18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Власти региона уже определились с тактикой своей агропромышленной политики в непростых макроэкономических условиях наступившего года.

Начальник Главного управления сельского хозяйства Алтайского края Александр Чеботаев в уже ставшем традиционным накануне весенних посевных работ развернутом интервью рассказал главному редактору портала Doc22 Артему Кудинову о проблемах, которые приходилось решать алтайским аграриям два последних года, и задачах, которые стоят перед ними в 2014 году.

Начальник Главного управления сельского хозяйства Алтайского края Александр Николаевич Чеботаев.

Начальник Главного управления сельского хозяйства Алтайского края Александр Николаевич Чеботаев.

- Александр Николаевич, как бы вы оценили два минувших года с точки зрения сельхозпроизводства?

- За последние два года сельхозтоваропроизводителям края пришлось пережить две крайности погодных условий – аномальную засуху и беспрерывные осадки. Несмотря на это край сохранил, а по отдельным видам продукции растениеводства повысил свои рейтинговые позиции среди регионов Российской Федерации.

Doc22.ru Место и доля Алтайского края в общероссийском производстве основных видов сельскохозяйственной продукции

По итогам 2013 года индекс производства продукции сельского хозяйства составил 124% что обусловлено в основном результатами развития отрасли растениеводства.

В прошедшем году валовой сбор зерна в весе после доработки составил около 5 млн. тонн, сахарной свеклы - более 660,0 тыс. тонн, подсолнечника – 420 тыс. тонн.

Достижению этих результатов способствовали технические возможности хозяйств. С 2006 года на обновление парка сельскохозяйственной техники края инвестировано около 35 млрд. рублей, в том числе в прошедшем году – около 5 млрд. рублей. В условиях недостатка кормов после засухи 2012 года потребовалось приложить серьезные усилия для того, чтобы максимально сохранить поголовье дойного стада и его продуктивные качества. В целом это удалось.

- А что с животноводством, которое краевые власти относят к своим приоритетам в развитии АПК?

- Поголовье крупного рогатого скота на начало года насчитывало более 830 тыс. голов, в т.ч. коров – около 368 тыс. голов. По итогам года обеспечен рост поголовья специализированного мясного скота, свиней и овец. Производство молока составило 1 млн. 364 тыс. тонн, скота и птицы на убой – 336 тыс. тонн (102,6% к 2012 г.). Надой на корову сложился на уровне 3764 кг.

Одним из знаковых событий в развитии животноводства стала реализация инициированной Губернатором края программы «100+100». За три года в крае построено, реконструировано и модернизировано более 350 животноводческих комплексов и ферм на 230 тысяч постановочных мест, создано более 800 новых высокотехнологичных рабочих мест.

В текущем году в области молочного и мясного скотоводства сельхозтоваропроизводителями заявлено строительство, реконструкция и модернизация 89 объектов мощностью более 100 тыс. постановочных мест. Будет продолжена реализация крупного инвестиционного проекта по строительству свиноводческого комплекса мощностью 300 тысяч голов в ОАО «Алтаймясопром» Тальменского района. Намечено завершить инвестиционный проект по реконструкции тепличного комплекса ОАО «Индустриальный». На прединвестиционной стадии находятся проекты по созданию крупнейшего за Уралом откормочного комплекса ООО «Алтайское мясо» на 20 тыс. голов маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород, объекты которого планируется разместить на территориях Тюменцевского, Каменского, Троицкого, Курьинского районов края и первой очереди молочного комплекса в ООО «Холод» Заринского района на 2200 голов крупного рогатого скота.

- Каковы финансово-экономические итоги прошлого года?

- По итогам года стоимость произведенной валовой продукции сельского хозяйства составила более 122 млрд. рублей. Объем чистой прибыли в отрасли оценивается на уровне около 4 млрд. рублей, размер заработной платы составил более 12,5 тыс. руб. (рост к 2012 г. – 113,7%).

Хотел бы заметить, что положительную роль в повышении финансовой устойчивости агарных предприятий сыграли интервенционные торги. Благодаря предложению нашего губернатора Александра Богдановича Карлина, которое было озвучено на Всероссийском совещании, первые биржевые торги прошли в середине октября. Аграрии края смогли реализовать зерно по цене – близкой к максимальной, и самое главное - результаты торгов в определенной степени позволили стабилизировать ситуацию на зерновом рынке края.

