18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
29.03.2010

Провокаторы и шантажисты

Почему проблемами села манипулируют политические спекулянты?

Мы уже писали о предпосевной ситуации в Алтайском крае. О том, что сложные макроэкономические обстоятельства, складывающиеся в стране и мире и обусловливающие нынешнюю крайне непростую ситуацию в сельском хозяйстве региона, поставили мелких и средних зернопроизводителей Алтая в трудное положение.

 

Иными словами, причинами прошлогодних и нынешних проблем со сбытом являются, по большому счету, обстоятельства мирового порядка, не здесь, в крае возникшие и не в нашем регионе разрешаемые.  Конечно, крестьянам от таких объяснений не легче. Однако аграриям, занимающимся агробизнесом, т.е. извлекающим из этого дела прибыль, для того и работающим, вовлеченным в мировой агропродовольственный  рынок, надо это понимать. Как надо понимать и то, что российское (алтайское) село является привлекательной сферой для разного рода политических махинаторов, демагогов и спекулянтов. События последних недель наглядно демонстрируют, что нынешними трудностями пытаются воспользоваться те, для кого они, эти трудности, лишь повод для решения собственных, сугубо политических проблем.

 

Собственно, озабоченность панкрушихинского фермера Сергея Топчиева, оказавшегося волею случая в центре событий,  вполне объяснима. Вопросов к нему, собственно, и нет. Ну, озвучил он свою позицию, видит, что решать наболевшие проблемы надо так, как ему лично кажется. Многое в утверждениях Топчиева справедливо и обоснованно. Вот только кто, спрашивается, уполномочивал его выступать по старой «расейской» привычке от имени всех алтайских  крестьян? Ведь, как показывают последующие заявления алтайских фермеров, их позиция далеко не во всем совпадает с мнением фермера из Панкрушихи.  Да и радикальным предложениям Топчиева готово следовать, уверены, «подавляющее» меньшинство  сельхозтоваропроизводителей Алтайского края. К примеру, отказываться от господдержки или требовать от государства установления твердых цен на закуп сельхозсырья.  Об этом вы сами прочитаете в обращении Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств.

 

Еще раз повторим: озабоченность крестьян понятна. Как понятны и попытки спекулировать на них разного рода «радетелей» за их интересы, которые о сельских проблемах-то знают понаслышке, а сельхозпроизводстве имеющих такое же представление, как горняк о тонкостях балетного искусства. Вспомните, как еще недавно «медийная оппозиция» высмеивала призывы краевой власти диверсифицировать производство, развивать животноводство. Нынешний зерновой кризис показал справедливость этой политики, этих призывов. Ведь именно монокультурность производства, низкая эффективность и неконкурентоспособность подталкивает одних сельхозпроизводителей к необходимости серьезного пересмотра всех своих подходов к организации производства, а других – бить в бубен и обвинять в своих проблемах всех вокруг.  Взять тот же Панкрушихинский район, который сведя на нет все свое дойное стадо, оказался неспособен противостоять стихии рынка. Тот же Топчиев только пшеничку-то и сеет. Куда ж ему, его мелкоземельным и монокультурным коллегам-фермерам деваться в условиях кризиса?

 

А тут уже и радетели рядом: мол, отказываются сеять фермеры. Надо понимать, что фермеры – такие же предприниматели, которые начина свой бизнес, берут на себя все соответствующие риски. И другие налогоплательщики эти риски покрывать не намерены и не должны. Помогать? Да, государство готово. Но оказывать безвозмездную помощь селу никто не будет. Тем более, когда рядом соратники этих же фермеров в тех же условиях показывают положительные финансово-экономические результаты! Так, может, дело не в чиновниках, которых пытаются сделать «крайними» нерадивые хозяйственники? И уж тогда вовсе неуместно выглядят попытки шантажировать власть, в частности, краевую, которая и так делает все, что в ее силах, для поддержки крестьян! Чего хотят добиться от нее шантажисты – каких-то привилегий для себя, бюджетной поддержки, четких указаний, чего, когда и сколько сеять? Или не сеять? Так таких указаний не будет! Рынок… А поддерживать государство, уверен, будет тех, кто умело и рачительно хозяйствует, кто эффективно работает. Не умеешь? Так и соси лапу, как говорят в народе. И на зеркало не пеняй, коли рожа крива!  Бесхозяйственность одних всем миром покрывать больше не будем.

