В Алтайском крае продолжает расти заработная плата
Об этом сообщила РБК-daily в материале “Губернатора не вынесли уроков из кризиса и попали в трансфертозависимость». Вот что пишет журналист Анастасия Литвинова: «Несмотря на рост доходов, регионы становятся более зависимыми от федеральных трансфертов. При этом губернаторы предпочитают наращивать социальные расходы в ущерб капитальным. В итоге количество «дефицитных» регионов продолжает увеличиваться. Если перед кризисом таковых насчитывалось 37, то в прошлом году их число выросло до 63. Насущные проблемы минувшего кризиса для регионов постепенно отходят на задний план. Об этом свидетельствует рост их доходов: по сравнению с 2008 годом в 2010-м они прибавили 11%. Между тем структура поступлений настораживает: львиная доля приходится на трансферты из федерального центра (34%), второе и третье места занимают налог на прибыль (24%) и НДФЛ (20%). Причем за последние два года (с 2008-го по 2010-й) количество безвозмездных перечислений увеличилось на 27%. «Регионы становятся более зависимыми от трансфертов из федерального центра», — сделал вчера вывод директор по международным региональным финансам Fitch Владимир Редькин на конференции «Кредитоспособность и инфраструктурное развитие городов и регионов России». Тратят деньги губернаторы, по мнению экспертов, не слишком рационально. Доля социальных расходов регионов увеличивается, вытесняя капрасходы. К тому же, учитывая «предвыборность» 2011 года, можно прогнозировать, что соцрасходы будут расти и дальше, говорит г-н Редькин. «Это не радует, особенно учитывая то ужасающее положение инфраструктуры, которое наблюдается сейчас», — говорит завлабораторией бюджетного федерализма Института Гайдара Владимир Назаров. Однако не надо забывать, что и капрасходы у нас зачастую малоэффективны — слишком велика доля коррупционной составляющей, добавляет он. Согласно данным Fitch и Федерального казначейства, в прошлом году 33% средств регионы потратили на трансферты муниципалитетам, 19% ушло на соцобеспечение, 15% — на заработную плату, 13% — на капрасходы, 11% — на закупки и 9% — на трансферты организациям. Еще 0,9% было израсходовано на обслуживание долга. Вместе с тем количество дефицитных регионов продолжает расти устрашающими темпами. В 2008-м таковых насчитывалось 37, годом позже — 57, а в 2010 году их число достигло 63. В аутсайдерах находятся Чукотский АО, Мордовия и Сахалинская область. В лидерах, сумевших нарастить бюджетный профицит, находятся Ямало-Ненецкий АО, Алтайский край и Иркутская область. Москва балансирует в легком профиците, Санкт-Петербург ушел в минус. Начальник аналитического отдела Rye, Man & Gor Securities Алексей Минаев считает, что рост числа дефицитных регионов — следствие повышения расходов по стране. Кроме того, не каждый субъект обладает благоприятной внешней конъюнктурой (например, сырьевым экспортом). Настораживает и тот факт, что в структуре долга регионов доминируют краткосрочные банковские и нерыночные бюджетные кредиты. «Банковские кредиты относительно дорогие и весьма ограничены по срокам. Это чревато потерей платежеспособности для регионов», — поясняет г-н Назаров. По его мнению, в большинстве регионов не проводится серьезная работа со своим долгом, а региональный рынок облигаций удручающий. «Федерация должна ужесточить бюджетные ограничения — это будет подталкивать регионы к более ответственной бюджетной политике. Можно посоветовать два инструмента: от дотаций на сбалансированность перейти к временной финансовой администрации и делать ставку на резервные фонды», — говорит он. Есть риск, что регионы не вынесли уроков из кризиса. «Они могут столкнуться с тем, что доходы уменьшатся, а структура расходов так и останется неоптимальной», — считает г-н Редькин. Финансы полезны лишь тогда, когда они позволяют развивать регион, добавляет он. «Регионы отчасти сами виноваты, отчасти являются заложниками федерального