18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

- Александр Богданович, чем характеризуется нынешний этап социально-экономического развития края?

- Большой вопрос. Можно говорить на эту тему часами. Ответить коротко – можно упустить много важного и значимого. Назову принципиальные позиции. В целом сегодняшнюю ситуацию в экономике края я могу охарактеризовать как стабильную.

Мы сохранили на конец года положительные темпы роста основных показателей социально-экономического развития Алтайского края. Есть определенные сложности, но они касаются отдельных предприятий.

Темпы развития промышленности края опережают общероссийские. Это подтверждает статистика: за 11 месяцев 2008 года индекс промышленного производства края составил 106%, а по России – 103,7%. Алтайский край является лидером в России по производству муки, сыров и крупы.

Хочу подчеркнуть, что показатели экономической стабильности региона напрямую работают на каждого человека. За индексами – краевой и районные бюджеты, рабочие места и зарплата, гарантия деятельности всех социальных учреждений – школ, больниц, детских садов, транспорта и всего остального, из чего складывается наша повседневная жизнь.

Поэтому я называю эти реальные экономические показатели и говорю, что ситуация в экономике края стабильная. В крае продолжают реализовываться крупные инвестиционные проекты. Совсем недавно, как вы знаете, в Правительстве Российской Федерации наш проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья» признан своевременным и актуальным, поскольку он нацелен на решение проблемы продовольственной безопасности страны. Проект предусматривает комплексное развитие инфраструктуры для агропромышленного комплекса региона, в том числе перерабатывающей отрасли, сельхозмашиностроения, пищевой промышленности. Общая сумма инвестиций в проект за 17 лет составит более 590 миллиардов рублей, из них 40% - государственные вложения. Придание краю статуса особо значимой аграрной территории позволит перевести отрасли АПК на интенсивный путь развития и обеспечить к 2025 году значительное повышение уровня и качества жизни сельского населения Алтайского края. Объем валового регионального продукта в расчете на душу населения увеличится в 3,8 раза, предполагается рост уровня заработной платы в АПК в семь раз. Таких масштабных проектов в истории нашего края еще не было. Мы принципиально меняем тональность своих обращений к федеральному центру: мы говорим, что нуждаемся в большей поддержке потому, что у нас действительно больший потенциал, и эта поддержка даст большую отдачу для страны.

Сейчас все говорят о кризисе. Хочу отметить: кризисы приходят и уходят, а долговременные экономические интересы Алтайского края остаются. И мы документ по развитию Алтайского Приобья создавали и продвигаем не под кризис (хотя кризис и учитываем). Мы этот документ рассматриваем в качестве стратегически важного для нас на средне- и долгосрочную перспективу – до 2025 года.

Это далеко не единственный наш масштабный инвестиционный проект. В зоне рудного Алтая продолжается строительство Корболихинского полиметаллического рудника и горно-обогатительного комбината мощностью 1 млн. тонн концентрата руд цветных и драгоценных металлов в год. Начаты подготовительные работы по разработке богатейших Степного и Таловского месторождений.

Наряду с этим Алтайский край включен в проект программы развития российской фармацевтической промышленности до 2020 года. Нами предприняты конкретные шаги по формированию в крае биофармацевтического кластера на базе высокотехнологичных фармацевтических предприятий города Бийска.

Государственная поддержка инвестиционных проектов является одним из центральных вопросов региональной политики. В текущем году краевой инвестиционной комиссией поддержано 32 проекта, еще по 22 успешно стартовавшим проектам поддержка пролонгирована. В 2008 году субсидирование осуществлялось по кредитам на общую сумму, превышающую 6 млрд. рублей, что составило 325% к уровню 2005 года. Это максимальная сумма за все время действия этого вида государственной поддержки.

Говоря об экономике края, нельзя забывать о том значительном вкладе, который вносит сельское хозяйство в формирование валового регионального продукта (около 17%). Эта отрасль является основным источником доходов пятой части занятого в экономике населения края.

В течение последних двух лет Правительство Российской Федерации и Администрация края последовательно увеличивают объемы поддержки отрасли, в т.ч. проведения полевых работ, закупки племенного скота, капитального ремонта и модернизации ферм, приобретения новых тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов. Это приносит конкретные результаты. В 2008 году получен второй по величине за последние 5 лет урожай зерновых культур – 4,1 млн. тонн зерна в первоначально оприходованном весе (наибольший сбор в 2007 году – 5,1 млн. т). Показатели качества зерна одни из самых высоких за последние десятилетия и лучших в стране.

