18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Руководитель отрасли культуры региона подводит итоги года уходящего и строит планы на будущее.

Надо признать, что, к сожалению, портал Doc22 неоправданно мало внимания уделяет проблемам культурной жизни Алтайского края. А ведь здесь, наряду с экономикой и социальной сферой, происходит немало заслуживающих внимания событий. И этот год не стал исключением. Более того, специалисты считают 2011-ый в известном смысле выдающимся, успешным для сферы культуры. В чем заключаются эти успехи, чем они обусловлены и удастся ли сохранить положительные тенденции в наступающем году? С такими вопросами главный редактор информационно-аналитического сайта Doc22 Артем Кудинов обратился к и.о. начальника Управления культуры и архивного дела Елене БЕЗРУКОВОЙ.


ВМЕСТЕ С БОЛЬШИМ

- Елена Евгеньевна, как бы вы оценили минувший год как руководитель отрасли культуры Алтайского края? Какими важнейшими, на ваш взгляд, событиями ознаменован 2011 год?

- 2011 год был для сферы культуры на редкость удачным, несмотря на последствия кризиса. Именно в этом году были осуществлены несколько ярких проектов. Начнем с крупных строек, ведь эти результаты видны всем, это своеобразный базис развития культуры. Причем открытие этих объектов имело, несомненно, общероссийский резонанс.

Это, конечно же, Молодежный театр. Открытие нового театра – событие не только для края, для страны выдающееся. Ведь в том году, говорят, в России открылись только Молодежный театр и Большой (смеется – А.К.)!.. Я не пытаюсь, разумеется, сравнивать масштабы этих событий. Но ведь в последнее время, как правило, театры в регионах закрываются или в лучшем случае их как-то косметически ремонтируют. А так чтобы из руин буквально воссоздать здание, у которого фактически сохранился только фасад, а остальное построено заново, - это событие исключительное!

Причем произошло это в самые короткие сроки, и что немаловажно, с привлечением федеральных средств. Последнее обстоятельство имеет значение, потому как важно не только построить, но, прежде всего, деньги раздобыть.

- Как же все это получилось? Что помогло? Или это счастливое стечение обстоятельств?..

  

Елена Безрукова, и.о. начальника Управления культуры и архивного дела
 
 
- Самое главное – это политическая воля. А она была, причем с таким напором и ускорением со стороны губернатора, что все срослось и случилось. Так что, положительный исход был вполне закономерен. Правда, не надо забывать, что у театра есть и второй «папа» - Валерий Золотухин, чье отеческое отношение к театру, где он является художественным руководителем, сыграло очень большую роль. Он принял самое непосредственное участие в строительстве театра, именно его заслуга в том, что решением правительства деньги были выделены. Ведь важно понимать, что федеральные деньги в основном выделяются только на объекты, находящиеся в федеральной собственности. Здесь было сделано исключение, и финансирование строительства театра в Алтайском крае, находящемся в краевой собственности, - особый случай. Карлин, Путин и Золотухин – три фигуры, благодаря которым и появился в крае новый театр.

Говоря о театре, нельзя не сказать о еще одном объекте, который притаился за главным его зданием. Я имею в виду общежитие для актеров и персонала театра. Завершаются отделочные работы, устанавливается оборудование. Строительство общежития завершится до конца 2011 года, а торжественное открытие его состоится в январе нынешнего. Событие это уникальное, ведь совсем не часто здание театра сдается вместе с общежитием. Кстати, «общежитие» - название условное, в действительности, театральные студии со служебным жильем, репетиционными помещениями, тренажерным и танцевальным залами, хозяйственным и пищевым блоками . В общем, все, что нужно для жизни и творчества. Там же будет служебное жилье для художественного руководителя, приезжающих режиссеров, которое до сих пор приходилось снимать. Теперь воспитанники золотухинского курса после окончания учебы смогут продолжить работу и получить пусть временное, но жилье. А не уезжать домой в село или в Новосибирск на работу.

- А как вам видятся творческие перспективы нового театра?

- Творческий процесс, пожалуй, еще важнее и сложнее, чем создание материальной базы. В Молодежный театр пришел новый режиссер из Санкт-Петербурга Вячеслав Кокорин, один из самых известных режиссеров России. Сегодня, на мой взгляд, складывается перспективный в творческом плане союз корифеев театра, театральной молодежи и главного режиссера.


ПЕРВЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ КЛАСТЕР

- Ну, с молодежным театром все понятно. Новое его здание видят и жители края, и гости краевой столицы…


- Да, продолжим… Второе важнейшее для культуры Алтая, а мы не стесняясь, относим его к событиям общероссийского масштаба, - это открытие музея Германа Титов в селе Полковниково. Старое мемориальное здание музея Г.С.Титова было существенно обновлено, а рядом появилось вновь построенный новый корпус, в котором была размещена экспозиция, посвященная Алтаю и космосу. Хочу заметить, что открытием этого музея его развитие не завершается. Уже заказаны новые макеты космической техники, они изготовлены и должны быть в ближайшем будущем привезены в Алтайский край.

- В этом году произошли события, напрямую связанные с проектом создания в крае музея М.Т.Калашникова, родившегося на Алтае изобретателя легендарного автомата…

- Действительно, в результате осуществления этих планов Курья с полным основанием становится одним из музейных центров региона, форпостом культуры в западных районах края. Сегодня в Курье располагается несколько объектов, так или иначе связанных с именем легендарного Михаила Калашникова. Один из них - школа, где учился Миша Калашников. Она будет реконструироваться под музей изобретателя. Этот музейный объект включен в программу, подготовлена проектно-сметная документация, в следующем году подрядчики приступят к его реставрации. Разработан и дизайн-проект размещения музейной экспозиции. Думается, на создание музея потребуется год-два.

А уже в 2011 году в рамках этого проекта полностью с нуля там же был построен самый современный Дворец культуры и искусства, куда переселились школа искусств и дом культуры.

Хотелось бы подчеркнуть, что примеров строительства новых объектов культуры, да еще и в сельской местности, в целом по России не слишком много. Да что там – раз-два и обчелся! Причем так или иначе переселение в новый Дворец культуры связано со строительством мемориально-музейного комплекса Михаила Калашникова.

- А в чем уникальность построенного в Курье Дворца культуры?


- Изюминка состоит в том, что размещение на одной площадке, под одной крышей дома культуры и школы искусств дает возможность консолидировать, объединить ресурсы и возможности двух учреждений культуры. Помимо всего прочего, такое объединение - в духе тенденций, которые закладываются сегодня в политике Министерства культуры. Проект федерального закона «О культуре», который сегодня обсуждается, предусматривает, кстати, развитие именно таких многофункциональных культурных центров.

- Что-то вроде кластеров?..

- Вот именно! Так что, Минкультуры только рекомендует создание таких центров, а у нас в Курье такой культурно-образовательный кластер уже появился.

- Такой объект создан в крае впервые?

- Да. Я не могу вам сказать, будет ли этот опыт автоматически тиражироваться в других территориях края. Ведь не везде есть для этого возможности. Но убеждена: там, где будут строиться новые объекты, осуществлять такие проекты очень уместно.


ОПТИМИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ


- Сегодня в Алтайском крае огромные средства бюджета вкладываются в строительство, реконструкцию и ремонт объектов культуры. Немало денег тратится на содержание сельских библиотек, клубов, домов культуры… Насколько эффективно они используются, не простаивают ли пустыми отремонтированные, реконструированные или построенные заново объекты?

- Проблема существует. Особенно в селах, где население уменьшилось в последние годы. Мы вынуждены осуществлять оптимизацию системы сельских учреждений культуры: совмещать их, в отдельных случаях – переводить учреждения культуры в более компактные помещения, чтобы не тратить попусту бюджетные средства на содержание нередко огромных и практически неиспользуемых зданий.

Процесс этот непростой, нередко болезненный. Во-первых, населения к таким шагам относится по-разному. Ну, а во-вторых, для перевода должно быть выбрано здание подходящее. Это нелегкие шаги, но, думается, в нынешних условиях неизбежные. Ведь порой доходит до абсурда: огромные деньги тратятся на содержание объектов, а людям, в них работающим, в итоге и заплатить нечего.

- Есть ли в управлении план такой оптимизации учреждений культуры?


