18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Союз промышленников Алтайского края подвел предварительные итоги работы отрасли в 2011 году на общем собрании, которое проходило на прошлой неделе в Белокурихе. Участие в работе Союза принял губернатор Алтайского края Александр Карлин. В повестке обсуждения – вопросы тарифной и налоговой политики на 2012 год, оценка экономической ситуации на промышленных предприятиях региона. И, конечно, тема предстоящих выборов во все уровни законодательной власти.

По выборной теме, по крайней мере, публично, промышленники говорили крайне лаконично. Первый вопрос повестки, по сути, уложился в сентенцию президента Союза, генерального директора ФНПЦ «Алтай» Александра Жаркова, обращенную к директорскому корпусу, о важности активного участия крупных промышленников в парламентских выборах. Аргумент Жаркова был весом и логичен и сводился к следующему: промышленные предприятия являются основными налогоплательщиками, следовательно, и влиять на распределение бюджетных средств по различным статьям расходов директорский корпус имеет не меньшее право, чем депутаты из других сфер. Президент Союза промышленников Алтайского края выразил надежду, что депутатов-промышленников в АКЗС нового созыва окажется простое большинство. С этим никто не спорил.

Вообще, директорский корпус пребывал, можно сказать, в весьма неплохом настроении. Экономика демонстрирует подъем, поступательно развивается, растут инвестиции, объемы производства. Материалы о состоянии реального сектора экономики региона были у всех на руках, в том числе на столе перед губернатором. Александр Карлин, несмотря на то, что наверняка все цифры и тренды знал наизусть, взял слово и изложил свое понимание ситуации в отрасли:

- Мне положили справку о развитии промышленности и энергетики в Алтайском крае за 2006-2011 годы. Здесь есть ряд цифр довольно оптимистических: мы довольно хорошо выглядим по сравнению с показателями по стране в целом и по Сибири. Индекс промышленного производства в крае с 2005 по 2010 год вырос на 143, 8 %. За это же время ИПП по Сибири вырос на 14,3 %, а в России - на 12,1 %. Мы здесь, конечно же, историю знаем хорошо (она не такая давняя): 2005 год был неблагоприятным с точки зрения темпов экономического, промышленного развития Алтайского края. И ИПП был по итогам 2005 года порядка 93 %, поэтому у нас, конечно же, база другая... Но, тем не менее, из песни слов не выкинешь.

Объем отгруженных товаров в промышленности за этот же период возрос в действующих ценах с 84,4 млрд. рублей до 195,5 млрд. рулей. В текущем году ожидается общий объем реализации 230 млрд. рублей.

Вот здесь есть такой показатель, что за это же время среднесписочная численность занятых в промышленности сократилась на 33 %. Откровенно говорю, что понимаю весь экономический смысл, который несет этот показатель. Но вместе с тем, эта цифра вызывает двоякое отношение. С одной стороны, это говорит о производительности труда. С одной стороны, хорошо, что мы постоянно ориентируемся на повышение производительности труда в экономике в целом и в промышленности в частности, поскольку производительность труда отстает от аналогичных показателей в большинстве развитых стран. С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что это высвобождение большого количества реальных тружеников, и мы сегодня говорим о том, что мы активно развиваем сферу услуг, другие отрасли экономики. Но тем не менее, мы, наверное, не готовы такое количество высвобождающихся воспринимать в других отраслях. Я думаю, что все же, имея в виду груз нашей общей социальной ответственности, в том числе, большое количество незанятых (до сих пор этот показатель остается высоким в регионе), это 27 тыс. человек. Для меня было бы более позитивно, если бы мы добивались повышения производительности с одновременным активным созданием новых рабочих мест. Ясно, что лучше, если бы эти места были высокотехнологичны, мы знаем о задаче, которую поставил Президент России о создании в стране 25 млн. новых рабочих мест именно высокотехнологичных. Есть такая проблема. Особенно ее усугубил глобальный финансово-экономический кризис. Я достаточно часто бываю на промышленных предприятиях, стараюсь вникать в состояние дел.

