18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Краевые власти намерены придать этой работе максимально публичный характер.

Состоявшийся на днях в Барнауле «круглый стол» и был посвящен актуальным вопросам формирования краевого бюджета на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов. В его работе приняли участие председатель краевого Законодательного собрания Иван Лоор, вице-губернатор, начальник Главного управления экономики и инвестиций Михаил Щетинин, вице-губернатор, председатель комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и бюджетной политике Владимир Притупов, депутаты, чиновники, политики и общественники.

С докладами выступили вице-губернаторы. Выступление Михаила Щетинина было посвящено прогнозу социально-экономического развития Алтайского края на 2012-2014 годы. Его мы публикуем полностью. Владимир Притупов рассказал о грядущих изменениях налогового и бюджетного законодательства, которые будут учитываться при разработке бюджета.

По его словам, наиболее крупными изменениями, которые будут влиять на формирование краевого и муниципальных бюджетов, станут новации в сфере налогового законодательства. Планируется снижение страховых взносов в государственные и внебюджетные фонды. Изменятся налоги на доходы физических лиц, расширятся льготы по налоговым вычетам. Все это скажется на формировании доходной части бюджетов, особенно муниципальных. На 2012 год выпадает уплата транспортного налога. Напомним, депутаты АКЗС приняли решение о расширении льгот, снижении ставок. В результате суммарное сокращение доходов краевого бюджета составит в 103 млн. рублей.

Как отметил Притупов, самые существенные изменения бюджетного законодательства коснутся милиции общественной безопасности, которая с 2012 года становится расходным обязательством федерального центра и полностью будет финансироваться из средств федерального бюджета. В 2011 году край тратил на эти цели 2,6 млрд. рублей.

Понятно, что это очень серьезная сумма. Но взамен субъекты (Алтайский край не является исключением) получат полномочия по содержанию центров занятости населения, а также по финансированию части мероприятий по предотвращению безработицы. Также на региональный уровень будет передано содержание 16 учреждений начального и среднего профессионального образования в области лесного хозяйства, образования, строительства и т.д. С 2012 года акцизы по крепкому алкоголю будут зачисляться в федеральный бюджет.

- Планируя расходы бюджета на 2012 год, мы исходили из необходимости поддержания социальной стабильности и сохранения социальной защищенности граждан. Предполагается индексация всех видов социальных льгот, предусмотреть для этого средства в полном объеме. Будет проин-дексирована зарплата с учетом изменения фондом оплаты труда по новым системам оплаты труда в бюджетной сфере. Социальные выплат с 1 января 2012 году вырастут на 6 процентов, фонды оплаты труда с 1 октября 2012 года – на 6,5 процентов, - сообщил «финансовый» вице-губернатор.

Что же касается финансового обеспечения развития региональной экономики, то Владимир Притупов в качестве важнейшего шага назвал формирование с 1 января 2012 года регионального Дорожного фонда в рамках бюджета края. Уже определены источники его формирования, подготовлена нормативно-правовая база.

В качестве наиболее эффективной программы по оптимизации бюджета, экономии бюджетных средств краевые власти рассматривают программу по повышению энергоэффективности краевых учреждений. «Ее осуществление на краевом уровне позволяет даже с учетом роста тарифов не только не увеличивать расходы на оплату коммунальных услуг, но даже их сократить», - отметил Притупов.

Между тем краевые власти намерены продолжить обсуждение бюджетных проектировок в открытом и публичном формате, а также учитывать мнение граждан при разработке муниципальных бюджетов. «Мы будем рекомендовать органам местного самоуправления проводить сельские сходы, чтобы разъяснять населению направления бюджетной политики региона, рассказывать о формировании доходной и расходной частей бюджета, защищать планируемые приоритеты бюджета», - заявил председатель комитета АКЗС по бюджету, налоговой и кредитной политике Александр Романенко.

В завершение «круглого стола» Михаил Щетинин сообщил, что в регионе завершается актуализация Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года. Прошла серия «круглых столов» по обсуждению обновления Стратегии. В середине сентября скорректированная Стратегия будет вынесена на обсуждение регионального Экономического совета под председательством губернатора края Александра Карлина.




Доклад вице-губернатора Алтайского края, начальника Главного управления экономики и инвестиций Михаила Щетинина «О прогнозе социально-экономического развития Алтайского края на 2012-2014 годы»



Уважаемые депутаты, участники круглого стола!

