18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Барнаульское ООО «ХОРС-А» прошло госсертификацию линейки своих автобусов Nastevia и предполагает уже в этом году начать их мелкосерийное производство.

АЛТАЙСКИЕ ВМЕСТО КИТАЙСКИХ

Инициаторы проекта выпуска в Алтайском крае городского, пригородного и школьного автобусов рассчитывают, что их партнерами может стать один из флагманов российского автопрома группа компаний Sollers. Впрочем, начинался  алтайский проект довольно банально – с продажи китайских автобусов.

Импорт потребовал сертификации ввозимого в Россию автотранспорта. Барнаульские автоторговцы столкнулись с тем, что китайские автобусы не подходят под многие требования российских стандартов. Например, по эргономике, по двигателям, тормозным системам, климатике.

- У нас была организована группа конструкторов, которые занялись доделкой и доработкой с последующей  сертификацией этих автобусов, - рассказывает коммерческий директор ООО «ХОРС-А» Иннокентий Веронский. -  Сертификационные образцы дорабатывали своими силами, а тестировали модернизированную технику на Дмитровском полигоне. А после этого производители учитывали наши запросы и доводили свои автобусы на своих заводах в Китае. Причем только конструктивных изменений было внесено более шестисот.  Они касались и салона, и требований безопасности, и двигателя, и осветительных приборов.

Всего таким образом было продано более тысячи автобусов как в Алтайском крае, так и в сибирском регионе. И даже на Северном Кавказе, В Москве и в регионах Черноморского побережья.  Но большую часть, конечно, на Алтае.

Doc22.ru Председатель Совета директоров ООО «ХОРС-А» Андрей Сартаков.

Председатель Совета директоров ООО «ХОРС-А» Андрей Сартаков.

А вскоре у председателя Совета директоров ООО «ХОРС-А» Андрея Сартакова после того, как количество замечаний и предложений к китайским автобусам перешло в качество,  и возникла идея производить автобусы в Алтайском крае, с участием отечественного автопрома.

КИТАЙСКО-НИЖЕГОРОДСКИЙ МИКС, ИЛИ ТЕЛУШКА И ПОЛУШКА

Началось со сколь амбициозной, столь и масштабной инициативы -  создать самим конструкцию автобуса. Обратились за помощью к китайской стороне. Они по требованиям россиян изготовили специализированное шасси – раму  с мостами и двигателем. А на нее специалисты «ХОРС-А» сами изготовили каркас, кузов, внешнюю облицовку. Потом обратились к коллегам из отечественного автопрома.

Нижегородские дизайнеры и технические  специалисты группы ГАЗ и группы «Соллерс»  разработали для новоиспеченных алтайских автостроителей  дизайн автобуса, помогли с изготовлением больших матриц для облицовки его кузова.

- Тогда наш автобус был на отечественном рынке одним из первых, где использовалась стеклопластиковая обшивка. Сегодня, конечно, появились и другие. Хотя идея производства кузова из стеклопластика стара как мир, однако мы - первые, кто эту идею решил воплотить в жизнь в виде промышленного производства, - пояснил Иннокентий Веронский.

Следующим шагом стало решение постепенно сократить долю поставок из Китая. Если раньше покупали там шасси с двигателем, то теперь раму стали изготавливать своими силами, на алтайских заводах и предприятиях – заводе мехпрессов, ООО «Сиблазер».

Doc22.ru Молодая и энергичная команда «ХОРС-А». Справа налево: Иннокентий Веронский, Светлана Петрова и Владислав Свещинский.

Молодая и энергичная команда «ХОРС-А». Справа налево: Иннокентий Веронский, Светлана Петрова и Владислав Свещинский.

На смену двигателям Cummings китайского производства пришли отечественные бензиновые  моторы  Заволжского моторного завода (ЗМЗ), который наряду с УАЗ входит в ГК «Соллерс».  Двигатели ЗМЗ достаточно экономичны и экологичны, легко переводится на газ, а это сегодня очень актуально. Пока барнаульцы очень довольны своим сотрудничеством с ЗМЗ, у которого весьма неплохие перспективы. Не исключено, что взаимодействие будет продолжено в формате организации на Алтае совместного производства.  

В итоге сегодня доля китайского оборудования на алтайском автобусе снижена до минимума. Китайцы комплектуют алтайские автобусы только литьевыми изделиями (мостами). Да еще сегодня в алтайском автобусе импортные - китайские фары. Кстати, из-за этого автобус часто принимают за китайский, что немного раздражает алтайских конструкторов.

Между тем, по словам генерального директора ООО «ХОРС-А» Владислава Свещинского,  алтайские инженеры не исключают вероятности того, что и мосты будут производиться в России. Так что, специалисты «Хорс-А» стремятся к 100-процентной локализации  производства агрегатов, узлов и комплектующих автобуса в России, постепенному импортозамещению. Оно и понятно. Как говорят, за морем телушка – полушка, да перевоз дорог.

