18+

Почти 1800 гектаров просек линий электропередачи расчистят в Алтайском крае

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Губернатор Алтайского края Александр Карлин об итогах ушедшего 2007 года и перспективах года наступившего.

В конце 2007 года губернатор Карлин провел пресс-конференцию для журналистов ряда федеральных, общесибирских и краевых СМИ. Редакция сайта www.doc22.ru с небольшими сокращениями публикует текст выступления губернатора и его ответы на вопросы журналистов.

Александр Богданович Карлин, глава Администрации Алтайского края

ОБ ИТОГАХ ГОДА

Год представляется мне вполне удачным по основным характеристикам в пределах ответственности исполнительной власти края. А ответственность эта весьма широкая.  Вам известны цифры, которые характеризуют развитие экономики региона в 2007 году, – и по промышленному, и по аграрному секторам. Очень серьезные подвижки произошли и в инфраструктурной составляющей. Так, к примеру, очень активно развивался транспортный сектор.  Алтайское отделение Западно-Сибирской железной дороги в этом году заняло лидирующие позиции в Западной Сибири. Знаете, кто больше всего переживает у нас в крае за развитие сельскохозяйственной отрасли? Это именно транспортники, железнодорожники. Они за успехи крестьян радуются даже больше журналистов! В этом смысле настроение у нашего краевого железнодорожного начальника по итогам года хорошее.  И с точки зрения итогов года, и с точки зрения перспектив. А он на эти перспективы смотрит в достаточной степени оптимистично. И не случайно, Алтайское отделение  ЗСЖД является тем подразделением, в которое РАО РЖД инвестирует самые крупные за Уралом ресурсы. Крупнейшим проектом, который реализуется, причем с опережением всех графиков, является мостовой переход в районе Камня-на-Оби. Предполагается, что он будет сдан в эксплуатацию в середине 2009 года.

Алтайское отделение является также лидером в организации службы пути вообще всей отрасли. Такая ситуация складывается, поскольку это позволяет экономика Алтайского отделения, качественно меняется содержание труда железнодорожников. Буквально на днях был введен в строй новый современный комплекс обслуживания железнодорожного сообщения.

О СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Что касается сельского хозяйства, данные статистики всем известны. Многие вложения, которые сделаны в сельское хозяйство края в этом, дадут отдачу, принесут конкретные результаты в следующем и ближайшие годы. Речь идет прежде всего о животноводческих комплексах, построенных буквально в последние несколько месяцев. Туда завезен высокопроизводительный скот, отлажены современные технологии. Аналогичная ситуация и с обновлением машинно-тракторного парка. В результате удалось успешно завершить сельхозкампании по проведению сезонных работ – посевную, уборочную. Разумеется, это задел, база для будущего сельскохозяйственного года. С другой стороны, обнадеживает то, что у нас очень солидный портфель инвестиционных предложений по капиталовложениям в аграрную отрасль края. Если в 2006 году мы с неимоверным трудом, преодолевая скепсис, где-то рискуя, где-то провоцируя на риски руководителей хозяйств, выводили наших сельхозтоваропроизводителей на то, чтобы они участвовали в национальном проекте, в его сегменте  по реконструкции и строительству животноводческих комплексов. То сегодня мы имеем пакет предложений, которые превышают наши квоты. Отмечу, одни из самых значительных в России. А квоты, как известно, распределяет Минсельхоз  через Россельхозбанк. Мы сегодня лоббируем наши наиболее крупные проекты в индивидуальном порядке, чтобы получить кредитные ресурсы сверх имеющихся квот. Мы стремимся, чтобы кредитные учреждения открыли алтайским кредитополучателям прямые кредитные линии, а этот механизм предполагает совсем другой механизм, другую степень сотрудничества, доверия и ответственности. В этом году случилось невероятное: мы выходим на привлечение синдицированных кредитов, когда ресурсов самого мощного нашего краевого кредитного учреждения (Алтайского банка Сбербанка) оказалось недостаточно для того, чтобы прокредитовать крупный инвестпроект. В результате пришлось выходить на руководство Сбербанка России с тем, чтобы подключить ресурсы и возможности Сбербанка Нечерноземья. Такие вот серьезные проекты являются не такими уж фантастическими сюжетами, это уже не мечты, а реальности нашей жизни!

