18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
22.11.2011

В Алтайском крае розничным рынкам дали отсрочку

Реализация федерального закона о розничных рынках отложена.
На днях прошло видеоселекторное совещание, которое провел 1-ый вице-премьер Виктор Зубков с российскими регионами. От Алтайского края в совещании приняли участие заместитель губернатора края Евгений Островский, начальник управления края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Евгений Дешевых, а также представители Главного управления сельского хозяйства края, администрации г. Барнаула, территориальных органов контроля и надзора.

Основной темой совещания стало обсуждение реализации в регионах страны федерального закона «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (ФЗ-271). Особое внимание участников совещания Виктор Зубков обратил на многочисленные факты нарушений требований законодательства в части деятельности розничных рынков, в том числе в сфере обеспечения прав потребителей, а также неподготовленность многих территорий к переходу розничных рынков в стационарные условия работы. Напомним, что в соответствии с законом о торговле торговать разрешается: а) в стационарных точках, то бишь магазинах, б) в точках нестационарных, то бишь передвижных, но не где угодно, а в местах, разрешенных властями, в) иная торговля считается несанкционированной и ее не должно быть. Вступить в силу новый порядок розничной рыночной торговли должен был с 1 января 2012 года.

Надо сказать, что не готовы к переходу оказались и власти Барнаула, которые и должны были непосредственно осуществлять требования закона. В других территориях края особых проблем, насколько известно, не возникало. Однако не надо преуменьшать ответственности и самих бизнесменов, хватившихся беспокоиться о своем будущем в самый последний момент. Да и федеральный центр своей непоследовательностью вносил изрядную сумятицу.

Как же складывалась ситуация в Алтайском крае, а точнее – в краевом центре Барнауле, где и закипели настоящие страсти вокруг осуществления этого закона?

Сразу же после его принятия в 2006 году городские власти по инициативе предпринимателей начали консультации по поводу его осуществления, которое откладывалось на федеральном уровне несколько раз. Около двух тысяч торговцев, наемных работников и обслуживающего персонала городских рынков терпеливо ждали, когда наконец городские власти предпримут какие-то конкретные шаги, устраивающие всех. Однако, по всей видимости, тогдашний градоначальник Владимир Колганов и его команда больше были озабочены собственными проблемами, хотя и клятвенно обещали уличным торговцам, что о них не забудут. А те, видимо, рассчитывали (как оказалось, небезосновательно!), что закон в очередной раз отложат в долгий ящик. В результате застарелая проблема обострилась в прошлом году, когда стало очевидно, что решать ее никто и не собирается, а чиновники просто намерены тянуть волынку до вступления закона в силу с 1 января 2012 года.

Дискуссия, развернувшаяся между предпринимателями и представителями городских властей, принимала порой весьма конфронтационный характер, а стороны, упорствуя в своих позициях, все больше удалялись от возможности найти компромиссное решения. Комитет по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда администрации Барнауле демонстративно заявлял о своем неукоснительном следовании букве федерального закона № 271 «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» и предлагал предпринимателям земельные участки для переезда лишь формально подходящие для размещения.

Уличные торговцы, видимо, руководствуясь принципом «Ни шагу назад!», отказывались уйти с насиженных и намоленных мест. Аргументация предпринимателей предельно проста: рынок на Старом базаре существует уже 20 лет, потребительские потоки отлажены десятилетиями. Перенос рынка на другой конец города означала бы, по их мнению, его фактическую ликвидацию, оставляет без работы сотни людей и без средств к существованию их семьи. Ситуацию искусственно политизировали представители разных оппозиционных партий, практически все без исключения отметившиеся на городских рынках своими пикетами и митингами. Посредником в переговорах выступила Общественная палата Алтайского края (ОПАК), в качестве арбитра между властью и бизнесом пытаясь реализовать свою общественную миссию. Правда, во многом эта позиция выглядит популистской.

  

Коллизией вокруг розничных рынков не преминули воспользоваться оппозиционные партии. 

 
Что же предлагали, чего добивались стороны конфликта?

