18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
15.10.2009

Николай Герасименко: «Пришло время решительных действий!»

Похоже, уже в ближайшее время борьба с алкоголизацией нашей страны от слов перейдет к делу.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья, академик РАМН Николай ГЕРАСИМЕНКО свой стаж непримиримого борца за здоровый образ жизни оценивает в 12 лет. За эти годы им были разработаны как стратегические документы в этой области, так и вполне конкретные законы прямого действия. Некоторые коллеги и чиновники снисходительно относились к этой его деятельности, полагая ее несвоевременной и неактуальной. Время расставило все по своим местам. Недавно эти же проблемы были озвучены самым высоким руководством России. С инициативами по снижению потребления алкоголя и борьбе с пьянством и алкоголизмом выступили президент и глава правительства.

 

– Николай Фёдорович, что же стало предпосылками для таких инициатив?

 

– А все дело в том, что ситуация дошла до точки кипения. Дальше идти некуда! По информации Роспотребнадзора, мы по потреблению алкоголя достигли самого высокого уровня в мире – 18 л чистого спирта на душу населения! Получается, что на каждого взрослого мужчину приходится 244 бутылки водки в год. При этом малоопасной для человека нормой потребления алкоголя считается, по данным ВОЗ, 2 л спирта в год.

 

– А каковы социальные последствия такого положения дел?

 

– Наступила деградация населения – физическая, культурная, социальная и т. д. В стране 2,8 млн. алкоголиков. Пьющих много и часто – значительно больше, до 20 млн. человек. Увеличилось в 3 раза (!) число пьющих женщин и детей. Третья часть детей рождается с алкогольным синдромом.

 

– Все это влияет на демографию?

 

– Разумеется. Почему мы и говорили о «русском кресте» – ситуации, когда смертность превышает рождаемость. Хотя Россия никогда не была «пьяной страной». В начале прошлого века по потреблению алкоголя в Европе она занимала последнее место. Когда при Горбачёве резко снизилось потребление алкоголя, то значительно увеличилась продолжительность жизни, вдвое выросла рождаемость, пошла вниз кривая преступности, травматизма и т. д., и т. п. Но в 1992 году была отменена госмонополия на производство спиртного, и водка буквально хлынула на рынок. Резко выросло производство дешевого алкоголя, причем низкого качества. Плюс пиво. В результате за последние пять лет потребление алкоголя выросло втрое. По официальным данным, резко увеличилась смертность, которая напрямую коррелирует с потреблением спиртного.

 

– Но ведь некоторые чиновники, соглашаясь со многими доводами противников алкоголизации населения, утверждают: доходы, получаемые от продажи спиртного, пополняют бюджет, средства которого расходуются на финансирование многих социальных программ…

 

– Это миф! На самом деле, и стоит в это вдуматься, поступления в федеральный бюджет от акцизов на алкоголь составляют 66 млрд. руб. А это 0,7 процента от бюджета. До революции этот показатель достигал 30 процентов, в советское время госмонополия давала 16 процентов, или 30 процентов от торгового оборота. Ну и где же экономическая выгода?! А сколько мы тратим бюджетных средств на устранение последствий алкоголизации, какой прямой и косвенный ущерб она приносит экономике страны? Оказывается, астрономическая сумма – 1,7 трлн. руб.! Соотношение 1 к 25. Еще несколько конкретных цифр: в 2008 году на водку население России затратило больше денег, чем на приобретение автомобилей или на покупку продуктов питания. Вывод: экономической выгоды для государства абсолютно нет, затраты колоссальные, в выгоде – только производители алкоголя. Вот они-то и поддерживают мифы о выпивке как неотъемлемой черте национального характера и русской культуры, ее национальной природе. Одним из таких мифов также является утверждение о том, что из-за ограничения продажи спиртного увеличится потребления разного рода суррогатов, возрастет число отравлений и пр. Полная ерунда! Это утверждают производители алкоголя, их лоббисты. На самом деле рост употребления суррогатов приходится на 1998-2000 годы. Есть категории, которые никогда не будут пить суррогаты, и есть категории, которые их всегда будут потреблять.