СЕРТИФИКАЦИЯ: ШПАРГАЛКИ НЕ ПОМОГУТ

Изготовив первый городской автобус, его сертифицировали. Затем таким же путем был выпушен и сертифицирован автобус класса «пригород». Сертификация, надо отметить, дело дорогое и довольно сложное. Это как сдача больших государственных экзаменов, которые по шпаргалкам не сдашь.

Сертификация производилась на полигоне НАМИ в Подмосковье, под Дмитровом. Длилась она несколько месяцев. Затем, при сертификация автобуса класса «пригород», было попроще. Теперь барнаульцы надеются, что со школьным автобусом проблем будет существенно меньше.

Doc22.ru Изготовив первый городской автобус, его сертифицировали. Затем таким же путем был выпушен и сертифицирован автобус класса «пригород». Сертификация, надо отметить, дело дорогое и довольно сложное. Это как сдача больших государственных экзаменов, которые по шпаргалкам не сдашь.  Сертификация производилась на полигоне НАМИ в Подмосковье, под Дмитровом. Длилась она несколько месяцев. Затем, при сертификация автобуса класса «пригород», было попроще. Теперь барнаульцы надеются, что со школьным автобусом проблем будет существенно меньше.

Таким образом, «ХОРС-А» выстраивает такую линейку – городской автобус, пригородный и школьный. Городской автобус отличается от пригородного количеством мест, их комфортностью, количеством входов, обеспеченностью пассажирских мест ремнями безопасности и т.д. Вместимость городского автобуса – 45 пассажиров, там больше мест для стояния. В пригородном больше сидячих мест, он рассчитан на перевозку на расстояния до 50 км, охватывая городские предместья. Пригородный автобус  планируется выпускать двух видов: обычной и повышенной комфортности.

ГУБЕРНАТОРУ ПОНРАВИЛСЯ ШКОЛЬНЫЙ АВТОБУС

Производство  школьного автобуса – тема для отдельного разговора, весьма, кстати, актуальная для Алтайского края. Почему?

Территория края огромна, население на этой территории расселено относительно равномерно. Причем по-прежнему доля сельского населения весьма велика и составляет почти половину жителей края. По количеству сельских районов край вообще в числе лидеров России. А значит, много сельских школ. Поэтому и парк школьных автобусов в крае велик. По оценкам специалистов «ХОРС-А», он превышает 200 автомобилей. А закупки школьных автобусов происходят каждый год.

Что же собой представляет алтайский автобус?

Оснащен эргономичными детскими сидениями, оснащенными ремнями безопасности. Есть, побольше, и сидячее место для сопровождающего взрослого. Автобус рассчитан на перевозку 22 школьников, т.е. среднего школьного класса. Есть шкаф-этажерка для размещения школьных сумок, рюкзаков, ранцев и т.д.  От навесных полок конструкторы ушли из соображений безопасности. Да и дотягиваться до них детям неудобно!  Поручни, вход сделаны с учетом детей, автобус оборудован пандусом, системой видеонаблюдения, внутренней и внешней громкоговорящей связью. На каждом ряду сидений находится кнопка общения с водителем. Обязательны тахограф и система ГЛОНАСС.  Автобус оснащен вклеенными стеклами российского производства, которые меньше скрипят при эксплуатации на наших сельских дорогах.

Если говорить о ходовой части, то автобус базируется на раме, предназначенной для грузовых автомобилей, что повышает надежность и безопасность автобуса. Отказались от водительской двери. Алтайский школьный автобус и пошире, и подлинней, и повыше самых у нас популярных китайских аналогов.  Стал шире и проход между сидениями, повысилась комфортность.

Буквально в начале мая руководитель «ХОРС-А» Андрей Сартаков провел презентацию автобуса перед руководителями Алтайского края. Губернатору региона Александру Карлину автобусное семейство Nasteviya понравилось, и он предложил своим подчиненным, мэру краевого центра Барнаула Игорю Савинцеву изучить возможность закупок этих автобусов для нужд края. Важно, что «ХОРС-А» показал свой автобус в преддверии проведения краевого тендера на закупку школьных автобусов. Презентация продемонстрировала достойное качество. При этом цена автобуса компании «ХОРС-А»  более чем демократична.

Буквально в начале мая руководитель «ХОРС-А» Андрей Сартаков провел презентацию автобуса перед руководителями Алтайского края. Губернатору региона Александру Карлину автобусное семейство Nasteviya понравилось, и он предложил своим подчиненным, мэру краевого центра Барнаула Игорю Савинцеву изучить возможность закупок этих автобусов для нужд края. Важно, что «ХОРС-А» показал свой автобус в преддверии проведения краевого тендера на закупку школьных автобусов. Презентация продемонстрировала достойное качество. При этом цена автобуса компании «ХОРС-А»  более чем демократична.

