Среднемесячная заработная плата в Алтайском крае достигла почти 52 тысяч рублей
Среднемесячная заработная плата в Алтайском крае достигла почти 52 тысяч рублей
В противном случае они могут попросту лишиться господдержки, которая в минувшем сельскохозяйственном году достигла беспрецедентных масштабов. Оно и понятно: государство направляет в АПК значительные средства, субсидирует банковские кредиты и закупку техники, предоставляет сельхозтоваропроизводителям многочисленные льготы и преференции при приобретении семян, удобрений, топлива и т.д.. В ответ на это администрация края рассчитывает на максимальную прозрачность агробизнеса, получающего серьезную поддержку государства. «Если вы получаете миллиарды рублей господдержки, то будьте любезны работать по-честному, в открытую», - поставил условие сельхозтовапроизводителям губернатор края Александр Карлин.
БЕЗ ИСТЕРИК
Катастрофы в сельском хозяйстве Алтайского края в 2009 году, несмотря на апокалиптические пророчества недоброжелателей и мировой кризис, не произошло. Более того, именно АПК региона и продемонстрировал устойчивость в непростых макроэкономических условиях. Как показал кризисный опыт, финансовую стабильность удалось обеспечить в первую очередь тем предприятиям, которые своевременно обновили парк сельхозтехники, внедрили новые агротехнологии, диверсифицировали свое производство, организовав многоотраслевое хозяйствование и развивая животноводства. К тому же по мясу и молоку непростая в течение года ситуация к его концу стабилизировалась, а в начале 2010-го постепенно улучшаться.
Достаточно сказать, что к середине января наступившего года средняя цена закупки сырого молока в коллективных хозяйствах края превысила 10 руб./кг. Более того, сохраняется тенденция роста закупочных цен на молоко по всем молокоперерабатывающим предприятиям края. По данным оперативного мониторинга Главсельхозуправления края, растет и закупочная цена на молоко в личных подсобных хозяйствах населения, которая сегодня в среднем составляет от 7,50 до 9,40 рублей за килограмм. Понятно, что сегодня такая положительная динамика позволяет обеспечить рентабельность животноводческого производства. Это, конечно, при условии рачительного хозяйствования. А вот с этим проблемы. К примеру, в крае в прошлом году с учетом переходящих остатков прежних лет изрядно запаслись кормами. Так, по районам Каменской зоны заготовлено кормов от28 до 49 центнеров кормовых единиц. При такой обеспеченности кормами удои должны составлять более 10-12 литров на фуражную корову. В то же время, к примеру, в Панкрушихинском районе удои около 3 литров. О какой уж тут эффективности производства может идти речь?
А в целом же рентабельность в сельском хозяйстве складывается по итогам года на уровне не ниже 12,5 процентов (промышленность может только позавидовать!).Причем безубыточность , как отмечают специалисты, достигнута во многом за счет господдержки. Ведь по итогам 2009 года прогнозируемый объем прибыли как раз и будет соответствовать объему господдержки.
Конечно, зерновой кризис в конце прошлого года внес коррективы в планы крестьян, получивших в прошлом году рекордный за последние два десятилетия урожай. В результате на начало этого года товарного зерна в остатках больше, чем в прежнем году в полтора раза (1,5 млн. тонн вместо 1 млн.). С одной стороны, деньги, полученные от реализации 0,5 млн. тонн, были бы очень кстати при подготовке к весенней кампании. С другой стороны, не растранжирив этот объем по дешевке, крестьяне получили возможность реализовать сейчас его по достойной цене. Благо, что есть мощности для хранения зерна в отличие, к примеру, от Омской области, где нереализованное зерно ушло под снег.
Между тем ресурс, который государство предусмотрело для интервенции на рынке зерна, использован пока только наполовину. Государство движется к созданию механизма типа зерновой биржи. В этом заинтересованы и производители зерна, и зернопереработчики Алтайского края.
