18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Строительство зернового терминала во Владивостоке отложено на неопределенный срок из-за запрета на экспорт пшеницы, сообщает ФедералПресс. Между тем алтайские производители зерна и его переработчики считают направление экспорта в страны АТР одним из самых перспективных. Подробности – в материале «ФедералПресс».


 

Администрация Приморья предложила южнокорейцам инвестировать в строительство зернового терминала во Владивостокском морском торговом порту (ВМТП). Российские компании отложили свои планы по созданию инфраструктуры по перевалке пшеницы на юге Приморского края на неопределенный срок, как минимум до 2012 года. Игроки зернового рынка и эксперты уверены в перспективах Дальневосточного зернового коридора, ориентированного на поставки хлеба в Японию и Южную Корею. Однако до отмены запрета на экспорт зерна из России, введенного в августе 2010 года, ждать сдвигов в строительстве терминалов не стоит.

«В настоящее время ВМТП приступил к созданию зернового терминала, рассматривается и возможность строительства подобного терминала в поселке Славянка, – заявил вице-губернатор Приморского края по вопросам внешней политики, сельского и рыбного хозяйства Игорь Улейский. – Эти проекты могут представлять интерес для деловых кругов из Республики Корея».

 

Как сообщал «ФедералПресс», проекты инфраструктуры в портах на юге Приморья стали появляться после больших урожаев 2008-2009 года, когда игроки зернового рынка стали открыто говорить о перепроизводстве зерна. Предполагалось, что будущие перевалочные пункты в трех портах – ВМТП, порту Восточный и в поселке Славянка – будут обслуживать сибирских сельхозпроизводителей. Экспорт пшеницы из Алтайского края, Новосибирской и Омской областей сдерживался высокими издержками по ее доставке в Новороссийск, который был основным каналом для вывоза зерна из России.

 

Строительство зернового терминала ВМТП анонсировала транспортная группа FESCO, контролирующая около 47,4 % акций порта. Президент FESCO Сергей Генералов объявлял, что в 2011 году начнется возведение объекта стоимостью 35-40 млн долларов. Пропускная способность терминала должна была составить 3 млн тонн в год, единовременно планировалось хранить до 150 тыс. тонн зерна. Проект ориентировался на поставки Сибирского аграрного холдинга (САХО) и был согласован властями Приморья. После засухи 2010 года и запрета на экспорт зерна его судьба оказалась неизвестной.

 

В начале этой недели краевая администрация неожиданно вернулась к проблемам портовой инфраструктуры по перевалке зерна, предложив поучаствовать в ее создании южнокорейской делегации. Пресс-служба администрации региона объявила об интересе к проекту со стороны Корейского государственного агентства по торговле сельхозпродукцией и морепродуктами. Однако оптимистичные сообщения СМИ вызвали недоумение у российских игроков.

 

Директор пресс-службы ВМТП Алексей Довбыш не подтвердил «ФедералПресс» информацию о строящемся терминале. По словам Алексея Довбыша, реализация проекта пока не начиналась. «Проект перспективен, и строительство зернового терминала включено в стратегию развития ВМТП до 2015 года, – сообщил «ФедералПресс» представитель порта. – О кредиторах говорить пока рано, так как структуры, которая будет инвестировать средства, на бумаге пока не существует».

 

Транспортная группа FESCO официально подтвердила, что проект терминала был отложен как минимум до 2012 года. К настоящему времени отсутствует даже проектная документация. «Проект в различное время обсуждался с разными партнерами, но активные действия до сих пор не предпринимались, – заявил «ФедералПресс» вице-президент FESCO по корпоративным коммуникациям Станислав Вартанян. – К практической реализации проекта группа не готова приступить в течение 2011 года. Но зерновой терминал остается одним из самых перспективных направлений развития ВМТП и деятельности группы на Дальнем Востоке».

 

В департаменте сельского хозяйства и продовольствия Приморского края отказались комментировать эту ситуацию. Один из сотрудников департамента сообщил, что в настоящее время все ограничивается разговорами о перевалке зерна в Юго-Восточную Азию. «О дальнейшей судьбе проекта говорить пока рано», – сообщил «ФедералПресс» чиновник краевой администрации.

 

Эксперты говорят о перспективности проекта, но признают, что его реализация вряд ли возможна в ближайшем будущем. По словам руководителя пресс-службы САХО Константина Кантерова, зерновой терминал позволит аккумулировать на Дальнем Востоке большие объемы зерна и не зависеть от регулярных поставок. Доктор экономических наук, директор Института международного бизнеса и экономики Александр Латкин считает, что строительство также позволит диверсифицировать деятельность порта и создать новые рабочие места во Владивостоке. «Отправка пшеницы через Владивосток может также снизить цены на хлеб в Приморье, так как регион сейчас получает в основном канадскую пшеницу», – заявил «ФедералПресс» Александр Латкин.

