18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Завершается второй год реформирования жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края. Впереди еще два года. По истечении которых мы увидим, что получили в итоге – по известной ли формуле «хотели как лучше, а вышло как всегда», или же реформирование одной из самых проблемных отраслей будет признано полезной и эффективной мерой. Точнее, комплексом мер.

 

 

Сегодня самое время подвести промежуточный итог. Два года бились – чего добились? Начнем, пожалуй, с управляющих компаний. Как известно, одной из приоритетных задач реформирования жилищно-коммунального комплекса является выбор способа управления многоквартирными домами. Задача была поставлена вполне внятная и, скажем так, долгожданная: повысить надежность и эффективной управления жилищным фондом. По данным Управления Алтайского края по ЖКХ, на 1 ноября 2009 года способ управления выбрали жильцы 98, 2 % многоквартирных домов. Что интересно: управляющие компании, о которых за прошедшие два года было так много сказано и написано, в итоге выбрали собственники лишь 15,1 % многоквартирных домов. Свыше 80 % управляющих компаний – частные организации. В управлении ТСЖ  и ЖСК находится меньше 3 % домов. В основном же собственники жилья (более 80 % многоквартирных домов) выбрали форму непосредственного управления.

 

Перед Управлением по ЖКХ сегодня стоит задача – увеличить количество ТСЖ. по той простой причине, что дома, объединенные в товарищества собственников жилья, в приоритетном порядке включаются в региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в рамках закона 185-ФЗ. Алтайский край, который, как известно, освоил почти всю сумму федеральных инвестиций (вкупе со средствами регионального бюджета в рамках софинансирования) вместо четырех лет за два года, имеет неплохие шансы получить на капремонт дополнительный миллиард. Кроме того, сегодня не исключается возможность того, что финансирование регионов по  185-ФЗ будет продолжено в последующие годы. На том основании, что этот закон преследует цель не только восстановить, насколько это возможно, запущенный за десятилетия жилищный фонд, но и поддержать строительную отрасль в период кризиса.

 

К слову сказать, из капитально отремонтированных за эти два года многоквартирных домов 24 % (566 домов) – это дома, входящие в ТСЖ. Напомним, что в товарищества объединены только 3 % многоквартирных домов жилищного фонда Алтайского края. Перед управлением по ЖКХ  сегодня стоит серьезная задача – каким-то образом стимулировать инициативу собственников жилья – с тем, чтобы они объединялись в ТСЖ. что в этом плане делается? Например, разработаны методички на тему «как создать ТСЖ», в которых можно найти образцы учредительных документов и договоров управления, правил внутреннего распорядка, методика расчетов размера обязательных платежей за жилое помещение. Кроме того, разработана и реализуется 72-часовая программа подготовки руководителей ТСЖ. К настоящему времени обучение прошли около 40 человек.

 

Сегодня в крае действует 697 ТСЖ (из них 166 в сельской местности), в которые объединены всего 3320 многоквартирных домов. По данным управления, в 2009 году таких товариществ стало на 36 % больше, чем годом ранее. В то же время руководство регионального управления обеспокоено тем, что в ряде районов края – Алейском, Волчихинском, Егорьевском, Каменском, Петропавловском, Суетском, Тюменцевском, а также в городе Яровое – работа по созданию ТСЖ не ведется, в результате там ни одного товарищества и не появилось.

 

Руководство жилищно-коммунальным комплексом края сегодня также озабочено созданием в отрасли конкурентной среды. Для того, естественно, чтобы повысилось качество предоставляемых жильцам услуг. Более того, эта конкурентная среда формируется сразу на трех уровнях. Первый – при выборе способа управления, второй – это конкуренция между управляющими организациями за получение заказа от собственников помещений на управление жилищным фондом. Третий уровень – конкуренция между жилищно-эксплуатационными и специализированными предприятиями (подрядчиками) за получение заказа на техническое обслуживание жилищного фонда от управляющих компаний и ТСЖ. 

