18+

В Алтайском крае в газификацию городов и районов в этом году инвестировано около 1,3 млрд рублей

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
08.06.2010

Три задачи для малого бизнеса

В Алтайском крае будет разработана краевая программа развития торговли.

В малом и среднем бизнесе региона сегодня занят каждый третий житель края, отнесенный статистикой к экономически активному населению. Это люди, которые хотят вести собственное дело, естественно, успешно вести. Государство в этом тоже должно быть заинтересовано. Как власть помогает предпринимателям, лучше других знает руководитель регионального Управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Андрей Паньков:
 

- Основной, концептуальной задачей, которой руководствуется управление в своей деятельности, является создание условий для увеличения количества действующих субъектов предпринимательства и роста качественных показателей сектора малого и среднего бизнеса в Алтайском крае.

 

- В какой мере это вам удается?

 

- В настоящее время, согласно мониторингу Минэкономразвития России, удельный вес малого и среднего предпринимательства края в общероссийском объеме составляет 1,75 %, что позволяет нам занимать 17 место среди субъектов Российской Федерации. В малом и среднем бизнесе занято 35 %, или более трети всего экономически активного населения региона.

 

По данным управления Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю на 1 января 2010 года, на территории края зарегистрировано 31508 предприятий малого и среднего бизнеса, что составляет 56,4 % от общего количества предприятий и организаций всех форм собственности и 72440 индивидуальных предпринимателей.

 

В территориальный бюджет края от этой категории плательщиков по итогам прошлого года поступило 8,554 млрд. рублей, или 34,5 % от поступлений в территориальный бюджет (это на 1,334 млрд. рублей больше, чем в 2008 году). Всего же субъекты малого и среднего предпринимательства края перечислили в бюджеты различных уровней в 2009 году 14,978 млрд. рублей или 109,5 % к уровню 2008 года.

 

- Сфера торговли по-прежнему остается наиболее привлекательной для предпринимательства?

 

- Тенденции распределения субъектов малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности за последние годы демонстрируют рост количества хозяйствующих субъектов, занятых сельском хозяйстве (почти в 3 раза по отношению к 2008 году), в обрабатывающих производствах,  производстве и распределении электроэнергии, воды и газа - на  21 %, в строительстве - на 21 %.

 

Названные цифры свидетельствуют о сохранении стабильности на предприятиях малого бизнеса. Однако, кризисные явления прошлого года, сопровождавшиеся падением потребительского спроса и сокращением доступа к финансово-кредитным ресурсам, прежде всего, отразились на объеме выручки малых предприятий и их инвестиционной активности. В  крае, как и в целом по России,  данные показатели существенно снизились.

 

С  учетом реалий мероприятия краевой программы государственной поддержки предпринимательства оперативно корректировались в сторону смещениия приоритетов на оказание финансово-кредитной поддержки предпринимательства и стимулирование потребительского спроса. Почти 500 миллионов рублей из 520, направленных на реализацию мероприятий программы в прошлом году, были сконцентрированы на предоставление поручительств Алтайским гарантийным фондом, выдачу микрозаймов и грантовых средств, а также возмещение части банковской процентной ставки по привлекаемым кредитам. Что, в свою очередь, по нашим оценкам, позволило субъектам привлечь порядка 3 млрд. рублей кредитных ресурсов, сохранить 10 тысяч рабочих мест и создать более 500 новых.

 

- Вы говорили о стимулировании потребительского спроса...

 

- Учитывая, что доля торговых сетей в крае является весьма существенной (до 24 % в розничном товарообороте), решение данной задачи в первую очередь выстраивается во взаимодействии с крупными сетевыми структурами. Сегодня товары алтайских производителей составляют 60 % в ассортиментной матрице основных продуктов питания в торговой сети края. Для сравнения: в 2008 году этот показатель не превышал 55 %.  Для примера, реализация продукции предприятия «Алтайский  бройлер» за 5 месяцев этого года через торговые сети «Мария-Ра», «Аникс», «Лента» увеличилась более чем в 3 раза и достигла 1000 тонн в месяц.

 

Продвижение местной продукции на межрегиональном рынке в системном и постоянном порядке осуществляется через инфраструктурные объекты алтайских сетевых компаний. В настоящее время продукция более 100 алтайских производителей представлена в 108 магазинах «Марии-Ра» и «Аникса», расположенных за пределами края. Сейчас мы активизировали работу  по регистрации права нанесения товарного знака «Золотой Алтай» на товары, производящиеся в крае, что позволит повысить узнаваемость алтайской продукции и позиционировать ее под единым брэндом.