- А государство как поддерживало агропроизводство в Алтайском крае?

- Прошедший год был ознаменован началом реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы. В системе программных документов федерального и регионального уровня предусмотрена вся линейка бюджетного финансирования села – от прямой помощи товаропроизводителям до инвестиций в инфраструктуру сельских территорий.

Объем господдержки в 2013 году был беспрецедентным и превысил уровень 2012 года на 25%. Размер субсидий перечисленных аграриям края составил более 6,4 млрд. рублей, в т.ч. из краевого бюджета более 1,3 млрд. рублей.

Новым видом поддержки в растениеводстве стали субсидии на 1 га посевной площади. Их объем составил 1,9 млрд. рублей. Субсидией было охвачено 93% посевной площади края (5,1 млн. га), ее получили 2,5 тысячи сельхозтоваропроизводителей. В животноводстве новым инструментом поддержки стали субсидии на 1 кг молока, реализованного первым и высшим сортом. По этому направлению профинансировано 722 млн. рублей.

Продолжится поддержка начинающих фермеров и создание семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. По итогам последних двух лет гранты в объеме 239,5 млн. рублей предоставлены на реализацию 102 бизнес-проектов.

Одним из главных направлений работы Администрации края и муниципальных органов власти является устойчивое развитие сельских территорий.

За период реализации программы по социальному развитию села инвестировано 7,5 млрд. рублей. Более 40% этих средств было направлено на улучшение жилищных условий в сельской местности. В итоге почти 6 тысяч сельских семей, из которых более 40% – это семьи молодых специалистов, переселились в новые дома. Введено в эксплуатацию 615 км газовых сетей, 400 км внутрипоселковых водопроводов, почти 370 км линий электропередачи, построено 77 км сельских автомобильных дорог.

В 2013 году закончено строительство школы на 260 учащихся в с. Верх-Катунском Бийского района, фельдшерско-акушерского пункта в с. Вавилон Алейского района, начаты работы по реализации проекта комплексной компактной застройки жилого микрорайона с. Ключи Ключевского района.

В текущем году на финансирование государственной программы «Устойчивое развитие сельских территорий» предусмотрено направить более 1,3 млрд. руб., в т.ч. на строительство жилья – более 500 млн. руб., газификацию и водоснабжение - 435 млн. руб., реализацию проектов комплексной компактной застройки в с Ключи и с. Шипуново - более 237 млн. руб., строительство объектов социальной инфраструктуры (школы, больницы, стадионы) – более 125 млн. руб., грантовую поддержку местных инициатив граждан – 15 млн. рублей.

- Какие задачи ставите перед АПК в 2014 году?

- На господдержку сельского хозяйства в краевом бюджете на 2014 год предусмотрен достаточный объем средств, позволяющий обеспечить необходимый уровень софинансирования мероприятий Государственной программы. Продолжится реализация региональных экономически значимых программ. Для привлечения средств федерального бюджета они уже направлены на конкурс Минсельхоза России.

Предварительный лимит поддержки сельского хозяйства за счет средств федерального бюджета в текущем году определен в размере

2,6 млрд. руб. Сразу поясню, что эта сумма не включает объем субсидий на 1 кг реализованного молока, второй транш погектарной поддержки и финансирование экономически значимых программ региона. Из краевого бюджета предусмотрено направить более 988 млн. рублей.

Наиболее актуальной на сегодняшний день задачей в растениеводстве является проведение комплекса весенних полевых работ в оптимальные агротехнологические сроки. Посевная площадь в текущем году составит свыше 5,5 млн га, что на уровне прошлого года. Яровой сев предстоит провести на площади 4,7 млн гектаров. Подготовка к этому этапу полевых работ осуществляется в рабочем режиме: ведется подготовка техники, создаются запасы ГСМ и удобрений. Семенами хозяйства обеспечены в полном объеме.

В решении этой ключевой задачи важная роль отводится государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей. В текущем году сохраняется погектарная поддержка. Ее объем составит 1 млрд. 172 млн. рублей, в т.ч. из краевого бюджета - более 290 млн. рублей субсидий.

- А как будут распределяться субсидии? Изменится ли в этом году порядок их получения?

- Распределение погектарных субсидий, как и в прошлом году, будет осуществляться на основе дифференцированного подхода. Сохраняется применение гидротермического коэффициента и повышающих ставок субсидий на посевы сахарной свеклы.