Буквально в начале мая руководитель «ХОРС-А» Андрей Сартаков провел презентацию автобуса перед руководителями Алтайского края. Губернатору региона Александру Карлину автобусное семейство Nasteviya понравилось, и он предложил своим подчиненным, мэру краевого центра Барнаула Игорю Савинцеву изучить возможность закупок этих автобусов для нужд края. Важно, что «ХОРС-А» показал свой автобус в преддверии проведения краевого тендера на закупку школьных автобусов. Презентация продемонстрировала достойное качество. При этом цена автобуса компании «ХОРС-А»  более чем демократична.

Буквально в начале мая руководитель «ХОРС-А» Андрей Сартаков провел презентацию автобуса перед руководителями Алтайского края. Губернатору региона Александру Карлину автобусное семейство Nasteviya понравилось, и он предложил своим подчиненным, мэру краевого центра Барнаула Игорю Савинцеву изучить возможность закупок этих автобусов для нужд края. Важно, что «ХОРС-А» показал свой автобус в преддверии проведения краевого тендера на закупку школьных автобусов. Презентация продемонстрировала достойное качество. При этом цена автобуса компании «ХОРС-А»  более чем демократична.

Буквально в начале мая руководитель «ХОРС-А» Андрей Сартаков провел презентацию автобуса перед руководителями Алтайского края. Губернатору региона Александру Карлину автобусное семейство Nasteviya понравилось, и он предложил своим подчиненным, мэру краевого центра Барнаула Игорю Савинцеву изучить возможность закупок этих автобусов для нужд края. Важно, что «ХОРС-А» показал свой автобус в преддверии проведения краевого тендера на закупку школьных автобусов. Презентация продемонстрировала достойное качество. При этом цена автобуса компании «ХОРС-А»  более чем демократична.

Губернатор края Александр Карлин и Андрей Сартаков во время презентации школьного автобуса.

Doc22.ru Алтайская «Настевия» и ПАЗ (справа).

Doc22.ru Алтайская «Настевия» и ПАЗ (справа).

Алтайская «Настевия» и ПАЗ (справа).

Кстати, о цене. Цена автобуса зависит от комплектации двигателем: если он бензиновый, то стоит автобус дешевле, если дизельный – то дороже. Коридор цен - от 1, 350 млн. до 1, 650 млн. рублей. Ближайшие конкурент по цене – ПАЗ. Госзаказчик, который в основном и покупает автобусы ПАЗ в качестве школьных автобусов, руководствуется как раз соображением цены. Появляются и другие образцы  (например, «Волжанин»), он они чуть подороже, что сказывается на его востребованности в качестве бюджетного автобуса.

С ВЫСОКОГО СТАРТА, БЕЗ ТЕЛЕФОНОВ ИЗ ГЖЕЛИ….

А пока чиновники и автоперевозчики думают, новоиспеченный алтайский автопром берет, что называется, с места в карьер.

- Только в декабре изготовление наших автобусов получило легитимные основания. За это время наше производство изготовило мелкие партии автобусов. Сегодня, подготовив наше производство, мы хотим выйти на изготовление мелких серий, от пяти и выше автобусов в месяц. Это наша задача-минимум. Планируем в конце концов до конца года изготовить несколько десятков автобусов, более пятидесяти, - отметила исполнительный                директор ООО «ХОРС-А» Светлана Петрова.  - Мы маленькая, но гордая фирма. У нас нет телефонов из гжели. Стараемся всячески снижать издержки.  Наш автобус безусловно относится к эконом-классу, он недорогой. К слову, дорогих автобусов на рынке достаточно.  А для автоперевозчиков, чей бизнес характеризуется невысокой рентабельностью, стоимость имеет зачастую решающее значение. Рано или поздно, в условиях интенсивной эксплуатации, все автобусы – и дорогие, и дешевые - сломаются…

В общем алтайские автопроизводители весьма реалистично, хотя и несколько философски,  оценивают  перспективы рынка. Уже сегодня ООО «ХОРС-А» формирует портфель заказов, ведет переговоры с потенциальными покупателями. Алтайскими автобусами интересуются автоперевозчики, причем, хотелось бы подчеркнуть, не только из Алтайского края. А ведь помимо производственной базы надо иметь сервисную и ремонтную службы, которые и создавали последние месяцы. Буквально на днях «ХОРС-А» получило сертификат на техническое и сервисное обслуживание. А уже сегодня расширяется производство, осуществляется  набор сотрудников, персонала рабочих специальностей.

А тут недавно председатель правительства Дмитрий Медведев заявил о необходимости масштабного перехода на газомоторную технику, перевода общественного транспорта на газовое топливо.  Получается, что  у алтайских автобусов, предусмотрительно комплектующихся карбюраторным двигателем, легко приспосабливаемым под газовое топливо, появляются дополнительные перспективы и конкурентные преимущества на рынке.

Ну и, конечно же, появление нового предприятия в реальном секторе экономики края даст и существенный мультипликативный эффект. Это и дополнительные доходы бюджета, и новые рабочие места, и имидж Алтайского края.

Артем Кудинов.