1,8 миллиарда рублей вложили в строительство и капитальный ремонт в Алтайском крае
1,8 миллиарда рублей вложили в строительство и капитальный ремонт в Алтайском крае
Перспектива, с точки зрения специалистов, - в комплексном освоении новых площадок, поскольку доминировавшая ранее т.н. «точечная застройка» исчерпала ресурсы. Об этом в интервью главному редактору информационно-аналитического сайта Doc22 Артему Кудинову рассказал заместитель начальника Управления по строительству и архитектуре Алтайского края Андрей Геттих. ПРОБЛЕМЫ РЕШАЮТСЯ
- Андрей Иванович, каковы итоги работы строительного комплекса Алтайского края за 8 месяцев этого года? - В целом по краю они удовлетворительны, без учета Барнаула. Некоторые муниципальные образования существенно увеличили ввод жилья. Правда, города отстают от плановых показателей. Но наиболее сложная ситуация складывается в краевом центре. Так, если по краю общее снижение объем строительства жилья по сравнению с 8 месяцами 2011 года составляет примерно 15 процентов, то в Барнауле – более 30 процентов. - С чем это падение связано? - Проблема возникла не сегодня, предпосылки накапливались последние годы. Если проследить динамику жилищного строительства в крае с 2006 года, то до 2011 года объемы его росли. Прирост составлял 8-10, а то и 15 процентов.
Конечно, сказался кризис, который приостановил этот рост. Но в крае тогда вводилось в год не менее 650 тыс. кв. метров жилья. В последующие годы мы планировали сохранить темпы и объемы вводимого жилья с ежегодным приростом в 5-10 процентов. На этих прогнозах и строились наши планы. Однако кризис внес коррективы. Между тем дело не только в кризисе, сегодня мы преодолеваем его последствия. Восстановлен спрос, создающий условия для роста строительства. Проблема - в отсутствии свободных, подготовленных к застройке площадок. Раньше жилье строилось в формате точечной застройки. В этом случае остро не стояли вопросы с инженерными сетями, затраты на обустройство инфраструктуры не были значительными. Сегодня все резервы развития в этом направлении исчерпаны. Практически не осталось земельных участков под т.н. «точечную застройку». Единственная перспектива дальнейшего развития жилищного строительства и увеличения его объемов – это комплексное освоение территорий, застройка целых микрорайонов. Но для этого необходимо создавать инженерную инфраструктуру, развитие которой отстает. Сегодня около 4,2 млрд. рублей требуется для того, чтобы мы смогли обеспечить в городе Барнауле существенное и устойчивое развитие жилищного строительства в течение ближайших 5-7 лет. - Насколько я знаю, к 2015 году планировалось выйти на строительство 1 млн. кв. м жилья в год… - А к 2020 году – на 2, 5 млн. кв. м. Замечу, что это не наше желание, а требование Минрегиона России, обязавшего в свое время все регионы взять на себя обязательства к 2020 году довести ежегодное строительство жилья по одному «квадрату» на жителя. Так, этот плановый показатель был заложен в краевую программу развития жилищного строительства в крае. А чтобы выполнить намеченное, надо строить инфраструктуру. Проблемы решаются. БАРНАУЛЬСКИЕ ГОРИЗОНТЫ - А как предполагается решать проблемы жилищного строительства в краевом центре? - Сегодня, пожалуй, самой крупной перспективной площадкой под строительство жилья в Барнауле является территория вдоль Павловского тракта до аэропорта. Эти площади уже подготовлены и осваиваются. Правда, медленнее, чем хотелось бы. Как бы то ни было, решены вопросы водоснабжения, водоотведения и электроснабжения. Единственная проблема – теплоснабжение. Мощности имеющегося источника тепла (ТЭЦ-3) позволяют закрыть потребности, нет сетей, строительство которых требует существенных денег – около 1 млрд. рублей. Ведем переговоры с собственниками генерации и сетей об условиях строительства теплосетей. Тем не менее уже строится микрорайон в