18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

До конца года может быть принято решение о лишении сельсоветов права регистрировать акты гражданского состояния.

 

На этом настаивает начальник Управления ЗАГС Алтайского края Алексей Вареник. Впрочем, это не его прихоть, а требование правительства о переходе на оказание госуслуг к электронной форме. Очень многие ведомства уже перешли на новые формы, а вот служба ЗАГС работает по старому.

 

После внесения в 2003 году изменений в статью 4 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», позволивших наделять органы местного самоуправления государственными полномочиями, около половины субъектов РФ приняли законы, наделяющие органы местного самоуправления государственными полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния.  Был принят такой закон и в Алтайском крае. В итоге в настоящее время структура органов ЗАГС края представлена 76 комитетами и отделами ЗАГС администраций муниципальных районов и городских округов и 671 администрацией сельских поселений.

 

Органы ЗАГС края ежегодно регистрируют более 100 тысяч актов гражданского состояния. 50 процентов этого объёма приходится на муниципальные районы, что составляет примерно 50 тысяч записей актов. Из них 40 процентов, или 20 тысяч актов гражданского состояния, регистрируют администрации сельских поселений. В среднем около 30 записей на одну администрацию. А фактически получается, что в более чем половине администраций поселений регистрируется в год менее 15 актов гражданского состояния. Разумеется, это мизер.

 

С учётом такой ситуации по регистрации актов гражданского состояния органами местного самоуправления сельских поселений многие субъекты РФ внесли изменения в свои законы, изъяв эти полномочия у сельсоветов. В результате в настоящее время в Сибирском Федеральном органе лишь в Алтайском крае органы местного самоуправления поселений наделены государственными полномочиями по регистрации актов гражданского состояния.

 

- Сейчас возникла настоятельная необходимость рассмотреть вопрос об изъятии данных полномочий у органов местного самоуправления поселений. Управлением ЗАГС края в адрес руководителей районов края было направлено письмо с просьбой высказать свое мнение по вопросу изъятия данных государственных полномочий у сельсоветов. 38 администраций муниципальных районов поддержали предложение об изъятии полномочий, 22 – высказались против. Администрации районов, не поддержавшие изъятие полномочий, в качестве главного аргумента считают накладными для граждан поездки в органы ЗАГС, расположенные в райцентре, - пояснил Алексей Вареник и привел свои доводы.

 

Чем же обосновывают краевые чиновники изъятие полномочий? Вареник сразу оговорился, что нет никаких оснований в чем-то упрекнуть органы местного самоуправления сельских поселений. Подавляющее большинство работников администраций сельсоветов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния, делают это добросовестно, с высоким качеством и знанием федерального законодательства в данной сфере. Главная причина, по словам Вареника, в том, что сейчас ускоренными темпами осуществляется переход к передаче информации в электронном виде. В соответствии с федеральным законодательством органы ЗАГС передают сведения в статистические, налоговые, пенсионные органы, фонд обязательного медицинского страхования, миграционные органы и другие ведомства. В информационных технологиях они ушли далеко вперед в сравнении с органами ЗАГС. Их требования о предоставлении сведений в электронном виде органы ЗАГС края выполнить не могут, так как не готовы к этому.

 

К тому же происходящие процессы по реорганизации и укрупнению сельсоветов, необходимость для граждан поездок в райцентры, так как выдача медицинских свидетельств о рождении и смерти, являющихся основанием для регистрации в органе ЗАГС рождения и смерти, осуществляется в основном центральными районными больницами, оформление пособий на погребение также осуществляют организации, расположенные в райцентрах, отсутствие квалифицированных кадров в сельсоветах, способных работать в условиях современных информационных технологий и др.

 

Между тем уже к концу 2010 года в органах ЗАГС  администраций муниципальных районов и городских округов будет установлено единое программное обеспечение «Находка-ЗАГС». В нескольких отделах будет закончена работа по защите сведений, содержащихся в архивах на электронных носителях. Программное обеспечение «Находка-ЗАГС» сейчас имеют примерно только 15-20% сельсоветов, а продолжение этой работы потребует значительных финансовых затрат. В настоящее время финансирование переданных государственных полномочий осуществляется только за счет субвенций из федерального бюджета: в 2010 году Алтайскому краю выделено 125,7 млн. руб., а в 2011 будет выделено 130,3 млн.руб. Кстати, из бюджетов районов на эти цели деньги не выделяются.

 

В результате в 2011 году в бюджеты муниципальных районов будет направлено около 60 млн. руб. субвенции. В сельсоветы в районах направляется от 10 до 50% объема выделяемой субвенции. Причем, как показывает практика, большая часть этих средств в сельсоветах расходуется на решение задач, не имеющих прямого отношения к регистрации актов гражданского состояния.

 

Если изъять у сельсоветов данные государственные полномочия, то высвободившиеся финансовые средства будут направлены на решение задачи по переходу органов ЗАГС на оказание государственных услуг и передачу сведений в электронном виде, дальнейшее укрепление материально-технической базы органов ЗАГС, убеждено руководство краевого Управления. Управление записи актов гражданского состояния Алтайского края считает, что существующая ныне в крае разветвленная сеть органов ЗАГС при существующем объёме финансирования не позволит в полной мере внедрить в органах ЗАГС современные информационные технологии, а потому и обратилось в краевую комиссию по местному самоуправлению с предложением поддержать их инициативу о внесении изменения в ст. 1 краевого закона от 11 ноября 2005 года  «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния» в части изъятия данных государственных полномочий у органов местного самоуправления поселений.