По словам зампредседателя комитет по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда мэрии Барнаула Натальи Чмеревой, город готов предоставить участки по адресам: ул. Попова, 70, Гущина, 161, в районе Взлетной, готовится участок на Балтийской, 116. Однако, по всей видимости, на какие-либо компромиссы с предпринимателями, желающими сохранить свою прежнюю торговую дислокации, городские чиновники идти были не намерены.

Собственно, и они готовность к переговорам не демонстрировали. Инициативная группа предпринимателей со Старого базара провела консультации по строительству капитального помещения под рынок. Предположительно стоимость квадратного метра обойдется в 6-8 тыс. р. Около 500 предпринимателей, как сообщил председатель РОО «Комитет по защите рынков» Антон Мартыненко, уже готовы были войти в этот проект. Торговцев поддержали и некоторые члены ОПАК, посчитавшие, что земельный участок вокруг здания рынка на Старом базаре позволяет возвести капитальное строение для торгующих сегодня на улице предпринимателей. Однако городские власти это предложение встретили без энтузиазма. И понятно, почему.

Очевидно, что такие заявленные «инвестиции» со стороны торговцев потребуют в разы большего участия городского бюджета. Иными словами, проблемы уличной торговли предлагается решить за счет налогоплательщиков.

В итоге сложилась патовая ситуация. Причем усугубляли ее, способствовали эскалации напряженности в известном смысле обе стороны. Справедливости ради, надо заметить, что большую неготовность к компромиссу проявляли «общественники» и торговцы, нежели чиновники.

Между тем, стало известно, что городские власти готовят рынок и земельный участок в районе Старого базар к продаже, а значит, и планы по строительства капитальных помещений для организации в них розничной торговли бессмысленны. Да и времени для поздно спохватившихся предпринимателей, видимо, до самого последнего момента полагавшихся на русский «авось», осталось в обрез. Решено было строить компактные, крытые помещения для розничной торговли. А городских властям предложили выделить для этих целей земельные участки. Причем строить эти объекты за счет муниципального бюджета с последующей передачей в аренду (разумеется, на льготных условиях) предпринимателям, торгующим на рынках в настоящее время. Иными словами, вновь решение финансовых проблем нескольких сот мелких бизнесменов предлагалось за счет всех горожан-налогоплательщиков. А на период строительства закрытых помещений предоставить им возможность торговать на условиях ярмарочной торговли. То есть опять же на льготных условиях.

В конце концов, видимо, поняв, что все возможности компромисса исчерпаны, Общественная палата Алтайского края обратилась в краевое Законодательное Собрание с предложением подготовки законодательной инициативы: о переносе сроков введения в действие закона № 271 «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ», в связи с неготовностью муниципалитетов решить все вопросы функционирования рынков в установленные законом сроки.

Окончательные итоги всей коллизии подвели уже краевые власти на недавнем заседании рабочей группы по развитию торговой деятельности, на котором были рассмотрены вопросы реализации полномочий органов исполнительной власти и местного самоуправления по выполнению федерального закона о торговле. Как отметил начальник управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Евгений Дешевых, федеральным законом о торговле предусмотрены особенности размещения нестационарных торговых объектов, которое должно осуществляться только в соответствии со схемой их размещения.

Другими словами, местная власть должна определить места на территории муниципального образования, подходящие для развертывания предпринимателями временных торговых точек. И, соответственно, нанести их на Схему. А затем этот документ утвердить. Выяснилось, правда, что Схемы размещения нестационарных торговых объектов имеются на сегодня только у 50 муниципальных образований, это 73% от общего числа муниципалитетов края.

Между тем уличная торговля обрела неожиданных защитников в лице весьма высокопоставленных краевых чиновников. Заместитель губернатора Евгений Островский предложил подумать, почему садоводы игнорируют предложения администраций. Он заявил, что обвинительно-карательный уклон в работе муниципалитетов касательно несанкционированной торговли – не выход из ситуации, положения дел он не меняет, как торговали где хотят, так и торгуют.