В 2009 году впервые за многие годы начал действовать дифференцированный подход к поддержке агропроизводства, чего краевые власти добивались несколько последних лет. Это касается, в частности, поддержки в Алтайском крае социального развития села, в рамках которой соотношение федеральной помощи и краевой поддержки выглядело таким образом: 82 процента и 18 процентов соответственно. Немногие регионы могут похвастаться такими преференциями, обусловленными доверием Москвы к региону.
Впрочем, оно объяснимо. На протяжении последних лет край принимает участие во всех федеральных программах, которые проводятся на конкурсной основе. Федеральным ресурсом Алтайский край пользуется, как никакой другой регион. Согласно подписанному с Минсельхозом соглашению Алтайский край должен ежегодно наращивать производство молока на 4 процента и мяса на 2,5 процента. Это основные государственные приоритеты, снижение этих показателей даже на 1 процент влечет за собой сокращение бюджетной поддержки до 10 процентов. В 2008-2009 годах наш регион выполнил все обязательства. Задача – удержать планку, определяющую объем федеральной поддержки, и в этом году. Причем зависеть это будет от каждого сельхозтоваропроизводителя, от эффективности работы которого и будет зависеть степень и масштабы господдержки.
- 2009 год был сложным во всех отношениях, но он нас обогатил необходимым опытом – и технологическим, и организационным, и управленческим. Сельское хозяйство Алтайского края за последние несколько лет наработало определенный запас прочности. Если бы мы не имели такой технической оснащенности, которую мы имели в конце прошлого года, то такой урожай бы не собрали и не сохранили. Сегодня, когда мы говорим, что полтора миллиона тонн зерна находится на хранении в приличных условиях, то это свидетельствует о стабильной ситуации в отрасли. Это к тому же и задел на новый сельскохозяйственный год, - считает губернатор края.
НОВЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ГОДА: ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ
В конце прошлого года администрация края приняла дополнительные решения по поддержке сельхозтоваропроизводителей. В частности, по пролонгированию кредитов. Между тем Александр Карлин предупредил аграриев: на господдержку в прежних объемах не рассчитывайте!
Понятно к тому же, что бюджетом, даже очень тучным, решить всех проблем реального сектора экономики, в том числе и сельского хозяйства, невозможно. Тем более, что 2010 год будет годом очень серьезного бюджетного напряжения. Более того, по словам вице-губернатора Бориса Неудахина, бюджеты территорий, сельских поселений теперь будут напрямую зависеть от выполнения показателей сельхозпроизводства, в первую очередь, животноводства. В том числе и зарплата чиновников – от глав районов до глав поселений. Ведь порой чуть ли не от работы председателя сельсовета зависит, получит край миллиарды федеральных рублей или нет.
По оценкам экспертов, в мире стали больше производить зерна, выросли объемы сбора зерновых и в России. Эта долговременная тенденция. А потому придется сбалансировать производство зерна, улучшить структуру севооборота. К примеру, больше посеять в этом году подсолнечника, заниматься весьма прибыльными и перспективными соей, просо и, наконец, свеклой. Уж сколько копий было сломано вокруг краевой программы развития свекловодства, какой только мучительной кончины ей не предрекали! А тем не менее за последние годы именно в этой отрасли произошли очень значительные сдвиги. Если в 2007 году было заготовлено 249 тыс. тонн, в 2008 – 373 тыс. тонн, то в 2009 – 415 тыс. тонн. На рынке сложилась очень хорошая цена на сахар и на свеклу. А значит, есть предпосылки к дальнейшему росту свекловодства на Алтае. Генеральный директор ОАО «Черемновский сахарный завод» Вадим Тяпкин уверен: цены на сахар в мире будут расти, перспективы огромные, вот только мощности единственного работающего в крае предприятия ограничены. Власти пообещали к осени запустить-таки многострадальный сахарный завод в Бийске, находящийся сегодня в завершающей стадии процедуры банкротства.
О перспективах свекловодческой отрасли свидетельствует хотя бы тот факт, что свекловодством планируют заняться известный в крае своим многоотраслевым хозяйством агропромышленный холдинг «Алтайские закрома», готовый выйти на объем производства 10 тыс. тонн свеклы. А уж там подумать о приобретении собственного мини-завода. К примеру, в Китае, всего то за 12 млн. руб. И тогда можно не парить голову по поводу диктата переработчиков.
