18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

В течение всего уходящего года вице-губернатор Ларин  находился в центре внимания «медийной оппозиции» и политических оппонентов нынешней краевой власти. Главным персонажем каких только конспирологических версий он не был! И это понятно: «он курирует общественно-политический блок, медийную сферу и взаимодействие с муниципалитетами. Иными словами, не уходил с передовой… Проблем возникало немало. Были и просчеты и неудачи, но все-таки, и это вынуждены признавать даже непримиримые оппоненты, стратегические задачи, стоявшие перед администрацией края в этом году, удалось в целом решить. В эксклюзивном интервью главному редактору информационно-аналитического сайта Doc22 Артему Кудинову рассказывает об итогах уходящего года и делится своими прогнозами на год наступающий вице-губернатор Алтайского края Борис ЛАРИН.

 

- Борис Владимирович, каковы суть и смысл муниципальной реформы, осуществляемой в регионе администрацией края?

 

- Суть муниципальной реформы в Алтайском крае предполагает введение единой структуры муниципального управления не основе создания ее двухуровневой системы. Это требование федерального закона ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Собственно говоря, реформа в крае осуществляется с 6 октября 2003 года, а с 1 января 2006 года закон на территории региона вступил, как известно, в силу в полном формате.

 

Главная проблема, которая, по нашему мнению, сложилась в организации местного самоуправления в крае, - это достаточно большое количество муниципалитетов различных уровней. Край занимает 1-ое место в России по числу муниципальных районов, входит в «тройку» лидеров по количеству сельских и городских поселений. Такая структура сложилась еще в середине 60-х годов и фактически никак не реформировалась, хотя, наверное, следовало это делать. Ведь жизнь  меняется, меняются и условия функционирования муниципалитетов. Раньше такая структура организации муниципальной власти объяснялась тем, что органы власти должны быть «ближе к народу», населению. Это в первую очередь относится к сельсоветам.  Сегодня такие аргументы не актуальны. Изменились условия, даже технологический и инфраструктурный контекст деятельности органов местного самоуправления: появились дороги, транспорт, современные средства связи, компьютеры и т.д. Достаточно сказать, что сегодня на большей части территории края нет проблем с организацией устойчивой и оперативной связи.

 

Более того, сегодня формируется механизм предоставления государственных и муниципальных услуг на основе электронных технологий. И на федеральном , и на краевом уровне создается т.н. «электронное правительство». Интернет становится неотъемлемой частью управленческой деятельности и на уровне муниципалитетов.

 

И как, спрашивается, не учитывать все эти перемены? Добавлю, что есть соответствующие требования федерального законодательства, устанавливающего определенные критерии для существования муниципалитетов, прежде всего – сельских. Закон гласит, что, как правило, численность населения в муниципалитетах не должна быть менее 1 тыс. человек. А у нас в крае таких поселений из 700 с лишним почти половина.

 

К тому же сегодня внедряются элементы т.н. «подушевого финансирования», по которому муниципалитетам и распределяются государственные дотации. В результате крупные муниципалитеты получают больший объем поддержки, мелким достается меньше. Доходит до абсурда, когда 90-95 процентов всех поступлений местных бюджетов на уровне сельских поселений тратится на содержание местных администраций, которые фактически не имеют возможности осуществлять свои полномочия, решать вопросы местного значения. У них на это попросту нет средств! Перед гражданами возникает дилемма: содержать местную администрацию либо получать муниципальные услуги, в виде водоснабжения, благоустройства, дорог, школ, медицинского обслуживания и т.д.

 

Крупные муниципалитеты имеют не только больше ресурсов, но и обладают возможностью маневрировать ими, направлять их на решение наиболее острых вопросов местной жизни. Иными словами, аккумулировать ресурсы и эффективно, направлять их «в одну точку» и в обозримые сроки  решать проблемы.