Важную роль в развитии агропромышленного комплекса играет животноводство. На промышленной основе развивается птицеводство. Не останавливаясь на конкретных цифрах, хочу просто напомнить о птицеводческом комплексе «Алтайский бройлер», который скоро будет известен далеко за пределами нашего региона. Есть и другие масштабные проекты в области животноводства, но всему свое время, не будем торопить события. Сейчас в большинстве районов края идет строительство и модернизация животноводческих комплексов, результат не заставит себя долго ждать. По объемам производства молока и поголовью крупного рогатого скота наш край уже входит в пятерку лидирующих регионов России.

- Какие отрасли промышленности края имеют конкурентные позиции на рынке?

- Наиболее перспективные, инвестиционно привлекательные отрасли промышленности определены в ведомственной целевой программе «Развитие промышленного производства в Алтайском крае» на период до 2012 года (на днях она была утверждена губернатором края – А.К.). Стратегическими направлениями развития мы считаем машиностроение, в том числе транспортное, энергетическое и сельскохозяйственное, фармацевтическую промышленность, то есть производство лекарственных средств и витаминной продукции. Безусловные приоритеты - переработка сельскохозяйственного сырья и производство продуктов питания, производство кокса с использованием сопутствующих продуктов, выпуск химической продукции, строительных материалов и конструкций. Весьма перспективны в Алтайском крае добыча полезных ископаемых, а также обработка древесины и производство изделий из дерева. Это наиболее значимые отрасли промышленности, для которых базовым является инновационный путь развития, предполагающий масштабное обновление технологий и увеличение производительности труда. Только такие проекты получат существенную государственную поддержку в рамках программы.

- Какие крупные инвестиционные проекты, осуществленные в 2008 году или реализуемые сегодня, могут стать в перспективе системообразующими для экономики края, открыть новые горизонты для ее развития?

- Для этих целей определены зоны опережающего развития в Алтайском крае, проекты и предложения о размещении объектов инфраструктуры разработаны и представлены в Министерство регионального развития Российской Федерации. В настоящее время большинство инициатив уже реализуется, разработаны бизнес-планы, определены графики реализации, схемы финансирования.

Назову только основные наши инвестиционные «маяки». В сфере сельского хозяйства, пищевой промышленности и сельхозмашиностроения реализация проектов планируется в рамках придания Алтайскому краю статуса особо значимой аграрной территории.

Выполнение комплекса мероприятий по программе «Комплексное развитие Алтайского Приобья» повысит уровень потребления основных видов продовольственной продукции, их доступность и экологическую безопасность для населения, увеличит объемы производства зерновых до 7 млн. тонн, скота и птицы в живом весе - до 440 тыс. тонн, переработки сельхозпродукции – в среднем в 2 раза. В результате объем ВРП края в расчете на душу населения возрастет почти в 4 раза.

В рамках особо значимой территории уже реализуется проект «Алтайский бройлер». Завершено строительство первой очереди птицеводческого комплекса мощностью 36 тыс. тонн мяса птицы в год (общая стоимость проекта превысила 4 млрд. рублей).

Еще один проект – реконструкция Ребрихинского мелькомбината и создание на его базе современного предприятия по глубокой комплексной переработке пшеницы (ОАО «Пава», общая стоимость проекта почти 10 млрд. рублей).

Важно отметить, что строительство завода по глубокой переработке пшеницы в Алтайском крае – это единственное крупное крахмалопаточное производство за Уралом.

ООО «Концерн Алтайкоксохимстрой» реализует проект общей стоимостью 7,5 млрд. рублей и предполагает строительство цементного завода с новыми современными технологиями по «сухому» способу производства мощностью более 1 млн. тонн в год. Запасы сырья на месторождениях Локтевского района обеспечат бесперебойную работу цементного завода в течение 70 лет.

ОАО «Цемент» - единственное предприятие в крае по производству цемента. Проект предусматривает трехкратное увеличение объёмов выпуска продукции (до 1 млн. тонн в год) и создание 420 рабочих мест.

Край обладает не только промышленным потенциалом, но и уникальными природными ресурсами. На территории региона находятся месторождения полиметаллических руд с высоким содержанием меди, цинка, свинца, драгоценных металлов.

Предприятие «Сибирь-Полиметаллы» реализует крупный инвестиционный проект развития добычи и обогащения полиметаллических руд на нескольких месторождениях. В 2007 году сданы в эксплуатацию обогатительная фабрика и рудник на Зареченском месторождении. В перспективе развития горной промышленности края особый интерес представляет Корболихинское месторождение - самое богатое цинком месторождение в Европе.

