18+

За первую половину 2019 года в Алтайском крае выдано ипотечных кредитов на сумму 14,6 млрд рублей.

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
 
  
 
 

 

Материалы к выступлению

начальника управления Алтайского края по строительству и архитектуре

А.А. Мишустина на Координационном совете Администрации Алтайского края по реализации приоритетных национальных проектов

 

4 марта 2010 года


 

Реализация приоритетного национального проекта

«Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

Итоги 2009 года, планы на 2010 год

 

Негативные процессы в экономике страны и ее субъектах, обусловленные влиянием мирового финансово-экономического кризиса, продолжали оказывать существенное влияние на деятельность строительной отрасли в 2009 году и перспективы ее работы в последующие годы.

 

Они проявились в снижении объемов освоенных инвестиций и объемов подрядных работ, которые в 2009 году составили к уровню 2008 года соответственно 78,5 и 70,3 процентов.

  

 

Существенно снизились и объемы производства строительных материалов в связи с падением спроса на них.

 

 

 

В условиях резкого снижения объемов капитальных вложений, главной социальной задачей органов власти, строительного комплекса стало повышение эффективности их использования и сохранение объемов жилищного строительства в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

 

В этих целях в 2009 году была продолжена системная работа по обеспечению в Алтайском крае развития инвестиционно-строительной деятельности, реализации приоритетного национального проекта  «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», поручений по нему Президента и Правительства Российской Федерации, целью которых является комплексное решение проблем создания и сохранения устойчиво функционирующей и развивающейся жилищной сферы.

 

Данная работа осуществлялась по следующим направлениям:

 

Первое – создание и совершенствование нормативной правовой базы градостроительной деятельности и территориальное планирование.

 

В соответствии с Согласованным с Министерством регионального развития Российской Федерации и утвержденным Губернатором края Планом реализации в Алтайском крае приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» были подготовлены и в установленном порядке утверждены нормативные правовые акты о градостроительной деятельности.

 

В 2009 году приняты следующие нормативные правовые акты Алтайского края в области градостроительства:
  • постановление Администрации Алтайского края от 06.02.2009 № 45 «О создании Единого информационного банка данных субъектов градостроительной деятельности в Алтайском крае»;
  • постановление Администрации Алтайского края от 14.10.2009 № 431 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Алтайского края»;
  • закон Алтайского края «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края» от 29 декабря 2009 № 120-ЗС.
 
 

Утверждена постановлением Администрации края Схема территориального планирования Алтайского края – одна из первых в Сибирском Федеральном округе.

  

 

 

План реализации Схемы территориального планирования Алтайского края на 2010-2012 годы находится на визировании в Администрации края.

 

В крае к 1 января 2012 года должны быть разработаны и утверждены 60 схем территориального планирования муниципальных районов, 11 генеральных планов городских округов, 718 генеральных планов сельских поселений и 6

генеральных планов городских поселений.

 

По состоянию на 1 марта 2010 года из 60-ти муниципальных районов края работа по территориальному планированию ведется в 58-ми районах, из них:

  • утверждены схемы территориального планирования 14-ти районов;
  • согласованы Администрацией края и направлены на утверждение в органы местного самоуправления схемы территориального планирования 2-х  районов;
  • находятся на согласовании на краевом и местном уровнях схемы территориального планирования 25-ти районов;
  • разрабатываются схемы территориального планирования 17-ти  районов.
  • Не приступили к разработке схем территориального планирования в   2-х районах: Ельцовском и Солтонском.
 

В эти районы направлены типовые формы для подготовки конкурсной документации по схемам территориального планирования муниципальных районов и письма с разъяснением необходимости принятия безотлагательных, экстренных мер для разработки документов территориального планирования.

 

За счет средств муниципальных образований разработаны генеральные планы во всех 11-ти городских округах, из них:

  • утверждены  генеральные планы 2-х городских округов - городов Барнаула и Рубцовска;
  • согласованы Администрацией края и направлены на утверждение в органы местного самоуправления проекты генеральных планов 2-х городских округов (городов Бийска, Ярового);
  • проекты генеральных планов 7-ми городских округов находятся на согласовании на местном и краевом уровнях (городов Алейска, Белокурихи, Заринска, Камня-на-Оби, Новоалтайска, Славгорода, ЗАТО Сибирский).
 