квартале 2034, идет застройка кварталов 2011, 2008. В этом году разыграны на аукционе под застройку участок квартала 2006а, а также участок в районе пос. Южный (более 7 га). - То есть застройка идет и в южном направлении? - Да, но основные площадки жилищного строительства расположены сегодня вдоль Павловского тракта. Второе перспективное направление – Змеиногорский тракт. Сегодня там активно идет малоэтажное строительство, но в дальнейшем, когда резервы Павловского тракта будут исчерпаны, там можно будет осуществлять масштабное строительство многоквартирного жилья. Сегодня принято решение (и оно уже выполняется), что для обеспечения объемов жилищного строительства в Барнауле ежегодно будет выделяться около 40 га земли. Для справки: ежегодно площадь участков, застраиваемых жильем в Алтайском крае, составляет около 300 га. Такое специальное решение по краевому центру вполне понятно: Барнаул дает почти половину всего объема жилищного строительства в крае. -А у города есть эта земля? Или придется по примеру Москвы расширять городские границы? - Резервы земли имеются. К примеру, около 150 га вдоль Павловского тракта. Есть еще и федеральные земли, фонда РЖС (развития жилищного строительства – А.К.), входящие в Северо-Западный жилой район. В ближайшие пять лет планируется освоить территорию между поселком Солнечный, улицами Энтузиастов, Попова и Павловским трактом. Это около 140 га. - А планы строительства на правобережье Оби рассматриваются? - Генплан Барнаула предусматривает два перспективных направления городской застройки – южное (вдоль Змеиногорского тракта) и западное. Освоение правобережья Барнаула в ближайшее время не планируется. Думаю, это правильно. Расползаться городу нецелесообразно. Это и растягивание сетей, и коммуникаций. Надо вести максимально плотную застройку. Тем более есть свободные территории. Есть, конечно, и в этом подходе свои проблемы, острые для города и горожан. К примеру, транспортные - перегруженность автомобильных магистралей. Ведь развивая Барнаул в западном направлении, мы создаем дополнительную нагрузку на уже и без того перегруженные транспортные артерии. К примеру, на Павловский тракт, который пока является единственной магистралью соединяющей эту часть города с городским центром. - Как же быть? - Чтобы разгрузить Павловский тракт, изучается возможность строительства магистралей параллельно ему. К примеру, с выходом на Власихинскую улицу, далее – на Ленточное шоссе, вдоль р. Барнаулки, ул Мамонтово, к развязке Нового моста через Обь и с выходом в центр Барнаула. Это, по нашим расчетам, существенно уменьшит автотрафик по Павловскому тракту, упростит выход на правобережье, Змеиногорский тракт в обход центра города. Второй вариант – строительство магистрали от поселка Солнечного к улицам А.Петрова, Юрина. Это позволит хотя бы частично увести часть транспорта с Павловского тракта, разгрузить его. Но особенно актуально строительство т.н. «Северного обхода», соединяющего трассу на Новосибирск со Змеиногорским трактом в обход Барнаула и предполагающего строительство еще одного моста выше по течению Оби. Конечно, это хоть и весьма перспективный, но очень капиталоемкий, а потому и весьма отдаленный проект. НАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕРЕВНЯ - Одним из крупных и резонансных строительных проектов является создание Национальной деревни в Барнауле. Как обстоят дела? - Проект планировки Национальной деревни уже выполнен и утвержден. Более того, разработана проектная документация на инженерную инфраструктуру. Все земельные участки под будущую застройку уже оформлены. Это единая площадка, ограниченная улицами Взлетной, Малахова, Павловским трактом и площадью 14 га. Территория приличная, но, к сожалению, изрезанный оврагами ландшафт усложняет перспективы строительства. Поэтому существенные средства уйдут на выравнивание рельефа местности.