 

Исходя из всего этого, мы ориентировали муниципалитеты, и это обсуждалось неоднократно на съездах краевой Ассоциации муниципальных образований, создавать более эффективные и финансово насыщенные сельские поселения, в том числе, и путем объединения экономически слабых. Эти предложения были поддержаны. Более активно работа развернулась после введения в действие некоторых требований бюджетного и налогового кодексов. В прошлом году было объединено по два сельсовета в двух районах края, а также произошло объединение города Змеиногорска и Змеиногорского района. А вот в этом году, что называется, «процесс пошел».

 

- Как бы вы оценили предварительные результаты уже осуществленных  преобразований? Какими краевым властям видятся масштабы и формы дальнейшего осуществления муниципальной реформы в крае?

 

- Для начала давайте представим простую статистику, демонстрирующую динамику муниципальных преобразований в Алтайском крае.

На 1 января 2009:

Сельских поселений - 720

Городских поселений - 5

Городских округов - 12

Муниципальных районов - 60

ВСЕГО 797

 

На 1 января 2010:

Сельских поселений - 718

Городских поселений - 6

Городских округов - 11

Муниципальных районов - 60

ВСЕГО 795

 

На 1 января 2011:

Сельских поселений - 686

Городских поселений - 6

Городских округов - 11

Муниципальных районов - 60

ВСЕГО 763

 

На 1 июня 2011 (ожидается):

Сельских поселений - 672

Городских поселений - 6

Городских округов - 11

Муниципальных районов - 60

ВСЕГО 749

 

Идут сложные процессы, и везде есть своя специфика. К примеру, 10 ноября состоялись слушания в Славгородском сельсовете Славгородского района, где депутаты поддержали вхождение их сельского поселения в состав города Славгорода. Понятно, что нынешняя ситуация, когда и сельсовет и администрация района находятся на территории города, во многом абсурдна. Местные власти, например, не могут разобраться, кто должен скорую помощь выделять для обслуживания населения. На ближайшую декабрьскую сессию АКЗС планируется вынести 8 краевых законов об объединении сельсоветов. Ведется подготовка еще в 5 районах. А по итогам первого полугодия 2011 года ожидается объединение 27 сельсоветов в 13 районах края.

 

Это – о поселенческом уровне. На уровне районов ситуация более непростая, и решается она сложнее. Пока мы можем говорить как о свершившемся факте только об объединении только двух муниципалитетов – Змеиногорска и Змеиногорского района. Кстати, это слияние демонстрирует хороший эффект, который ощутили на себя непосредственно жители. Удается решать многие застарелые проблемы, начиная от городских дорог и заканчивая социальной инфраструктурой, например, строительство поликлиники, которую планируется ввести уже в будущем году. Город самостоятельно не нашел бы таких средств.

 

Мы стараемся проводить эти реформы без какого-либо административного давления. Считаем, что люди должны сами осознать необходимость объединения. Иначе просто не будет того эффекта, на который мы рассчитываем и который нужно получить.

 

- Это, так сказать, территориальный аспект муниципальной реформы.  Другая ее, внутренняя сторона – оптимизация самой муниципальной власти….

 

- На сегодняшний день в Алтайском крае 290  муниципальных образований (36,5 процента) края перешли на систему  с назначением главы администрации муниципального образования по контракту. По Российской Федерации эта цифра составляет чуть более 20 процентов. Но эти процессы идут в стране интенсивно, есть целый ряд территорий, которые полностью перешли на т.н. систему «сити-менеджеров».

По моему мнению, главным аргументом «за» является возможность для главы администрации сосредоточиться на ключевых вопросах, от решения которых зависит качество жизни населения, благоустройство, развитие ЖКХ, дорожного хозяйства и т.д.

В целом по Российской Федерации по контракту назначаются главы администраций 41,1% городских округов, 46,7% муниципальных районов, 51% городских поселений, 14,2% сельских поселений.