Из 724-х поселений края разрабатываются генеральные планы 93-х поселений.

 

Администрацией края в 2009 году выделено 3 млн. 400 тыс. рублей на завершение разработки документов территориального планирования 5-ти муниципальных районов, в которых планируется реализация значимых инвестиционных проектов.

 

Основной проблемой при разработке градостроительной документации был и остается недостаток средств местных бюджетов для финансирования работ по уже заключенным контрактам.

 

В настоящее время восемьдесят процентов проектов разработаны или в стадии завершения, но не оплачиваются. Общая стоимость проектов по заключенным контрактам составляет около 140 млн. рублей, из них оплачено порядка 71 млн. рублей.

         

Второе направление - сохранение в условиях финансового кризиса задела и объемов ввода жилых домов

  Для эффективного использования бюджетных средств, направляемых на развитие жилищного строительства, в 2009 году разработаны, приняты и реализуются 13 нормативных правовых актов и Соглашения.

 
Нормативные правовые акты,  принятые в целях  реализации федеральной целевой программы  «Жилище» - Законы Алтайского края:
  • от 4 мая 2009 г. № 31-ЗС «О внесении изменений в приложение к закону Алтайского края
    «Об утверждении краевой целевой программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае» на 2004-2010 годы»;
  • от 11 июня 2009 г. № 41-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края  «Об утверждении краевой целевой  программы  «Социальное развитие села до 2010 года»;
  • от 7 октября 2009 г. № 73-ЗС «О внесении изменений в статьи 1 и 5 закона Алтайского края
    «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов»;
 - постановления Администрации края:
  • от 5 марта 2009 г. № 75 «Об утверждении краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья» на 2009 год»;
  • от 18 марта 2009 г. № 95 «О внесении изменений в постановление Администрации края от 06.10.2006 № 407
    «Об утверждении Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае»;
  • от 9 июня 2009 г. № 238 «Об утверждении положения о предоставлении государственных гарантий
    Алтайского края по заимствованиям, осуществляемым застройщиками на цели завершения строительства многоквартирных жилых домов в 2009 - 2010 годах»;
  • от 10 июня 2009 г. № 246 «Об утверждении Порядка предоставления средств краевого бюджета
    на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края,  в том числе молодым семьям и молодым специалистам»;
  • от 20 июля 2009 г. № 324 «Об утверждении порядка формирования списков молодых семей - участников краевой целевой программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае» на 2004 - 2010 годы»;
 - соглашения:
  • от 6 февраля 2009 г. о взаимодействии (сотрудничестве) между Администрацией Алтайского края и Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства;
  • о взаимодействии Администрации Алтайского края и органами местного самоуправления  в области реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»;
  • от 20 мая 2009 г. № 156/09 о предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджету Алтайского края на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) на реализацию мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы;
  •  от 23 июля 2009 г. № 320 между Министерством регионального развития Российской Федерации и Администрацией Алтайского края о реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной  целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели в 2009 году;
  • от 31 июля 2009 г. № 396/09 между Министерством регионального развития Российской Федерации и Администрацией Алтайского края о выделении средств на осуществление полномочий по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах» и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»
 



Средняя обеспеченность населения края общей площадью жилых домов на начало 2010 года расчетно увеличилась на 0,2 кв. метра и составила 20,9 кв. метров на каждого жителя.  

Обеспеченность населения жильем в крае ежегодно поступательно возрастает.

 

 ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, ПРИХОДЯЩАЯСЯ В СРЕДНЕМ НА ОДНОГО ЖИТЕЛЯ

(на конец года; квадратных метров)
 19901995200020012002200320042005200620072008
Российская Федерация16,418,019,219,519,820,220,520,921,321,522,0
Сибирский
федеральный округ
15,317,318,318,518,819,019,319,619,920,220,5
Республика Алтай12,415,014,614,714,915,215,615,817,417,517,7
Республика Бурятия13,415,117,017,217,517,617,817,918,118,418,5
Республика Тыва12,412,212,412,512,612,612,612,412,412,312,3
Республика Хакасия15,117,118,218,518,718,919,119,419,720,020,2
Алтайский край16,317,418,418,719,019,219,519,820,020,420,7
Забайкальский край12,516,217,417,717,918,218,318,518,919,019,2
Красноярский край15,317,619,119,419,720,020,320,721,021,421,6
Иркутская область15,717,518,818,819,119,319,419,719,920,120,3
Кемеровская область16,618,018,819,119,419,719,920,220,520,721,0
Новосибирская область 14,917,517,718,018,318,618,819,219,620,120,7
Омская область15,917,418,718,919,219,519,820,220,721,121,2
Томская область13,917,618,418,418,819,019,419,619,920,320,7