- А сколько денег потребует осуществление проекта? - Весь проект мы оценили в 170-180 млн. рублей. Это предварительные оценки. Из этой суммы на обустройство территории (включая строительство инженерных сетей) будет направлено 65 млн. рублей из средств бюджета. Остальное – строительство объектов, которое планируется осуществлять за счет средств частных инвесторов – национальных диаспор. Таким образом, основные капитальные вложения будут идти из внебюджетных источников, а сам проект, таким образом, будет реализовываться в формате государственно-частного партнерства. Сегодня как раз и решаем, каким будет механизм взаимодействия с национальными диаспорами, потенциальными инвесторами. Нам важно контролировать плановое осуществление проекта, его движение по срокам, внятные источники и гарантии стабильного финансирования. Может быть, для решения этих вопросов потребуется создание специального фонда, дирекции. Сегодня идет организационная работа по осуществлению проекта строительства в Барнауле Национальной деревни. Никаких объективных препятствий для его выполнения нет. БЕЗ ПОТРЯСЕНИЙ - Алтайский край находится в зоне повышенной сейсмичности. Учитывается ли этот фактор в строительстве? - У нас есть краевая программа повышения сейсмоустойчивости зданий и сооружений в Алтайском крае. 95 процентов средств, заложенных в этой программе, планируется направить на усиление уже существующих, построенных ранее объектов. Разумеется, самых значимых с социальной точки зрения. Есть специальные методики расчетов, критерии оценки. Предусматривается проведение исследовательских работ, в частности, уточнение карт сейсмического районирования Алтайского края, предусматривающего различные требования к сейсмостойкости зданий и сооружений в зависимости от их местонахождения на территории региона. К примеру, у нас все обычные объекты должны быть рассчитаны на сейсмику до 6 баллов. А вот на территории предгорной зоны (Белокуриха, граничащие с Республикой Алтай районы) и в городе Камне-на-Оби на севере края, где сейсмичность заложена в 7 и более баллов, требования к сейсмостойкости зданий более высокие. При проектировании новых зданий эти требования закладываются в самом проекте. А вот раньше, особенно при массовой застройке, эти требования не соблюдались. Поэтому в свое время правительством и было принято решение провести работы по сейсмоусилению уже существующих объектов, приняли специальную программу, выделили из федерального бюджета средства на эти цели. К сожалению, Алтайский край еще ни разу этих денег не получал на осуществление этой программы. Средства направляются в другие регионы, по всей видимости, подвергающиеся большему риску. - А Алтайский край дает свои предложения, заявки? - Разумеется. Но сегодня подавляющая часть предусмотренных средств направляется на Сахалин, Камчатку и некоторые другие регионы, которые регулярно трясет. В этом году снова проходил конкурс, мы подали заявку. Тем не менее мы продолжаем выполнять взятые на себя обязательства за счет краевого бюджета, к примеру, в части проведения научно-исследовательских работ. Более того, даже привлекаем краевые средства для усиления сейсмостойкости зданий при проведении ремонта и реконструкции. В первую очередь, объектов социального назначения. Например, Верх-Катунской школы, располагающейся в сейсмоопасной зоне. -В какой стадии находится проект создания Барнаульской агломерации? - Схема территориального планирования Барнаульской агломерации (БА) очень долго проходила согласования в Правительстве РФ, в Минрегионе. Надо было получить визы 28 ведомств, устранить замечания. У каждого муниципального образования, входящего в БА, есть свои документы территориального планирования: у Барнаула и Новоалтайска – генпланы, у Первомайского района – схема территориального планирования. Но схема территориального планирования БА объединяет все эти документы воедино, решает их задачи комплексно, системно. Сегодня мы получили согласоввания из Минрегиона, чтобы можно было этот документ утвердить в крае. Мы уже подготовили все необходимые документы. -А что даст одобрение этого проекта на федеральном уровне? - Программа развития Барнаульской агломерации в виде Схемы необходима в первую очередь самим ее участникам. Во-первых, они будут видеть общие задачи, стоящие перед ними и требующие решения. До сих пор каждый, что называется, тянул одеяло на себя, решая возникающие проблемы самостоятельно. Во-вторых, это даст возможность объединять бюджетные средства для решения общих задач. Аккумулирование ресурсов и усилий повысит шансы участников БА участвовать в федеральных программах, привлекать значительные средства, предлагая крупные совместные проекты. Надеюсь, до конца октября мы утвердим этот документ. Надо будет думать, как его потом реализовать. Для этого необходимо создавать какой-то координационный орган БА, который бы занимался решением текущих проблем всех муниципалитетов, обладая самостоятельным бюджетом и полномочиями по оперативному правлению этими территориями. Существующая комиссия по развитию агломерации пока носит совещательный характер. Сегодня этот вопрос обсуждается участниками БА. Надеюсь, что движение в развитии Барнаульской агломерации существенно ускорится после утверждения Схемы территориального планирования Барнаульской агломерации в Москве. Редакция информационно-аналитического сайта Doc22 благодарит за помощь в подготовке материала Елену Николаевну Долженко.
|