В крае достаточно высок прогнозный потенциал сырьевой базы углей. Поэтому разработан перспективный инвестиционный проект по увеличению объема добычи угля до 2000 тыс. тонн в год и строительству конденсационной электростанции (КЭС) мощностью 600 МВт на Мунайском буроугольном месторождении. Общий объем финансирования данного проекта составит около 30 млрд. рублей.

Одно из крупнейших предприятий транспортного машиностроения - ОАО «Алтайвагон» реализует проект по изготовлению крупногабаритного стального литья для вагонов на базе филиала в г. Рубцовске. В результате «Алтайвагон» решит государственную проблему зависимости от поставок дорогого и не всегда качественного вагонного литья из Украины и сможет увеличить производство российских вагонов до 9 тысяч в год.

Существенным вкладом в развитие региона станет реализация проекта создания биофармацевтического кластера с центром в наукограде Бийске.

Все перечисленные инвестиционные проекты дают возможность Алтайскому краю с оптимизмом смотреть в будущее. Мы сегодня закладываем мощный фундамент развития краевой экономики не только в разных направлениях, но и на принципиально новой современной технологической основе. Образно выражаясь, сегодня мы создаем «локомотивы» завтрашней экономики края.

Общеизвестно, что Алтайский край имеет большой туристический потенциал и уже сейчас известен в России и за её пределами как туристический центр Сибири.

Проекты, реализуемые в Алтайском крае в туристической сфере и сфере организации отдыха и развлечений, имеют федеральное значение и поддержаны Правительством Российской Федерации. При этом они тоже выстраиваются на новых современных принципах.

Один из таких проектов – это создание в Алтайском районе Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. «Бирюзовая Катунь» станет первым в России крупным единым курортно-рекреационным комплексом природного и экстремального туризма в горах, с четким разделением на молодежно-экстремальную зону и на зону для состоятельных туристов с эксклюзивными и комфортабельными гостиницами 1-го класса.

Сегодня этот проект реализуется опережающими темпами. В августе этого года состоялось официальное открытие особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, в ходе которого были вручены свидетельства о регистрации в качестве резидентов ОЭЗ первым шести компаниям.

В непосредственной близости от особой экономической зоны располагается игорная зона «Сибирская монета». Это одна из четырёх игорных зон, которые в соответствии с решением Правительства Российской Федерации начнут функционировать в России уже в 2009 году.

Общая стоимость проекта составит около 30 млрд. рублей, из которых более 5 млрд. рублей будут направлены на создание внешней инфраструктуры (транспорт, связь, электроснабжение, газификация, водоснабжение). Уже сегодня ведется проектирование строительства указанных объектов.

Создание комплексов «Бирюзовая Катунь» и «Сибирская монета» станет первым этапом реализации в крае мега-проекта «Алтайская курортно-рекреационная местность», охватывающего территории четырёх туристических районов края и города-курорта Белокуриха. По оценкам экспертов, к 2025 году край ежегодно будут посещать около 3 млн. туристов, что составит 6-8% российского туристического потока.

И это далеко не все инвестиционные проекты в крае. В целом органы исполнительной власти правильно выстраивают работу по развитию и активизации инвестиционной деятельности в регионе, и наши усилия приносят результаты. Улучшаются показатели социально-экономического развития, край завоевывает репутацию региона с высоким инвестиционным потенциалом и низкими рисками. То есть инвестиционный климат Алтайского края становится более благоприятным.

- Может ли аграрная отрасль края в новых макроэкономических условиях стать ведущим сектором экономики, есть ли для этого потенциал у алтайского села?

- В условиях растущего дефицита продовольствия на мировых рынках предприятия агропромышленного комплекса края получают серьезный шанс для выхода в мировое экономическое пространство. Потребность в основных видах сельхозпродукции останется стабильной, более того, многие эксперты прогнозируют увеличение спроса на отечественное продовольствие. Руководство страны объявило первостепенными общенациональными задачами обеспечение продовольственной безопасности и восстановление используемых в аграрном производстве природных ресурсов.

Сельское хозяйство признано одним из ключевых приоритетов в социально-экономическом развитии страны на государственном уровне. Более двух лет назад стартовал приоритетный национальный проект «Развитие АПК», в прошлом году была принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Для Алтайского края аграрный сектор – это важнейшая составляющая часть экономики. На протяжении ряда лет доля сельского хозяйства в формировании валового регионального продукта составляет около 20% против 6–7 % по России. Для нас это не просто отрасль экономики, но и традиционная сфера жизни более 46% населения края.

