18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Недавно Алтайский край вновь посетила очередная делегация из Поднебесной.

Китайские чиновники интересовались нашим АПК и обещали многомиллионные капвложения. Однако таких обещаний мы слышали немало и прежде. Тем не менее сегодня присутствие китайского капитала в региональном сельхозпроизводстве ограничивается только ООО с экзотическим (если не сказать больше) названием«Вань Юань Плотава», что было создано в селе Плотава Баевского района. Да и то, говорят, находится в стадии банкротство: китайские инвесторы давно не вкладывали средств в его развитие.


КИТАЙСКАЯ ХИТРОСТЬ.


А ведь как все многообещающе начиналось несколько лет назад! Крестьяне рассчитывали, что добросовестный и трудолюбивый иностранный собственник наладит работу, восстановит производство. Чиновники планировали серьезно поправить показатели инвестиционной активности. Журналисты толпами ездили в Баевский район. Китайцы, действительно, вложили в хозяйство несколько миллионов рублей. Закупили семена, горючее, гербициды, необходимые запчасти. Посеяли пшеницу, подсолнечник. Собирались выращивать в теплицах огурцы и помидоры. Собирались приехать из КНР и животноводы, закупить племенной скот.

 

Однако надежды на то, что «Вань Юань Плотава» станет локомотивом агропроизводства на Алтае, за которым потянутся и другие инвесторы из-за рубежа, не оправдались. Может, вовсе не кормить жителей края сельхозпродукцией собирались ушлые и активные китайцы, а планировали решить какие-то свои стратегические задачи?


Сегодня на планете бушует мировой продовольственный кризис. В мире голодают около 850 млн. человек, каждые шесть секунд из-за недоедания умирает один ребёнок. И страны, в которых недостаточно собственных земель сельхозназначения, обращают свои взоры к более богатым в этом плане государствам. 


Некоторые из таких «земельнодефицитных» стран, такие, например, как Индия и Китай, для решения продовольственной проблемы даже принимают специальные программы скупки земли за рубежом. Оно и понятно: к примеру, наш южный сосед владеет менее 10 процентами сельхозугодий в мире, а в сельской местности Поднебесной проживает почти половина крестьян планеты. Новая правительственная программа Китая поощряет фермеров, покупающих пашни за границей: так одновременно решаются две проблемы – увеличивается поставка продуктов и уменьшается крестьянская безработица.


Российское законодательство запрещает продажу земель иностранцам, однако последние втихую всё же приобретают российские пашенные земли. Используя то подставные фирмы, то прорехи в законодательстве, иностранные компании скупают всё новые и новые отечественные сельхозугодья. Точной статистики количества уже проданной зарубежным инвесторам  российской земли не существует. Но, по оценкам генерального директора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрия Рылько, сделанным на недавнем «Зерновом форуме» в Белокурихе, даже без учёта Дальнего Востока, где давно хозяйничают китайцы, иностранцы контролируют у нас как минимум около 1 млн. гектаров пашни. Только один шведский инвестиционный фонд Black Earth Farming, по его же собственным данным, контролирует через российские компании 300 тыс. гектаров сельхозугодий.
 

Глядя на своих «старших партнеров», стараются не отстать от зарубежных коллег и российские инвестиционные компании или банки. Так, член правления холдинга «Финам» Владислав Кочетков недавно заявил, что в планах аффилированного с ним «Бинбанка» предусмотрены сделки по приобретению земель сельхозназначения в Ставрополье, Алтайском крае (sic!), Центрально-Черноземном и Краснодарском регионах. Объем портфеля  — несколько миллиардов рублей инвестиций. Кто может гарантировать, что за российскими инвесторами не стоят иностранные покупатели?.. Не хотелось, чтобы российские власти выглядели как собака на сене. Особенно в условиях, когда миллионы гектаров земель сельхозназначения по стране стоят брошенными. Казалось бы, какая разница, кто на ней хозяйничает? Так-то оно так. Но, думается, сейчас, когда стратегическим ресурсом глобального свойства постепенно становятся не энергоносители, а земля и вода, процесс оборота земель сельхозназначения в стране не должен носить бесконтрольный и коррумпированный характер.


ПОЧЕМ ЗЕМЛИЦА?

Привлекает в российской земле её дешевизна. И это при том, что по своему плодородию и качеству российские пашни давно признаются лучшими в мире.  Самые дорогие земли – на юге России. Так, цена 1 га в Краснодарском крае может достигать 5000 долларов, тогда как в Воронежской области он стоит 700–800, в Липецкой – 320, а на Алтае – 20–40 долларов (?!). По данным компании «Разгуляй», средняя стоимость приобретения земли в России для агрохолдинга составляет около 1000 долларов за 1 гектар плюс затраты на оформление этой земли в собственность – это ещё 400–500 долларов.
 