На начало 2009 года в крае был создан значительный задел жилищного строительства, который составлял 1,9 млн. кв. метров общей площади, в том числе 174 многоэтажных дома общей площадью 1,1 млн. кв. метров и 8 887 индивидуальных домов площадью 0,8 млн. кв. метров. Его наличие при отсутствии финансового кризиса позволяло выйти на ввод жилья в 800 тыс.кв. метров общей площади. 
 
СОКРАЩЕННЫЙ РЕГИСТР ПО УПРАВЛЕНЧЕСКИМ ОКРУГАМ
 

п.п.
Управленческие округана 01.01.2008на 01.01.2009на 01.01.2010
Многоэтажные жилые домаИндивидуальные жилые домаВсего общая площадь,
тыс. м2
Многоэтажные жилые домаИндивидуальные жилые домаВсего общая площадь,
тыс. м2
Многоэтажные жилые домаИндивидуальные жилые домаВсего общая площадь,
тыс. м2
Всего домов, шт.Всего общая площадь,
тыс. м2
Всего домов, шт.Всего общая площадь,
тыс. м2
Всего домов, шт.Всего общая площадь,
тыс. м2
Всего домов, шт.Всего общая площадь,
тыс. м2
Всего домов, шт.Всего общая площадь,
тыс. м2
Всего домов, шт.Всего общая площадь,
тыс. м2
 Всего по Алтайскому краю124801,18482800,11601,21741130,08887791,31921,3133873,89262834,21708,0
1Барнаульский93701,53538386,11087,6120928,23393363,71291,991705,33499388,61093,8
2Бийский1249,02239179,2228,221112,92601178,4291,21479,72585178,3258,0
3Алейский00,025222,622,611,524122,724,200,028926,526,5
4Заринский23,050936,239,21011,443532,844,31224,965549,574,4
5Каменский32,877058,461,222,569155,658,123,159344,647,7
6Рубцовский727,466665,092,31255,8102986,6142,3738,4110795,3133,6
7Славгородский717,550852,570,0817,749751,569,2615,353451,566,7
 

Однако, начиная с IV квартала 2008 года, наблюдается устойчивое снижение направляемых на финансирование жилищного строительства средств.

 

1. Снизился объем направляемых в жилищную сферу кредитных ресурсов, доля которых в общем объеме затрат составляла в 2006-2007  годах около семидесяти процентов.

 

 

 

В 2009 году жилищная сфера недополучила более 10 млрд. рублей ипотечных кредитных ресурсов по сравнению с предкризисным 2007 годом.

 

На 50 процентов снизился объем предоставляемых юридическим лицам - застройщикам инвестиционных банковских кредитов.

 

2. Доля инвестиций, направленных в жилища, в общем объеме освоенных в 2009 году в крае инвестиций составила 21,9 процента. Учитывая снижение общего объема инвестиций, можно сказать, что жилищное строительство  недополучило 2,7 млрд. рублей. 

 

Таким образом, сокращение объема инвестиций, направленных в жилищную сферу в 2009 году, составило порядка 15 млрд. рублей.

 

В этих условиях органами власти всех уровней и застройщиками были приняты меры по сохранению в 2009 году положительной динамики жилищного строительства.

 

В начале прошлого года Администрацией края были заключены соглашения с органами местного самоуправления по взаимодействию в сфере реализации приоритетного национального проекта.

 

Вопросы доступности жилья и оптимизации стоимости жилищного строительства регулярно рассматривались с участием руководителей отраслеобразующих предприятий строительного комплекса, Союза строителей и инвесторов Алтайского края, представителей кредитных организаций на заседаниях рабочей группы Администрации края по реализации приоритетного национального проекта в жилищной сфере под руководством заместителя Губернатора края Якова Николаевича Ишутина (в 2009 году проведено 7 заседаний), на оперативных совещаниях в управлении по строительству и архитектуре.