 

Вместе с тем, предложение Вареника встретило немало вопросов. К примеру, а как быть с крупными населенными пунктами, не являющимися районными центрами? Не вырастет ли в результате такой реорганизации количество краевых чиновников? Вареник пояснил, что не исключает возможности сохранения функций регистрации в крупных селах.

 

Между тем председателя Совета Ассоциации муниципальных образования Алтайского края, главу Алейского района Светлану Агаркову волновала и процедурная, формальная, и сугубо практическая стороны вопроса:

 

- Мы не спросили у тех, кого эта мера напрямую коснется – глав поселений. Ведь через год мы столкнемся с тем, что на местах будут хоронить без свидетельств о смерти, а рожать – без свидетельств о рождении. Тем более теперь роддома теперь  будут не в каждом районе, их по всему краю останется только 18. А значит, за получением документов о рождении придется ехать подчас за тридевять земель. К тому же нет никаких оснований утверждать, что на местах работники не поспевают за информационными технологиями. Предлагаемое решение для края губительно и преждевременно!

 

Поддержал коллегу и глава Ребрихинского района Александр Прахт:

- Никакого серьезного обсуждения предлагаемых мер не было! А ведь регистрация, к примеру, бракосочетания – важное событие для молодой семьи. Как вы представляете себе, если из отдаленной деревни придется для этой цели ехать в райцентр?..

 

Вареник категорично стоял на своем, хотя и признавал справедливость некоторых доводов глав муниципалитетов:

 

 - Я знаю ситуацию в сельсоветах, общался с их работниками. Они все как один против изъятия этих полномочий. Но мы сегодня подошли к такому моменту, когда не можем больше оставаться в прежнем состоянии. Краевой бюджет не может позволить себе выделять соответствующие субвенции. Что же касается похорон без оформления соответствующих документов, так эти факты имеют место и сегодня, при существующем порядке регистрации актов гражданского состояния из-за отсутствия средств в сельсоветах. Вопрос стоит так: или мы сохраняем статус кво, или мы выполняем распоряжение Правительства РФ о переходе на оказание услуг в электронном виде. Потому как сохранить положение дел в нынешнем состоянии с переходом на электронный формат у нас в крае не хватит ресурсов. 

 

Его поддержал и вице-губернатор Борис Ларин:

 

- Нужна какая-то дифференциация, чтобы учитывались интересы жителей крупных сельских поселений, не являющихся райцентрами. Раньше я был ярым сторонником сохранения этих полномочий в компетенции сельсоветов. Сегодня я не столь безапелляционно стою на стороне сельсоветов. В крае появилась связь с сельсоветами, строятся дороги, сельсоветы обзавелись своим транспортом, пришел, наконец, компьютер и т.д. Вопрос с том, готовы ли мы сейчас к такому шагу как изъятие полномочий и перейти на новую систему регистрации актов гражданского состояния? По этой проблеме нужна серьезная аналитика по каждому району и сельсовету. Между тем надо также понимать, что деньги, выделяемые на эти полномочия, все равно придут в районы, только не будут дробиться по сельсоветам.

 

Тем не менее в разгоревшейся на заседании краевой комиссии по местному самоуправлении дискуссии Светлана Агаркова была настойчива:

 

 - Нельзя Алтайский край сравнивать с другими регионами, к примеру, Новосибирской областью, где районов значительно меньше, или Кемеровской, где много крупных населенных пунктов. Я настаиваю на том, чтобы посоветоваться с главами поселений! Их мнение необходимо учитывать при принятии такого важного решения. Уверена, что даже после передачи полномочий, нынешний груз ответственности и обязанностей останется у работников сельсоветов: отыскивать, убеждать регистрироваться, везти за счет сельсоветов и т.д.

 

Поддержала ее и председатель одного из поссоветов Косихинского района. По ее словам, хотя в Косихинском районе на Совете администрации района подавляющее большинство глав поссоветов и было согласно с передачей своих полномочий в район, проблемы останутся. К примеру, с регистрацией смерти пожилых селян, живущих в отдаленных от райцентра населенных пунктах. Из-за отсутствия денег они просто не повезут туда умерших для оформления документов.

 

В итоге решено было до конца декабря изучить проблему и последствия передачи полномочий на местах. Предложено также ознакомиться с опытом перехода на новую электронную систему ЗАГС в других регионах, к примеру, в Новосибирской области. А уж после этого и принять окончательное решение. «Если мы сегодня выходим на принятие такого решения, то изъятие полномочий произойдет только к середине будущего года», - пояснил Алексей Вареник, а один из краевых чиновников после завершения совещания посетовал:  «Надо честно признать, что во многих крупных селах нам спасибо не скажут!». Впрочем, предлагаемая ныне реорганизация системы ЗАГС в крае вызывает сегодня множество вопросов, а ответы на них пока либо не звучат, либо не устраивают селян. К тому же надо понимать, что это не просто организационно-технический вопрос, а в известном смысле политический и социальный.