Позвольте представить вашему вниманию основные параметры прогноза социально-экономического развития Алтайского края на 2012 год и на период до 2014 года, которые мы направили в комитет по финансам для расчета бюджетных проектировок. Но сразу хочу акцентировать внимание на том, что это предварительный вариант наших расчетов, так как базируется он на пред-варительных параметрах сценарных условий развития Российской Федерации на ближайшие три года. В конце сентября, после получения уточненных параметров российской экономики от Минэкономразвития России, возможно внесение корректив.

Начать представление основных параметров прогноза я бы хотел с краткого обзора тех тенденций, которые сложились за прошедшие месяцы текущего года и которые с высокой вероятностью сформируют общую картину года.

Восстановительный рост, продолжавшийся весь прошлый год, вывел основные экономические показатели на докризисный уровень за исключением стройиндустрии и реальных денежных доходов населения. И в текущем году можно уже говорить о про-должении поступательного роста экономики региона, причем темпами, превышающими среднероссийские.

Уровень промышленного производства по итогам семи месяцев превысил соответствующий период прошлого года на 8,5%. Высокие темпы развития характерны для таких видов производственной деятельности, как производство готовых металлических изделий (в 1,5 раза), обработка древесины и производство изделий из дерева, текстильное и швейное производство, химическое производство (в 1,3 раза). Активно растет добывающий сектор. Реализация крупных инвестиционных проектов в предыдущие годы позволяет сохранять положительную динамику роста производства пищевых продуктов, занимающего в структуре обрабатывающего сектора около 36%.

В целом по году индекс промышленного производства оценивается на уровне 106 процентов, в том числе в обрабатывающих производствах – не менее 108 процентов.

Индекс производства в сельском хозяйстве за 7 месяцев сложился на уровне 101,9%. В животноводстве положительная динамика производства отмечается по всему спектру продукции. В растениеводстве говорить о результатах пока рано и ситуация неоднозначная. Недостаток влаги весной и отсутствие достаточных осадков в летний период повлияет на урожайность в ряде территорий, есть и погибшие посевы. Но есть территории, где ситуация лучше прошлогодней. Поэтому сегодня по растениеводству наша оценка сориентирована на средний уровень производства за последние пять лет. В целом по отрасли темп роста в 2011 году ожидается в пределах 102,1%. Но я повто-рюсь, все будет зависеть от результатов проведения уборочной кампании.

В регионе сохраняется высокий уровень инвестиционной активности организаций: за 7 месяцев 2011 года на развитие экономики и социальной сферы края инвестиций (по кругу крупных организаций) направлено на 27% больше, чем в прошлом году. Суммарно в экономику региона в текущем году будет направлено около 70 млрд. рублей.

Дальнейшее улучшение ситуации отмечается на рынке труда. К концу июля 2011 года в органах государственной службы занятости населения края статус безработного имели 32 тыс. человек, что на 12 тыс. человек меньше аналогичной даты 2010 года. При этом наблюдается постепенное увеличение численности занятых в экономике и к концу года она может возрасти примерно на 10 тыс. человек, составив один миллион девяносто тысяч человек.
Рост производства и улучшение ситуации на рынке труда влекут за собой увеличение заработной платы. А повышение социальных выплат, пенсионного обеспечения оказывают стимулирующее влияние на рост доходов неработающего населения. В результате темпы роста денежных доходов и заработной платы с каждым месяцем увеличиваются, опережая инфляцию. По оперативным данным Алтайкрайстата, среднедушевой денежный доход населения края за 7 месяцев вырос по сравнению с прошлогодним уровнем на 16%, в реальном выражении – на 5,2%. Средний размер номинальной заработной платы за полугодие увеличился на 12%, реальной - на 2,4%. С учетом сохранения сложившейся динамики в целом по году реальные располагаемые денежные доходы оцениваются на уровне 106,2 процента, реальная заработная плата - 105 процентов.

Рост покупательной способности населения обеспечивает устойчивый рост оборота розничной торговли. За 7 месяцев он увеличился на 10,7%. В целом за год ожидается увеличение оборота розничной торговли на 12 процентов

В течение 2011 года отмечаются сдержанные темпы инфляции. За 7 месяцев она сложилась на уровне 104,4%, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации. В целом по 2011 году инфляция оценивается в пределах 7,9%.

Ожидаемый рост показателей базовых отраслей экономики края в текущем году, увеличение инвестиционного и потребительского спроса позволяют оценивать прирост валового регио-нального продукта по итогам 2011 года на уровне 5,1%. Его объем может составить более 370 млрд. рублей.

Таким образом, оценка текущего года практически по всем пара-метрам превысит проектировки, которые предлагались к проекту бюджета в прошлом году.

Разработка прогноза социально-экономического развития края на 2012-2014 годы осуще-ствлялась на основе базового варианта, предложенного Минэкономразвития России. Он отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета. Предполагается также рост банковского кредитования и сохранение сдержанной политики регулирования тарифов.

