18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Об этом заявил генеральный директор Ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Евгений Корчевой в интервью информационно-аналитическому порталу Doc22.

На прошлой неделе в рамках Международного продовольственного форума «Продовольственная безопасность. Аграрно-политический диалог» в Алтайском крае прошло годовое собраний ассоциации «Росагромаш», в состав ассоциации которой входят 104 российских предприятий, производящих сельхозтехнику. На их долю приходится почти 90 процентов всей выпускаемой в России техники. Генеральный директор «Росгромаша Евгений Корчевой в кулуарах совещания ответил на вопросы главного редактора Doc22 Артема Кудинова.

енеральный директор ассоциации «Росагромаш» Евгений Корчевой: у алтайского сельхозмашиностроения – большие перспективы.

Генеральный директор ассоциации «Росагромаш» Евгений Корчевой: у алтайского сельхозмашиностроения – большие перспективы.

- Евгений Анатольевич, какие проблемы планируется обсудить на вашем форуме в Барнауле?

- Следует отметить, что впервые выездное годовое собрание мы проводим за Уралом, в Алтайском крае. Планируем обсудить проблемы, которые волнуют сельхозмашиностроителей России. Главная – состояние сельского хозяйства. Мы очень сильно от него зависим, и как только начинаются какие-то проблемы в аграрном производстве, мы это сразу ощущаем: объемы приобретения сельхозтехники сокращаются. Именно это происходит сейчас. Обусловлены нынешние проблемы вступлением России в ВТО, что привело к снижению эффективности сельхозпроизводства в стране, породило неуверенность в перспективах его дальнейшего развития.   В конечном счете, это привело к снижению инвестиций  в производство, в частности, покупку новой сельхозтехники. Приобретение ее в России сократилось. Нас это сильно беспокоит.

- Что же делать?

- С начала года мы разработали «дорожную карту» развития сельского хозяйства. Это большой документ, который включает три основных блока. Первый – формирование и поддержание внутреннего спроса на российскую продукцию. Второй – стимулирование производства сельхозпродукции. И третий блок – поддержка экспорта сельхозпродукции.

Ну и, конечно, будем обсуждать наши внутриотраслевые проблемы – субсидирование производителей сельхозтехники, уровень таможенной защиты, техническое регулирование и др.

- А есть ли стратегия развития самой отрасли?

- В свое время мы ее разработали вместе с Министерством промышленности. Сегодня Стратегия трансформирована, есть программы повышения конкурентоспособности российской промышленности до 2020 года. Там есть подпрограмма, касающаяся сельхозмашиностроения. Но объем ее финансирования составляет 0 рублей 0 коп.

- Насколько, по оценкам экспертов «Росагромаша»,  эффективен разработанный правительством комплекс мер по поддержке отечественного сельхозмашиностроения?

- Комплекс есть, вот только мер нет. Было много заявлений на самом высоком уровне, поручений и инициатив правительства, планов мероприятий по поддержке российского агромашиностроения после вступления России в ВТО. Только конкретных, практических мер так и не было принято. К примеру, в Евразийской экономической комиссии больше года проводилось спецзащитное расследование  в отношении импорта комбайнов, причем по правилам ВТО. Выяснилось, что резко вырос импорт комбайнов, что он нанес ущерб отечественному производству и т.д. Планировалось ввести специальную защитную пошлину. Но Казахстан воспользовался правом вето и заблокировал это решение. А значит, и эффекта – ноль.

- А могут ли на поддержку рассчитывать не только крупные производители, но и небольшие предприятия?