 

Спрос на жилье поддерживался посредством реализации федеральных и региональных целевых программ. Государственную помощь при строительстве (приобретении) жилья получили почти 2,4 тысячи семей, из них каждая четвертая – молодая семья.

 

Однако с 2008 года в крае установилась тенденция сокращения количества сделок как на первичном так и на вторичном жилищном рынках.

 

 

 

Общее число сделок на жилищном рынке края сократилось с 61 тысячи 258 сделок в 2007 году до 29 тысяч 278 в 2009. При этом сокращение составило на первичном рынке 2,2 раза, на вторичном – 2,1 раза.

 

Край максимально воспользовался предложенными государством в числе антикризисных мер механизмами, предполагающими выделение федеральных средств на условиях софинансирования из региональных бюджетов по реализации подпрограмм ФЦП «Жилище».

 

По итогам выполнения заключенных соглашений в целом по краю было построено 8125 квартир общей площадью 654,0 тыс. кв. метров, что на 22,1 тыс. кв. метров больше, чем в январе-декабре 2008 года, или составляет 103,5 % к вводу 2008 года.

  

 

  

В 2009 году в расчете на одного жителя края ввод жилья составил 0,26 кв. метра. При этом в городе Белокуриха этот показатель превысил поставленный Президентом России в качестве стратегической цели жилищного строительства 1 кв. метр на каждого жителя, в городе Барнауле он составил 0,6 кв. метра.

 

Мониторинг рынка жилья в городах и районах края за 2009 год представлен в раздаточном материале.

 

В сельской местности введено 195,4 тыс. кв. метров, или 29,9% от общего ввода по краю, что на 0,9% меньше января-декабря 2008 года.

 

По объему введенного в эксплуатацию жилья край по итогам прошлого года переместился с 7 на 4 место среди субъектов Сибирского Федерального округа, вошел в шестерку регионов округа, сохранивших положительную динамику жилищного строительства, и по темпам роста ввода жилья занял второе место.


Строительство  жилых  домов за счет всех источников финансирования  за январь - декабрь 2009 года
РегионыВведено - всего 
тыс. кв. м общей площадив % к соответствующему периоду прошлого года  
 
Сибирский федеральный округ6220,388,4 
Республика Алтай59,5101,9 
Республика Бурятия244,579,6 
Республика Тыва50,3108,3 
Республика Хакасия183,295,0 
Алтайский край654,0103,5 
Забайкальский край264,7102,4 
Красноярский край 850,077,0 
Иркутская область593,8101,5 
Кемеровская область1069,3100,3 
Новосибирская область1212,388,6 
Омская область605,159,6 
Томская область433,782,8 


Анализ динамики цен на жилье в 2009 году демонстрирует, что вслед за обусловленным кризисом снижением платежеспособного спроса, снижались цены на жилье, рост которых в 2006-2007 годах составлял 140 процентов ежегодно.  

В крае сложилась следующая средняя стоимость жилья на первичном и вторичном рынке в 2009 году:

  
2009Средняя цена 1 кв. метра общей площади квартир по Алтайскому краю на первичном рынке жилья, рублейСредняя цена 1 кв. метра общей площади квартир по Алтайскому краю на вторичном рынке жилья, рублей
I квартал35309,9532807,21
II квартал33111,130559,94
III квартал32297,728651,1
IV квартал31748,3327828,44
 

За 2009 год цена квадратного метра на первичном рынке снизилась на 9 процентов от уровня 2008 года с 36 234 рублей до 31 748 рублей за квадратный метр.

 

Среднедушевые доходы населения края, по данным Федеральной службы государственной статистики, за 2009 год составили  9 487 рублей в месяц.

 

Индикатором экономической возможности населения приобретать жилье является коэффициент доступности жилья.

 

Величина его в 2009 году улучшилась и составила по краю 4,99. Для сравнения: в 2008 году этот коэффициент составлял 5,35.

 

 

 

По расчетам Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств составила за 2009 год 22 %, что на 4 % больше, чем в 2005 году (18 %).