Край имеет самую большую площадь пашни в Российской Федерации, на которой занимаются производством сельскохозяйственной продукции более 700 сельхозпредприятий и более 4,9 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств.

Многообразие почвенно-климатических условий позволяет выращивать в крае разнообразные сельскохозяйственные культуры, причем высокого качества. Мы производим около 85 % маслосемян подсолнечника в Сибири, выращиваем лен-долгунец, сою и единственные за Уралом производим и перерабатываем сахарную свеклу.

Значительную долю в общем объёме сельскохозяйственного производства занимает продукция животноводства. Среди регионов страны край занимает 4-е место по поголовью крупного рогатого скота и одно из ведущих мест по поголовью свиней и лошадей, а по производству молока на душу населения край традиционно лидирует.

Мы считаем сельское хозяйство базовой отраслью, приоритетом в социально-экономическом развитии региона, поэтому мы последовательно улучшаем условия для развития сельского хозяйства и повышения уровня жизни на селе. В последние годы в крае принят комплекс программных документов, появились различные виды государственной поддержки отраслей аграрного производства, началась реализация целого ряда крупных инвестиционных проектов, в разы увеличены объемы приобретения техники и оборудования для сельского хозяйства. Высокими темпами растут инвестиции в основной капитал, заработная плата, наблюдается положительная динамика производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.

В рамках реализации Государственной и ведомственной целевой программ развития сельского хозяйства в 2008 году сельхозтоваропроизводителям перечислены субсидии из федерального и краевого бюджетов на сумму более 3,7 млрд. рублей, что на 37% превышает уровень прошлого года.

В целях успешной реализации программных мероприятий и смягчения последствий финансово-экономического кризиса федеральными органами государственной власти и Администрацией Алтайского края разработаны дополнительные меры. В краевом бюджете на 2009 год запланирована поддержка сельскохозяйственного производства в размере 1,3 млрд. рублей, что более чем на 30% превышает первоначально заложенные в ведомственной программе объемы.

На федеральном и краевом уровнях планируется усилить уже действующие механизмы поддержки сельского хозяйства – готовятся ведомственные целевые программы развития молочного и мясного скотоводства на 2009-2012 годы.

- В чем суть антикризисных мер, вырабатываемых краевой властью?

- Сразу хочу вас поправить – не вырабатываемых, а уже выработанных. В современном мире все экономики в той или иной мере интегрированы между собой. Поэтому, хоть и в меньшей мере, но мировой кризис затронул Россию и наш край. И мы в крае стали реагировать, когда только-только намечались негативные последствия. В ноябре текущего года был утвержден план мероприятий по снижению воздействия мирового финансово-экономического кризиса на экономику Алтайского края. План направлен на поддержку и защиту приоритетных сфер деятельности – сельского хозяйства, промышленности, строительства, малого и среднего бизнеса, розничной торговли; использования трудовых ресурсов. То есть тех сфер, деятельность которых в большей мере влияет на жизнь людей.

В оперативном режиме работает межведомственная группа из числа представителей территориальных подразделений федеральных органов государственной власти, банковских организаций, общественных объединений, руководителей предприятий. Осуществляется мониторинг экономической ситуации и состояния финансового рынка Алтайского края. Это позволяет держать «руку на пульсе» и своевременно вырабатывать консолидированные решения.

Правительство России сохранило все формы и объемы государственной поддержки по действующим инвестиционным проектам, а также по первоочередным инвестиционным проектам 2009-2010 годов. Активно используется такой важный инструмент, как государственный заказ.

Со своей стороны Администрация края продолжит программу финансовой поддержки малого бизнеса. Она предусматривает расходы бюджета на обеспечение деятельности Алтайского бизнес-инкубатора; выплату субсидий, включая компенсацию части банковской процентной ставки по кредитам, части затрат экспортных предприятий, доли затрат по техническому перевооружению сельхозтоваропроизводителей; увеличение размера Алтайского гарантийного фонда.

Предприняты меры по сдерживанию роста цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости. В городах и районах края проводятся ярмарки «выходного дня», социальные акции «Продукция края – жителям Алтая» с привлечением местных товаропроизводителей. Главный приоритет антикризисных мероприятий, которые проводятся в Алтайском крае - помощь населению, минимизация напряжения в экономике и обществе.

Конечно, большое напряжение вызывает для многих сама возможность потерять работу. И это понятно. Поэтому первоочередное внимание мы уделяем поддержке рынка труда. На базе Барнаульского центра занятости населения создан центр оперативного реагирования при высвобождении работников, он наделяется функциями координации спроса и предложения рабочей силы между городами и районами края. Действуют «горячие линии» и консультационные пункты по вопросам трудового законодательства и состояния рынка труда в центрах занятости.