О НАСТРОЕНИЯХ В ОБЩЕСТВЕ

Есть и такой критерий, который никаким механизмом госстатистики не измеришь. Скорее всего, тонкими душевными инструментами. Это – настроения людей. В этом отношении считаю, что год был успешным. Мы самым серьезным образом в лучшую сторону изменили настроения людей. Их самоощущения, оценку. Если выйти за рамки 2007 года, вспомнить предыдущие годы, то я бы так определил наметившуюся тенденцию: от робкой ко все более твердой надежде, ко все более внятной, крепнущей уверенности в завтрашнем дне, опирающейся на конкретные, практически ощутимые факты повседневной жизни. Не думаю, что уверенность эта должна перерасти в самоуверенность, в самоуспокоенность. Этого очень бы не хотелось.

О ПРЕССЕ, ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВЕ

Вчера прочитал «Алтайскую правду». Оказывается, по утрам можно читать местную прессу. Ну, уж просматривать – точно. При этом сохранять хороший рабочий настрой хотя бы до конца дня. Козлов уехал в отпуск. А потому я не нашел в номере ни одной своей фотографии – ни на первой, ни на второй полосе. Этой «Алтайской правдой» можно поздравлять друг друга с Новым годом.

Думаю, средства массовой информации и даже официозы начинают реагировать на эти позитивные общественные настроения в обществе. И это очень важно! Не навязывать миноры, а просто настраиваться на то, чем живет общество, чем оно дышит. Не говорю о том, что у нас должен быть информационный гламур. Есть огромное количество проблем, мы их прекрасно видим. Может быть, не все и не в той остроте, в которой необходимо. А медийное сообщество как раз и существует для того, чтобы, если хотите, и «отрезвлять» власть, подсказывать.   

О САМЫХ ВАЖНЫХ СОБЫТИЯХ ГОДА

В этом году правительство приняло официальное решение о создании в крае особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Этот важный документ поставил точку на этапе «быть – не быть», а потому оно для нас чрезвычайно значимо. Речь не только об особой зоне, не только о туризме. Важно, что мы научились достойным образом вести себя в современной конкурентной среде именно как орган управления. Потому что сейчас федеральные инвестиционные ресурсы и то, что мы называем институтами инновационного развития, работают в режиме конкурсного доступа к этим ресурсам. Для нас важно, что мы получили определенный опыт участия в таких конкурсных проектах. Причем опыт успешного участия, в то время как в прошлом у нас был опыт, так сказать, со знаком «минус». Хотя, надо признать, и это тоже опыт.

К числу  значимых событий я бы отнес рассмотрение проблем социально-экономического развития Алтайского края в Совете Федерации. Наверное, это не есть решение этих проблем. Если говорить об их серьезном решении, то это, разумеется, тема долговременная. А решение некоторых проблем вообще может потребовать десятилетий. Может быть, кому-то появившийся по итогам этого совещания документ и показался несколько декларативным. Там, действительно, не прописаны конкретные параметры бюджетирования, сроки и т.д. Но он для нас важен тем, что, с одной стороны,  федеральная власть в виде палаты высшего законодательного органа страны признала наличие этих проблем, а с другой – констатировала, что их успешное решение в регионе  возможно при активной и эффективной поддержке федерального центра.  Сегодня этот документ (проект постановления) находится в правительстве.

О БЮРОКРАТИЧЕСКИХ ПРЕПОНАХ И ПУТЯХ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

У бюрократов есть свой «птичий» язык, равно как и у журналистов есть свой профессиональный слэнг. Так вот, у бюрократов в их словаре есть такие слова, как «замотать» или «заиграть», «пустить по большому кругу». Вот это постановление по социально-экономическому развитию нашего региона в правительстве уже попытались «замотать». Если это – цель, то «пустить по большому кругу» - это средство.  Пришлось мне обращаться к премьеру, Виктор Алексеевич (Зубков – Ред.) вернулся к этому сюжету, сделал лично свое повторное поручение, взял его исполнение под свой контроль, и сейчас мы отрабатываем этот документ на более солидном уровне в целом ряде федеральных структур. Я не хотел бы забегать вперед, упреждая события, но считаю, что это постановление уже привело к определенным подвижкам, и наша задача продолжить эту работу, а главное – получить результаты. Хотя работа эта будет трудной и долговременной.

Что же касается роли губернатора в этих принципиально важных для края  событиях, то давайте не будем преувеличивать роль личности в истории. Важные решения они по определению – самые трудные. Ну, а какие приемы при этом используются… Я – «старый бюрократ». Всю бюрократическую терминологию я знаю, поэтому на большинство бюрократических уловок я знаю эффективные контрприемы. И они использовались в интересах Алтайского края.

