18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Презентация проекта прошла недавно в краевой администрации.

Очевидно, что краевым властям предстоит принять крайне важный документ, который в известном смысле касается всех без исключения жителей края. Ведь все мы покупатели, частично - продавцы. А значит, включены в зону действия впервые в истории края разработанной, сегодня предлагаемой к обсуждению, а потом и к принятию программы развития в регионе торговой сферы. Пока, правда, обсудили его только предприниматели. Однако, думается, правильно будет, если к рассмотрению проблем торговли подключится и общественность. Как-никак важнейшая сфера потребительского рынка имеет самое прямое и непосредственное отношение ко всем потребителям.

К тому же, как сообщил начальник Управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Алтайского края Евгений Дешевых, в структуре валового внутреннего продукта торговля занимает 2-е место, так же как, впрочем, является второй статьей поступления налогов в краевой бюджет. Торговые предприятия в значительной степени обеспечивают занятость населения, причем зачастую там, где всякие прочие производства попросту закрылись. В сельской местности магазины являются, как правило, системообразующими элементами социальной и экономической жизни села. А уж о социальном значении торговли и говорить не приходится. В общем, как ни крути, торговля - стратегическая отрасль народного хозяйства Алтайского края…

По словам замначальника Управления Галины Денежкиной, краевая программа развития торговой деятельности в Алтайском крае в 2012-2016 гг. направлена на формирование и развитие эффективной товаропроводящей системы на территории края и не предусматривает бюджетного финансирования.

Чем же вызвана необходимость и актуальность ее разработки, помимо требований правительства?

Анализ состояния торговой сферы показал, что, несмотря на активное развитие торговой отрасли, в крае существуют проблемы. Среди них - недостаток торговых площадей в некоторых территориях, диспропорции в развитии и территориальном размещении торговой инфраструктуры, недостаточные темпы развития инфраструктуры розничных рынков, несоответствие ярмарочных форм торговли существующим требованиям и др.

По мнению разработчиков программы, перспективным направлением развития торговли в крае являются увеличение общей площади торговых площадей за счет инвестирования в строительство новых торговых объектов и реконструкцию действующих. Нужно развивать и современные торговые форматы с высоким уровнем сервиса и контролем качества товаров. Необходимо строить и крупные логистические центры и объектов оптовой торговли. Развивать сетевую торговлю в сельских территориях, зонах отдыха и вблизи туристических маршрутов.

Что же предполагает проект программы? К каким результатам должно привести ее осуществление?























Надо понимать, что намеченные планы пока сформулированы в виде проектировок, которые, как пояснили чиновники, еще будут подвергаться корректированию в ходе предстоящих обсуждений и доработок. Тем не менее, вектор и алгоритм действий краевых властей по развитию важнейшей отрасли экономики и социальной сферы края в целом понятны.

Владимир Шпенглер, председатель Совета директоров Алтайской региональной торговой ассоциации, которая как раз уже обсудила и в целом одобрила предложенную концепцию, обозначил несколько принципиальных проблем, вокруг которых и развернулись дискуссии.

Первое – это финансирование программы.

- Мы предлагаем частично финансировать эту краевую программу из бюджетных источников. Ведь некоторые территории края малопривлекательны для торговли из-за низкой плотности населения, значительной удаленности или труднодоступности некоторых населенных пунктов.

На что г-жа Денежкина возразила, что принципиальный подход, выражающийся в отсутствии с участием бюджета в осуществлении программы, сохранится. И в этом ей сложно возражать. Участники совещания вполне резонно возразили не особо и настаивавшему на своем предложении Шпенглеру: господдержка торговли возможна через другие программы содействию бизнесу, в том числе малому и среднему. А сельскую торговлю можно стимулировать через предоставление Губернаторских грантов в сфере экономики, т.е. под конкретные, значимые проекты. В общем, не поспоришь: все по делу…

Вторым, ключевым вопросом стали приоритеты проекта программы: кому будет отдаваться предпочтение – крупным торговым сетям или мелким торговым предприятиям? Как будут учитываться и защищаться интересы местных товаропроизводителей? Здесь ситуация не так однозначна.

