18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

СПК «Искра» (Топчихинский район) диверсифицирует производство и занимается инновационными разработками. Причем его директор Александр Орлов убежден, что вступление России в ВТО только закаляет и мобилизует крестьян, которым в нынешних условиях, увы, приходится рассчитывать только на себя.

Мы встретились с директором СПК «Искра» Александром Орловым в его «резиденции» в селе Фунтики, которую известный в крае аграрий в шутку (в которой есть изрядная доля правды!) называет «церковью». «Ко мне с утра люди в очередь выстраиваются, каждый идет со своими проблемами. Мне только рясы не хватает!», - улыбается Орлов. Однако улыбка исчезает, когда разговор заходит о деле. Особенно тогда, когда вспоминает, с чего пришлось начинать в СПК «Искра».

Doc22.ru Губернатор Карлин - частый гость у Александра Орлова, в СПК «Искра». Июль 2010 года. Фото из архива Doc22.

Губернатор Карлин - частый гость у Александра Орлова, в СПК «Искра». Июль 2010 года. Фото из архива Doc22.

- Александр Николаевич, как вы начинали в «Искре»?

- На этом предприятии я работаю с 2000 года. Когда меня пригласили возглавить хозяйство, его финансы, дисциплины, состояние техники и технологий были ужасающими. Надо было менять все. Глубоко убежден, что сложности закаляют и заставляют искать оптимальный выход. Даже сегодня, в условиях вступления в ВТО, надо извлекать уроки и искать пути решения, а не кричать на всех углах о своих проблемах. Только в этом случае возможен результат. Вот и тогда, засучив рукава, взялся за работу…

Первым шагом стало создание работоспособного коллектива, объединить тех, кто готов трудиться. А потому от некоторых работников пришлось избавляться.

- Как у Ленина, чтобы объединиться, надо сначала разъединиться?..

- Вот-вот! Особо подчеркну, что большая часть селян – приличные, трудолюбивые люди, для которых смысл жизни – работа, семья. Им надо было тогда просто помочь поверить в себя, в наш общий труд, который только и может улучшить нашу жизнь. Рассчитывать сегодня мы можем только на себя, а не на государство, которое установило такие правила игры, которые нам до сих пор непонятны.

Более трех лет потребовалось, чтобы СПК «Искра» вышла на уровень работы, который бы гарантировал достойную зарплату для членов коллектива. Подспорьем стали и внятные, доступные программы господдержки. Прежде всего краевая лизинговая программа, которую осуществлял Сибсоцбанк. Мы стартовали сразу с крупного по размерам кредита в 24 млн. рублей. Многие коллеги смотрели с удивлением на меня, считая мои действия авантюрой. Но я исходил из того, что покупка одного трактора вряд ли радикально изменит техническую и технологическую ситуацию в хозяйстве. Нужно было действовать решительно и радикально! Без этого было не выжить в новых рыночных условиях.

Одни из первых в крае мы стали приобретать дорогую, но высокоэффективную импортную технику. Тогда возникла необходимость готовить специалистов для работы на ней, отбирать даже по морально-психологическим качествам, жизненному опыту. Сегодня специалисты компании John Deere, которые в течение восьми последних лет приезжают к нам оценить эксплуатацию их техники, признаются, что наши механизаторы лучше и грамотнее используют ее, чем сами американцы. Более того, учатся у нас. То же самое говорят немцы и шведы, которые приезжают к нам, чтобы посмотреть, как мы эксплуатируем оборудование DeLaval на нашем животноводческом комплексе.   А еще говорят, что в России не умеют работать на современной технике. Это абсолютно не так!

Участие в краевой лизинговой программе позволило проверить и работу всех наших финансовых и экономических служб в жестких условиях обслуживания и возврата кредита. Оказалось, что вполне по силам работать в таких условиях. Вот тогда и включились по полной в федеральные программы технического и технологического перевооружения, без чего не добились бы нынешних результатов.

- Ну а как решали всегда самый главный и больной в России вопрос – земельный?