В целом нужно отметить, что складывающаяся сегодня ситуация в экономике края говорит о временных трудностях на отдельных предприятиях, а не в отраслях, и уж тем более – не о системном кризисе. Кризис – это фактически коллапс экономики. У нас этого нет и не будет. В перспективе мы продолжим реализацию инвестиционных проектов на территории края. Совершенно осознанно мы называем их системообразующими для нашей экономики.

- Какие стратегические задачи стоят перед регионом в ближне- и среднесрочной перспективе? Мобилизации каких ресурсов потребует их решение от краевой власти?

- Основные цели и направления развития края определены в стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года, цели и задачи на среднесрочную перспективу – в программе социально-экономического развития региона на период до 2012 года. Оба документа являются основными составляющими комплексной программы социально-экономического развития Алтайского края. Стратегические приоритеты края я уже называл.

А вот на необходимых ресурсах для реализации этих основных документов следует остановиться подробнее.

Так, превращение туризма в полноценный и высокоэффективный сектор экономики Алтайского края полностью зависит от того, как скоро в регионе будет создан современный всесезонный туристско-рекреационный комплекс, включая особую экономическую зону<туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и игорную зону «Сибирская монета».

Уже в следующем году краевая инвестиционная комиссия будет рассматривать инвестиционные проекты организаций, претендующих на получение статуса резидента ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь». Не менее важными задачами в ближайшей перспективе станут также разработка краевой целевой программы «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2010-2012 годы и продвижение краевого туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках, в том числе посредством организации выставочных экспозиций региона в международных туристических выставках и форумах.

С целью формирования конкурентоспособного аграрно-промышленного комплекса Алтайского края в среднесрочной перспективе будет обеспечена достаточная государственная поддержка для масштабной инновационно-технологической модернизации сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, в том числе планируется внедрение ресурсосберегающих технологий и увеличение степени переработки сырьевых ресурсов. Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса одобрила проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья», что дает основания для начала его реализации с широким использованием инструментов государственной поддержки и механизмов государственно-частного партнерства.

Для создания в крае мощного научно-инновационного комплекса мы планируем реализовать масштабные инновационные проекты с использованием существующей в Российской Федерации поддержки таких институтов развития, как «Российская венчурная компания», «Роснанотех», «Банк развития и внешнеэкономической деятельности».

Приоритетной задачей для нас в этом направлении остается реализация проекта создания биофармацевтического кластера с центром в наукограде Бийске, который является важнейшим элементом инновационной модели развития края. Это позволит существенно расширить спектр производимой продукции: от витаминной продукции на основе местного сырья с обеспечением требований европейского стандарта до создания лекарственных средств нового поколения.

Мы не только будем заниматься привлечением в край российских и зарубежных высокотехнологичных компаний, но и обеспечивать поддержку развития в регионе бизнеса любого масштаба. Мы продолжим развивать инфраструктуру поддержки малого предпринимательства. Также нам предстоит разработать и реализовать целевую программу «Улучшение инвестиционного климата в Алтайском крае».

Одной из основных задач среднесрочного развития региона остается формирование в Алтайском крае современной производственной инфраструктуры. Для этого планируем обеспечить интенсивное развитие в крае инфраструктуры дорожного и авиационного транспорта, включая реконструкцию аэропорта в г. Бийске. Уже в ближайшем будущем мы примем краевую целевую программу «Развитие автомобильных дорог Алтайского края на 2010-2015 годы с прогнозом до 2025 года».

В целом решение стоящих перед регионом задач в условиях противостояния мировому экономическому кризису требует от нас не только сохранения объемов государственной поддержки экономического развития края, но и более внимательного отношения к экономической и социальной эффективности инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку. В рамках мобилизации финансовых ресурсов для поддержки экономики региона нам предстоит интенсивная совместная работа с кредитными организациями по предоставлению кредитов предприятиям реального сектора экономики края, а также по ипотечным программам.

- Как Вы считаете, изменилось ли отношение федеральных ведомств к Алтайскому краю за последние 2 года? Вам стало легче решать многочисленные вопросы в Москве?