 

Основным препятствием является полный запрет на экспорт зерна, введенный в России 15 августа 2010 года. В начале марта 2011 года первый вице-премьер правительства РФ Виктор Зубков объявил, что в марте-апреле кабинет министров проанализирует ситуацию с прогнозом урожая этого года, а затем примет решение о возобновлении экспорта или о продлении запрета.

 

В настоящее время в строительстве зерновых терминалов на юге Приморья заинтересованы как российские, так и зарубежные компании. По данным вице-президента Российского зернового союза Александра Корбута, в портовую инфраструктуру по перевалке пшеницы готов инвестировать японский и южнокорейский бизнес. «Но на вопросы инвесторов о сроках запрета на экспорт пшеницы ответить пока нечего», – говорит вице-президент РЗС.

 

Источник: ФедералПресс



В ТЕМУ:

А вот что по поводу перспектив расширения экспорта в страны ЮВА зерна и муки алтайского производства летом прошлого года в интервью Doc22 заявил вице-президент Союза зернопереработчиков Алтайского края, председатель Совета директоров ООО «Алтайские мельницы» Валерий ГАЧМАН:  

- Работать по проекту «Восточного коридора» (строительство зерновых терминалов на Дальнем Востоке) нужно, но не надо рассчитывать на легкую победу. Ведь на этом рынке присутствуют США, Австралия, Канада, попытки подвинуть их столкнутся с жестким сопротивлением. Поэтому борьба будет отчаянной и по качеству, и по цене.

 

К сожалению, мы пока явно проигрываем конкуренцию по  логистике, доставки муки и зерна до портов. Поэтому нужна будет поддержка, комплекс протекционистских мер со стороны государства. Сегодня такая работа ведется в Минсельхозе, МЭР, ФСТ. Администрация Алтайского края, Союз зернопереработчиков Алтая добиваются расширения льгот для переработчиков Сибири по железнодорожному тарифу. При активном содействии губернатора Алтайского края Александра Богдановича Карлина эту льготу при перевозках зерна и продуктов переработки внутри России на расстояние свыше 1100 км и при экспорте продукции до портов отгрузки на Дальнем Востоке ввели 3 года назад для всех сибирских производителей и переработчиков (коэффициент – 0,5 тарифа). Сегодня Союз зернопереработчиков Алтая  вместе с ГУСХ, Управлением пищевой и перерабатывающей промышленности добивается распространение льготы не с 1100 км, а с первого километра железнодорожных перевозок, и с коэффициентом 0,3. Мы предоставили все необходимые расчеты, подтверждающие экономическую эффективность льготы с коэффициентом не 0,5, а 0,3.

 

Наконец, третье и, может быть, самое принципиально важное: предлагается распространить эту льготу (0,3 железнодорожного тарифа) не только до Дальневосточных портов (как сегодня), но и до портов Черного и Балтийского морей для экспорта в Северную Африку, ЮВА и Ближний Восток, Латинскую и Центральную Америку.  Необходимо предоставление такой льготы и до пунктов трансграничного сухопутного перехода. Мы неоднократно доказывали необходимость этого в Министерстве сельского хозяйства, Минэкономразвития, предоставляя туда все расчеты. Ну как не подвергать критике положение, когда провозная плата, включая железнодорожный тариф с льготой, до Владивостока  составляет сегодня 1900 рублей на тонну, а до станции погранперехода Хасан (граница сКНДР), которая находится в 200 км от Владивостока, - 3600 руб.! Это запредельно много! Ведь льгота не распространяется на погранпереходы, только на порты. Поэтому экспорт в Северную Корею через станцию Хасан или в Монголию через  станцию Наушки (а Алтай больше всех поставляет туда муку, его доля в российских поставках составляет не менее 80 процентов) государство никак не поддерживает. В результате установленный  тариф никак не повышает конкурентоспособность алтайского зерна на рынках Монголии и Северной Кореи, где и без того значительны позиции северокитайских производителей.

 

Вот и получается, что мука, которую алтайские переработчики посредством своей объединенной сбытовой компании «Алтайские мельницы» направляют на экспорт, в структуре этой цены более 50 процентов составляют транспортные расходы. В таких условиях не сможет работать и конкурировать ни одно предприятие! Это проблема не алтайских переработчиков, не сельхозтоваропроизводителей, не региональной власти. Ее надо решать только на федеральном уровне. Губернатор края поддержал наши предложения и   направил их в правительство,  в аппарат Президента РФ.