- Еще два года назад под эгидой комитета по финансам была сформирована специальная комиссия по оптимизации сети сельских учреждений образования, здравоохранения и культуры. В течение этих двух лет в нескольких районах края эта комиссия проводила исследования, изучала положение дела и вносила предложения администрациям районов. А затем уже принимается конкретное решение. В минувшем году местным властям на эти цели выделялись из краевого бюджета средства, которые помогали решить существующие проблемы. Однако оговорюсь: форсировать оптимизацию существующей социальной инфраструктуры никто не собирается и такой цели перед собой не ставит. Кстати, хотела бы заметить, что существующее законодательство в сфере образования более проработано и более четко регламентирует работу учреждений образования, нежели сферы культуры.

- А в чем это выражается?


- К примеру, если говорить о сети клубных учреждений – о клубной деятельности нет ни федерального закона, ни постановления. Есть лишь утвержденное несколько лет назад Минкультуры положение. И все!..


НЕ ИМЕЮТ АНАЛОГОВ

- Событием стало принятие в Алтайском крае программы эстетического воспитания…

- В регионе она принята впервые, а аналога ей на федеральном уровне просто нет. Программа появилась в 2011 году в виде раздела нашей целевой краевой программы «Культура Алтайского края», а рассчитана она на несколько лет, до 2015 года.

В чем она заключается? Главной целью программы было дать возможность сельским детям посетить театры и музеи. Школы формируют группы и доставляют детей своим транспортом в музеи, театры, выставочные залы, на концерты и т.д. Это огромные потоки детей, которые регулярно выезжают в города края в соответствии с утвержденными графиками и планами. Изначально мы планировали посещения 11 тыс. детей театров и столько же - музеев. Подводя итоги уходящего года, мы констатируем, что уже более 30 тыс. детей посетили по этой программе учреждения культуры. Причем многие ребятишки впервые побывали в театре или музее, концертном зале или выставочном зале. Все эти посещения оплачивает краевой бюджет, а муниципалитеты берут на себя организацию и доставку детей. Программа рассчитана на школьников общеобразовательных школ и учащихся специализированных школ искусств. А для студентов программа предусматривает продажу на льготных условиях абонементов.

Кстати, впервые за многие годы артисты поехали непосредственно в города или районы края с гастролями, поскольку в этом году были выделены приличные средства на гастрольные гранты.

- А что, действительно. в других регионах, даже у наших более богатых соседей ничего подобного нет?..

- Когда мы хотели изучить опыт других субъектов федерации, то к своему удивлению и сожалению ничего подобного нашим разработкам не обнаружили. Причем даже в более финансово обеспеченных регионах. Такой комплексной программы, какая существует сегодня в Алтайском крае, просто нет в других регионах.

Кстати, нельзя не сказать об еще одном уникальном масштабном проекте. Впервые за всю историю культуры Алтайского края в наступившем году начнет действовать еще одна целевая программа. Мы на ней делаем особый акцент. Так вот, аналогичные программы приняты и действуют всего лишь в нескольких регионах России, таких как Вологодская, Иркутская области, некоторых других субъектах федерации, где серьезны и глубоки традиции народной культуры. Ну а поскольку мы позиционируем Алтайский край как регион с глубокими народными традициями (почти половина населения края живет в сельской местности, где сам образ жизни обусловливает сохранение традиционной культуры), поэтому и решено было развивать народную культуру системно и комплексно. Повторю, такая программа уже принята в нашем регионе и начнет действовать с 2012 года.

- Что она предлагает?

- Мы планируем развивать фольклор, ремесла, национальные культуры, поддерживать участие мастеров народной культуры в фестивалях и конкурсах. В Алтайском крае будет создано 9 экспериментальных центров народной культуры в муниципалитетах региона. Это могут быть и ремесленные площадки, и центры фольклорной культуры. Муниципальные образования разрабатывают концепцию таких центров, а краевой бюджет под эти конкретные проекты выделяет средства на конкурсной основе. Заявки на участие в таких конкурсах будут приниматься уже с начала этого года. Планируется открыть сайт, посвященный развитию традиционной культуры в Алтайском крае, публиковать книги и альбомы, методические материалы. Убеждена, у этого направления есть перспективы, потому как к народной, традиционной культуре неуклонно поворачивается весь мир. Да и в России интерес к ней очевидно растет.