 

 

 

Третье.  В отчетном периоде была продолжена работа по развитию производственной базы малоэтажного строительства на новой технической основе

 

В целях решения этой задачи в крае за 2009 год увеличены производственные мощности предприятий, осуществляющих производство и монтаж жилых домов по новым технологиям:

  • завод по производству домов из клееного бруса мощностью 20 тыс. кв. метров жилья в с. Топчиха, ООО «Содружество»
  • в г. Новоалтайске завод каркасно-панельного домостроения мощностью 72 тыс. кв. метров жилья;
  • ООО «Бобровский лесокомбинат» - «Создание завода по производству деталей каркасно-панельных домов».
 

В целом производственный потенциал предприятий, осуществляющих изготовление комплектов малоэтажных жилых домов и строительство малоэтажного жилья на территории края, составляет около двух с половиной тысяч жилых домов  общей площадью 250 тыс. кв. метров.

   

В рамках реализации постановления Администрации Алтайского края от 15 сентября 2007 г. N 437 «О мерах государственного стимулирования инвестиционной деятельности в Алтайском крае» в 2009 году государственная поддержка была оказана 10 инвестиционным проектам предприятий строительного комплекса на общую сумму 46,6 млн. рублей, что на 25% больше прошлогоднего объема субсидирования из краевого бюджета (37,4 млн. рублей).

 

Четвертое. Реализация подпрограмм ФЦП «Жилище

 

С участием федерального бюджета по подпрограмме «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» ФЦП «Жилище» в рамках реализации инвестиционного проекта «Обеспечение инженерной инфраструктурой кварталов 2000, 2001 г. Барнаула» введено в эксплуатацию 2,5 км дорог, 176,3 тысячи кв. метров жилья - 40 процентов от запланированных к вводу 442 тыс.кв. метров общей площади в целом по кварталам.

 

В рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной  целевой программы «Жилище» в 2009 году выделено средств в сумме 179,734 млн. рублей, в том числе:

  • 55,0 млн. рублей – из федерального бюджета,
  • 66,027 млн. рублей – из краевого бюджета,
  • 53,109 млн. рублей – из местных бюджетов,
  • 5,598 млн. рублей – из внебюджетных источников.

На строящемся водоводе в г. Горняке проложено 2,2 км трубопровода диаметром 530 мм, всего с начала строительства – 12,6 км.

 

На строительстве канализации в г. Барнауле построено 12,2 км коллекторов, ведется строительство КНС-20 и КНС-21. Оба объекта являются переходящими на 2010 год.

 

В текущем году для Алтайского края не предусмотрено финансирование из федерального бюджета вышеуказанных объектов.

 

С целью увеличения финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Минрегиона России были направлены предложения Администрации края о необходимом объеме финансирования из федерального бюджета объектов для завершения их строительства в размере 80,6 млн. рублей.

 

Постановлением Администрации края от 30.12.2009 № 566 «О реализации краевой адресной инвестиционной программы на 2010 год» предусмотрено софинансирование подпрограммы за счет средств краевого бюджета в сумме 46,5 млн. рублей. Кроме того, из средств местного бюджета предусмотрено направить – 60,6 млн. рублей. Общая сумма финансирова­ния подпрограммы за счет консолидированного бюджета составит 107,1 млн. рублей.

 

В реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2009 году приняли участие 69 муниципальных образований Алтайского края.

 

 

  

Из федерального бюджета на программу направлено 86,8 млн. рублей,  краевого бюджета 30,88 млн. рублей, местных бюджетов – 20,4 млн.рублей, внебюджетных источников – 130,0 млн.рублей, это позволяет обеспечить жильем 273 молодые семьи.

 

За счет бюджетных ассигнований в 2009 году улучшили жилищные условия 223 молодые семьи. Приобретено 14171,2 кв.м. жилья (в т.ч. приобретено нового жилья 1825,1 кв.м., построено 1055 кв.м. жилья).

 

На текущий год управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи представлен пакет документов для участия в конкурсе, проводимом Минрегионом России. Лимит финансирования федерального бюджета будет определен по итогам конкурса. Бюджетная заявка направлена  на 460 млн. рублей за счет средств федерального бюджета для обеспечения жильем 1 386 молодых семей.