В Алтайском крае такой порядок формирования органов местного самоуправления, предусмотрен уставами:

  • в 6 городских округах из 11 (Заринск, ЗАТО Сибирский, Камень-на-Оби, Новоалтайск, Славгород, Яровое),
  • в 35 муниципальных районов из 60 (Алейский, Алтайский, Баевский, Благовещенский, Волчихинский, Заринский, Змеиногорский, Калманский, Каменский, Ключевский, Крутихинский, Кулундинский, Локтевский, Немецкий национальный, Новичихинский, Павловский, Первомайский, Поспелихинский, Ребрихинском, Родинский, Славгородский, Советский, Солтонский, Табунский, Тогульский, Топчихинский, Угловский, Усть-Калманский, Зональный, Троицкий, Солонешенский, Тюменцевский, Чарышский, Мамонтовский, Усть-Пристанский).
  • в 2 городских поселениях из 6 (р.п. Благовещенка, г. Змеиногорск);
  • в 247 сельских поселениях 34 районов края из 718.

Хотел бы подчеркнуть, что инициатива внесения таких изменений всецело принадлежит депутатам представительных органов каждого муниципального образования. Рекомендации по рассмотрению этих вопросов были даны в решении последнего съезда Ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края».

Кстати, по  данным социологических исследований, которые были проведены во всех муниципальных образованиях края, оценка деятельности глав, назначаемых по контракту, во многих случаях выше, чем у глав, избранных населением. К примеру, в Новоалтайске население положительно оценивает деятельность администрации города в сфере ЖКХ, несмотря на мнение оппозиционно настроенной группы депутатов городского Собрания, которая в первую очередь как раз и критикует городские власти за работу в этой сфере. Однако есть и группа районов, где, по мнению опрошенных, ситуация при избранных населением главах ухудшилась -  Косихинский, Угловский, Усть-Пристанский и др. районы. А это значит, что предстоит серьезная работа с резервом управленческих кадров для муниципальных образований.

 

-. Не могли бы подробнее рассказать о разработке Стратегии территориальных преобразований местного самоуправления в Алтайском крае? Что она будет предусматривать, в частности, в формате пилотного проекта интеграции территорий в рамках Славгородского управленческого округа?

 

- При разработке Стратегии мы исходим из того, что необходимо определиться, что мы хотим получить на той или иной территории. Понятно, что рост социально-экономического развития и соответствующее ему повышение благосостояния  жителей, повышение качества государственных  и муниципальных услуг. Наши муниципалитеты, как я уже отмечал, зачастую не в состоянии в силу своей финансово-экономической слабости решать свои проблемы. Нередко этому мешает и отсутствие горизонтальных связей между ними, а также хозяйствующими субъектами. Тривиальный пример, в наших городах сосредоточена переработка, а производство сельхозсырья находится на территории сельских районов. Растет и экономическое неравенство муниципальных образований, что порой не только мешает из развитию, но и вызывает ненужные конфликты и противоречия. А значит, необходима «выравнивающая» политика. Но при принятии каких-то решений о преобразованиях нужно учитывать множество факторов – распределение ресурсной базы и производительных сил, плотность населения, степень развития социальной, транспортной и прочей инфраструктуры, и др.

 

Стратегия предусматривает разработку территориальной модели социально-экономического развития, которая бы подкреплялась и соответствующей системой и схемой  муниципального управления на территориях края. В качестве пилотного проекта предполагается изучить возможность интеграции территорий в границах Славгородского управленческого округа. С привлечением ученых мы попытаемся разработать концепцию развития этой территории, и если потребуются какие-то административно-территориальные преобразования, мы будем заниматься и этим. Когда будут видны перспективы таких преобразований, тогда проще будет ими заниматься, убеждать людей.

 

- Как бы вы оценили характер взаимоотношений органов государственной власти с политическими и общественными организациями, действующими в крае? С вашей точки зрения, достаточно ли ныне существующих в Алтайском крае институтов, осуществляющих взаимодействие власти и общества? Насколько эффективно они работают?

 

- Считаю, что в Алтайском крае институты гражданского общества достаточно развиты. В отличие, кстати, от многих других субъектов федерации. Поверьте, бывал во многих регионах и знаю, о чем говорю. У нас есть все установленные законом институты, включая Общественную палату.