О ЧЕМ ПОЮТ ФИНАНСЫ…

- Как обстоят дела с финансирование сферы культуры?


- На 2012 год финансирование запланировано больше, чем на 2011. Так что, в целом тенденции положительные. Однако важнее, на мой взгляд, не просто констатировать, что физические объемы финансирования выросли. Есть увеличение, которое носит вполне объяснимый, объективный характер: растут тарифы, осуществляется переход на новую систему оплату труда и т.д. Но, мне кажется, гораздо существеннее увидеть, на что выделяются деньги, каковы приоритеты финансирования.

- И каковы же они?

- Я уже сказала о новой системе оплате труда. Не для кого не секрет, сегодня зарплата работников культуры очень низкая. Поэтому важно, что в этих условиях фонд оплаты труда краевых государственных учреждений культуры на 1 января 2012 года по сравнению с 1 января 2011 года увеличился на 20 процентов. Повышение зарплаты происходило в течение этого года поэтапно, постепенно, а последнее повышение произошло 1 декабря 2011 года, когда и перешли на новую систему оплаты труда. Иными словами, всей отрасли культуры Алтайского края в наступающем году предстоит жить в новых условиях. О результатах перехода можно будет судить только спустя несколько месяцев.

Хотелось бы отметить, что краевые власти впервые стали применять новые инструменты морального поощрения и материального стимулирования, повышения престижа труда работников культуры. Так, в крае появились два новых конкурса (один стал проводиться уже в этом году) на звание лучшего работника культуры. Такого профессионального конкурса не было. Теперь победители будут поощряться не только морально, но и материально, получая довольно приличные премии (по 50 тыс. рублей) по нескольким номинациям (всего их будет 11)– «лучший клубный работник», «лучший библиотекарь», «лучший музейный работник» и т.д. А конкурс будет проводиться как на краевом, так и на краевом уровне. Решение о регулярном, ежегодном проведении таких конкурсов уже принято, деньги в бюджет заложены.

А в 1 квартале 2012 года мы проведем конкурс между муниципалитетами на лучшую организацию работы в сфере культуры. По результатам этого конкурса местные органы власти получат не только диплом, но и дополнительные средства на оснащение своих учреждений культуры. По результатам, главным критерием оценки которых станут объективные показатели работы, включая зарплату, сохранение штатов и т.д., будет составлен своеобразный рейтинг деятельности местных органов власти в сфере культуры. Он, думаю, будет учитываться в комплексной оценке эффективности работы муниципальных органов власти.


ГОРОД СТОЛИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

- В крае разработана концепция развития сферы культуры в краевом центре, получившая амбициозное название «Барнаул – культурная столица юга Сибири». А на чем базируются эти амбиции?

- Разрабатывали этот документ специалисты краевого Управления по культуре и профильного городского комитета. Инициатива его разработки принадлежит губернатору края Александру Карлину. Поэтому это все-таки краевой документ, хотя он напрямую и касается муниципалитета. На осуществление большой программы, рассчитанной на несколько лет, планируется привлечь и краевые, и муниципальные ресурсы.

Задача концепции, как мне кажется, довольно прозрачно обозначена самим губернатором: как бы мы хотели себя видеть в будущем. «А не замахнуться ли нам…» - обозначил мотивы разработчиков Александр Богданович. Хочу в этой связи вспомнить слова писателя Виктора Потанина, первого лауреата Шукшинской премии: «Ставьте перед собой большие цели, тогда даже достигнув половину из намеченного, вы уже сделаете много!..». Исходя из такой установки, мы и занимаемся разработкой этой концепции.

- Что она собой представляет?

- Культура – это комплексная сфера, поэтому и концепция структурирована по подотраслям. Общая же ее задача – повысить привлекательность жизни в сфере культуры для жителей края и культурную привлекательность для жителей других регионов России. Если хотите, «культурную конкурентоспособность» Алтайского края. Что является почвой, основанием для таких амбиций? Алтайский край, Барнаул, как никто другой, может похвастаться своей историй, дающей в известном смысле право претендовать на звание культурной столицы Сибири. Хочу оговориться, что концепция по сути определяет некие цели, перспективы, стратегию, приоритеты на ближайшие пять лет. Это рамочный документ, который, к примеру, в финансовом отношении будет уточняться отдельными программами – краевой адресной инвестиционной, «Культура Алтайского края», «Культура Барнаула», недавно принятой программой развития туризма в Барнауле и многими другими.