 

В 2009 году 3008 граждан Алтайского края направили средства материнского (семейного) капитала на погашение ранее взятых и получение новых жилищных кредитов на общую сумму – 776,6 млн. рублей.

 

 

  

По подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» выдано 47 жилищных сертификатов, из которых реализовано 34 сертификата  на сумму 43,2 млн. рублей.

 

На реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов, и семей, имеющих детей-инвалидов из федерального бюджета в бюджет края поступило 429,2 млн. рублей для обеспечения жильем 438 лиц вышеуказанных категорий.

 

Таковы основные итоги реализации подпрограмм ФЦП «Жилище» за прошлый год.

 

Перспективы строительства и ввода жилья в 2010 году

 

Обеспечить сохранение достигнутых в последние четыре года в крае темпов роста ввода жилья в 2010 году и на ближайшие годы будет очень сложно и причины здесь следующие. По итогам 2009 года в крае на 213 тыс. кв. метров общей площади уменьшился объем задела строящегося жилья. На начало текущего года число строящихся многоэтажных домов сократилось на 41 дом (23 %). Сократилось количество выданных разрешений на вновь начинаемые многоквартирные жилые дома с 49 в 2008 до 18 в 2009 году или в 2,7 раза;

 

 

 

На начало 2010 года остановлено строительство 31 многоэтажного дома или каждого четвертого, в которых строится 3347 квартир. В настоящее время застройщиками ищутся пути обеспечения завершения их строительства. В 2009 году на государственную экспертизу было представлено 36 проектов на строительство жилых домов (по 35 выданы положительные заключения). По сравнению с 2008 годом количество поступившей на государственную экспертизу проектной документации снизилось в два раза.

 

Эти показатели являются прямым следствием финансово-экономического кризиса, оказавшего негативное влияние на работу строительного комплекса края в 2009 году.

 

Вместе с тем муниципальными образованиями недостаточно активно ведется работа  в части формирования и предоставления подготовленных земельных участков под жилищное строительство.

 

Так, в последние годы в городе Барнауле приняты решения о включении в границы населенных пунктов, входящих в городской округ 12 земельных участков общей площадью 2,4 тыс. га для их комплексного освоения в целях жилищного строительства. На этих участках может быть построено 12 тыс. жилых домов площадью более миллиона кв. метров. Однако в городе не приняты необходимые организационные и технические меры по обеспечению новых жилых районов малоэтажной застройки социальной, транспортной, инженерной инфраструктурой, особенно по водопотреблению, канализованию, строительству очистных сооружений.

 

Такая ситуация характерна для большинства городов края. В результате отведенные земельные участки стали не объектом комплексной застройки, а предметом купли-продажи.

В целом механизм предоставления с аукциона подготовленных под жилищное строительство земельных участков в крае не заработал.

 

Как отметил на совещании, проведенном в режиме видеоконференции, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жуков 17 февраля текущего года, необходимо принятие дополнительных мер по стимулированию развития жилищного строительства, в том числе по предоставлению земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой.

 

С учетом вышеназванных объективных причин считаю необходимым консолидацию усилий органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, банковского сообщества и предприятий строительного комплекса, направленных на  противодействие сложившимся негативным факторам, мобилизацию организационных и финансовых ресурсов их эффективное использование и сохранение достигнутых объемов жилищного строительства.

 

Наиболее эффективными направлениями совместной деятельности управления, органов местного самоуправления, банковского и строительного бизнеса для решения поставленных задач в текущем году считаю следующие:

 

1. Обеспечить в 2010-2011 годах (максимально в 2010г.) завершение разработки проектов схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, правил землепользования и застройки, и внедрение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

 

Это позволит сократить сроки оформления и выдачи строительным организациям разрешений на строительство объектов, сроки подготовки проектной документации, а также эффективно принять участие в конкурсах Минрегиона на получение государственной поддержки по подпрограмме «Комплексное развитие территорий в целях жилищного строительства».

 

2. Органам местного самоуправления активизировать работу по подготовке и предоставлению застройщикам земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой.

 

В рамках данного направления предлагаю на сегодняшнем совещании принять решение рекомендовать органам местного самоуправления оказывать застройщикам, участвующим в государственных программах и вложивших собственные средства в строительство квартир для их участников, поддержку в виде предоставления им земельных участков на льготных условиях. В частности – участков, на которых произведен снос аварийного жилья.