 

На территории края действуют все 7 партий, официально действующих на территории России, четыре из них парламентские. Наше Законодательное собрание в известном смысле копирует политическую расстановку сил в Госдуме. При взаимодействии с партиями администрация края и органы местного самоуправления опираются на здоровые, если хотите, ответственные силы, которые есть в любой партии, в том числе и оппозиционной.

 

Весьма разнообразны некоммерческие организации, которых в крае насчитывается почти 2,5 тысячи. Есть среди них массовые, такие как краевая организация ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, афганское ветеранское движение, Союз детских и подростковых организаций и др. Есть и совсем небольшие общественные объединения, насчитывающие буквально несколько человек. Одни работают активно, постоянно, другие напоминают о себе от случая к случаю. Особо отметил бы работу краевого Детского фонда, очень хорошо проявившего себя при организации гуманитарной помощи жителям пострадавшей от пожара Николаевки. Как бы то ни было, весь спектр общественных организаций находится в поле зрения краевой власти

 

Хотел бы подчеркнуть, что в крае созданы необходимые структуры взаимодействия общественных организаций и власти в виде советов, которые действуют при губернаторе края, при администрации края, при других органах управления. К примеру, общественная женская палата, советы по молодежной политике, по предпринимательству  при губернаторе. Создан Совет по этнокультурному развитию, аналоги которого существуют далеко не во всех регионах.

 

Мы считаем, что механизмов взаимодействия, институциональных возможностей для диалога с властью у структур гражданского общества  достаточно. Как, впрочем, и у органов власти существуют, на мой взгляд, вполне эффективные и разнообразные механизмы обратной связи с обществом.

 

Конечно, отношения с разными общественными объединениями выстраиваются по-разному. Кто-то, возможно, и недоволен уровнем взаимодействия, кому-то, наверное, «мало дают». Сегодня мы отладили систему организационной и финансовой поддержки общественных организаций через механизм предоставления грантов под контролем и при участии самой общественности. Другой схемы просто нет! Как бы нас ни критиковали, ничего пока более эффективного предложить никто не может. И мы эту практику будем развивать. Если в этом году на поддержку общественных инициатив было направлено  около 2,5 млн. руб., то в 2011 году планируется эту поддержку увеличить до 8 млн. руб., то есть почти в 3 с лишним раза! Это положительно влияет на общественные организации, у них появляется возможность осуществить свои социально значимые проекты. Более того, мы помогаем им участвовать и в федеральных программах. Наши общественные организации, как, к примеру, краевая организация ветеранов Афганистана, выигрывают и федеральные гранты. И эти средства (у «афганцев» - ни много ни мало 23 млн. руб.) были направлены в территории края, не решение конкретных проблем людей, лишившихся работы в малых городах края.

 

- Как бы вы охарактеризовали нынешние формы и содержание взаимоотношений краевой власти и медийного сообщества края? Как относитесь к критике, которая звучит в СМИ?

 

- Сразу скажу: против критики никто не выступает. Особенно если она носит конструктивный характер, если есть какие-то конкретные предложения по улучшению организации и повышению качества работы.  Скажу больше: такая критика просто востребована, анализируется и такая информация является для органов государственной власти материалом для «работы над ошибками». Если цель у критики одна – дискредитация власти, то это ни к чему хорошему не приводит. Так уж получилось, что ряд СМИ в Алтайском крае в погоне за пресловутыми рейтингами, а нередко из-за нечистоты помыслов их собственников, выступая в адрес власти, передергивают факты, искажают действительность, дезинформируют своих читателей. С такими средствами массовой информации мы просто не сотрудничаем. Не стал бы обвинять журналистов, которые зачастую делают свое дело, исходя их элементарных материальных соображений. Но хотел бы подчеркнуть, что большинство алтайских  журналистов – люди ответственные, а в целом общий медийный фон в регионе – довольно положительный. Очень приятно, что край, благодаря усилиям в том числе и наших журналистов, все больше и ярче проявляет себя и на федеральном уровне, в российских СМИ.

Администрация края использует все формы и имеющиеся возможности для работы со СМИ. Отмечу, что доступная информация о деятельности государственных органов – это требование закона.