ВЛАСТЬ И ТВОРЧЕСТВО

- А почему во время презентации концепции ни слова не прозвучало о роли и участии творческих союзов в осуществлении намеченных планов? При этом акцент делался на партнерстве в реализации концепции власти и бизнеса…

- Действительно, отдельным блоком творческие союзы не выделены. Но это не означает, что мы их в расчет не берем. Просто работа того или иного творческого союза или объединения отнесена разработчиками к определенной отрасли культуры или искусства. Живопись, музейное дело – Союз художников, театры – Союз театральных деятелей. Единственный творческий союз, который сложно отнести к какой-то сфере, это писательский союз.

- Позвольте реплику. Если уж говорить о культурном пространстве Барнаула, то нельзя не вспомнить, что в краевом центре, наверное, единственном из столичных городов Сибири, издается свой литературно-художественный журнал (до недавнего времени – даже два)… Об этом примечательном факте тоже на презентации концепции не было сказано ни слова. Не кажется ли вам, что в разработанном документе превалирует своеобразный технократический подход к сфере духовной культуры?

- Тема эта деликатная. Взаимоотношения власти и творческих деятелей нередко сводятся к следующему формату. «Творцы» говорят чиновникам: вы не учите нас, а создайте условия для творчества. Вот этим, наверное, и должна заниматься власть, не вмешиваясь в творческий процесс. Правда, есть одно немаловажное условие: чтобы власть уважала человека творческого, считалась с ним, он должен что-то из себя представлять. Порой, он не только с этой точки зрения, творческой, но и с позиции морали и нравственности ни светочем, ни образцом не является. Убеждена: необходима какая-то взаимная требовательность власти и творчества. И уж у творческих людей в отношении себя – точно!

Где, в каких регионах могут похвастаться тем, что издают местных писателей? Да еще платят, пусть небольшой, но гонорар? Понятно, что те писатели, которые пишут много, хотели бы издаваться намного чаще. Но вряд ли в нынешних условиях это возможно.

- А каковы перспективы возрождения краевого издательства?

- Вся структура издательского дела в стране изменилась. Теперь в нем доминируют рыночные механизмы. В итоге типографий полно – издательств нет. Мы работаем сегодня с издательско-полиграфическими фирмами, которые мы знаем, в которых уверены. Однако нельзя забывать, что мы, как и все прочие бюджетники, живем в системе торгов. Поэтому я не могу прогнозировать, кому по итогам конкурса достанется тот или иной заказ. Ведь конкурс может выиграть какая-нибудь никому не известная контора из Урюпинска, которой абсолютно наплевать на все наши требования и условия. Это первое.

А второе – очень сложно выработать творческий подход, который, к примеру, есть у руководства ОАО «Алтайский дом печати». С ним у нас давнее и плодотворное сотрудничество. Оно не только занимается полиграфической деятельностью, но и поддерживает издательские проекты, у него есть свои издательские интересы – краеведение, культура и т.д. А большинству фирм, работающих в этом бизнесе, вся эта филантропия абсолютно безразлична. Это большая проблема, решение которой вне сферы нашей компетенции.


МУЗЕЙНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

- Есть самые серьезные планы реконструкции, основательной модернизации и расширения наших двух ведущих музеев – изобразительного искусства и старейшего в Сибири краеведческого. Каковы перспективы этих проектов?

- Что и говорить, это два колоссальных по сложности и объемам работ объекта. На оба разработана проектно-сметная документация. По предварительным оценкам, реконструкция только краевого художественного музея потребует более 230 млн. рублей. А буквально на днях, состоялись конкурсные торги по определению генподрядчика на реконструкцию. Победителем был признано ОАО «Стройгаз», с которым в самое ближайшее время будет подписан госконтракт.

- А что предполагает проект реконструкции?