 

 Кстати, насколько нам известно, ни один из подписавших письмо в Кремль фермеров не собирался и не собирается отказываться от проведения сева. Как и сам закоперщик Топчиев, даже не сокративший посевные площади ни на гектар. Вот такие пироги…

 

Какие же выводы можно сделать из событий последних недель, распиаренных оппонентами краевой власти чуть ли не на всю Россию?

 

Очевидно, что сегодня проблемы села являются объектом откровенных спекуляций со стороны вполне определенных политических сил, которые используют нынешние проблемы как повод для нападок на администрацию края. А главное – дискредитации аграрной политики последних лет, продемонстрировавшей свои успехи и эффективность в последние годы. Рост показателей в животноводстве, успехи птицеводства, рост урожайности и валового сбора зерновых, беспрецедентное техническое перевооружение сельхозпроизводства, осуществление в крае крупных инвестпроектов, развитие социальной сферы села, наконец, новые перспективы Алтайского края, отрываемые проектом «Алтайское Приобье» - вот что сегодня пугает недоброжелателей, не скрывающих своего лозунга «чем хуже, тем лучше». Поэтому и радуются они любому поводу, любым временным трудностям для того, чтобы подвергнуть ревизии все, что было сделано совместными усилиями власти и алтайского крестьянства. Вспомните, какой вселенский вой истошные вопли стояли в некоторых СМИ по поводу низких закупочных цен на молоко. Как транслировались призывы резать скот? И где эти доброхоты и радетели сегодня, когда закупочные цены достигли 14-15 рублей и не собираются падать? Кто оказался прав – губернатор, призывающий потерпеть и не поддаваться на провокации, не пороть горячку, или эти провокаторы-«доброжелатели», готовые ради своих сиюминутных политических интересов пустить весь скот под нож?.. Сегодня мы наблюдаем новый виток демагогии. И это при том, что краевая власть, чуть ли не ежедневно поднимает проблемы зернопроизводителей края на федеральном уровне, добиваясь защиты интересов алтайских  сельхозпроизводителей.  Привлекая в наш регион дополнительные ресурсы на поддержку сельхозпроизводства и предоставляя дополнительные меры бюджетной помощи и налоговых преференций.

 

Как говорят эксперты-аналитики, проблемы аграрного рынка эти сельхозгода не исчерпаются. Кризис носит затяжной характер и требует от всех сельхозтоваропроизводителей серьезного пересмотра тактики и стратегии агропроизводства, капитальной кооперации мелких и средних хозяйств, консолидации всей отрасли.

 

Буквально на днях в Москве был создан Союз зернопроизводителей России. Но ведь краевая власть уже не первый год предлагала (устала уже предлагать!) объединить свои усилия сельхозтоваропроизводителям края, выступать на рынке единой силой, координирующей усилия и возможности отдельных участников и хозяйств. Это позволило бы выстраивать другой формат отношений с переработчиками и банками, по-новому организовывать, цивилизованно организовывать закупки техники и сбыт произведенной продукции. Наконец, в полный голос доносить свое мнение до органов власти всех уровней. Ан нет! Такое объединение так и не появилось. Причина банальная – такая консолидация потребует открытости экономики работы всех участников объединения, выход агропроизводства из «тени». Вот и получается, что вкладывая в сельхозпроизводство миллионы рублей, государство получает мизерную отдачу в виде налогов и, в общем-то, закрывает на это глаза.

 

В конце, резюмируя,  можно высказать следующее, если хотите, обывательское мнение. Думается, крестьянам надо привыкать к пониманию того, что сельхозпроизводство – это бизнес, пусть и со своей аграрной спецификой, но со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и рисками. Государство, несомненно, должно и будет помогать агропроизводству, как помогает сегодня малому и среднему бизнесу. Однако государство будет стимулировать те хозяйства, тех производителей, которые демонстрируют свою эффективность. Эффективность работы в сельском хозяйстве сегодня, в рыночных условиях невозможна без диверсификации производства, без развития животноводства. И еще одно настоятельное требование времени – это объединение в разном формате, кооперация мелких и средних товаропроизводителей. Кризис показал: «мышковать» в отдельно взятом мелкоудельном хозяйстве больше не удастся, надо меняться самим и объединять усилия с учетом интересов всех участников сельхозпроизводства и органов власти  для принципиального решения более масштабных задач. А здесь тактика шантажа и запугивания, нагнетание страстей, используемых разного рода дешевыми политиканами и демагогами, рядящимися в тогу «защитников» интересов крестьянства, неуместны. Неконструктивна такая позиция. Как говорится, себе дороже выйдет…

 

Публикуем текст обращения алтайских фермеров.