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С КРАЕВОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ

Считаю, что отдельные решения в законодательном органе края принимались с определенными сложностями. Например, ожидал, что законопроект по поддержке сельского хозяйства будет приниматься в режиме более тесного взаимопонимания с депутатами. Но разгорелась дискуссия, которая в известном смысле меня разочаровала. Всегда считал и в этом искал точки соприкосновения с нашими законодателями, многие из которых являются специалистами в области агропромышленного комплекса, что мы должны дискутировать прежде всего о том,  в каких объемах и как наиболее эффективно помогать селу. А дебаты свелись к тому, кто должен принимать конкретные управленческие решения. Получилось выяснение, как у классика: кто более матери-истории ценен? Считаю, что это не тема для дискуссий, обсуждения. Вот и выходит, что если какие-то механизмы на федеральном уровне вполне эффективно работают, у нас необходимость их использование еще нужно доказывать.

ОБ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРИОРИТЕТАХ

Мы будем заниматься все более крупными проектами. Причем приоритеты будут отданы тем из них, которые в большей степени несет элементы инноваций. Дело в том, что подходим к такому этапу своего развития, когда мы не просто радуемся каждой единице вводимого в строй оборудования. Приходит понимание, что попытки развиться на старой производственной базе, старых основных фондах исчерпали себя. Будем сосредотачиваться на проектах, обладающих существенной инновационной составляющей.  В этой связи мы сейчас серьезно задумываемся над тем, чтобы строить региональные механизмы, которые будут взаимодействовать с федеральными институтами инновационной поддержки развития экономики. Мы начинаем работать с федеральным инвестфондом, с надеждой смотрим на перспективы этой работы. Это одно из направлений работы. Очень серьезно должны мы поработать и с федеральным фондом реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Если мы грамотно встроимся в федеральную программу, то можем рассчитывать на финансовую поддержку капитального ремонта жилья и  переселению граждан из аварийного жилья. В общей сложности в течение ряда лет такая поддержка может достичь по общим параметрам значения около 5 млрд. рублей. Из этой суммы мы можем реально рассчитывать на получение  4 с небольшим миллиардов из федерального  бюджета. Остальные средства будем привлекать из регионального и муниципальных бюджетов, от коммерческих структур, задействованных в проекте. Кстати, программа предполагает и участие своими средствами населения, пусть и символическое. Разделяю мнение специалистов, что эти 5 процентов никак не «напрягут» граждан, поскольку эта доля позволит заинтересовать собственников жилья в этом проекте, сделать его «своим» для них.

Свои инвестиционные приоритеты сохранят и отрасли, работающие на долгосрочную перспективу. Это отрасли экономики, формирующие инфраструктуру края, горнодобывающая отрасль, смежную с ней металлургическую отрасль. Если мы говорим о добычи и переработке полиметаллов, то в их развитии приоритет мы видим  в производстве готового продукта в виде цветного металла.

О СТРУКТУРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

За короткое время горнодобывающая промышленность фактически от «нулевой фазы» «выросла» до уровня конкретных работающих предприятий, постепенно выходящих на проектную мощность. Отсюда и высокие темпы роста отрасли, которые сохранят свое значение и в 2008 году. Но в структуре индустрии края доля добывающей промышленности еще очень мала. Между тем, наши относительно скромные проценты прироста в сельскохозяйственном производстве дорогого стоят. Даже прирост в сфере животноводства всего-навсего на несколько процентов в абсолютных цифрах выражается в 22 тысячах тонн молока и 11 тысячах тонн мяса (по итогам 11 месяцев 2007 года). Чтобы представить масштабы этого прироста, надо учесть, что по своему объему он составляет все валовое производство этих видов сельхозпродукции в некоторых регионах страны. Надо учитывать и то, что сельское хозяйство является отраслью, обладающей высокой степенью инерционности. В этом есть и плюсы, и минусы. Плюсы заключаются в том, что производители могут чуть ли не к минимуму сводить свою товарность, переходя чуть ли не к натуральному производству, чтобы выжить в экстремальных, неблагоприятных в экономическом отношении условиях. Но это же является проблемой, когда отрасль вступает в стадию подъема. Взять, к примеру, окупаемость капиталовложений, которая в животноводстве составляет не менее 8 лет. Поэтому раскрутить этот маховик – сложно и тяжело.  Особенно с такими параметрами отрасли, которые мы имеем на Алтае – по поголовью дойного стада во всех видах хозяйств наш регион занимает третье место в России. Не случайно, Министерство сельского хозяйства квалифицирует наш край как регион, относящийся к группе успешных в плане реализации национального проекта «Развитие АПК». Мы взяли на себя обязательства по обеспечению прироста молока и мяса, основной животноводческой продукции, и их выполняем. Поэтому надо оценивать экономическую ситуацию в крае объективно, взвешенно, без паники по отношению к таким сложным отраслям как, к примеру, сельское хозяйство, но и без излишней эйфории к тем отраслям, которые сегодня демонстрируют впечатляющую положительную динамику.

