18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» всерьез задумалась над тем, как помочь регионам СФО совместными усилиями эффективно, с точки зрения конкуренции, противостоять товарной экспансии на сибирский рынок путем разумного протекционизма и добиваться постепенного импортозамещения.

 

Путь от слов к делу может быть длинным, а может и коротким. Зависит от людей. От того, к примеру, обнаруживаются ли у них общие интересы. А также от желания что-то предпринять - не в одиночку, как обычно, а совместно, думая не о сиюминутной выгоде для себя, своего предприятия, города или региона, а о пользе общей, о перспективах для всех.

 

Координационный совет по товарным ранкам МО «Сибирское соглашение», состоявшийся на днях в Барнауле, был первым и потому в определенной мере притирочным, организационным. Поэтому и были проведены некоторые формальные процедуры – по назначению  заместителя председателя КС (им стал заместитель губернатора Алтайского края, начальник Главэконокики Михаил  Щетинин), ответственного секретаря (директор департамента по товарным рынкам исполкома МАСС Кира Ельшова). Также была образована секция по государственному заказу, руководителем которой назначен Михаил Щетинин. Кроме того, решено сформировать каталоги потребляемой в регионах Сибири продукции и до 1 ноября 2009 года направить эту информацию в МАСС. Координационный совет по товарным рынкам утвердил также план работы на 2010 год. Как откровенно отметил председатель КС губернатор Алтайского края Александр Карлин, «этот план – скорее перечень вопросов, за решение которых должен взяться наш молодой Координационный совет». Ну а после процедурных вопросов и началась непосредственная работа.

 

Участники совещания были единодушны: ситуация на товарных рынках Сибири сложилась непростая. Она и не была никогда простой, но в условиях кризиса, когда регионы вынуждены прибегать к более решительным мерам защиты своих товаропроизводителей, еще более обострилась. Борьба за сибирские рынки между регионами Сибирского федерального округа усилилась. Это оказалось на руку третьим лицам. По меткому выражению заместителя полпреда президента РФ  в СФО Владимира Псарева, «когда в борьбе за госзаказы дерутся два местных бизнесмена, обязательно побеждает третий пришлый». Вот эту невыгодную для сибиряков ситуацию и призван исправить впервые созданный Координационный совет МАСС. Задачи для совместной работы ясны и понятны – поддержать местных товаропроизводителей «всея Сибири», объединиться, чтобы успешно конкурировать с имеющимися товарами из европейских регионов страны, «задавить», по возможности, импорт. Что касается экономического, а также интеллектуального потенциала, то он хорошо известен.

 

- На этом фоне возникла идея выработки механизма, который бы координировал работу государственных структур, региональных бизнес-сообществ по продвижению сибирских товаров на рынках Сибири, - подчеркнул председатель КС по товарным рынкам Александр Карлин. - Задача КС – не только сбор и  обобщение информации о товарном производстве в регионах Сибири, о межрегиональном товарном обмене, экспорте и импорте товаров, но и оказание содействия в организации и развитии производств импортозамещающей продукции. Надо наметить приоритетные направления импортозамещения, определиться, как развивать производственный потенциал Сибири в контексте развития российской и – более широко – мировой экономики.

 


Справка

 

Существенное превышение совокупного экспорта Сибири над импортом (за январь-август 2009 года) – 18 млрд. против 3,5 млрд. рублей – свидетельствует о благоприятной структуре торгового баланса. Экономический потенциал обеспечивает достаточно устойчивое развитие регионов Сибири в нынешних непростых условиях.

Основной отраслью Сибири является обрабатывающая промышленность – 68 % всей промышленности СФО. В том числе 20 % дает машиностроение, 15 % - химическая и нефтехимическая, производство пищевых продуктов – 14 %.

Сибирь обладает существенным научным потенциалом, соответственно, наукоемкие отрасли занимают заметное положение в экономике сибирских регионов.

Вклад регионов Сибири в российский экспорт машин, оборудования и транспортных средств составляет 12 %, химической промышленности – 14 %, металлов и изделий из них – 23 %, древесины и целлюлозно-бумажных изделий – 36,5 %.