 

– Недавно, кстати, с такими идеями выступал депутат Багаряков…

 

– Вот это-то и удивляет! Обычно не комментирую даже самые экстравагантные и нелепые высказывания своих коллег, но это не тот случай. Либо он не понимает и не знает, о чем говорит, либо действует сознательно и у него есть вполне практический интерес. Кстати, вроде бы это противоречит партийной платформе КПРФ. Никакой связи потребления суррогатов с экономическим положением региона нет. К тому же смертность у нас обусловлена не суррогатами, в ее структуре они занимают максимум 5-10 процентов. Большинство умерших – те, кто, может, и не являясь пьяницей, выпивает в короткое время очень много водки. Депутат еще настаивает на воспитании культуры пития. Но ведь нигде на телевидении, в газетах никакой информации такого рода просто нет. Значит, на такую воспитательную работу производители алкоголя тратиться либо не торопятся, либо вообще не хотят, дурача всех нас. Выступление депутата Багарякова прямо или косвенно затуманивает сознание людей, отражает позицию и защищает интересы алкогольной мафии, идет вразрез с интересами народа, диссонирует с озвученной позицией президента, направлено против будущего России.

 

– Главный русский вопрос: что делать?

 

– Мы стоим на краю пропасти, общество деградирует. Руководство страны осознает: с пьющим населением будущего России не построить. Президент уже дал поручение Минздравсоцразвития разработать концепцию долгосрочной антиалкогольной политики. Причем твердой и устойчивой, но без перегибов.

 

Что нужно сделать, с моей точки зрения, в первую очередь?

 

Первое и самое главное. Надо значительно увеличить стоимость водки. Везде, во всем мире самый дорогой – крепкий алкоголь (40-50 долларов), затем идет вино (3-8 долларов), самое дешевое – пиво. У нас – с точностью до наоборот: 1 грамм спирта в водке стоит 45 коп., в вине – 1 руб. 18 коп., в пиве – 1 руб. 80 коп. Парадокс! По нашим приблизительным расчетам, минимальная цена водки должна быть не менее 150 руб., пиво – в пределах 30 руб., а вино – от 50 руб. до 100 руб.

 

Второе. Нужно ограничить доступность алкоголя по времени и месту. Водка и пиво у нас продаются буквально повсюду. Надо запретить продавать водку по ночам, в субботу и воскресенье. Вернуться к практике продажи водки с 11 до 19 часов. Эти меры, уже принятые в некоторых регионах, привели к существенному снижению преступности. Нужно запретить продавать в киосках и пиво.

 

Третье. Необходимо повысить акцизы на водку. Повысили их пока только на пиво и вино, которые опять и подорожают.

 

Четвертое. Необходимо ужесточить наказание за продажу спиртного несовершеннолетним. Планируется ужесточение наказания продавцов до 80 тыс. руб., владельцев и собственников – до 150 тыс. руб., юридических лиц – до нескольких сотен тысяч. При рецидиве отнимается лицензия или временно (на 3 месяца) приостанавливается торговля. Предусматривается и уголовная ответственность – до полугода за продажу пива, до года – за продажу крепких напитков.

 

Наши предложения предусматривают и проведение широкой разъяснительной и пропагандистской кампании. Я, кстати, являюсь сторонником возрождения ЛТП, вопрос только – в каком виде. Надо, чтобы это был эффективный инструмент, работающий в интересах общества.

 

Кстати, в последние три года в России отмечается снижение смертности. И это связано не столько с успехами здравоохранения (хотя они в определенной мере есть), а прежде всего с уменьшением потребления алкоголя. Из-за усиления госрегулирования резко сократилось поступление спиртного в торговлю. Россияне стали пить меньше. Расчет производителей спиртного на то, что в кризис россияне станут больше прикладываться к бутылке, не оправдался: потребление снизилось на 17 процентов. Это свидетельствует о том, что процессы потребления алкоголя многомерны и многоаспектны. И важно эту позитивную тенденцию закрепить, поддержать. Правда, обольщаться не стоит: враг коварен и по-прежнему чрезвычайно опасен, а его сопротивление будет только усиливаться.

 

Беседовал Артём КУДИНОВ.

 

Московский комсомолец на Алтае, 14-21 октября 2009.