18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

В лесах – пятый, наивысший, класс пожарной опасности на большей территории региона. Мы сейчас сидим на «пороховой бочке». В любой день может рвануть. Причиной тому, как это ни покажется странным, заморозки. И – инертность местной власти, что странным, как раз, уже не воспринимается…

 

Прошедшие заморозки раньше времени «убили» травяной покров. Погибшая трава высохла, сегодня это как стог сена, разметанный по всей территории края. Достаточно искры, непотушенного окурка из окна машины, небрежно затушенного костровища после пикника. Да просто палящего солнца. Пятый класс – он и в европейской части России пятый класс. Мы видели, во что это там вылилось. Ущерб тот так и не подсчитан еще (может «счетоводы» не спешат это делать, боясь за свои должности?). Но говорят уже о триллионе рублей прямых убытков! Столько добра сгорело в лесах, деревнях и на полях. А сколько еще понадобится матсредств на восстановление?! В тех регионах к большим пожарам люди оказались не готовы. А у нас как?  Начальник Управления лесами Алтайского края Михаил Ключников 8 сентября провел пресс-конференцию, на которой рассказал о степени готовности имеющихся в регионе «сил и средств» к возможным массовым пожарам.

 

Думается, сделал он это не для того, чтобы успокоить население края. Скорее, наоборот – заставить людей шевелиться сейчас, когда еще не горит. И в очередной раз – при содействии СМИ – объяснить, что лучшее средство борьбы с лесным пожаром – не устраивать сельхозпал, тщательно тушить окурки. А еще лучше - вообще не соваться в лес сейчас, в такое время. Несмотря на то, что наконец-то установилась погодка. И именно потому, что она «наконец-то установилась».

 

Статистика, классифицирующая произошедшие уже пожары по причинам возникновения, прямо указывает на человека. Виноваты мы: 74 % (!) пожаров происходит по вине человека, из-за т.н. «неосторожного обращения с огнем». Если бы не мы, пожаров в лесах края было бы  в 4 раза (!) меньше даже при такой жаре и засухе, как в европейских регионах России.

 

Из-за проведения сельхозпалов (то есть, тоже по вине человека) в крае происходит каждый пятый пожар. По независящим от человека причинам (природного характера, грозовые разряды, попросту говоря) – всего 5 % пожаров.

 

Одно в некоторой степени успокаивает – лесопожарная служба края считается лучшей в стране. Именно у нас этим летом лесоводы страны провели всероссийское совещание по организации тушения пожаров и их профилактике. Лесники из других регионов приезжали перенимать опыт. Да, правда, не успели: едва вернулись домой, как полыхнуло. Как тогда, так и сейчас начальник регионального управления лесным фондом края Михаил Ключников говорит: «Мы готовы потушить любые пожары и в кратчайшие сроки».

 

Готовиться алтайские лесники стали еще в 1997-1998 году, после того как из-за погодной аномалии на территории края выгорело 160 тыс. га леса. «Мы поняли, что надо пересматривать систему обнаружения лесных пожаров, оснащаться технически, менять правила поведения людей в лесу», - вспоминает тот период Михаил Васильевич. Чрезвычайно опасные для лесов погодные условия сохранялись вплоть до 2006 года. По словам Ключникова, аномальная погода повторяется каждые 50 лет и длится 10-летний период.

 

- Лесопожарные службы в Алтайском крае являются сегодня самыми оснащенными в стране. У нас достаточно сил и средств для того, чтобы оперативно обнаруживать, локализовывать и ликвидировать лесные пожары в случае наступления аномальных погодных условий, какие были прошедшим летом на территории России, - уверен начальник лесного ведомства.

 

По заверениям М. Ключникова, все службы пожаротушения в крае работают по усиленному варианту, в круглосуточном режиме. За последние годы лесной комплекс края получил три патрульных вертолета, больше сотни пожарных автомобилей, десятки тракторов и воздуходувок. Лесопожарные службы полностью укомплектованы необходимой техникой и оборудованием, активно внедряются современные технологии.

 

Вот неполный перечень того, чем располагают сегодня лесопожарные службы края: 153 пожарно-химических станции, 336 пожарных автоцистерн, больше 40 лесопатрульных противопожарных комплексов на базе УАЗ, больше 300 тракторов с лесными плугами, около 400 мотопомп, 4,2 тыс. ранцевых лесных огнетушителей, 1150 радиостанций. Над лесным фондом патрулируют 3 вертолета «Робинсон», наблюдение за лесами также ведется со 184 вышек, и уже каждая вторая оборудована системой видеонаблюдения.  Сформирован необходимый запас ГСМ.

 

На подготовку к тушению и на профилактику пожаров в этом году уже израсходовано 104,6 млн. рублей, из которых 16,3 млн. рублей – это средства федерального бюджета.   Арендаторами лесных участков было затрачено 77,9 млн. руб., из иных источников привлечено 10,4 млн. рублей.