- Справедливости ради, надо заметить, что зачастую они не доходят и до крупных производителей.  А вот для того, чтобы защищать интересы всех производителей сельхозтехники, и создана наша ассоциация. К примеру, до 2010 года крупная  государственная компания-монополист «Росагролизинг» работала только  с крупными компаниями, и то не со всеми. Сегодня она работает со всеми производителями сельхозтехники, даже с теми, оборот которых небольшой. И многие алтайские предприятия уже работают через «Росагролизинг». С начала этого года по решению правительства начато субсидирование производителей сельхозтехники. Еще один пример. Министерство сельского хозяйства подготовило проект документа, согласно которому субсидированию подлежало только производство комбайнов и тракторов. «Росагромаш»  категорически выступили против этого, предлагая расширить перечень субсидируемой продукции. Дошли до вице-премьера Аркадия Дворковича, заявив: «Либо нам вообще эта субсидия не нужна, либо она будет на все – от маленького плуга до мощного трактора!». И к нашему консолидированному мнению правительство прислушалось, несмотря на  возражения минсельхоза, министерства промышленности. В итоге программа субсидирования стала открытой для всех, в том числе и для небольших предприятий.

- Как вы оцениваете опыт создания и работы Алтайского сельхозмашиностроительного кластера?

- Исключительно позитивно! Во-первых, у сельхозмашиностроения на Алтае очень большие перспективы. Ведь здесь очень сильное сельхозпроизводство, оно динамично развивается и будет развиваться и впредь.  А производители техники должны приближаться к рынку сбыта своей  продукции. Поэтому у Алтайского края хорошие перспективы в развитии отрасли. Жалко, что закрыли здесь ряд заводов, к примеру, «Алттрак» и АМЗ. Их закрытие было большой ошибкой, но это вопрос к государству и менеджменту компаний. Объединение предприятий дает им возможность добиваться многого, лоббировать свои интересы. К тому же развиваются кооперационные связи. Поэтому любое объединение выгодно всем участникам.

- С вашей точки зрения, у региональной власти есть какие-то инструменты поддержки предприятий отрасли?

- По опыту работы «Росагромаша», региональные власти более отзывчивы к нуждам и запросам отрасли, нежели федеральные, которые больше заняты глобальными проблемами, весьма далекими от интересов реального сектора экономики. Региональные власти заботятся о создании новых рабочих мест, поступлении налогов, поэтому больше заботятся о развитии производства. Но при всем желании в регионах очень ограничены возможности, в первую очередь, финансовые, юридические. Находить средства очень сложно, когда на краевой власти висит огромная социальная сфера. Реальная поддержка есть, но размер ее, увы, невелик. 

- А может, проблемы отрасли, ее конкурентоспособности обусловлены неготовностью российских предприятий, неразворотливостью и ригидностью их менеджмента?

- Категорически утверждаю: наши проблемы – не внутри заводов  Разрабатываются новые образцы техники, растет экспорт. Главная проблема – процентные ставки по кредитам. Как вы можете открывать новые производства или расширять и модернизировать существующие мощности, наращивать объемы, создавать новые рабочие места, если проценты по кредиту 15-16 годовых? Это выше рентабельности предприятий! В то время, как наши коллеги за рубежом привлекают заемные средства под 1-2 процента, и то считают, что это дорого. То же самое налоги. Если мы заработали какую-то прибыль и вкладываем ее в развитие производства, то половину этих денег мы отдаем в виде налогов. А за рубежом инвестиции в основные средства эти капиталовложения вообще не облагаются налогами. Вот и как, спрашивается, в этих условиях конкурировать, развиваться?

А ведь есть еще и проблемы энерготарифов, которые в США или Канаде ниже российских на 20-30 процентов. Стоимость газа во всем мире, за исключением стран Евросоюза, ниже, чем в России. А как без электроэнергии природного газа работать такому энергоемкому производству, как сельхозмашиностроение? Добавим к этому коррупцию, сложную логистику. Поэтому те, кто сегодня выпускает сельхозтехнику в России, - это настоящий герои социалистического труда! Вот на одном из таких «героических» предприятий мы побывали. Это Алтайский завод прецизионных изделий. Мы сверхконкурентоспособны с учетом тех условий, в которых работаем. 

Подготовил Артем Кудинов