Об устойчивом положении сибирских промышленных предприятий свидетельствует активное обновление основных производственных фондов. Например, в структуре импорта продукции за 8 месяцев 2009 года  – более 40 % это машины, оборудование и транспортные средства.  Это показатель удовлетворения инвестиционных и производственных потребностей предприятий промышленности. 

 

По мнению Карлина, первым делом необходимо наладить мониторинг ситуации на рынках регионов Сибири, обобщить полученные результаты, изучить их. Первым шагом на этом пути предложено создать каталоги потребляемой в регионе продукции – на основе опыта Алтайского края, где такие каталоги давно существуют.

 

- В аппарате Полномочного представителя президента в СФО Анатолия Квашнина  работе КС по товарным рынкам придается очень большое значение, причем сразу по нескольким  причинам, - отметил на заседании КС заместитель полпреда президента РФ  в СФО Владимир Псарев. -  Нынешний финансово-экономический кризис показал, что существенным резервом развития собственной экономики является местное потребление. И чем больше, прозрачнее и оптимальнее будет рынок местного потребления, тем более предметно с этим рынком начнут работать местные бизнесмены. Кроме того, мы должны четко понимать, что если мы говорим о рынке государственного заказа, то здесь достаточно широко затрагиваются интересы налогоплательщиков. И налогоплательщики должны, имеют право знать, как их деньги расходуются. В этом плане ценен опыт Алтайского края, когда правила игры определены на год. Можно соглашаться, можно не соглашаться, но правила есть, они ясны и прозрачны. Но нам этого мало. Округ – это 19 млн. человек. Это серьезный рынок сбыта. Но мы также видим, что одни сибирские регионы приобретают что-то за тридевять земель, а не в соседних сибирских губерниях. Поэтому первая задача КС – обеспечить прозрачность работы по госзаказу, а вторая – обеспечить координацию деятельности регионов в реализации своих потребностей все-таки за счет местных сибирских производителей. Еще один вопрос очень актуален. Мы не должны допустить жесткой конкуренции, так как в этом случае местные производители могут проиграть, а победит кто-то пришлый.

 

Против жесткой конкуренции и губернатор Алтайского края Александр Карлин. Контакты  регионов Сибири он склонен характеризовать как «взаимодействие с определенными элементами состязательности».

 

Участники Координационного совета заслушали доклад начальника Главного управления и экономики Алтайского края Михаила Щетинина «О системе размещения государственного заказа в Алтайском крае. Практика интеграции муниципального заказа в региональную систему закупок». Принято решение взять алтайский опыт по реализации 94-ФЗ за основу в совместной новой работе.

 

Одним из источников преодоления кризисных явлений в экономике  является импортозамещение. Но нужно отдавать себе отчет в том, что для того, чтобы заместить импорт, от сибирских производителей требуется качество продукции на уровне лучших мировых стандартов. Речь идет не о том, чтобы потреблять свое, а о том, чтобы это свое соответствовало и превышало уровень лучших мировых стандартов.

 

- Реальное положение дел в регионах Сибири свидетельствует о том, что обозначенные вопросы не удается решать самостоятельно, на уровне отдельных регионов. Сегодня надо действовать совместно, скоординированно, в том числе привлекая к организации конкурентоспособных производств мощные мировые машиностроительные и другие компании, – считает Александр Карлин.

 

Пока же ситуация такова: более 50 процентов потребляемой в регионе продукции - это импорт и ввоз продуктов питания из европейских регионов страны. «Мы говорим – транспортное плечо нам мешает выходить на европейские рынки страны. Но то же плечо не мешает их товарам проникать в Сибирь. Причем качество «их» товаров сплошь и рядом является низким, а ценовая политика – агрессивной и некорректной с точки зрения российского законодательства», - были единодушны участники совещания.

 

Председатель исполкома Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Владимир Иванков предложил представителям регионов СФО, участвовавшим в первом заседании КС по товарным рынкам, взять доклад Михаила Щетинина для тщательного изучения дома (на что сам Михаил Павлович заметил, что все уже для гостей подготовлено в лучшем виде). Иванков считает, что после изучения алтайского опыта следует провести окружное селекторное совещание. «Чтобы начинать предметно договариваться, - подчеркнул Владимир Иванков и подытожил. - надо определить алгоритм конкретных шагов. Когда идеология сотрудничества станет общей для всех, тогда и придет результат».