- Почему мы все время обсуждаем, как бы кого наказать? – обратился к членам рабочей группы с риторическим вопросом вице-губернатор. По словам Евгения Островского, вся несанкционированная торговля – от бедности, от отсутствия работы, следовательно, с этими людьми нужно обращаться по-человечески, а злить их не надо. Островского поддержала Татьяна Зеленина, начальник управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края. По ее словам, бабушки на Ленинском с петрушкой и яблочками сидели всегда и будут там сидеть, потому что, во-первых, мы у них яблоки-огурцы покупаем, во-вторых, для стариков «несанкционированная торговля» не столько торговля, сколько общение, своего рода бегство от одиночества. Лучше, предложила Зеленина, оборудовать «насиженные» старушками места, чтобы было и удобно, и эстетично. Идея была поддержана, но так и непонятным осталось – кто ее будет реализовывать.

По мнению Евгения Островского, в реализации закона о торговле важно следовать принципу, предусматривающего максимальное соблюдение интересов потребителя. Это касается как размещения мелкорозничной торговли, так и организации торговых мест для продажи продукции с личных подворий.

Решением рабочей группы органам местного самоуправления рекомендовано завершить работу по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов до конца текущего года и принять необходимые меры по организации специальных мест для сезонной торговли. Что касается торговли несанкционированной, то, как высказался Евгений Дешевых, «если торговля идет с нарушением всех мыслимых и немыслимых правилам, нам с участием органов внутренних дел надо быть решительными, но в то же время надо разработать комплекс мероприятий, которые предлагали бы людям альтернативу, причем приемлемую для них».

Как бы то ни было, очевидно, что регион не готов сегодня к осуществлению требований ФЗ-271. Да и политическая ситуация – выборы, однако! – никак не сопрягается с перспективой роста социальной напряженности. Впрочем, мы не одиноки. Практически все российские регионы демонстрируют неготовность к осуществлению неоднозначного закона. И видимо, дело не только (и даже не столько!) в индифферентности чиновников на местах.

Поэтому принимая во внимание сложившуюся ситуацию по всей стране, было решено повременить с введением закона в действие. По словам 1-го вице-премьера Виктора Зубкова, 18 ноября на заседании Государственной Думы Российской Федерации планировалось рассмотреть одновременно в трех чтениях проект Федерального закона о переносе срока перевода в стационарные условия работы розничных рынков городов Москвы и Санкт-Петербурга до 1 июля 2011 года, городов с численностью более 500 тыс. человек, являющихся столицами или административными центрами субъектов Российской Федерации – на один год, то есть до 1 января 2013 года. Это положение не коснется сельскохозяйственных рынков. То есть, если решение будет принято (а в этом ни у кого сомнений нет – выборы президента в марте 2012 года!), то барнаульские торговцы на розничных рынках и городские чиновники получат передышку. Вот только сумеют ли они ею эффективно воспользоваться?...

Справка: На сегодня в Алтайском крае действует 41 розничный рынок, общей площадью 195 000 кв. м., на 10600 торговых мест. Согласно действующему законодательству должны перейти в стационарные условия работы: к 1 января 2012 года – 5 рынков г. Барнаула; к 1 января 2013 года – 20 рынков края; к 1 января 2015 года – 4 сельскохозяйственных рынка края, в том числе 1 – в г. Барнауле.

   Справка: К категории нестационарных относится каждая третья торговая точка в Алтайском крае (если точно – 6225), особенно таких много в сельской местности. По данным Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, «в результате проводимой органами местного самоуправления оптимизации мелкорозничной торговой сети наметилась стойкая тенденция ежегодного сокращения числа нестационарных торговых объектов. Так, в период с 2005 по 2010 год мелкорозничная сеть сократилась на 46%, в основном за счет передвижных торговых объектов развозной и разносной торговли. Только в Барнауле за этот период количество нестационарных торговых объектов сократилось на 56%». По прогнозу специалистов управления, тенденция сокращения объектов мелкорозничной торговли продолжится и в ближайшей перспективе. Но торговля в павильонах, киосках и автолавках сохранится и даже будет расширяться – с учетом развития туризма, санаторно-курортного лечения, а также вследствие того, что она является оптимальным вариантом для удаленных и малочисленных населенных пунктов края.


Артем КУДИНОВ