 

- Прежде чем говорить о Москве, нужно сказать коротко о том, что за эти два года произошло у нас дома – в Алтайском крае. Самое главное – мы наладили процессы управления, взаимопонимания с бизнесом и обществом, мы включились в единые по всей России «правила игры». Мы сейчас не просим – дайте нам, бедным. Под лежачий камень, как известно… Мы работаем, научились зарабатывать самостоятельно. Поэтому и появилась возможность вкладывать средства в экономику, инфраструктуру и социальную сферу. Москва за этими процессами внимательно следит и готова помогать тем, кто сам двигается. Поэтому можно с полной уверенностью говорить о том, что отношение к Алтайскому краю со стороны центра не только изменилось – оно имеет положительную динамику.

 

Мы предпринимаем все, чтобы быть регионом, максимально готовым к активному участию в государственных инвестиционных программах. И здесь речь идет не только о привлечении средств федерального бюджета, но и о том, что мы сами направляем средства краевого и местных бюджетов на условиях долевого участия на мероприятия, касающиеся развития здравоохранения края, образования, жилищной сферы.

 

Безусловно, с учетом специфики Алтайского края для нас чрезвычайно актуальным является развитие АПК. За последние два года в развитии этого сектора экономики Москва активно идет нам навстречу. Многие вопросы стали решаться значительно легче. Примеров много. Так, в этом году в рамках федеральных целевых программ «Социальное развитие села до 2012 года» и «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России» в край было направлено в 2 раза больше средств, чем в 2006 году. В последующие 3 года эти суммы также значительно возрастут. Средства пойдут, прежде всего, на жилищное строительство, приобретение и строительство жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе, а также на развитие газификации и водоснабжения в сельской местности.

 

Намного лучше решаются вопросы по строительству и реконструкции дорог Алтайского края. Если из федерального бюджета в 2007 году на эти цели направлено 1,4 млрд.  рублей, то в 2008 году уже 1,7 млрд. рублей, а в 2009 году планируется поступление более 2 млрд. рублей.

Последние два года стали периодом активного развития созданных в России механизмов государственно-частного партнерства: особых экономических зон, Инвестиционного фонда, концессий, венчурных фондов. Администрация Алтайского края стремится максимально использовать новые формы сотрудничества государства и бизнеса с целью перевода региональной экономики на интенсивный путь развития. Для этого ведётся постоянная работа с федеральными органами исполнительной власти. Наши усилия по реализации инвестиционных проектов приносят заметные результаты.

 

Так, на федеральном уровне успешно согласован проект создания особой экономической зоны туристского-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь». После этого, была начата разработка еще одного значимого инвестиционного проекта, реализуемого на принципах государственно-частного партнерства – игорной зоны «Сибирская монета». Этот проект имеет, безусловно, федеральное значение и направлен на создание в стране одного из крупнейших игорных и развлекательных комплексов, ориентированного на жителей Сибири, других регионов страны, а также туристов из близлежащих стран.

 

С точки зрения Москвы в крае действительно многое изменилось. Мы перестали быть только просителями. Теперь мы можем выступать с предложениями федерального уровня, как это произошло, например, в рамках Всероссийского сельского схода с участием Д.А. Медведева по вопросам развития сельского хозяйства, когда Администрация Алтайского края выступила с инициативой придания отдельным субъектам Российской Федерации статуса особо значимых аграрных территорий.

 

В дальнейшем было дано поручение Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым Администрацией края была организована разработка концепции и технико-экономического обоснования проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья», которая была проведена и получила одобрение.

 

Говорят, что инициатива наказуема. Я согласен, чтобы таких «наказаний» для Алтайского края было больше.

И еще один момент. Стало ли мне легче решать вопросы в Москве? Наверное, груз моей ответственности стал тяжелее. Раньше, еще несколько лет назад, мы имели всего лишь потенциальные возможности, и то в скрытом виде. Сейчас все видят, что возможности у Алтайского края, его жителей очень большие и в полной мере они еще не раскрылись. И поэтому значимость каждого принятого решения резко возрастает. Сегодня мы заглядываем не на месяц-другой вперед, как это было еще несколько лет назад, а на 10-15 лет. И нужно все просчитать и по возможности учесть все риски. В Москве, кстати, тоже ждут от нас долговременных расчетов и перспективных проектов. Поэтому и говорю, что многие вопросы стало решать и легче, и труднее одновременно. Просто это иные трудности, от которых в итоге получаешь моральное удовлетворение.

 

- Как Вы оцениваете реализуемые в крае различные социальные проекты и каково их место в развитии общества?

 

- Хорошо, что Вы задаете этот вопрос. Может сложиться впечатление, что за экономикой, как за лесом, не видно людей. Конечно, все экономические процессы, происходящие в крае, так или иначе, касаются его жителей. Об этом мы уже говорили. Тем не менее, хочу подчеркнуть, что главной целью принятия и реализации на территории края всех социальных проектов является сохранение и укрепление физического и морального здоровья населения, повышение качества и уровня образования населения Алтая.