Новым подходом при распределении погектарной поддержки стала дифференциация ставок субсидий в зависимости от отклонения урожайности зерновых культур, достигнутой в прошлом году, от среднерайонного уровня.

Еще одной новацией в подходах к предоставлению несвязанной поддержки стал учет специализации хозяйств. А именно наличие животноводческой отрасли. В целях дополнительной поддержки сельхозтоваропроизводителей, занимающихся животноводством, к базовой ставке субсидий будет применен повышающий коэффициент, в зависимости от нагрузки поголовья на единицу площади.

В настоящее время завершается прием документов от сельхозтоваропроизводителей. По данным на 18 марта в Главное управление подано 2240 заявок. Господдержка в объеме около 600 млн рублей перечислена почти 1,5 тыс. хозяйств.

Как и в прошлом году средства государственной поддержки будут доведены до получателей в максимально короткие сроки - до начала весенних полевых работ. Это позволит поддержать аграриев на наиболее ответственном этапе проведения сельскохозяйственных работ и в целом благоприятно скажется на темпах и качестве весеннего сева.

- Мы уже говорили о приоритетной поддержке животноводства. Как будет поддерживаться оно?

- Действительно, приоритетом государственной поддержки не протяжении всех последних лет остается молочное и мясное скотоводство. На развитие животноводства в текущем году предусмотрено направить из федерального бюджета 153 млн. рублей (это без субсидий на 1 кг реализованного молока), из краевого бюджета – 119,3 млн. рублей. Должен заметить, что объемы финансирования отрасли из федерального бюджета напрямую зависят от выполнения целевых индикаторов Соглашения, заключенного с Минсельхозом России. В частности от объемов производства молока, скота и птицы на убой. Поэтому главенствующей задачей в животноводстве на сегодняшний день является восстановление поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров и роста объемов производства продукции животноводства. Ее решение потребует усиления работы по мониторингу и контролю состояния животноводства на уровне муниципальных образований.

- Какие проблемы предстоит решать алтайским аграриям в этом году?

- Вопросы не новые, но острота их сохраняется. Хотелось бы остановиться на некоторых. Как известно, главными составляющими бюджетов муниципальных образований являются налог на землю и арендная плата за землю. В крае насчитывается более 400 тыс. га невостребованных земельных долей. Задолженность перед муниципальными бюджетами по арендной плате за землю составляет более 127 млн. рублей. При этом у 40% хозяйств, имеющих задолженность, размер долга не превышает 50 тыс. рублей, что свидетельствует об отсутствии целенаправленной работы муниципальных органов власти с должниками.

А к чему все это приводит? Да к тому, что отсутствие должного внимания к вопросам земельных отношений со стороны администраций муниципальных образований препятствует оформлению земель в долгосрочную аренду и отрицательно сказывается на организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.

И еще важная, на мой взгляд, тема. В крае шесть лет реализуется пилотный проект по организации деятельности снабженческо-сбытового кооператива «Колос», который занимается не только закупом сельхозпродукции, но и обеспечивает население кормами для животных, молодняком крупного рогатого скота, решает вопросы искусственного осеменения и ветеринарного обслуживания животных. При поддержке кооператива 3 крупных ЛПХ зарегистрировали свою деятельность и получили гранты как начинающие фермеры. Закупочная цена кооператива на 2-2,5 рубля выше, чем у других закупщиков.

В текущем году на базе ООО «Рикон» Калманского района создан еще один снабженческо-сбытовой кооператив в Топчихинском районе, работа которого будет строиться на тех же принципах, что и у кооператива «Колос» Тальменского района.

Однако должен заметить, что несмотря на неоднократно проводимые семинары по вопросам развития кооперации, это направление не получило должного развития и недооценивается муниципальными органами власти. Считаю необходимым, на уровне муниципальных образований усилить меры по повышению эффективности реализации продукции, производимой в личных подсобных и фермерских хозяйствах с использованием механизмов сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Наряду с этим, необходимо активизировать работу по консультированию сельхозтоваропроизводителей, повышению их информированности о мерах государственной поддержки, стимулированию предпринимательской активности владельцев крупных личных подсобных хозяйств и регистрации их в качестве индивидуальных предпринимателей.

- Спасибо, Александр Николаевич.