 

Создание эффективной товаропроводящей системы продвижения местной продукции является важной задачей - как в контексте развития самого потребительского рынка, так и в целом предпринимательства края. Такая система станет существенным фактором для роста конкурентоспособности алтайских товаров, а значит и качественных преобразований в производственных и технологических процессах на предприятиях малого бизнеса.

 

Управлением будет оказываться содействие торговым сетям края («Мария-Ра», «Аникс») в создании крупных логистических центров с последующим заключением соглашения о взаимодействии. Указанные центры позволят местным производителям продвигаться на внутреннем рынке и в соседних регионах.

 

В крае насчитывается порядка 13 тысяч торговых объектов и 47 розничных рынков. В текущем году открыто 190 новых объектов. Расширение сетевой торговли с сохранением магазинов «шаговой доступности» в целом характеризует сегодняшнее состояние потребительской сферы края, что также способствует усилению конкуренции в данном секторе экономики.

 

- Каковы ближайшие планы управления?

 

- Серьезным направлением работы управления становится обеспечение комплекса мероприятий, направленных на реализацию Федерального закона «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» и краевой программы развития конкуренции. По мере принятия нормативных правовых актов на федеральном уровне предстоит значительный объем работы по разработке проектов документов, включая Региональную программу развития торговли. Учитывая значительный туристический потенциал края, будет продолжена реализация комплекса мероприятий по вопросам упорядочения действующих и строительства новых объектов дорожного сервиса, организации торговых мест по продаже дикоросов и развития ремесленнической деятельности.

 

Стратегически важными для развития предпринимательства в контексте обеспечения качественного уровня конкурентоспособности агропромышленного комплекса и повышения уровня инновационности экономики края являются несколько задач, к реализации которых  мы уже приступили и планируем их продолжить в мероприятиях разрабатываемой программы на 2011-2013 годы. 

 

Во-первых, это касается распределения финансово-кредитной поддержки. Речь идет о концентрации бюджетных ресурсов в малых компаниях, осуществляющих инновационную деятельность, закупающих новое производственное оборудование и новые технологии.

Мы предлагаем широкий спектр субсидий для таких компаний: гранты на начало дела, поручительства гарантийного фонда и средства фонда микрозаймов, субсидии на компенсацию платежей по кредитным договорам, субсидии на компенсацию расходов по патентованию, правовой охране изобретений, в том числе и за рубежом, продвижению своей продукции, лизингу оборудования.

 

Также отмечу изменение подходов при отборе начинающих компаний, претендующих на размещение в Алтайском бизнес-инкубаторе. Сегодня 30% резидентов бизнес-инкубатора осуществляют деятельность на основе инновационных технологий.

 

Одним из институтов развития малого инновационного предпринимательства станет бизнес-инкубатор инновационного типа в городе Бийске. Его запуск запланирован в этом году. С началом его работы в крае появится возможность выявлять перспективные бизнес-идеи и помогать им осуществляться - как на этапах апробации, так и в процессе внедрения. Процедура отбора наукоемких проектов для размещения в инкубаторе будет организована во взаимодействии с учреждениями среднего и высшего профессионального образования. В перспективе деятельность Бийского бизнес-инкубатора будет организована в сотрудничестве  со студенческими бизнес-инкубаторами, которые сейчас создаются на базе ведущих высших учебных заведений края.

 

Во-вторых, запуская в этом году новое мероприятие по софинансированию муниципальных программ развития предпринимательства, мы меняем формат взаимоотношений с органами местного самоуправления в вопросах оказания государственной поддержки. По сути, в территориях появляются дополнительные бюджетные ресурсы для их адресной трансляции в развитие предпринимательских проектов. Децентрализация таких потоков, на наш взгляд, повысит ответственность органов местного самоуправления и выступит стимулом для совершенствования политики поддержки предпринимательства.

 

Третий и самый емкий блок включает задачи по созданию системы устойчивого развития малого и среднего предпринимательства края. Результатом данной работы должно стать единое и органичное взаимодействие органов федеральной, краевой и муниципальной власти, включая поселенческий уровень, с объектами инфраструктуры поддержки предпринимательства, общественными объединениями малого бизнеса, научными и образовательными учреждениями для оперативного оказания необходимых услуг субъектам малого и среднего бизнеса. А, кроме того, для выработки мер превентивного характера  с учетом складывающейся экономической ситуации.

 

Сегодня основы будущей системы главным образом сосредоточены на сложившейся базе взаимодействия управления, Центра поддержки предпринимательства и муниципальных информационных центров.