ОБ ИГОРНОЙ И ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ЗОНАХ

Думаю, слух о принятии в Москве принципиального решения по поводу игорной зоны в Алтайском крае в ближайшее время должен подтвердиться. Согласно ему должно определиться окончательно место ее дислокации. Что касается ОЭЗ туристско-рекреационного типа, то в реализации этого проекта мы находимся в рабочем режиме. Вы знаете, что разработана и утверждена Стратегия развития ОЭЗ ТРК «Бирюзовая Катунь». В работе над ней принимали участие привлеченные Минэкономразвития  и профильным федеральным агентством специалисты.

Сколько было всяких инсинуаций по поводу нехватки килограммов подготовленных документов! Но, оказалось, что взвешивали мы свои документы на аптекарских, более точных  весах. И мы были правы. Что меня «греет» в той стратегии, которую мы недавно презентовали, так это то, что ее изначальная концептуальная основа сохранилась в окончательном документе. И это при том, что концепции и стратегии некоторых других ОЭЗ туристско-рекреационного типа были серьезно пересмотрены в ходе работы  над ними, претерпели серьезные изменения и коррективы. С другой стороны, нас рассматривают в качестве пилотного проекта  в создании ОЭЗ туристско-рекреационного типа во всей России. И мы  полностью оправдываем эти ожидания в полном объеме.

В первую очередь меня волнуют вопросы инфраструктурного развития территории ОЭЗ. Мы сегодня уже определили параметры инвестирования в формирование транспортной компоненты. Решаются и вопросы газификации, ряд других технологических проблем. Уже определен необходимый объем и объекты капиталовложений. Рассматриваются варианты привлечения инвестиций. Мы все свои обязательства по этому проекту выполняем.

О РОСТЕ ВРП И ЭМИССИОННОЙ ПОЛИТИКЕ

Темпы прироста внутреннего регионального продукта в Алтайском крае в 2007 году составляют несколько больше 110 процентов. Этот показатель выше среднероссийского.

Что касается займов, то мы немножко осторожничаем. Край находится в соглашении с Министерством финансов. Регион строго выполняет все параметры этого соглашения, и недавно Минфин поощрил территории, успешно реализующие соглашение о реформировании региональных финансов, получили в виде бонуса дополнительные финансовые ресурсы. Так, Алтайский край дополнительно получил из федерального бюджета без малого 150 млн. рублей. Планируется, что следующий год будет годом сокращения того долга, который не мы накапливали. Хотя динамика состояния нашего бюджета характеризуется постоянным и неуклонным сокращением задолженности, а значит, оздоровлением бюджета. Пока мы не приняли решение, что нужно прибегать к каким-либо заимствованиям. Не исключаю, правда, что к этому решению мы подойдем.  Причем, будет оно очень взвешенным. Мы не забываем о таком финансовом инструменте, о нем знают наши специалисты. Однако убежден, что мы к нему прибегнем в том случае, если посредством этого займа мы сможем обеспечить наше участие в крупном инвестиционном проекте с использованием, например, ресурсов инвестиционного фонда. Если брать взаймы, то не на конфеты, не на леденцы.  Если вы такие же не сладкоежки как я, то вы меня поймете.

ОБ ИНЕРТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И «ПРОВОКАЦИОННОСТИ» ГУБЕРНАТОРА.

Так уж устроены руководители предприятий, то в значительной степени эта инерционность во многом свойственны нашему управленческому слою. При этом не тупое ретроградство. Нет!  Я бы в этом грубо не стал никого обвинять. Многолетний опыт многих хозяйственников, сохранивших свои предприятия, мотивирует их позицию таким образом: мол, производство сохранилось во многом потому, что никуда не высовывались, не ввязывались в авантюры. Где, мол, те ребята, которые в свое время находились на авансцене экономической жизни пять-восемь лет назад? Вот и выходит, Александр Богданович, что береженого Бог бережет. Где-то такой разумный консерватизм – здоровое, может быть, даже спасительное чувство. Но без разумного риска нормальное развитие невозможно. Поэтому мне приходится зачастую применять методы, не всегда, скажем, благовидные с точки зрения  морали, чтобы стимулировать деловую активность руководителей. Например, подогревать зависть одного руководителя к другому, прибегать к посулам.  Пусть меня простят за это, но мотивация моя, думаю, меня оправдывает. Должен при этом отметить, что если я кого провоцирую на риск, то того я поддерживаю. Во всяком случае, стараюсь.