Недавно был на «Алтай-коксе» - флагмане черной металлургии в Алтайском крае. Да, радует, что предприятие вышло на хорошие темпы, что по целому ряду показателей это предприятие является флагманом в российском производстве кокса. В Алтайском крае производится 11 % кокса, который выпускается в России. Мы имеем самую крупную и самую современную коксовую батарею. Все так. Но за последние несколько лет мы существенно сократили число работающих на этом предприятии. Собственники очень энергично заботясь об основном производстве, освободились от значительного числа мелких производств. Да, часть из них были непрофильными активами для этого бизнеса, часть отличалась не самой высокой производительностью труда и уровнем организации производства. Но, тем не менее, это были живые рабочие места, которые давали хлеб не одной тысяче человек вокруг коксохима. Вот мне говорят, ну какое отношение имеет к коксохимическому производству мебельное производство, которое было. К коксохимическому производству, наверное, мало имеет отношения, но к городу Заринску и Алтайскому краю большое отношение имеет… И вот, с одной стороны, да, хорошие технико-экономические показатели, неплохой уровень заработной платы на предприятии. Но такое монопрофильное производство с такой узкой технологической базой значительно сокращает возможности маневра в случае каких-либо катаклизмов, в том числе финансово-экономических. И таким образом, освобождаясь от непрофильных бизнесов (на мой взгляд, думаю, что я здесь не очень ошибаюсь) мы создаем дополнительные угрозы для этого бизнеса. Поэтому хотелось бы, чтобы вот эти процессы - где-то они, возможно, неизбежны - несли в себе начало разумности и социальной ответственности. Мы должны понимать, где мы такие процедуры очень энергично осуществляем: или в крупном городе миллионнике, где есть возможность воспринять на рынке труда такое количество высвобожденных работников. Или это в городе Заринске, где, по сути дела, никаких других производств нет. Нам бы хотелось, чтобы мы в полосы кризисные входили реже, и эти потрясения были минимальны. Но, тем не менее, мы должны понимать, что мы должны из них выходить. Мы можем облегчить себе прохождение этих сложных периодов.

Алтайский край обладает не такими большими возможностями оказания господдержки промышленным предприятиям. Тем не менее, примеры оказания помощи есть. С 2007 по 2010 год на субсидирование части банковской процентной ставки в промышленный сектор направлено 408 млн. рублей, на субсидирование налога на имущество – 30 млн. рублей, мы через механизм краевого лизинга использовали средства на приобретение технологического оборудования. Считаю, что это также существенная поддержка. А предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности получают поддержку в формате господдержки АПК.

В том числе за счет государственной поддержки мы сегодня имеем самую передовую в России мукомольную, крупяную, макаронную промышленность, сыродельческую отрасль. Мы сегодня выводим на передовые позиции в стране производство растительного масла (реально функционирует предприятие «АгроСиб-Раздолье» с объемом переработки 170 тыс. тонн маслосемян в год). Это многомиллиардные инвестиции, это самое передовое производство, оснащенное европейским оборудованием. Мы единственные в России, кто в сыродельческой промышленности использует роботов. Нанотехнологии используются достаточно широко в молочной промышленности Алтайского края. Это, в том числе, следствие государственной поддержки отрасли, но в целом данная работа проводится нашими совместными усилиями. В том числе господдержка и наш потенциал и технический, и технологический, и научный – все это, по сути дела, меняет картину региона и инфраструктурное лицо региона, и лицо промышленности и науки. Мы сегодня имеем целый ряд производств передовых в стране.