Здравоохранение.

 

Минувший год дал нам возможность принять ряд важных документов, определяющих развитие здравоохранения края на перспективу. Съезд врачей Алтайского края принял Концепцию развития здравоохранения на период до 2013 года, которая в свою очередь определила вектор развития системы по инновационному пути. Один из элементов Концепции – кластерный подход к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи. Предполагается функционально объединить лидирующие в крае лечебно-профилактические учреждения и увязать их технологически с учреждениями первичной медико-санитарной помощи, санаторно-курортными учреждениями и учреждениями, которые оказывают восстановительную медицинскую помощь. Таким образом, будут сформированы так называемые технологические цепочки от этапа раннего выявления патологии через оказание специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи к последующей реабилитации, долечиванию и диспансеризации.

 

Считаю, что реализация такого подхода обеспечит современный и более совершенный механизм оказания медицинской помощи, повысит ее доступность и качество, а главное – улучшит результаты лечения, сохранит человеческие жизни.

 

В октябре 2008 года мы приняли программу демографического развития Алтайского края на 7-летний период. Этот документ, на мой взгляд, является вторым по значимости после стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года. Демографическая программа наряду с другими мероприятиями предусматривает два значимых направления – охрана семьи, материнства и детства и снижение смертности от предотвратимых причин. В крае уже реализуется программа развития службы медицины катастроф, которая позволит в течение 2-3 лет переоснастить Центр медицины катастроф и его филиалы современным санитарным транспортом, оборудованным жизнесберегающей техникой. Мы и далее будем участвовать в реализации программы безопасности дорожного движения и в перспективе оснастим медицинской техникой больницы не только городов, но и районных центров, находящихся вдоль федеральных трасс.

 

В реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» мы продолжаем активно взаимодействовать с федеральным центром. Только за 11 месяцев прошлого года в край было привлечено средств на сумму 2,5 млрд. рублей. На базе Алтайской краевой клинической больницы начал работать региональный центр для лечения больных с сосудистой патологией. Два медицинских учреждения края – городская больница № 1 (г. Барнаул) и краевой кардиологический диспансер уже сегодня оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь жителям края. В 2009 году к этим учреждениям добавится краевая клиническая больница, которая прошла лицензирование на право оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь по профилям: нейрохирургия, сосудистая хирургия, травматология и ортопедия. В настоящее время ведется работа по включению Алтайского края в Национальную онкологическую программу. В наступившем году особое внимание будет направлено на развитие восстановительной медицины и усиление профилактической направленности в здравоохранении Алтайского края.

 

Молодая семья. Уходящий Год семьи поставил во главу наших приоритетов решение проблем молодой семьи. А основные из них, как известно, это обеспечение жильем, местами в детских садах и проблемы трудоустройства. С началом реализации в крае программы улучшения жилищных условий молодых семей в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» ее участниками стали 1883 молодые семьи. Мало? Конечно, но что было еще 4-5 лет назад? Просто ничего. В 2008 году на реализацию программы из краевого бюджета выделено 100 млн. рублей для семей из 11 городов и 56 районов края (для сравнения напомню, что в 2005 году было всего 9,1 млн. рублей).

 

Молодежные гранты. Третий год Администрация края оказывает грантовую поддержку социально значимым молодежным проектам. Начиналось все только в 2005 году с 500 тыс. рублей, а в 2008 году финансовую поддержку из краевого бюджета получили 146 молодежных проектов на общую сумму 7,3 млн. рублей. Благодаря грантовой поддержке силами молодежи построены спортивные площадки, восстановлены памятники погибшим воинам, организованы спортивные лагеря и военно-патриотические клубы и многое другое.

Образование.

 

Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отмечено, что решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Это правильно, потому что нельзя разрывать образование и профессию. В этом плане особое значение имеет крупнейший проект, реализуемый на территории России только в 14 «пилотных» регионах, в том числе на территории Алтайского края, - комплексный проект модернизации образования. Главная задача реализации проекта – предоставить возможность всем школьникам независимо от места жительства получить качественное общее образование. Проект направлен на введение новой системы оплаты труда педагогов, ориентированной на повышение доходов учителей; переход на нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений; развитие системы оценки качества образования и обновление системы повышения квалификации работников образования. Становится понятным, что новое качество образования не может быть обеспечено без создания современных условий организации и осуществления образовательного процесса. Поэтому Администрацией края на подготовку школ к новому учебному году из бюджета в этом году было выделено 1,3 млрд. рублей (в 4 раза больше, чем в предыдущем году). За три последних года парк школьных автобусов пополнился на 294 машины, при этом каждый второй приобретен за счет средств краевого бюджета. Пять лет назад об этом и не мечтали, а сегодня почти 9 тысяч школьников в школу и домой возят школьные автобусы.