центра, который наряду с повышением эффективности требует социальной стабильности. Так как все всего боятся, никто ничего не делает», — отмечает г-н Назаров». Что же касается госдолга Алтайского края, то за 6 последних лет он сократился более чем в 6 раз. Об этом Doc22 сообщили в краевом комитете по финансам, налоговой и кредитной политике. Объем долговых обязательств краевого бюджета уменьшился в 6,2 раза: с 3 млрд 370,96 млн. рублей в 2005 году до 539,94 млн. рублей на 1 января 2011 года. Таким образом в крае соблюдается норма Бюджетного кодекса РФ о предельном объеме государственного долга субъекта РФ, который не должен превышать утвержденный общий годовой доход бюджета этого субъекта без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. С 2005 по 2010 год Алтайский край своевременно и в полном объеме исполнял обязательства перед федеральным бюджетом по реструктуризированной задолженности. За это время на исполнение долговых обязательств направлено 3 млрд 15,9 млн. рублей, расходы по обслуживанию государственного долга составили 521,9 млн. рублей. Своевременное и досрочное выполнение соглашений с Минфином России и Федеральным агентством по государственным резервам обусловило списание 2 млрд 173 млн. рублей основного долга, пеней и штрафов.
Источник: Комитет Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике.
В администрации края пояснили, что политика, которую проводит Алтайский край в сфере государственных внутренних заимствований, направлена на минимизацию затрат на обслуживание государственного долга региона, обеспечение низкой долговой нагрузки, своевременное и полное исполнение принимаемых обязательств. Она позволила, начиная с 2005 года, сократить расходы по обслуживанию государственного долга Алтайского края в 4,4 раза: с 70,9 млн. рублей до 16,2 млн. рублей. В ноябре-декабре 2010 года сумма государственного долга Алтайского края уменьшилась более чем на 1 млрд 285 млн рублей – до 539,94 млн. рублей. Следует отметить, что по данным на 1 ноября 2010 года в абсолютном выражении в Сибирском федеральном округе меньший, чем у Алтайского края, объем государственного долга имели лишь республики Тыва и Алтай. В Алтайском крае – 0,51 тысячи рублей на человека. Долг Алтайского края на 1 ноября 2010 года составлял 1 млрд 285 млн 603,07 тыс рублей, что равнялось 5,54% налоговых и неналоговых доходов края. Этот показатель у ближайшего соседа – Новосибирской области (государственный долг которой составлял 3 млрд 554 млн 11,71 тыс рублей) – равен 6,8%. В Кемеровской области на ноябрь 2010 года зафиксирован наибольший среди субъектов СФО объем государственного долга – 17 млрд 186 млн 882,32 тыс рублей. Это составляло 30,77% налоговых и неналоговых доходов области. Иными словами, в расчете на душу населения объем государственного долга в Алтайском крае составлял 0,51 тысячи рублей, в Новосибирской области – 1,35 тысячи рублей, а на каждого постоянно проживающего в Кемеровской области приходится 6,09 тысячи рублей государственного долга. В докладе о ситуации в экономической, финансово-банковской и социальной сферах субъектов РФ в январе 2011, подготовленном Министерством регионального развития РФ, Алтайский край по итогам 2010 года отнесен к группе регионов (26 субъектов РФ), где положение дел в бюджетной системе значительно лучше среднероссийского. Алтайский край, отмечается в докладе, вошел в число лидеров роста налоговых и неналоговых доходов бюджета в январе 2011 года в сравнении с январем 2010 года. С показателем 229,4 процента край обошел Республику Алтай, Калужскую и Тюменскую области. По темпам роста налога на доходы физических лиц Алтайский край вошел в группу регионов, где рост составил более 110 процентов, а по темпам роста налога на прибыль организаций – в группу регионов с ростом более 150 процентов. По материалам: РБК-daily, официального сайта Алтайского края, Министерства регионального развития РФ. |