Встречался с руководителями и собственниками предприятия «Алтайвагон». В ближайшее время будет произведен вагон, равного которому нет не только в России, но и в Европе. Он спроектирован по американским технологиям, его возможности перевозки увеличатся не менее чем на 12 % по сравнению с действующим подвижным составом. Я не говорю о том, какой уровень производства используется здесь. Линия по производству вагонных пар работает на Алтайвагоне уже полтора года. Всего лишь несколько месяцев назад подобную линию открыли на предприятии «Уралвагон». И горнорудная промышленность хорошо идет, и в деревообработке регион - лидер в стране. Ни одного кубометра древесины не вывозим из Алтайского края.

Всего лишь в стране 2-3 примера комплексной газификации городов, как в Белокурихе. Как признал Валентин Избицких (генеральный директор ОАО «Росгазификация» - прим. ред.), во многих территориях компания работает, в нескольких компания реализовала крупные проекты, но что касается инвестиционного климата и условий для бизнеса, я всем говорю, эти условия оптимальные и лучших я не встречал.

Сердцу дышится легко в Алтайском крае – я вам ответственно заявляю.

Считаю, что взаимодействие с вашей корпорацией сложилось в целом достойное и по созданию рабочих мест. В крае реализована одна из самых емких в России программ по снижению напряженности на рынке труда, которая принималась в контексте глобального финансово-экономического кризиса. Наша программа по объему консолидированных ресурсов – пятая в стране. И первые три позиции в стране по успешности реализации программы. Таково мнение руководителя федеральной службы по труду и занятости.

Заработная плата. Позицию мою вы знаете… Она должна быть не ниже, чем на аналогичных производствах в других регионах. Если мы будет постоянно ориентироваться на среднерегиональные зарплаты, то мы не выйдем из порочного круга, в котором находимся. Это достижимо.

Недавно был на Степном руднике в Змеиногорском районе, очень интересное месторождение по добыче до полумиллиона тонн полиметаллической руды в год. Руководители компании «Сибирь-Полиметаллы» докладывают, что заработная плата на этом предприятии выше, чем на аналогичных предприятиях в других регионах Сибири, включая и Кузбасс. Правильный, хороший подход.

По условиям труда – статистика в общем благополучная с точки зрения производственного травматизма. Но тем не менее каждая потерянная жизнь – это серьезный удар по авторитету и власти, и бизнеса. Поэтому здесь необходимо продолжать работу по сертификации рабочих мест. Просто это требования сегодняшнего дня. Достаточно высокий уровень травматизма имеет строительная отрасль, еще ряд производств.

Считаю, что в последнее время вместе с вами ряд очень хороших инициатив проявили и достойным образом. В России таких примеров много – того, что мы называем поддержкой человека труда. Конкурсы профессионального мастерства (управление по промышленности и энергетике, при активной поддержке Союза промышленников) - это стоит не так дорого. Но эффект от этого и общественное восприятие лица бизнеса и власти многажды выше, чем те средства, которые мы вместе направляем. Эту работу необходимо продолжать и расширять по различным профессиональным группам, особенно актуальна тема поддержки молодых рабочих.

В той статистике, которую вы приводили, присутствует и строительная отрасль. По строительной отрасли – как бы вам сказать поточнее? - она ведет себя как подросток в очень сложном возрастном отрезке. То она демонстрирует очень приличные показатели, то ее немножко «заколбасит». Но нет стабильности. Что бы хотелось? Мы ведь бюджет принимаем на 3 года, и государственные инвестиции - это работа для строителей. Эти инвестиции прописаны на 3 года вперед и на 2012, 2013 и 2014-й.

Мы очень серьезные проекты в настоящее время реализуем по развитию ОЭЗ, игорной зоны. Два объекта - «Белокуриха-2» и «Бийск – Золотые ворота Алтая» - включены в государственную программу развития внутреннего и въездного туризма. Это список я мог бы продолжать и продолжать… Таким образом, мы даем строительной отрасли очень серьезную долгосрочную работу и в дорожном, и в промышленном строительстве, и в строительстве социальных объектов. Хотелось бы, чтобы такая же стабильность сохранялась и на рынке жилищного строительства.

