено в формате организации на Алтае совместного производства. В итоге сегодня доля китайского оборудования на алтайском автобусе снижена до минимума. Китайцы комплектуют алтайские автобусы только литьевыми изделиями (мостами). Да еще сегодня в алтайском автобусе импортные - китайские фары. Кстати, из-за этого автобус часто принимают за китайский, что немного раздражает алтайских конструкторов. Между тем, по словам генерального директора ООО «ХОРС-А» Владислава Свещинского, алтайские инженеры не исключают вероятности того, что и мосты будут производиться в России. Так что, специалисты «Хорс-А» стремятся к 100-процентной локализации производства агрегатов, узлов и комплектующих автобуса в России, постепенному импортозамещению. Оно и понятно. Как говорят, за морем телушка – полушка, да перевоз дорог. СЕРТИФИКАЦИЯ: ШПАРГАЛКИ НЕ ПОМОГУТ Изготовив первый городской автобус, его сертифицировали. Затем таким же путем был выпушен и сертифицирован автобус класса «пригород». Сертификация, надо отметить, дело дорогое и довольно сложное. Это как сдача больших государственных экзаменов, которые по шпаргалкам не сдашь. Сертификация производилась на полигоне НАМИ в Подмосковье, под Дмитровом. Длилась она несколько месяцев. Затем, при сертификация автобуса класса «пригород», было попроще. Теперь барнаульцы надеются, что со школьным автобусом проблем будет существенно меньше. Таким образом, «ХОРС-А» выстраивает такую линейку – городской автобус, пригородный и школьный. Городской автобус отличается от пригородного количеством мест, их комфортностью, количеством входов, обеспеченностью пассажирских мест ремнями безопасности и т.д. Вместимость городского автобуса – 45 пассажиров, там больше мест для стояния. В пригородном больше сидячих мест, он рассчитан на перевозку на расстояния до 50 км, охватывая городские предместья. Пригородный автобус планируется выпускать двух видов: обычной и повышенной комфортности. ГУБЕРНАТОРУ ПОНРАВИЛСЯ ШКОЛЬНЫЙ АВТОБУС Производство школьного автобуса – тема для отдельного разговора, весьма, кстати, актуальная для Алтайского края. Почему? Территория края огромна, население на этой территории расселено относительно равномерно. Причем по-прежнему доля сельского населения весьма велика и составляет почти половину жителей края. По количеству сельских районов край вообще в числе лидеров России. А значит, много сельских школ. Поэтому и парк школьных автобусов в крае велик. По оценкам специалистов «ХОРС-А», он превышает 200 автомобилей. А закупки школьных автобусов происходят каждый год. Что же собой представляет алтайский автобус? Оснащен эргономичными детскими сидениями, оснащенными ремнями безопасности. Есть, побольше, и сидячее место для сопровождающего взрослого. Автобус рассчитан на перевозку 22 школьников, т.е. среднего школьного класса. Есть шкаф-этажерка для размещения школьных сумок, рюкзаков, ранцев и т.д. От навесных полок конструкторы ушли из соображений безопасности. Да и дотягиваться до них детям неудобно! Поручни, вход сделаны с учетом детей, автобус оборудован пандусом, системой видеонаблюдения, внутренней и внешней громкоговорящей связью. На каждом ряду сидений находится кнопка общения с водителем. Обязательны тахограф и система ГЛОНАСС. Автобус оснащен вклеенными стеклами российского производства, которые меньше скрипят при эксплуатации на наших сельских дорогах. Если говорить о ходовой части, то автобус базируется на раме, предназначенной для грузовых автомобилей, что повышает надежность и безопасность автобуса. Отказались от водительской двери. Алтайский школьный автобус и пошире, и подлинней, и повыше самых у нас популярных китайских аналогов. Стал шире и проход между сидениями, повысилась комфортность. Буквально в начале мая руководитель «ХОРС-А» Андрей Сартаков провел презентацию автобуса перед руководителями Алтайского края. Губернатору региона Александру Карлину автобусное семейство Nasteviya понравилось, и он предложил своим подчиненным, мэру краевого центра Барнаула Игорю Савинцеву изучить возможность закупок этих автобусов для нужд края. Важно, что «ХОРС-А» показал свой автобус в преддверии проведения краевого тендера на закупку школьных автобусов. Презентация продемонстрировала достойное качество. При этом цена автобуса компании «ХОРС-А» более чем демократична. Губернатор края Александр Карлин и Андрей Сартаков во время презентации школьного автобуса. Алтайская «Настевия» и ПАЗ (справа). Кстати, о цене. Цена автобуса зависит от комплектации двигателем: если он бензиновый, то стоит автобус дешевле, если дизельный – то дороже. Коридор цен - от 1, 350 млн. до 1, 650 млн. рублей. Ближайшие конкурент по цене – ПАЗ. Госзаказчик, который в основном и покупает автобусы ПАЗ в качестве школьных автобусов, руководствуется как раз соображением цены. Появляются и другие образцы (например, «Волжанин»), он они чуть подороже, что сказывается на его востребованности в качестве бюджетного автобуса. С ВЫСОКОГО СТАРТА, БЕЗ ТЕЛЕФОНОВ ИЗ ГЖЕЛИ…. А пока чиновники и автоперевозчики думают, новоиспеченный алтайский автопром берет, что называется, с места в карьер. - Только в декабре изготовление наших автобусов получило легитимные основания. За это время наше производство изготовило мелкие партии автобусов. Сегодня, подготовив наше производство, мы хотим выйти на изготовление мелких серий, от пяти и выше автобусов в месяц. Это наша задача-минимум. Планируем в конце концов до конца года изготовить несколько десятков автобусов, более пятидесяти, - отметила исполнительный директор ООО «ХОРС-А» Светлана Петрова. - Мы маленькая, но гордая фирма. У нас нет телефонов из гжели. Стараемся всячески снижать издержки. Наш автобус безусловно относится к эконом-классу, он недорогой. К слову, дорогих автобусов на рынке достаточно. А для автоперевозчиков, чей бизнес характеризуется невысокой рентабельностью, стоимость имеет зачастую решающее значение. Рано или поздно, в условиях интенсивной эксплуатации, все автобусы – и дорогие, и дешевые - сломаются… В общем алтайские автопроизводители весьма реалистично, хотя и несколько философски, оценивают перспективы рынка. Уже сегодня ООО «ХОРС-А» формирует портфель заказов, ведет переговоры с потенциальными покупателями. Алтайскими автобусами интересуются автоперевозчики, причем, хотелось бы подчеркнуть, не только из Алтайского края. А ведь помимо производственной базы надо иметь сервисную и ремонтную службы, которые и создавали последние месяцы. Буквально на днях «ХОРС-А» получило сертификат на техническое и сервисное обслуживание. А уже сегодня расширяется производство, осуществляется набор сотрудников, персонала рабочих специальностей. А тут недавно председатель правительства Дмитрий Медведев заявил о необходимости масштабного перехода на газомоторную технику, перевода общественного транспорта на газовое топливо. Получается, что у алтайских автобусов, предусмотрительно комплектующихся карбюраторным двигателем, легко приспосабливаемым под газовое топливо, появляются дополнительные перспективы и конкурентные преимущества на рынке. Ну и, конечно же, появление нового предприятия в реальном секторе экономики края даст и существенный мультипликативный эффект. Это и дополнительные доходы бюджета, и новые рабочие места, и имидж Алтайского края. Артем Кудинов. |