 

- Каков, по вашему мнению, вектор развития взаимодействия СМИ и власти в регионе? Каким сегментам масс-медиа краевые власти уделяют приоритетное внимание?

 

- Разумеется, сегодня большим влияниям пользуются электронные СМИ – телевидение, Интернет. У них больше аудитория, больше возможностей, они динамично развиваются в регионе. Однако этими сегментами не исчерпываются медийные ресурсы нашего региона. В крае, как известно, издается одна из самых влиятельных  и крупных по тиражу региональных газет в Сибири – «Алтайская правда». Среди субъектов Российской Федерации в Алтайском в крае, пожалуй, крупнейшая сеть муниципальных газет. Их совокупный тираж колоссален и составляет более 300 тыс. экземпляров. Всем им по мере возможности оказывается поддержка в рамках действующего законодательства.

 

Сегодня звучит много инсинуаций, обвинений в адрес краевых властей, связанных с созданием первого в России регионального телевидения в виде полноформатного информационного канала, который работает круглосуточно. Сегодня он вещает на большей части территории края, его смотрит около половины населения региона. Причем ареал вещания телеканала «Катунь 24» постоянно расширяется. Его обвиняют в том, что это средство самопиара администрации края, называют его «губернаторским». Мы же канал «Катунь 24» рассматриваем как средство транслирования населению края достоверной информации о ситуации в крае, позволяющее разъяснять жителям суть реализуемых в крае программ, планов, проектов, рассказать о деятельности органов госвласти, опыте работы лучших алтайских предприятий, решении сложных проблем о культуре, о спорте и т.д. Такие задачи сегодня не ставит перед собой и практически не решает в таком формате ни один другой существующий в крае телеканал. И что немаловажно, мы сегодня подошли вплотную к цифровому телевещанию. Как известно, федеральная концепция развития на территории страны цифрового телевещания предполагает, что в первую очередь эта программа будет реализовываться в приграничных регионах, каким как раз и является Алтайский край. Сегодня работа эта развернута в крае, и скоро жители региона получат доступ к цифровому телевидению. Кстати, первым населенным пунктом Алтайского края и Сибири, куда пришло цифровое телевидение, стало пострадавшее от пожара село Николаевка. Чтобы получить возможность войти в т.н. «первый мультиплекс», первый сегмент цифрового телевидения в качестве региональной его компоненты, и нужно было создавать свою телекомпанию, отвечающую всем предъявляемым требованиям по формату и объему вещания, по территории транслирования и т.д. А «Катунь 24» сегодня всем этим критериям соответствует, мы ждем решения Правительства РФ, которое допустит такие региональные каналы, как наш, к вещанию в регионах «в цифре». На подходе и краевой радиоканал.

 

Задача наша: обеспечить качественное и доступное телевидение регионального формата на территории Алтайского края. 


- Как вы оценили общественно-политические итоги уходящего года с позиций краевой власти?

 

- Уходящий год не был насыщен яркими политическими событиями, которые, как правило, связаны с выборами федерального и регионального уровня. Тем не менее в регионе прошли муниципальные выборы, прошли они достаточно организованно и выполнили свою главную задачу: везде сформированы органы местного самоуправления. Нигде нет безвластья! Значимым стало и изменение схемы формирования органов местного самоуправления, прежде всего в столице края – Барнауле.

 

Много событий было связано с реализацией крупных инвестиционных проектов в Алтайском крае. Был серьезно продвинут проект создания особо значимых аграрных территорий в России и развитие Алтайского Приобья, выдвинутый губернатором края на Сельском сходе России в 2008 году. Активно развивались проекты, связанные с туристско-рекреационной деятельностью. Что бы там ни говорили, а «Бирюзовая Катунь» - это реальность, она строится, развивается. По оценкам Минэкономразвития, это единственная сегодня в России действующая, функционирующая, выполняющая все программные мероприятия СЭЗ туристско-рекреационного типа. Совсем недавно в Барнауле прошло Всероссийское совещание по проблемам энергоэффективности в ЖКХ. Это лишний раз подтверждает тот факт, что край давно вышел за рамки того клейма «депрессивного» региона, который когда-то на него навесили.