О ЗЕМЕЛЬНОМ ВОПРОСЕ

Считаю, что это решение о передаче земель с неразграниченным правом собственности из ведения властей Барнаула в краевую собственность было своевременным и правильным. Не берусь утверждать, что наведен в этой сфере полный порядок, но его, несомненно, за минувшие с момента принятия этого решения 9 месяцев стало больше. И, что самое главное, мы прекратили раскрутку весьма сомнительных сюжетов  с предоставлением  сверхпривлекательных земельных участков под точечную застройку. Сегодня мы встраиваемся в спокойным режим, хотя и есть определенные сложности в плане налаживания делового взаимодействия между структурами городской власти и краевым ведомством, курирующим эти вопросы. Как бы то ни было, думаю, это рабочие моменты. Мы получили первый опыт проведения земельных аукционов. И опыт этот отчасти позитивный, когда все почувствовали, что земля в городе – это объект недвижимости, который может быть вовлечен в нормальный гражданский оборот и иметь приличную стоимость. С другой стороны, дальнейшее развитие событий показало, что эти объекты участники аукционов зачастую рассматривают в последующем как предмет спекулятивных сделок. У нас на земельном рынке были цены и - «цены». В них была и сохраняется коррупционная составляющая. Но сегодня ее доля значительно меньше, чем прежде. Кстати, хочу отметить, что средства, которые получены от проведения земельных аукционов, пошли не в краевой, а в городской бюджет. Краевой бюджет, более того, понес издержки, связанные с организацией и проведением аукционов.

ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ ЦЕН НА ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ?

Такое нехорошее слово появилось (не знаю, кто его придумал) – агфляция. Этот термин характеризует мировую тенденцию удорожания продовольственных продуктов. Эту проблему в наступающем году придется нам всем решать. Причем она примет общенациональный масштаб. Так вот, это к этой проблеме я постоянно обращаюсь. Для аграрного сектора это не так уж и плохо, если, конечно, рост цен на продовольствие не влечет за собой повышение цен в других секторах экономики. Однако с точки зрения городского населения, в первую очередь, наших малообеспеченных слоев, пенсионеров, то здесь придется очень серьезно работать. Поскольку мы включены в общенациональные и мировые макроэкономические процессы, мы должны использовать свои преимущества аграрного региона таким  образом, чтобы наши продовольственные товары доходили доходили до потребителей по максимально короткому плечу и были поставлены максимально жесткие заслоны для накручивания торговых наценок. У меня на столе постоянно находятся сводка Росстата по ценам. Подчеркну: по основному набору продуктов питания в Барнауле цены ниже, чем в других городах Сибири. Убежден, административные ресурсы должны сопрягаться с финансовыми инструментами, которые и должны будут эти меры обеспечить. Вы же не думаете, что я или другой ответственный чиновник придет на рынок и в приказном порядке потребует установить приемлемые цены? Если я такие меры участникам  рынка предложу, то должен задействовать какие-то компенсаторные механизмы. Либо из бюджета, либо из других источников.

ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

Мы сделаем все, чтобы президентская инициатива по повышению зарплаты бюджетникам с 1 февраля была в полном объеме реализована на территории края. Для нас это будет очень трудное и сложное решение. Убежден, что мы его найдем. При этом мы не пойдем по пути сворачивания наших инвестиционных программ социальной направленности. Иными словами, мы продолжим строительство школ, больниц, детских садов, других социальных учреждений. Получат повышение своего денежного содержания сотрудники органов внутренних дел, ГО и ЧС края, которые бюджетируются за счет региона. Будет существенно повышено и пособие на детей. Мы надеемся, что в этом отношении будет оказана помощь федерального бюджета.

ЧЕГО ЖДЕТЕ В БУДУЩЕМ ГОДУ?

Новый год встречаю с хорошим чувством, с надеждой на то, что мы будем достойными и успешными в будущем году. Не считал и не считаю, что какие-то качественные серьезные сдвиги произойдут без нашего участия или вопреки ему. Что какие-то внешние силы повлияют на ситуацию, и нам только останется пожинать плоды этих изменений. У меня абсолютно твердое убеждение и уверенность в том, что без нашего упорного труда не могут произойти значительные перемены к лучшему.