Владимир Шпенглер удрученно заметил в этой связи: «Пока ясности по поддержке местных торговых сетей нет…». Его поддержал и руководитель НП «Алтайская алкогольная ассоциация» Максим Байкалов, заметивший, что планируемое увеличение доли сетевой торговли на деле как раз и означает усиление федеральных сетей. Галина Денежкина, правда, возразила, что здесь учитываются и местные, локальные торговые сети в территориях края. Но, как прокомментировал ситуацию включившийся в разговор вице-губернатор Евгений Островский, проблемы это не меняет, а тенденция выдавливания из структуры торговли мелких магазинов, усиление монополизма крупных ритейлеров и вымывания из структуры их ассортименты продукции местных товаропроизводителей становится доминирующей.

- Монополизм «крупняка»(крупных торговых сетей – Ред.) - вещь, конечно, страшная. Ведь он постепенно распространяется не только на торговлю, но и всю сопутствующую инфраструктуру. В Москве, чтобы зайти в какой-нибудь «7 континент» стоит около 6 млн. рублей для стороннего производителя. С этим надо бороться антимонопольной службе? А на Алтае такое есть? (Крики из зала: «Есть!!!» - Ред.). Мы сами себе противоречим, когда утверждаем, что сети не пойдут в малонаселенные деревни, что в каждом селе необходимы стационарные магазины. Надо брать пример с Европы, ведь в демографическом плане, в отличие от большинства регионов России, Алтайский край в чем-то весьма похож на европейские страны в плане равномерности расселения населения по своей территории. Необходимо, чтобы полноправным участником сельской торговли стала потребительская кооперация. Необходимо укрупнять сельхозтоваропроизводителей до конкурентных размеров. Блестящий пример в этом отношении кооператив «Колос» из Тальменского района. Заходу крупной сети можно противостоять местным торговцам и сельзотоваропроизводителям, и совершенно не административными мерами… - сколь эмоционально, столь и не слишком аргументированно подытожил Евгений Островский.

Владимир Шпенглер предложил муниципалитетам при разработке схемы размещения нестационарных торговых точек учитывать возможность сохранения торговли местных товаропроизводителей. К тому же, по его мнению, даже к закрытию киосков надо подходить продуманно и обоснованно. К примеру, оставить и киоски по продаже газет и журналов, мороженого и т.д. А ведь есть прецеденты, когда и такие киоски закрывают. К примеру, 11 киосков компании «Русский холод» были закрыты в этом году. «А ведь производитель-то наш, алтайский, и налоги здесь платит», - посетовал Шпенглер.

Обсуждая проект программы, участники заседания рабочей группы по вопросам развития торговой деятельности в Алтайском крае также предлагали включить в проект стимулирование инновационно-инвестиционной активности в сфере торговли. По их мнению, надо поддерживать продвижение на потребительский рынок продукции местных производителей, создание саморегулируемых организаций. Остра и проблема подготовки кадров для торговой отрасли края, повышения их профессионального уровня, проблема низкой заработной платы в торговой сфере. «В качестве индикатора выполнения программы надо включить и рост зарплаты в торговой сфере. Отрасль весьма весома в экономике, а зарплата – одна из самых низких в крае», - грустно констатировал один из участников совещания, одобрившего предложенный документ. Есть и необходимость увязать программу модернизации торговли в регионе с уже принятой в крае программой развития конкуренции, поскольку оба документа корреспондируют друг с другом.

Подводя итоги обсуждения, Евгений Дешевых сообщил, что работа над проектом продолжится, а аналогичные программы развития торговли планируется разработать и в муниципальных образованиях Алтайского края.

Артем КУДИНОВ.