 

- Что удалось сделать, что можно занести в актив администрации края? Какие ошибки и просчеты были допущены?

 

-Нет проблем и просчетов только у тех, кто ничего не делает. Наши оппоненты часто нас критикуют голословно. Но им проще, они ничего не делают, ни за что не отвечают. В общественно-политической сфере, считаю, у нас крупных проблем и просчетов просто не было. Политическая структура сегодня выстроена таким образом, что важнейшие решения, которые  в крае принимаются после широкого обсуждения и консультаций, доводятся до своего логического конца. В этом смысле весьма эффективно краевая администрация взаимодействует с Законодательным собранием. Здесь нечего кривить душой, консолидированная поддержка депутатов фракции «Единая Россия» дает возможность решать многие вопросы. Это наша опора в краевом парламенте. Примером эффективности такого взаимодействия может стать недавнее принятие краевого бюджета. Подчеркну при этом, что две фракции АКЗС – «Справедливая Россия» и КПРФ, декларирующие защиту социальных интересов народа, проголосовали против социально-ориентированного бюджета. Еще и обвиняют «Единую Россию» в том, что она связывает себя с осуществлением целого ряда бюджетных проектов на территории края.  А ведь все просто: «Единая Россия» поддерживает эти проекты и помогает в их реализации. А вы, господа-товарищи оппозиционеры, мало того, что ничего не делаете, еще и мешаете.

 

Наверное, нам все же не удалось наладить конструктивную работу с нашими политическими оппонентами. Оппозиционеры мотивируют свою позицию некими решениями своих федеральных партийных органов, хотя некоторые депутаты АКЗС выражают поддержку нашим решениям. Так было с фракцией ЛДПР, с которой у нас были разногласия в течение года, но депутаты которой при принятии главного документа (закона о бюджете) проявили гражданскую ответственность, поддержав бюджет края, который позволит развиваться региону. Ведь практически все внесенные оппозиционными депутатами продуманные и взвешенные предложения были учтены в бюджете. На мой взгляд, это свидетельствует о том, что можно конструктивно работать и с оппозицией. Думаю, мы к этому придем. 
 

Если подытожить, то общественно-политическая жизнь в уходящем году была достаточно бурной, но в рамках правового поля. Думаю, политическая ситуация в регионе в будущем году обострится. Ведь партии, как известно, в предвыборный период активизируются, конструктив отходит на второй план, появляется стремление по любому поводу продемонстрировать свою оппозиционность.  Политизируются и многие общественные организации. Признаки усиления такой политической активности можно наблюдать уже сегодня.

 

- Какие политические события ожидают регион в наступающем  году?

 

- Безусловно, самым значимым событием станут выборы в Государственную Думу. Говорят, что не исключено совмещение проведения этих выборов с выборами в краевое Законодательное собрание. В этом есть свои плюсы, есть и свои минусы. Пока федеральный закон не принят. Так или иначе, эти выборы состоятся. Чего греха таить, так уж выстроена политическая работа в отделениях наших партий, что они нередко в значительной степени ориентированы на достижение их лидерами, будь то Багаряков, Семенов или Терентьев, личных целей - завоевания мандата депутата Госдумы. Не хотелось бы, чтобы в пылу политической борьбы за депутатские кресла и достижение этих малозначимых, с общественной точки зрения, результатов, не развернулась деструктивная работа в самом регионе или за его пределами, но против него. А элементы такой деструктивной работы просматриваются уже сегодня. Не дай Бог, если ее масштабы и накал возрастут в период избирательной кампании. Остается надеяться, что люди сами разберутся, кто реально работает в их интересах, дает ощутимый практический  результат в сложнейших, подчеркну, социально-экономических условиях, а кто только имитирует такую работу, занимаясь порой совершенно немотивированной, популистской критикой. Столкновение этих сил и станет главной составляющей будущего политического года.

 

Беседовал Артем КУДИНОВ