Тем не менее, зерновое производство сохранит приоритет. «Никаких сокращений пашни не произойдет! Желающих работать на земле, в том числе серьезных инвесторов, хоть отбавляй!», - заметил Неудахин. А Александр Карлин сообщил, что в крае разработана программа строительства зернохранилищ. «Таким образом мы поддержим и нашу промышленность, и строителей, и подстрахуем зернопроизводство от рыночных колебаний. Это будут современные зернохранилища с минимальной энергозатратностью, модульного типа, приближенные территориально к сельхозтоваропроизводителю», - отметил губернатор. Кстати, о готовности финансировать эту программу заявил руководитель АРФ Россельхозбанка Евгений Роговский.
Возникает, однако, проблема со сбытом зерна. Техническое переоснащение сельхозпроизводства, внедрение современных агротехнологий позволяет сегодня стабильно получать на Алтае урожай зерновых не менее 5 млн. тонн в год. Из них 1,8 млн. тонн зерна – потребность зерноперерабатывающей и мукомольной промышленности региона для производства 1,4 млн. тонн муки. 1,4 млн. тонн зерна – потребность животноводческой отрасли, 600 тыс. тонн – семена.
Продавать муку становится с каждым годом все труднее. Мукомольный рынок полностью изменил свою конъюнктуру. Пока у нас стабильный рынок сбыта муки: в Красноярский край, Иркутскую и Камчатская области, регионы Дальнего Востока – 650 тыс. тонн, 320 тыс. тонн мы потребляем сами, 380-400 тыс. тонн – пока проблематичный остаток. Перспективны рынки Средней Азии – Туркменистана, Киргизстана и т.д., но на них сложно пробиться. Между тем нашему монопольному положению на рынке производства муки и ее поставок производителям макаронных изделий по всей стране – от Красноярска до Москвы – приходит конец. К тому же в некоторых регионах научились выращивать пшеницы с высоким содержанием клейковины. Есть, конечно, и здесь резервы: мощности позволяют выпускать 1,4-1,6 млн. тонн комбикормов, производится сегодня 400 тыс. тонн.
Ну и, конечно, надо искать серьезные рынки сбыта за пределами России.К примеру, председатель Совета директоров агропромышленного холдинга «Алтайские закрома» Александр Терновой перспективным считает рынок Китая, который сегодня потребляет от 90 до 120 млн. тонн зерна в год. Причем покупает пшеницу по $170 за тонну. «Нужно отправляться в Китай, и уже там, на месте, анализировать всю логистическую цепочку. Как алтайское зерно должно с элеваторов по транспортной системе добраться до терминала Гродеково? Как оттуда его переправить в Китай? Нужно ли расширять перевалочный терминал? Если нужно, то давайте лоббировать свои интересы через Минсельхоз, чтобы строить и т.д. Сегодня над этими вопросами нужно серьезно задуматься, потому что иных рынков сбыта для алтайской пшеницы не видно», - считает руководитель одного из самых успешных в алтайском крае агропромышленных холдингов.
Однако это пока перспективы, осуществление которых в известном смысле обусловлено большой политикой. Сегодня реальный выход краевые власти видят в развитии животноводства, куда и предлагают направлять излишки произведенного зерна. А их объем позволяет строить крупные животноводческие комплексы, расширять «Алтайский бройлер», запуская 3 и 4 очереди. Кстати, в наступившем году в крае всерьез займутся и созданием небольших семейных ферм, на поддержку которых предполагается направить государственные средства в рамках специальной федеральной программы.