 

В прошлом году удалось капитально отремонтировать 175 учреждений образования, на 87 школах заменены кровли. Конкурсный государственный проект «Модернизация технологического оборудования школьных столовых», выигранный Алтайским краем, рассчитан на три года с общим объемом финансирования 261 млн. рублей. Его реализация позволит обновить в крае более 500 школьных столовых. Эти и многие другие мероприятия позволили нам с 45 до 54% увеличить долю школьников, обучающихся в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к проведению образовательного процесса. Хорошие показатели, но они же говорят – как много впереди работы.

 

Зарплата. Приоритетным направлением в деятельности Администрации края, как и прежде, является государственное управление социально-трудовой сферой: обеспечение равных возможностей для граждан в реализации права на труд; сокращение бедности, организация управления охраной труда, развитие социального партнерства. Вопросы сокращения бедности посредством повышения заработной платы и сокращения задолженности по ее выплате, безусловно, остаются актуальными для всех органов исполнительной власти края. За 10 месяцев 2008 года в крае были отмечены неплохие темпы роста заработной платы – 128%. В ряде отраслей ее рост составил от 130 до 137% (ремонт автотранспортных средств, оптовая и розничная торговля, производство кокса, пищевых продуктов и др.). Опережающий рост зарплаты отмечен в организациях 17 видов экономической деятельности, где трудится каждый третий работник края. За год удалось значительно сократить долги по заработной плате. Так, с января по сентябрь задолженность снижена почти в 2 раза, на 1 октября она составляла 117 млн. рублей (в начале года долг был 230 млн. рублей).

Реализация названных мной проектов социальной направленности имеет большое значение для выхода региона на уровень развития других субъектов Российской Федерации, особенно находящихся по соседству в Сибирском федеральном округе.

 

- За последнее время сменилась достаточно большая группа руководителей муниципалитетов и глав районов. Какие приоритетные задачи вы ставите перед ними?

 

- В результате каждого избирательного цикла появляются новые руководители территорий. Это закономерно и правильно. Если жители района недовольны работой главы и его команды, на выборах они выставляют свои оценки. Иногда это отношение бывает слишком эмоциональным, но решение принято. Я не понимаю и не принимаю устаревшего принципа деления руководителей на «наших» и «не наших». Сейчас другие времена и другие методы работы. У нас большие цели, поэтому нужно дружно и упорно работать. По-другому не получится. Во многих районах края есть где приложить силы как главам, так и всем жителям. Этим и нужно заниматься.

 

А какие приоритетные задачи? Да все те же, что и перед всем краем. То есть те, о которых мы говорили выше.

 

Самое главное, на что я нацеливаю глав – это отложить в сторону всю политику и заняться делом. И главное, как можно быстрее перейти к осуществлению тех планов, которые создадут комфортные условия для достойной жизни человека в каждом городе и районе.

Принципиально - все обязательства перед жителями края необходимо выполнить. Погасить задолженность по зарплате там, где она еще есть, организовать прохождение отопительного сезона. Необходимо вернуть в оборот земельные угодья, эффективно и грамотно ими распоряжаться. Земля должна работать на человека, на бюджет и в целом на экономику. В этом и будет реальная политика на уровне района или города. И самая правильная политика.

 

- Что Вы как Губернатор Алтайского края ждете от наступающего года? Чего хотелось бы пожелать своим коллегам, главам муниципалитетов, деловому сообществу?

 

Не будем обольщаться – нас ждет непростой год. Мир переживает сегодня не лучшие времена, и наш регион, прошедший долгий путь интеграции в мировое сообщество, неизбежно ощутит на себе груз испытаний и трудностей. Но я уверен, что экономика Алтайского края в последние годы накопила достаточный потенциал, свидетельствующий о ее устойчивости и самодостаточности.

Впереди у нас еще много дел. Отдаем себе отчет в объеме предстоящей работы, в том, что воплощение проектов потребует опоры прежде всего на собственные силы. Тем не менее социальные обязательства краевого бюджета не будут сокращены.

Думаю, что трудности следующего года мы преодолеем вместе. Пусть в каждом доме станет светлее от улыбок и детского смеха, пусть здоровье и благополучие всегда царят в ваших семьях. С Новым годом!

Артем Кудинов