 

Главное, считают лесники, вовремя обнаружить пожар. По словам М. Ключникова, у алтайских лесоводов существует негласный норматив – быть на месте через 20 минут после обнаружения в лесу возгорания. По данным на 7 сентября,  на территории лесного фонда было обнаружено и ликвидировано 562 лесных пожара, в том числе один крупный в Ларичихинском лесничестве. Общая площадь, пройденная лесными пожарами, составила 1841,6 га, в том числе крупным лесным пожаром - 1146 га. Средняя площадь лесного пожара - 1,92 га. Удельный вес пожаров, ликвидированных в течение суток, в общем количестве лесных пожаров по управлению составил 97%, это один из наиболее высоких показателей в Сибири.

 

«При необходимости в течение 2 часов в любую точку Алтайского края мы можем стянуть 100-150 машин», - заверяет начальник регионального управления и добавляет: «В плане тушения лесных пожаров мы сильнее и мощнее МЧС. Мы их к этому делу даже не привлекаем».

 

Вообще, лесопожарная служба в Алтайском крае находится на балансе арендаторов (бывших лесхозов). И это – специфика нашего региона. В пострадавших от пожаров областях европейской части страны арендаторы в горящие леса даже не заходили, в их обязанности не входит ни тушение, ни профилактические мероприятия. У нас же 90 % всего объема финансирования мероприятий по охране и восстановлению лесов на 2010 год (это 400 млн. рублей) взяли на себя именно арендаторы – так прописано в их договорах с Управлением лесами.

 

Вообще, реформа лесного хозяйства этим летом нанесла существенный урон лесам России. Прошедшее лето это продемонстрировало лучше некуда. В пострадавших от пожаров регионах, как теперь выясняется, согласно требованиям реформаторов, было сокращено до 90 % штата лесоводов. В Алтайском крае, как утверждает М. Ключников, удалось сохранить всех специалистов, они работают, как и раньше, на своих местах, это 14 тысяч сотрудников.

 

Похоже, лесное начальство действительно уверено, что край с любыми пожарами (и в первую очередь, с крупными) справится. Единственно, что вызывает сегодня тревогу, и весьма немалую – это противопожарная необустроенность сел, расположенных вблизи лесов. Таких деревень в крае больше 300, и в большинстве там местная власть не делает ровным счетом ничего, чтобы хоть как-то, на самом простом уровне подготовиться к возможным пожарам. Ни нужного инвентаря нет (багров, ведер, лопат), ни запаса ГСМ, ни воды (точнее – ее необходимых объемов, если действительно понадобится заливать пожар).

 

«Муниципалитеты сегодня не готовы к тушению пожаров», - говорит начальник Управления лесами Алтайского края. По его мнению, сегодня не все населенные пункты находятся в безопасности на случай пожара. Поэтому, пока петух жареный не клюнул, главам сел необходимо срочно заняться лесообустройством – провести опашку лесных участков плугами, разработать план эвакуации, а также план тушения (чтобы каждый в селе знал, за что хвататься, куда бежать и что вообще от него требуется, если вдруг начнется пожар). 

 
Между тем:

Михаил Ключников как в воду глядел, вечером этого же дня Алтайский край столкнулся-таки с масштабными лесными пожарами, которые привели к трагическим последствиям.

 

На Алтае проводится эвакуация населения из-за пожаров, сообщают Вести.ру

 

В Алтайском селе Николаевка огонь, пришедший из соседнего Казахстана,  уничтожил 433 дома, без крова остались более тысячи человек. Силами МЧС все жители эвакуированы в социальные учреждения, дома и базы отдыха. Тем временем огонь добрался до еще одного населенного пункта — Бастан.

 

Как сообщает телеканал «Россия 24», в Бастане уже горят четыре дома и ферма. Под угрозой находятся также районный центр Михайловское, сёла Неводное, Малиновое озеро, Ракиты и Иркутский. Там проводится эвакуация населения.

 

Бороться со стихией Алтайскому краю помогают соседние Кемеровская и Новосибирская области. На место ЧП также вылетела авиация: самолет-амфибия Бе-200, два вертолета Ми-26, два вертолета Ми-8. Кроме того, из Москвы в край направляются два транспортных самолета Ил-76 с выливными устройствами для тушения лесных пожаров.

 

Космические снимки показывают, что на территории Казахстана, в приграничных с Россией районах, действуют четыре очага природных пожаров площадью до двух тысяч гектаров каждый, сообщила ИТАР-ТАСС начальник Управления информации МЧС России Ирина Андрианова.

 

Работы по тушению пожаров на территории Казахстана не проводятся, тушение огня начнется только в светлое время суток. Распространению огня способствует температура воздуха 31-33 градусов, а также порывы ветра, которые достигают 28 метров секунду.

 

Президент России поручил губернатору Алтая подготовить представление на тех чиновников, чье бездействие привело к столь тяжелым последствиям.