18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Между тем алтайские строители выступили с инициативой принятия общесибирской программы развития стройиндустрии, которая будет стимулировать строительную отрасль в регионах Сибирского федерального округа.

В интервью главному редактору информационно-аналитического портала Doc22 Артему Кудинову председатель правления Союза строителей и инвесторов Алтайского края, президент Союза Строителей Сибири, президент СРО НП "Алтайские строители" Михаил Фокин рассказал о проблемах и задачах стройкомплекса региона, итогах его работы в минувшем году.

 Doc22.ru Михаил Фокин считает, что будущее за малоэтажным индивидуальным строительством. В интервью главному редактору информационно-аналитического портала Doc22 Артему Кудинову председатель правления Союза строителей и инвесторов Алтайского края, президент Союза Строителей Сибири, президент СРО НП <Алтайские строители> Михаил Фокин рассказал о проблемах и задачах стройкомплекса региона, итогах его работы в минувшем году.

Михаил Фокин считает, что будущее за малоэтажным индивидуальным строительством. 

- Михаил Гаврилович, недавно вы приняли самое активное участие в совещании, посвященном итогам осуществления в Алтайском крае программы «75х75», предусматривающей строительство. реконструкцию и капремонт 75 социальных объектов к 75-летию края. Обсуждение проблем было острым, разговор порой нелицеприятным…

- Это действительно так. Программа носила масштабный характер, а потому и  выявила многие болевые точки отрасли. Главной темой практически всех выступлений стало низкое качество проектных работ. Увы, все аукционы сегодня сориентированы на начальную цену, а не на конечное качество.  Губернатор Карлин вполне справедливо отметил, что это сегодня самый существенный недостаток существующей процедуры. А ведь заказчик заинтересован, чтобы победителем конкурсов становились организации, способные выполнить работы.

Мы очень много средств тратим на проектирование. Сегодня появилось очень много проектных организаций, многие из них занимаются откровенной халтурой. Достаточно сказать, что в ходе строительства многим стройорганизациям приходилось полностью переделывать проектную документацию, вносить в нее основательные и серьезные корректировки. Ведь по подготовленной проектировщиками документации строить невозможно!

А у выступающих заказчиками работ муниципалитетов нет ни средств, ни возможностей контролировать проектировщиков. За редким исключением, в сельских районах нет специалистов, способных дать оценку качества проектов. Хотя бы сформулировать требования к проектным документам, подготовить техническое задание к проекту!.. А ведь качество проектной документации обусловливает качество и сроки осуществления строительных работ, их конечную стоимость.

- Так что же делать?

- Сегодня надо изменить тактику организации работы, и губернатор Карлин настаивал на том, что сначала надо производить отбор заказчика-застройщика, а уж потом он после всех процедур должен формировать задание на проектирование,  контролировать конкурсный отбор. Тогда функции контроля и ответственность за качественное и оперативное проектирование ляжет на заказчика-застройщика.  Надо так организовать работу, чтобы не ставить в безвыходную порой ситуацию муниципалитеты.

- Говорили и о расширении практики применения проектов повторного применения…

- В советское время их называли типовыми. Мы уже выполняем поручение губернатора, отбираем уже осуществленные в разных регионах проекты строительства школ. Есть и наши проекты, реализованные в Алтайском крае. Будем выбирать лучшие и рекомендовать их подрядчикам-строителям для их применения в территориях края по Губернаторскому проекту «80х80», который стартовал в этом году, сменив программу «75х75».

- Много нареканий и претензий вызывает механизм отбора подрядчиков. Все видят нетерпимость положения, но дружно кивают на уже ставший притчей во языцех ФЗ-94…

- К сожалению, ФЗ-94, регламентирующий процедуру конкурсного отбора, не дает пока гарантий победы в тендере добросовестных и ответственных подрядчиков. Об этом, кстати, шел разговор на недавнем совещании в полпредстве Президента РФ в СФО под председательством Виктора Толоконского. О том, что закон несовершенен, не говорит только ленивый. Причем не первый год, а воз и ныне там. Сегодня готовится новый закон о госзаказе, но и он принципиального решения проблемы не предусматривает. К примеру, не предполагает серьезного предаукционного отбора. Единственная новация -  аукцион теперь не может проводиться без предоставления проектно-сметной документации.  А ведь и этого раньше не было!