Одним из аграрных приоритетов 2010 года Карлин назвал мясопереработку. «Если по молоку, хоть и есть вопросы, но в целом ситуация нормализуется, то по мясу – проблемы. С мясопереботкой - просто беда! Мы будем всерьез разбираться в ситуации, привлекать переработчиков, банкиров, - заявил он.- «Альтаир-Агро» - хороший пример современного предприятия, но масштаб, конечно, недостаточный. Мы только тогда закроем эту тему, если по 2-3 таких предприятия создадим в каждом районе. Это первоочередная задача! Говорят, что качество мяса низкое. Но ведь во многом оно как раз и обусловлено отсутствием переработки, которая устанавливала бы планку требований. Тема взаимодействия переработчиков с сетями тоже вполне решаемая. Причем задача не только работать с торговыми сетями внутри края, но и идти с ними в другие регионы».
В ФОРМАТЕ ВЗАИМНОГО ДОВЕРИЯ
В этом году губернатор края поставил задачу увязать предоставление субсидий со структурой хозяйств и эффективностью производства. А вот тут есть проблемы доверия, транспарентности, ответственности…
- Мы будем действовать методами экономического принуждения. Нужен Регистр сельхозтоваропроизводителей, где все, что нам нужно, вы откроете, - заявил, обращаясь к сразу нахмурившимся аграриям, Александр Карлин. - Если же вы сторонники коммерческой тайны, то имеете на это полное право, только тогда работайте сами, без господдержки. Уже идет корректировка законодательства по контролю за эффективным и рациональным использованием сельскохозяйственных земель. Нарушители этих законов также будут лишаться господдержки.
Видимо, через такой Регистр краевая власть и будет теперь общаться с собственниками. Опираясь на информацию, в нем заложенную, вместе со специалистами давать сельхозтоваропроизводителям обоснованные и квалифицированные рекомендации – в отношении структуры севооборотов в той или иной природно-климатической зоне, формировании необходимого набора сельхозтехники при культивировании той или иной сельхозкультуры, агротехнологи и т.д. И если хозяйства этих рекомендаций придерживаться не будут, то и не будут получать господдержку. К тому же невозможно выстраивать стратегию развития агропромышленного развития региона на долгосрочную перспективу, не имея доступной, оперативной и достоверной информации.
- Мы знаем о состоянии дел в той мере, насколько вы с нами откровенны. В противном случае возникает проблемы в смысле принятие адекватных управленческих решений, из своевременности и ресурсном обеспечении. Мне бы хотелось, чтобы мы работали с открытыми картами, - подчеркнул губернатор.
Может быть, прозрачность, транспарентность агробизнеса повысит доверие к нему не только со стороны государства, но и самих субъектов сельхозрынка региона друг к другу? Поймут они, в конце концов: пока еще не поздно, надо действовать сообща, вместе защищать свои интересы – и экономические, и социальные, и политические. А значит, придут к необходимости создания объединения сельхотоваропроизводителей…
ЧТО ПОСЕЕМ…
Фактически в Алтайском крае уже началась подготовка к предстоящей посевной компании. Так же, как и в предшествующие три года, в ближайшее время губернатор края подпишет постановление о мерах по обеспечению посевных работ, где будут обозначены и долгосрочные меры поддержки.
- Никакого сокращения посевных площадей не произойдет. В противном случае на их место придут конкуренты, поскольку конкуренция на рынке земли в последние три года чрезвычайно обострилась. Земля сегодня востребована, на нее готовы приходить крупные компании, - уверен вице-губернатор Борис Неудахин.
Главная задача прежних лет выполнена – в сельхозоборот введены все земли. Теперь дело за интенсификацией ее использования.
-Мы все больше убеждаемся в правильности выбранного нами пути развития АПК. Будущее за многоотраслевыми хозяйствами, предполагающими максимальную занятость местного населения, гарантию стабильного экономического и, как следствие, социального положения. – подытожил Александр Карлин.
P.S.
Как говорится, нет худа без добра. Сегодня прогнозируются серьезные проблемы с озимыми в Европейской части России. А потому потянулись на Алтай купцы. На конец января запланированы переговоры о поставках муки в Корею, ожидается приезд крупных зернотрейдеров, намеревающихся обсудить перспективы закупок зерна с учетом нынешней ситуации с озимыми.
Артем КУДИНОВ
|