 

  

Земля на Алтае стоит в 1200 (!!!) раз дешевле, чем в Бельгии

 

Для сравнения: в Аргентине 1 гектар стоит 4400–7800 долларов, во Франции – в среднем 5100, в Испании – 14 500, в Бельгии – 26 000, на востоке США – 13 200–32 000 долларов. К тому же земли в России предостаточно. По данным ИКАР, на одного жителя России приходится 803 тыс. гектаров пашни. Для сравнения: в США этот показатель равен 574 тыс. гектаров, во Франции – 289 тыс., в Германии – 189 тыс., в Индии – 141 тыс., в Китае – 108 тыс., то есть почти в восемь раз меньше, чем у россиянина. А уж если принять в расчет проблемы с собственностью на землю и коррумпированность нашего чиновничества, то купля-продажа земель сельхозназначения является одной из самых криминализированных сфер.
 
А потому покупка земли осуществляется, что называется, втихую, исподволь. Среди крупнейших покупателей шведы, казахи и даже датчане с литовцами. Это уже миллионы га, причем официальные суммы, заплаченные за нашу пашню, не корреспондируются с реальной площадью проданной плодородной земли. В том числе и у нас, в Алтайском крае. Нелегально складываются огромные латифундии, подконтрольные иностранному капиталу, в которых уже в ближайшем будущем может не оказаться места российскому крестьянину с его традиционным укладом жизни и хозяйствования.

 

 

 

 

В ОЖИДАНИИ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ИНВЕСТОРА

 

По мнению специалистов, главной причиной существующего положения дел является неурегулированность земельного вопроса. Причем «не утрясен» он на федеральном уровне. А в Алтайском крае усугубляется проблема чрезвычайной раздробленностью земельных паев, сложностью их консолидации и аккумулирования в руках эффективного и легального собственника. Как правило, процесс происходит в крайне сомнительных, с точки зрения закона, условиях и сопровождается скандалами. Кстати, краевые власти прекрасно осознают сложность решений этой проблемы и готовы всячески содействовать законной и экономически обоснованной концентрации земли. А потребность в такой концентрации давно назрела, ведь доля крупных сельхозтоваропроизводителя в общем объеме агропроизводства растет год от года. 


К тому же сельское хозяйство играет существенную роль в формировании экономики края – на его долю приходится около 17% валового регионального продукта, в то время как по России в целом только около 4%. А за последние годы инвестиции в АПК края выросли более чем в 3 раза.  Достаточно сказать, что в прошлом году для получения господдержки из Алтайского края было представлено 19 инвестпроектов, из них больше половины являлись объектами мясного и молочного скотоводства. В целом общий объем требуемых инвестиций по заявленным проектам составляет 21,05 млрд. рублей. 
 

Очевидно, что пока значительный объем инвестиций в товарное сельхозпроизводство нашего региона продолжает идти по линии государства или субсидируется им. Только на  финансовую поддержу с его стороны и  могут пока рассчитывать крестьяне. Достаточно сказать, что опираясь на госпомощь, алтайские аграрии закупили в прошлом (весьма непростом, надо заметить) году сельхозтехники на 4 млрд. руб. Пока же, по мнению замначальника Главного управления сельского хозяйства Алтайского края Владимира Попрядухина, основными факторами инвестиционной привлекательности АПК Алтайского края выступают наличие различных почвенно-климатических зон, позволяющих заниматься производством всех видов сельскохозяйственной продукции. Большое количество площадей позволяет обеспечивать ежегодную устойчивость производства, а наличие на территории края крупных научных центров, институтов и учебных заведений сельскохозяйственного профиля позволяет выстраивать обоснованную стратегию агропроизводства. Остается ждать, когда потенциальные инвесторы, в том числе и иностранные,  отреагируют на эти факторы, и инвестиции в АПК региона потекут рекой.

 

  

Ежегодный рост объемов инвестиций в сельскую экономику (по крупным и средним предприятиям): 2003 год- 1465,8 млн.рублей, 2004 год – 1525,4 млн.рублей, 2005 год – 1630,4 млн.рублей,  2006 год – 2538,8 млн.рублей, 2007 год – 4176,5 млн.рублей. Фактически, по данным Главного управления сельского хозяйства (все категории хозяйств) объем инвестиций в основной капитал в 2007 году составил более 8 млрд. рублей, в 2008 году – порядка 11 млрд. рублей.   
 

 

 

Артем КУДИНОВ