В прогнозный период для выхода на параметры экономического роста не ниже 5-8% в год особая роль должна уделяться росту инвестиционной активности, реализации инновационной компоненты роста, существенному повышению эффективности экономики. Причем речь идет об инвестициях, имеющих стратегически важные последствия для развития экономики Алтайского края. И первостепенная задача сегодняшнего дня – создание комфортных условий для прихода в край инвесторов, решаться которая будет системно, в рамках принятой в текущем году краевой программы «Улучшение инвестиционного климата в Алтайском крае» на 2011 – 2016 годы.

Крупные наши инвестиционные проекты, которые уже запущены или предполагают реализацию в прогнозный период, обозначены в программе социально-экономического развития Алтайского края на период до 2012 года, а также в Перечне первоочередных инвестиционных проектов, вошедших в состав Стратегии социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года.

В рамках проекта «Строительство свиноводческого комплекса» (ООО «Алтаймясопром», Тальменский район) в текущем году уже инвестировано более полумиллиарда рублей, а его общая стоимость – порядка 6 млрд. рублей, которые предполагается освоить к концу 2013 года. Начата реализация проекта по налаживанию производства функциональных продуктов питания и натуральной косметики на основе алтайского возобновляемого природного сырья (ООО «НПФ «Алтайский букет») стоимостью 1,2 млрд. рублей. В следующем году начнется строительство свиноводческого комплекса в Косихин-ском районе (ООО "Алтайский бекон") стоимостью более 4,5 млрд. рублей. Всего на прогнозный период только в рамках крупных проектов предполагается инвестировать более 40 млрд. руб-лей

Существенные инвестиционные вложения в прогнозном периоде предусмотрены в туристической сфере края в рамках КЦП «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2011-2016 годы. Продолжится реализация проектов «Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и «Игорная зона «Сибирская монета. Пилотными в плане применения кластерного подхода к развитию сферы туризма станут проекты «Золотые ворота» (г.Бийск) и «Белокуриха» (г.Белокуриха, Смоленский район). Начиная с 2013 года, будут формироваться еще 9 туристско-рекреационных кластеров, каждый из которых будет отличаться своими видами туризма и рекреации и выполнять свои особые функции в региональной туристско-рекреационной системе.

Приток бюджетных инвестиций в экономику и социальную сферу региона обеспечит реализация 34 долгосрочных и 37 ведомственных целевых программ, участие в 20 государственных программах, а также реализация краевой адресной инвестиционной программы, включая Губернаторскую Программу «75х75». Причем использование государственных средств предполагается в качестве катализатора для привлечения частного капитала.

В предстоящий период сохранятся все существующие виды государственной поддержки реального сектора экономики Алтайского края. Будет продолжена работа по привлечению финансовых ресурсов федерального бюджета через государственные программы, федеральную адресную инвестиционную программу, Инвестиционный фонд Российской Федерации, институты особых экономических зон. Кроме того, в крае создается региональный инвестиционный фонд, средства которого предполагается направлять на софинансирование строительства объектов транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры в рамках государственно-частного партнерства.

В целом за три года инвестиционные вложения в экономику края возрастут в полтора раза к уровню текущего года. В свою очередь реализация масштабных инвестиционных проектов станет основным фактором роста базовых отраслей экономики края в прогнозном периоде.

Рост объемов производства промышленной продукции в целом за три года в сопоставимых ценах может составить 115,4%, а объем отгруженной продукции к концу 2014 года достигнет порядка 314 млрд. рублей.

За счет освоения Степного, Корбалихинского и Захаровского рудников, разработки Мунайского месторождения бурого угля в Солтонском районе, разработки золоторудных месторождений в Курьинском и Краснощековском районах, а также роста добычи нерудных строительных материалов, будет прослеживаться тенденция опережающего роста добывающего сектора (132% за три года).