 

Соперничать за заказы в крае есть кому. К примеру, только на рынке жилищных услуг работает 393 организации, 75 % которых частные. Что касается рынка коммунальных услуг, то здесь свои услуги предлагают 724 организации, почти половина из которых  частные (48 %). Проведенный в Управлении по ЖКХ мониторинг показал, что основная доля управляющих компаний приняла решение обслуживать вверенный им жилищный фонд самостоятельно, без привлечения подрядных организаций. Правда, и «жилой массив» в управлении таких УК довольно скромен, не превышает 50 тыс. кв. метров жилья. И только в восемь УК являются крупными, в управлении каждой находится не меньше 500 тыс. кв. метров жилья. Эти компании работают по договорам с подрядчиками.

 

Количество управляющих компаний продолжает расти. В 2009 году их стало больше на 34 %. В то же время в краевом управлении ЖКХ вынуждены были констатировать, что количество пока УК пока не перерастает в качество обслуживания.

 

Чиновники признают, что переход на новые формы управления многоквартирными домами породил массу проблем. Например, многие граждане оказались не готовы решать возложенные на них законодательством полномочия по выбору способа управления домом; и в целом показали свою правовую неграмотность. Еще одна проблема – острый дефицит квалифицированных менеджеров и рабочих кадров на рынке жилищно-коммунальных услуг. К этому можно добавить пассивность органов местного самоуправления, особенно на селе, в вопросах реформирования ЖКХ, несовершенство жилищного, гражданского и административного законодательства (а также несогласованность этих отраслей права между собой), а также по-прежнему отсутствие инвестиционной привлекательности сферы управления жилищным фондом.

 

Кроме того, члены коллегии регионального Управления  по ЖКХ вынуждены констатировать: «Активное развитие рынка предоставления услуг управления многоквартирными домами породило такие негативные реалии, как фальсификация решений собственников помещений, уклонение от заключения договоров управления, некорректное поведение управляющих организаций в процессе конкурентной борьбы. В связи с чем много нареканий поступает на работу управляющих организаций в Барнауле, Рубцовске и Бийске.

Нездоровая конкуренция дискредитирует саму основу профессионального управления и вынуждает собственников помещений брать в свои непрофессиональные руки не только вопросы управления, но и техническую эксплуатацию жилищного фонда. Увы, все это сказывается в первую очередь на качестве предоставления услуг и ухудшает технические характеристики жилых зданий»

 

Выходом из сложившейся ситуации в жилкомуправлении считают введение стандартизации этого вида услуг через создание в сфере управления многоквартирными домами саморегулируемых организаций (СРО). Закрепление этой нормы на законодательном уровне, считают в управлении, позволит  производить «отсев» неквалифицированных компаний, а также гарантировать собственникам жилья возмещение издержек при возникновении страховых случаев недобросовестного исполнения условий договора управления.

 

Что касается непосредственно коммунальной сферы, то и здесь реформа идет полным ходом. Ведется работа по созданию условий для передачи коммунальных объектов предприятиям малого бизнеса в управление. Для этого нужно немало потрудиться - провести инвентаризацию, оценку и регистрацию права муниципальной собственности на указанные объекты. По данным Управления Алтайского края по ЖКХ, на сегодня частным компаниям передано коммунального имущества на общую сумму свыше 6,7 млрд. рублей.

 

Для привлечения в отрасль инвестиций в этом году используется лизинг коммунального оборудования и техники. На 1 ноября 2009 года предприятиями и муниципалитетами заключено 148 договоров лизинга на общую сумму свыше 290 млн. рублей.  

 

В муниципальных образованиях края ведется мониторинг выполнения коммунальными организациями производственных и инвестиционных программ. Согласно последним данным, бюджетные субсидии на возмещение убытков от содержания объектов коммунального назначения выделяются только в Барнауле и Бийске.  

 

В заключение на коллегии было отмечено, что комплекс мероприятий, записанный в Плане реформирования ЖКХ Алтайского края на 2009 год, по основным его показателям выполнен. Лидерами в реформировании жилищно-коммунального комплекса являются Заринск и Новоалтайск, Поспелихинский, Завьяловский, Ключевский, Кулундинский, Мамонтовский и Топчихинский районы.