- Пришлось договариваться со всеми владельцами земельных паев, объяснять. А ведь многие стали связывать со своей землей какие-то несбыточные, амбициозные планы быстрого обогащения и безбедного существования. На это ушло два-три года. Оценили стоимость земельных участков, находящихся в паевой собственности. Убедили собственников в перспективности продажи своей земли с гарантией работы на этой же земле и поддержки новым собственником личных подсобных хозяйств. А без личного подворья невозможна жизнь в сельской местности. Сегодня я очень благодарен людям, что они, неторопливо и основательно обдумав этот шаг, все-таки приняли правильное решение о продаже своих паев. В результате удалось объединить в СПК «Искра» 5900 га земли. А эта земля теперь могла выступать в качестве залога при получении банковских кредитов, без которых сельхозпредприятие не может развиваться.  В 2005-2007 годах мы активно привлекали кредитные ресурсы. «Искра» кредитовалась в Россельхозбанке, Сбербанке. Хотелось бы отметить незаурядность тогдашнего руководителя Алтайсбербанка Владимира Филимоновича Песоцкого, поддержке которого во многом обязано наше хозяйство. Как он разбирался в реальной экономике сельского хозяйства, видя перспективы и приоритеты в развитии коллективных сельхозпредприятий! Убежден: он больше, чем банкир, он – государственный человек.

- Что представляет собой сегодня СПК «Искра»?

- СПК является учредителем ООО «Островное», что в Мамонтовском районе. Ведь я оттуда родом, да и глава района уговорил заняться производством там. Там у нас и растениеводство (10 тыс. га пашни), и животноводство.  В Топчихинском районе пашенный клин составляет 16 тыс. га. Сеем все традиционный культуры – пшеницу, ячмень, овес, просо, немного гречихи, подсолнечник. Выращиваем скороспелые сорта кукурузы на зерно. Ну и кормовые культуры. Молочное животноводство – 900 дойных коров в Фунтиках и 340 - в Мамонтово. Наше хозяйство получило статус племенного репродуктора. Кормами себя полностью обеспечиваем сами. В планах - организация комбикормового производства. Надеемся к концу ноября запустить комбикормовый завод. Нам уже понятно, как реализовывать этот проект и какую отдачу он нам даст. Мы стараемся в каждом виде производства создавать максимальную добавленную стоимость.

Doc22.ru Дойное стадо СПК «Искра» - более 1200 голов.

Дойное стадо СПК «Искра» - более 1200 голов.

- Вы рассказали о техническом переоснащении хозяйства. А как с технологическим обновлением?

- Я принципиальный и ярый противник некоторых новомодных и, к сожалению, широко пропагандируемых некоторыми чиновниками технологий. К примеру, No-Till, основанной на 100-процентном применении химии, удобрений, гербицидов. Это не наш путь!   А ведь под эту технологии заточено за рубежом производство сельхозтехники, удобрения, которые российские сельхозтоваропроизводители вынуждены потом покупать за рубежом. А вот специалисты «Искры» посчитали и признали невыгодным и малоэффективным применять эту технологию, вообще применять химические удобрения. Разумно организованный севооборот приносит больше результатов, при этом в естественных условиях сохраняется плодородие почвы. И в результате «Искра» по урожайности – одно из лучших хозяйств района. Ведь урожайность зерновых 22-24 ц/га – очень неплохой результат!  К тому же сегодня нам важно не столько получить рекордный урожай, сколько добиться высокой рентабельности производства посредством снижения себестоимости. При этом нас не интересует, в какой строчке «турнирной таблицы» мы окажемся со своими показателями по урожайности или надоям. Поэтому и работают в «Искре» спокойно, без спешки. Убежден, что погоня за гектарами, центнерами и литрами – порочная практика, которая вредит качеству. Современное высокотехнологичное сельское хозяйство  не терпит авралов и штурмовщины. Нужна стабильная, спокойная и системная работа. Как в животноводстве, так и растениеводстве, работаем чуть ли не в поминутном, в жестком графике.

Doc22.ru Уборочная кампания в хозяйстве идет организованно, без простоя техники.

Уборочная кампания в хозяйстве идет организованно, без простоя техники.

- Как сказалась прошлогодняя засуха на экономике «Искры»?

- Неурожай ударил по нам, как и по всем остальным сельхозтоваропроизводителям. СПК «Искра» недополучил продукции на сумму 44 млн. рублей. С ноября месяца пытаюсь оформить реструктуризацию своих кредитных платежей. И только месяц назад дело сдвинулось с мертвой точки!