- Значительно увеличится площадь музея. На тех площадях единого комплекса, где когда-то размещалась школа, анфиладой расположатся выставочные залы. У музея впервые появится возможности свои богатейшие фонды извлечь из запасников и представить вниманию посетителей в рамках постоянных экспозиций. Будет представлено древнерусское искусство, в музее есть неплохая коллекция икон. Зрителям станут доступны многие шедевры, попавшие в краевой музей из фондов Третьяковки, Русского музея, Академии художеств и др. Есть, что показать самому взыскательному зрителю. Некоторые залы будут заняты под переменные выставки. Будет представлено и современное искусство, декоративно-прикладное искусство, ремесла, народные промыслы и т.д. А в центральной фасадной части музейного комплекса появится т.н. «колонный зал», или зал приемов. Планируется проводить торжественные мероприятия, которые либо связаны с музейной жизнью (открытия, презентации и т.д.), либо какие-либо значимые, церемониальные процедуры (приемы, награждения и т.д.).

- Когда планируется начать работы на здании художественного музея, когда они будут завершены?

- Здание полностью готово к началу работ. Определен генподрядчик. Они начнутся уже в этом году. Однако объем работ очень большой, поэтому одним 2012 годом реконструкция не завершится.

- Теперь расскажите про будущее нашего краеведческого музея…

- Сегодня музей представлен зданием-памятником. А в соответствии с проектом на той территории, которая находится за музеем, будет построен громадный комплекс. Таким образом, мемориальное здание старейшего в Сибири музея будет сохранено. А новое строительство позволит самым существенным образом не только увеличить площади музея, но и внедрить в нем самые современные методы работы, самые передовые музейные технологии. Помимо традиционных, в частности, краеведческих экспозиций, появятся и новые. К примеру, в новом здании предполагается появление т.н. конструкторской лаборатории.

- ?..

- Это экспериментальная научно-конструкторская площадка, которая будет работать в тесном контакте с нашей наукой, университетами, инновационными структурами. Ведь расширение форм музейной деятельности предусматривает активное участие в познании мира. Такая лаборатория на базе краеведческого музея позволит провести прямую параллель с прошлым горнозаводского Алтая, когда в известном смысле наш регион был одним из технологических лидеров страны.

Проект реконструкции Алтайского краевого государственного художественного музея.

Проект реконструкции краевого краеведческого музея.

Так будет выглядеть зал приемов в реконструированном художественном музее.

- Концепция нового музея в целом понятна. Каков алгоритм действий по воплощению ваших замыслов в жизнь?


- Проект разработан, Были сложности с объединением земельного участка, на котором стоял жилой дом. Жильцов расселили, буквально на днях этот дом снесен. Осталось оформить все документы на землю и сдать проект на экспертизу, которую планируется завершить в 1 квартале будущего года. А уж потом будем проводить торги по определению генподрядчика.

P.S.

26 декабря в Алтайском крае открылсямузей актрисы Екатерины Савиновой

Известная артистка – уроженка алтайского села Ельцовка. Музей расположился в старом доме, где раньше проживала подруга актрисы – Евдокия Бурлакова. Здание было выкуплено и капитально отремонтировано. На создание нового мемориального музея ушел ровно год.

«Музей маленький, очень душевный и очень личный. Очень надеюсь, что он станет точкой роста, которая будет привлекать больше туристов и других неравнодушных людей, заинтересованных в изучении наших корней. Открытие музея сегодня, в последние дни уходящего года, завершает работу, начатую год назад. Надо сказать, что этот год для Алтайского края был беспрецедентным даже по меркам десятилетий. В этом году открыты музей Германа Титова, Молодежный театр Алтая, в Курье появился Дворец культуры. В регионе проводится колоссальная работа по увековечению памяти наших знаменитых земляков, чтобы Алтай знали и любили»», - подчеркнул, обращаясь к землякам заслуженной артистки РСФСР, заместитель губернатора Алтайского края Даниил Бессарабов.

Музей Екатерины Савиновой является филиалом Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая, расположенного в краевой столице. Он включен в Губернаторскую программу «Эстетическое воспитание детей и молодежи средствами искусства» и является частью брендового маршрута «Большое Золотое кольцо Алтая».