Значительный потенциал для роста обрабатывающих производств заложен в ведущей отрасли данного сектора - производстве пищевых продуктов. Модернизация производства, внедрение новых технологий и оборудования, расширение ассортимента выпускаемой продукции и повышение ее качества предприятиями молочной отрасли края (ЗАО «Барнаульский молочный комбинат», ООО «Алтайская буренка», ОАО «Славгородский молочный комбинат») обеспечит в прогнозном периоде рост объемов производства цельномолочной продукции на уровне 110%. Нарастить в 1,6 раза объемы производства сахарного песка в Алтайском крае позволит увеличение производственной мощности ОАО «Черемновский сахарный завод» (с 2,8 до 4,5 тысяч тонн в сутки), а также газификация и автоматизация производственного процесса, строительство линий по сушке паром и грануляции свекловичного жома, установка прессов глубокого прессования для снижения энергозатрат на ООО «Бийский сахарный завод». Также в прогнозном периоде предусмотрена реализация проектов по строительству крупных свинокомплексов с за-конченным циклом производства мясной продукции, создание нового производства по глубокой комплексной переработке зерна ОАО «Пава».
Опережающими темпами будут расти такие виды деятельности, как химическое производство, производство готовых металлических изде-лий, машин и оборудования, стройматериалов, в результате чего произойдут структурные сдвиги в объеме промышленного производства. В целом по обрабатывающему сектору промышленности среднегодовой индекс производства в прогнозном периоде составит 105,1%.

Увеличение объема инвестиций в сельское хозяйство, реализация проектов быстрорастущих производств, а также поддержка крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств будут способствовать развитию конкурентоспособного сельскохозяй-ственного производства.

Прогнозируемый сводный индекс производства сельскохозяйственной продукции за три года составит 111,8%., в том числе в животноводстве - 111,6%, в растениеводстве – 112%. При этом прирост производства скота и птицы на убой составит 17%, яиц – 12,5%, молока – более 6%, а валовой сбор зерновых культур к 2014 году может составить 4,9 млн. тонн.

В среднесрочной перспективе продолжится господдержка развития сельскохозяйственного производства края в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, краевой программы «Строительство, реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае» на 2011-2013 годы, мероприятия которой будут способствовать наращиванию объемов производства продукции животноводства за счет дивер-сификации производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах края, создания малых и семей-ных ферм.

В связи с положительными тенденциями в экономике, созданием новых рабочих мест за счет реализации инвестиционных проектов продолжит постепенно снижаться напряженность на рынке труда. К 2014 году в крае планируется снижение как общей безработицы, так и регистрируемой. Меры поддержки рынка труда в этот период будут направлены, в первую очередь, на стимулирование перехода граждан из статуса безработных в статус индивидуальных предпринимателей путем содействия их самозанятости. Численность занятых в экономике края к 2014 году может составить 1,1 млн. человек.

В прогнозный период ожидается рост показателей уровня жизни населения за счет всех составляющих: заработной платы, социальных трансфертов, доходов от имущества, но прежде всего, доходов от предпринимательской деятельности. Предусматриваются высокие темпы роста среднего размера трудовой пенсии за счет ежегодной индексации как базовой, так и страховой части пенсии. За три года реальные располагаемые денежные доходы населения вырастут более чем на 20%.

Рост заработной платы будет обусловлен динамикой экономического развития региона, а также осуществлением мер по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы федерального и регионального уровней. Прирост реальной заработной платы за прогнозный период составит примерно 15,5%.

Потребительские расходы домашних хозяйств в 2012-2014 годах будут расти темпами, опережающими динамику доходов населения. Причем платные услуги увеличатся более существенно по сравнению с товарооборотом. Это будет связано с постепенным смещением структуры потребления населения в сторону услуг (туристических, бытовых, учреждений культуры, образования, медицины, физической культуры и спорта), которые будут развиваться в секторе малого и сред-него предпринимательства. Восстановление и дальнейший рост доступности банковского кредита также будет оказывать поддержку потребительскому спросу. В результате за 2012-2014 годы розничный товарооборот вырастет в 1,4 раза, платные услуги населению – в полтора раза.

Важным фактором обеспечения устойчивого социально-экономического развития в прогнозный период, оказывающим непосредственное влияние на достижение обозначенных прогнозных параметров, станет снижение темпов инфляции: с 7,9 процентов в 2011 году до 4,5 процентов в 2014 году. Основное влияние здесь окажет ожидаемая в среднесрочной перспективе нисходящая динамика цен на продовольствие, а также проведение умеренной государственной тарифной политики.

Рост валового регионального продукта в 2012 году по сравнению с оценкой 2011 года может составить 105,5%, его номинальный объем прогнозируется в пределах 407 млрд. рублей. В 2013 - 2014 годах темп роста ВРП в сопоставимых ценах может ускориться до 107% и 108% соответственно. В целом за прогнозный период прирост ВРП составит 22,5%, достигнув в 2014 году 536 млрд.рублей.

Исходя из указанных особенностей и факторов развития в прогнозном периоде произойдут заметные изменения в характере экономического роста. Структура экономики сдвинется в пользу производств, обслуживающих инвестиционный спрос (обрабатывающие производства, строительство), а в объеме валового регионального продукта будет увеличиваться вклад субъектов малого бизнеса.
Спасибо за внимание!