Средний заработок по хозяйству после прошлогодней засухи упал до 14 тыс. рублей. А ведь еще недавно достигал 17 тыс. руб. Механизаторы, разумеется, зарабатывают побольше, до 30 тысяч на полевых работах. Причем мы платим всем – и механизаторам, и дояркам - твердые оклады. Может, поэтому и нет сегодня у нас проблем с кадрами, с трудовой дисциплиной. Более того, очередь выстраивается из желающих устроиться на работу в СПК «Искра». Едут к нам отовсюду, готовы на любую работу. Увы, далеко не всех можем принять…

- Наверное, не только зарплата привлекает, но и социальная сторона. Да просто хотят в деревню перебираться…

- Я всегда говорю, что тот, кто работает в сельском хозяйстве, никогда с голода не умрет. Не разбогатеет, но голодным не останется. Более того, способен вывести себя и своих близких на приличный жизненный уровень, обеспечить всем необходимым, воспитать и дать образование детям, содержать родителей и т.д.

Три-четыре года назад, когда экономика хозяйства заработала стабильно, в известном смысле стала самодостаточной, главным приоритетом стала социальная сторона. Теперь важнее построить новый дом для работника, нежели приобрести новый комбайн. А тут как раз – видно, есть Бог! – подоспела федеральная программа поддержки строительства жилья на селе. Очень хорошая программа! Ведь она позволяет приобрести в собственность новый хороший дом за 10-15 процентов от его стоимости. Мы уже построил семь домиков. Планируем еще девять возвести, а к Новому году их уже и заселить. Получится целый благоустроенный микрорайон. Мечтаю там крытый бассейн построить.

Целая новая улица появилась в Фунтиках…

Целая новая улица появилась в Фунтиках…

Вот такой благоустроенный дом возводится всего за пять дней. А хозяину он обойдется в 10 процентов от стоимости!..

Вот такой благоустроенный дом возводится всего за пять дней. А хозяину он обойдется в 10 процентов от стоимости!..

Не поверите, но пришлось несколько лет потратить, чтобы вложить каждому нашему работнику и специалисту  какие-то простые истины. Причем хочу подчеркнуть, что я как руководитель каждому своему подчиненному должен быть помощником, советчиком, опорой и поддержкой. Ведь контора хозяйства – это не офис, это как церковь, куда каждый может прийти со своими проблемами. К сожалению, сегодня местные органы власти ничего не имеют и не могут. Вот и приходится нам самим заниматься дорогами в селе Фунтики. Построили в селе освещенную хоккейную площадку с теплой раздевалкой. Теперь молодежь синяки зарабатывает не у пивного ларька, а в спортивных баталиях. Да что там! Всю социальную сферу села мы держим на своих плечах.

- А как пришли к необходимости диверсифицировать свое производство, осваивать новые направления?

- Жизнь подтолкнула! Поскольку мы производим много пшеницы, решили заняться свиноводством. Сегодня наш свинокомплекс насчитывает около 6 тыс. голов свиней при проектной мощности 15 тыс. голов. В перспективе планируем довести поголовье до 30 тысяч.  К сожалению, если еще три-четыре года назад банки охотно рассматривали такие инвестиционные проекты, то сегодня такого отношения нет: условия и процедуры привлечения банковских кредитов совершенно неприемлемы. Увы, наши банки так и не стали инструментом развития экономики, хотя раньше с ними можно было сотрудничать. Вынужден с горечью констатировать это.

- Говорят, вы сегодня и инновациями занялись?

- Нам надоело полностью зависеть от изменчивой рыночной конъюнктуры цен на пшеницу. Мы не знаем, что сеять, по каким ценам будем продавать произведенную продукцию. В этих условиях, чтобы не быть заложниками рынка, решили заняться глубокой переработкой зерна. Ведь из пшеницы можно получать такие ценные продукты, как крахмал, глюкозно-фруктозный сироп, глюкоза. Все они в России крайне востребованы, особенно в фармацевтической и пищевой промышленности, а потребности покрываются импортом, в первую очередь, из Китая. Мы изучили рынок, поработали с учеными специалистами. В частности на бийском заводе «Алтайвитамины». И в итоге создали оригинальную действующую кавитационную установку, способную извлекать эти ценные продукты из пшеницы. Получили крахмал, сиропы и глюкозу высочайшего качества. Это подтвердили оценки экспертов и специалистов. Конечно, опытный образец этой установки еще надо дорабатывать, чтобы довести ее до промышленных кондиций. Главное, что мы нашли подтверждение эффективности этой технологии и получили реальную продукцию. Однако пока наши планы дожидаются лучших времен – и в смысле финансирования, и в плане промышленного производства оборудования. Но мы к ним обязательно вернемся!..

Беседовал Артем Кудинов