Между тем ведь строительное сообщество предлагает более радикальные и последовательные механизмы, предусматривающие серьезные критерии предварительной оценки потенциала и конкурентных преимуществ участников конкурсных процедур. Какие-то другие ограничительные рамки, препятствующие недобросовестной конкуренции  и откровенному демпингу, работе вне правового и фискального поля.  

- А как существующие саморегулируемые организации (СРО) могут повлиять на оптимизацию законодательства в сфере строительства, в противостоянии недобросовестным участникам рынка?

- На недавнем совещании в Москве руководитель крупнейшего объединения СРО в области строительства НОСТРОЙ Ефим Басин предложил регионам инициировать обращения в правительство по поводу корректировок Градостроительного кодекса, законодательства о СРО. Взять, к примеру, ныне существующую норму, которая предполагает лишения допуска той или иной стройорганизации к осуществлению работ только той СРО, в которую она входит.  Строители хотели внести изменения, разрешающие  объединению НОСТРОЙ исключать из своего состава целые СРО, куда входят недобросовестные, скомпрометировавшие себя участники рынка. Причем добропорядочные члены СРО не понесут материальных издержек и смогут продолжить работу в составе других объединений. Пока у нас крайне мало рычагов воздействия на организации и объединения, скомпрометировавшие себя, утратившие авторитет и подрывающие доверие ко всем участникам рынка.

- Как бы вы оценили итоги работы строительной отрасли в 2012 году?

- План по строительству жилья выполнили. Но хотел бы заметить. Вот ты говоришь о жилье. Но ведь помимо жилья в крае очень много строится! Я очень давно работаю в строительстве, но не помню, чтобы столько много, причем одновременно, возводилось  объектов социального назначения  на территории Алтайского края. Особенно в сфере здравоохранения. Меня как-то спросили: «Где, с вашей точки зрения, наиболее заметен вклад губернатора в развитие региона?».  Тогда я назвал отрасль сельского хозяйства, для которой, действительно, сделано в последние годы очень много. Сегодня, наверное, добавил бы к сельхозпроизводству и здравоохранение региона. Я имею в виду не только федеральные центры, участием в строительстве которых я горжусь. Не говорю об онкологических учреждениях, которые важны для края и Сибири.  Хотел бы отметить особое значение ФАПов, открываемых в сельской местности по программе модернизации краевого здравоохранения. Считаю, что их строительство и реконструкция, может быть, даже важнее, нежели открытие крупных клиник. Горожане, пожалуй, недооценивают значение ФАПов для сельских жителей.

Что же касается жилищного строительства, то надо понимать, что в крае жилья строят столько, сколько его купят. И алтайские строители готовы строить столько, сколько его купят. И объемы строительства определяются платежеспособным спросом населения. Мы не должны закрывать глаза на то, что покупательная способность жителей края ниже, чем у соседей. При этом важно, что Алтайский край занимает ведущее место в Сибири по малоэтажному индивидуальному строительству. Сегодня граждане, в том числе и городские жители, хотят жить на земле. Уверен, за этим будущее!

- В последнее время в крае особое внимание уделяется развитию отрасли производства стройматериалов. Краевая программа принята в прошлом году…

- Это правильно, надо работать на перспективу. Вот и на совещании у Виктора Толоконского в Новосибирске мы поднимали вопрос о координации усилий по развитию отрасли в разных регионах Сибири. Думаю, продолжим обсуждать ее и на Съезде строителей России, который запланирован на конец марта в Белокурихе. До кризиса 2009-2010 гг. в СФО существовала общая программа развития индустрии стройматериалов. Такая координация усилий регионов с учетом их региональной специфики, сырьевого потенциала и традиционной промышленной специализации просто необходима. Ведь сегодня в Сибирь завозится множество строительных материалов, которые вполне можем производить у себя – облицовочный кирпич, утеплитель, стекло и т.д. Надо подумать сообща, где можно производить ту или иную продукцию, предложить предпринимателям какие-то льготы и преференции, помочь с инвестициями. Не нужны стекольные или цементные заводы в каждом регионе, но в Сибири свои такие предприятия быть должны. И сырьевая база для такого производства есть. К примеру, в Горном Алтае есть качественный базальт, который можно использовать в качестве эффективного утеплителя. В Алтайском крае – рудные материалы, щебень и т.д.

Виктор Толоконский поддержал наши предложения по возрождению межрегиональной программы развития отрасли производства стройматериалов в Сибири. Так что, будем двигаться дальше!

Беседовал Артем Кудинов