18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Вице-президент НП «Союза развития наукоградов России» Михаил Кузнецов считает, что у Бийска есть стратегические перспективы.

Несмотря на то, что наукограды создавались в СССР многие десятилетия, сам термин «наукоград» был введен в научный оборот только в 1991 году. В нормативном пространстве - в Указе Президента РФ от 7 ноября 1997 г. № 1171 «О мерах по развитию наукоградов как городов науки и высоких технологий». В 2000 году появился Федеральный закон № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации». Сейчас о наукоградах говорится много, но по существу понимание роли и возможностей наукоградов в инновационном развитии страны оставляет желать лучшего. Об актуальной ситуации в этой сфере и перспективах Бийска в рамках статуса наукограда журналу «Приоритетное мнение» рассказал директор, вице-президент НП «Союз развития наукоградов России» Михаил Кузнецов:

   Справка «ПМ». Союз развития наукоградов России — общественная организация, созданная по инициативе администраций ряда городов с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала — наукоградов. 


Феномен состоялся

- Михаил Иванович, в принципе феномен наукограда состоялся?

- Он состоялся еще раньше, чем об этом заговорили. Мы так привыкли искать аналоги за рубежом, ту же Силиконовую долину, априори считая ее эталоном. В этой связи нужно заметить, что только в Подмосковье сегодня около 30 территорий наукоградовского типа. Чем вам не Силиконовая долина? Причем с советских времен, когда наоборот пример брали с нас. В той же Японии, например, Цукуба (Цукуба — особый город Японии, расположенный на юге префектуры Ибараки. Известен как «Научный город» Японии. Здесь расположены НИИ промышленных технологий, сельского хозяйства, космический центр, университет и много других государственных и частных научно-образовательных учреждений. – Ред.) и некоторые другие центры. В точности по нашей схеме, с большим участием государства: в той же Цукубе - больше половины государственных научных исследовательских центров.

- Какие наиболее насущные проблемы стоят на повестке дня Союза?


- Если несколько лет назад, на первом этапе эйфории развития института наукоградов, государство финансировало их полноценно, причем для каждого из них отдельно утверждались приоритетные направления развития, и мероприятия программы финансировались из бюджетов всех уровней, то сейчас федерация выделяет средства на инженерную, социальную и инновационную инфраструктуру в минимальном количестве, определяемом Минфином по своему усмотрению. Порой крупную научно-техническую задачу невозможно решить с теми кадрами, которые есть на месте. Специалистов экстра-класса надо собирать из разных регионов России, СНГ и даже дальнего зарубежья. Но обеспечить их жильем в наукограде, дав какие-либо преференции, законодательство не позволяет. Однако самый денежноемкий вопрос - это инновационная инфраструктура. Крупный бизнес пока не торопится вкладывать туда рубль - слишком длинной отсроченной получается отдача. Значит, это прямое дело государства. Необходимо как можно быстрее разработать методику расчета субвенций на такое финансирование расходов наукоградов. Среднедушевой принцип, по которому сейчас выделяются средства, должен быть исключен. Это несправедливо, что расчет идет не по тому, что производится и развивается в конструкторских бюро и НИИ, а по тому, сколько человек проживает в городе. Если у наукограда высокий инновационный потенциал, заявлена насыщенная программа развития - получи больше на инновационную инфраструктуру.

Но надеюсь, что это временное и преодолимое явление. Тем более, что приходят новые руководители, которые ставят во главу угла именно инновационное развитие. Очевидно, что основная задача в сфере политики в отношении наукоградов и территорий научно-технического развития состоит не в «защите наукоградов от умирания», а в использовании их как своеобразной рассады, «точек роста», очагов инновационной, образовательной деятельности и экономического развития. Необходимо обеспечить не столько финансирование городской инфраструктуры наукоградов, сколько стимулирование инновационной деятельности на их территории

- Прежде статус «наукограда РФ» присваивался на 25 лет, сейчас срок сократили до 5 лет. К чему это привело?


- Реализация ряда крупных проектов оказалась под ударом. Какой инвестор согласится вкладывать деньги, не видя ясной перспективы, не будучи уверенным, что и через пять лет государство вновь согласится поддерживать начатое? Союз развития наукоградов России уже обращался в правительство и Государственную Думу с предложением незамедлительно продлить срок, на который присваивается статус. Слышат ли нас - покажет время.

У Бийска – серьезные возможности

- Как позиционируется Бийск как наукоград, и каковы у него перспективы в этом направлении?

- Сейчас новый этап развития наукоградов, когда уже понятно, кто и в какой степени их поддерживает. И особенно высветилась важность собственных стратегий развития территорий с базой на собственные ресурсы, прежде всего, природные, интеллектуальные, оснащение города и так далее.

У Бийска, вполне серьезные возможности. И если в предыдущем цикле городу в этом плане доставалась изрядная доля критики, то сейчас ситуация выглядит благоприятной. Нам удалось при поддержке губернатора края Александра Карлина продлить статус наукограда. Особенно хорошие перспективы просматриваются в химической промышленности, спецхимии и других отдельных направлениях с прямым выходом на индивидуального потребителя, население.

Впечатляют перспективы биофармацевтического кластера, который даже сегодня выглядит объективно одним из самых мощных в России. И, ориентируясь на Бийск, и в целом Алтайский край, мы продвигаем биофармкластер наукограда. Так же как и наукоград Пущино в Подмосковье, где имеется мощный биологический центр Академии наук России с сертификационными центрами и образовательными комплексами. Рядом с вами есть Кольцово, Краснообск и мы считаем, что такое взаимодействие чрезвычайно важно и полезно. И в целом какова актуальная ситуация, как развиваться, какие у кого стратегические и тактические ходы, как продвигать продукцию, какие исследования, обмен опытом и достижениями.

Убежден также, что те глобальные проекты, которые на Алтае реализуются, прежде всего, особые зоны различного типа, содействуют, как в целом экономике края, так и, в частности, развитию наукограда. Ведь Бийск, благодаря своему расположению, в ближайшем будущем станет как раз центром туризма, взаимодействия промышленности и производства Бийска с сырьевой частью Алтайского края. Это выгодное стратегическое положение, что, несомненно, сыграет свою роль в будущем. Тем более, что и тактически и стратегически правильно выбраны основные точки роста.

Но, на мой взгляд, еще не исчерпан до конца потенциал образования, имеются хорошие образовательные центры, резервы которых очень солидны. Их нужно активнее интегрировать в инновационные процессы. И я убежден, что в целом внимание к молодежи – это залог будущего развития. Это нужно делать и власти, и тем, кто работает, как в науке, так и производстве.

Справка «ПМ». Михаил Иванович Кузнецов родился 23 февраля 1947 года в Кишиневе. С отличием окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана, там же – аспирантуру. Преподавал и занимался научной работой в Московском институте стали и сплавов. В 1990 году избран депутатом Мособлсовета. В 1994–1995 гг. – советник главы администрации Московской области по вопросам науки и образования. 1995–1996 гг. – советник по вопросам науки, культуры и образования, помощник заместителя председателя Совета Федерации РФ. С 1996 года – один из учредителей и член правления Союза развития наукоградов России. С 1998 года по настоящее время – директор Союза развития наукоградов России. Академик РАЕН.




«Приоритетное мнение», октябрь 2011 год