 

3. Принять максимальное участие в предложенной ОАО «АИЖК» программе по стимулированию кредитования, застройщиков, реализующих проекты строительства жилья эконом-класса, и физических лиц, приобретающих жилые помещения в рамках данных проектов. Работа в данном направлении ведется, Александром Богдановичем согласован вариант предоставления гарантии Администрации края ОАО «АЖИК» в размере 100 млн. руб. Управление в настоящее время осуществляет отбор надежных застройщиков и подрядчиков.


4. Консолидировать бюджетные средства всех уровней, в том числе федерального бюджета, поступающих в край на приобретение жилья на первичном рынке.


5. Восстановить доверие банковского сектора к строительному комплексу и облегчить доступ добросовестных застройщиков к кредитным ресурсам с целью предоставления целевых кредитных займов для жилищного строительства.


6. Продолжить государственную поддержку инвестиционных проектов по строительству жилья и инженерной инфраструктуры за счет средств краевого бюджета, в том числе:

- по субсидированию процентной ставки по привлекаемым застройщиками инвестиционным кредитам,

- по предоставлению государственных гарантий Алтайского края.

В рамках постановления Администрации края «Об утверждении положения  о предоставлении  государственных гарантий  Алтайского края  по заимствованиям, осуществляемым  застройщиками  на цели завершения  строительства многоквартирных жилых домов в  2009-2010 годах» управлением в текущем году выдано положительное заключение на обращения  застройщика ЗАО «ДСК» о предоставлении государственной гарантии в целях завершения строительства жилого дома по адресу ул. Юрина  299а в Барнауле. По нашему мнению, этот механизм государственной поддержки позволил бы добросовестным застройщикам завершить строительство уже начатых домов.


7. Взять на государственный контроль и упорядочить взимание платы с застройщиков за подключение к сетям, вплоть до привлечения к ответственности за включение в техусловия непредусмотренных законодательством требований.


8. Распространять положительный опыт Первомайского района в части организации застройки жилого массива «Чистые пруды». Заказчиком разработана концепция поэтапной застройки поселка. Реализация первых двух этапов определена до 2012 года и включает в себя комплексную застройку территории площадью 96 га. На данную часть земельного участка разработан и утвержден постановлением Санниковского сельсовета Первормайского района проект планировки территории, проведено межевание земельных участков. Предусмотрено строительство объектов инфраструктуры, спорта и отдыха, детских садов.

Необходимо отметить, что в  2010 году заканчивает действие утвержденная законом краевая целевая программа «Улучшение жилищных условий населения в Алтайском крае на период до 2010 года».

 

В настоящее время Минрегионом России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации о продлении Федеральной целевой программы «Жилище» и входящих в ее состав подпрограмм до 2015 года, который в настоящее время находится на повторном согласовании в Минэкономразвития России.

 

После его утверждения мы планируем внести соответствующие изменения в краевую программу с учетом накопленного опыта и продлить срок ее действия до 2015 года.

 

С учетом реализации предлагаемых мер и принимая во внимание меры осуществляемые на федеральном уровне по восстановлению ипотечного кредитования, снижению до 11% годовых ставок по ипотечным кредитам и снижение первоначального взноса до 15-20% считаю возможным и необходимым сохранение ввода жилья на достигнутом уровне. Производственные мощности предприятий строительного комплекса края и имеющийся задел для этого имеются.

 

Изучив совместно с муниципалитетами и основными застройщиками имеющиеся заделы по строительству жилых домов, возможности ввода жилья индивидуальными застройщиками, мы пришли к соглашению обеспечить в 2010 году ввод жилья на уровне 650 – 655 тыс.кв. метров общей площади.

 

Соответствующие соглашения с органами местного самоуправления нами подготовлены.

 

По оперативным данным в январе-феврале текущего года введено в эксплуатацию 81 тыс. кв. метров общей площади жилых домов или 87 процентов к уровню прошлого года (на 12 тыс. кв. метров меньше, чем за соответствующий период 2009 года).

 

 


  

Редакция сайта Doc22 благодарит за предоставление материала Управление по строительству и архитектуре Алтайского края.