Во время рабочего визита в Алтайский край Президента России Дмитрия Медведева я обратился к нему с рядом просьб, в том числе, речь идет о выделении средств для инженерного обустройства площадок с целью строительства нового жилья в Барнауле. Такая поддержка была обещана и поручения направлены. Из набора самых важных для региона проблем я выбрал несколько наиважнейших, в том числе просьбу о поддержке строительной отрасли. Хотелось бы, чтобы строительный бизнес вел себя более спокойно, не суетился, ничего не боялся. Никто не сократит. Работы для вас будет больше и больше. Вы формируйте нормальный бизнес, делайте его более прозрачным. Создавайте серьезные производственные коллективы, нормальную производственную базу. И в строительстве, и в промышленности.

Давайте серьезным образом стимулировать внутрирегиональную миграцию рабочей силы. От слов наконец перейдем к делу. Я уже несколько лет предлагаю организовать несколько нормальных рабочих общежитий. Давайте вскладчину построим эти объекты. Привлечем малый бизнес, который будет эксплуатировать эти общежития как вид бизнес-деятельности. Дадим возможность нашей молодежи из малых городов и сельской местности не уезжать на тридевять земель, а легко переезжать. У нас прекрасные дороги – лучшие в Сибири, у нас транспорт нормально функционирует. Вполне возможно на неделю переезжать в крупные города, либо на площадки, где ведутся крупные строительные работы. Вы поймите – не рвутся социальные связи, не рушится семья. И все здесь - у нас в Алтайском крае! Понимание в любом случае должно прийти раньше, чем мы потеряем серьезные значимые профгруппы, молодую составляющую часть.

Президенту было предложено поддержать нас в двух очень серьезных проектах. Что такое аграрный университет федерального уровня? Это концентрация потенциала, который у нас есть. С другой стороны – это возможность опоры на серьезные федеральные ресурсы, статус федерального университета дает это. Возможно строительство современного кампуса – мы к этому готовы. У нас есть варианты площадок для этого и проекты.

Мы по науке серьезно работаем. Практически решен вопрос о создании научно-исследовательского института животноводства совместно с Россельхозакадемией. Это необходимо для нас, мы уже по поголовью крупного рогатого скота подходим к миллиону. Нельзя развивать отрасль без научного сопровождения.

Мы очень интересной площадкой становимся в космической отрасли. Продолжается строительство нашего Алтайского оптико-лазерного центра. Мы получаем по своим техническим возможностям самый передовой в мире объект после монтажа оборудования и сдачи второй очереди оптико-лазерного центра. Кроме всего прочего, в регионе разворачивается ряд объектов, которые позволят защищать нас от потенциальных военных угроз из космоса. Таким образом, Алтайский край занимает важнейшее место в формировании этого типа обороны страны. Мы другими становимся. Потихоньку-потихоньку из фуфайки-то вырастаем. Это правильно, так и должно быть!..

Защита интересов бизнеса. Евгений Карлович (Ганеман, исполнительный директор СПА), просил бы вас выстроить механизм передачи оперативной информации о возникновении неблагополучных ситуаций с точки зрения взаимодействия с естественными монополиями. Уже второй сигнал получил о проблеме контейнерных перевозок на железной дороге. В Камне-на-Оби вообще ликвидируется контейнерная площадка и обслуживание контейнеров в формате 3 и 5 тонн, руководством ОАО «РЖД» предполагается организация перевозок только крупными 20-тонными контейнерами, что является очень существенным ограничением для небольших предприятий Алтайского края. Еще одна проблема связана с решением Гостехнадзора о запрете использования открытых плавильных печей. Это может привести к полной остановке одного из значимых предприятий в Камне-на-Оби («Каменский металлозавод» - прим. Ред.), где трудится порядка 300 человек.