Алтайский край лидирует в расселении аварийного жилья
Отчет о деятельности Администрации Алтайского края по социально-экономическому развитию региона в 2009 году 2009 году уже отведена особая страница в новейшей истории мировой и отечественной экономики. Глобальный характер кризисных явлений не мог не сказаться и на социально-экономическом положении Алтайского края.
В этих условиях органами исполнительной власти региона в тесном взаимодействии с федеральным центром, законодателями и предпринимательским сообществом был предпринят комплекс правовых, организационных, финансовых и иных мер, направленных на минимизацию негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса.
На всех уровнях управления, во всех секторах экономики были созданы антикризисные штабы, разработаны программы, проведены мероприятия по сокращению издержек производства и оптимизации бюджетных расходов. Кроме принятия тактических шагов, мы занимались стратегическими вопросами. Скорректированная программа социально-экономического развития на период до 2012 года представлена в Алтайское краевое Законодательное Собрание для утверждения.
Главным приоритетом социально-экономической политики Администрации края в прошедшем году было обеспечение социальной стабильности и выполнение государством своих обязательств перед гражданами.
Основные усилия мы сконцентрировали на социальной защите и оздоровлении ситуации на региональном рынке труда. Для этого привлекли федеральные ресурсы и дополнительно выделили средства из краевого бюджета. Совокупный объем средств двух краевых целевых программ составил около 2,4 млрд. рублей.
В результате принятых мер удалось сохранить 26 тысяч рабочих мест, создать более 11 тысяч новых и поддержать занятость 40 тысяч работников. Тысяча триста безработных получили финансовую поддержку для организации собственного дела и, кроме своей занятости, обеспечили работой еще 1400 человек. Рост безработицы, имевший место в первые кризисные месяцы, был остановлен, более того, было обеспечено ее снижение – с 4,9% до 4,2% к численности экономически активного населения.
Программа мер по снижению напряженности на рынке труда на 2010 год дополнена мероприятиями по содействию трудоустройству инвалидов и организации стажировок выпускников образовательных учреждений. В первую очередь будет поддерживаться занятость населения в монопрофильных муниципальных образованиях.
Алтайский край неоднократно отмечался соответствующими федеральными ведомствами в числе регионов-лидеров по своевременности, качеству программ, объему привлеченных средств и эффективности их использования.
В целях обеспечения реализации антикризисных мер и адаптации бюджетных расходов к снижающемуся поступлению доходов проводилась сбалансированная бюджетная политика, в частности существенно (на 22 процента) сокращены расходы на содержание государственных органов. При этом в законе о краевом бюджете выделены нормативно-обусловленные расходы, не подлежащие сокращению: оплата труда, социальные обязательства перед гражданами, реализация приоритетных программ и проектов.
Публичные обязательства края перед населением выполняются в полном объеме, это меры социальной поддержки семей с детьми (14 видов пособий и компенсаций), инвалидов, ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных и репрессированных лиц, участников Великой Отечественной войны; субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В 2009 году расходы краевого бюджета на социальные выплаты увеличены на 39% и составили 5,6 млрд. рублей. Материальная помощь из краевого бюджета гражданам, осуществившим газификацию домовладений, увеличена в сравнении с 2008 годом в 3,7 раза.
К 1 января 2010 года завершена работа по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учет до 1 марта 2005 года, и предоставлению инвалидам единовременной денежной компенсации в размере 100 тыс. рублей взамен транспортного средства. Социальное обслуживание участников и инвалидов Великой Отечественной войны на дому с 1 июля 2009 года осуществляется бесплатно. Введена денежная выплата из бюджета края ветеранам боевых действий, имеющим инвалидность.
Утверждена ведомственная целевая программа «О дополнительных мерах по улучшению социального обслуживания граждан пожилого возраста в Алтайском крае» на 2009-2011 годы. В минувшем году 230 одиноко проживающих пожилых граждан и инвалидов устроены в приемные семьи. Все социальные учреждения края оборудованы системами автоматической пожарной сигнализации.
В целях реализации принятых в прошлом году на федеральном и региональном уровнях законодательных решений в 2010 году впервые будет введена социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам, общая сумма материального обеспечения которых не достигает величины прожиточного минимума, установленного в регионе для пенсионеров. Таких в Алтайском крае около 80 тыс. человек. Общая сумма доплат к их пенсиям за год составит свыше 1 млрд. рублей. Иными словами, в итоге ни один пенсионер не будет иметь средства меньше законодательно утвержденного прожиточного минимума – 4619 рублей.
Значимым для почти 40 тыс. жителей края стал принятый в декабре 2009 года по инициативе группы депутатов – членов Всероссийской политической партии «Единая Россия» Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Документ устранил элементы несправедливости по отношению к нашим землякам-семипалатинцам, в том числе и на будущее. Дополнительные социальные выплаты для этой категории граждан согласно принятому закону составят около 100 млн. рублей в год.
В крае продолжает осуществляться помощь детям, попавшим в тяжелую ситуацию. Так, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, финансирует четыре краевые целевые программы, прошедшие конкурсный отбор. В 2009 году на эти цели направлено 30 млн. рублей, в последующие два года будет привлечено 64,2 млн. рублей.
В крае усовершенствован порядок рассмотрения обращений граждан о предоставлении материальной помощи по принципу «одного окна». Развернута работа по оказанию социальной помощи в соответствии с договорами о взаимных обязательствах между получателями адресной помощи и органом социальной защиты. Эта мера позволит стимулировать личную инициативу граждан по самообеспечению.
Эффективная социальная защита населения останется важнейшим приоритетом деятельности Администрации края в 2010 году, расходы краевого бюджета на социальные выплаты будут увеличены на 10 процентов.
Базовым критерием эффективности деятельности исполнительной власти является сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни.
В прошедшем году создана единая врачебно-диспетчерская служба, позволяющая пациентам из городов и сельских районов записаться на прием к квалифицированным специалистам в удобное для них время. Более чем в 2 раза увеличено количество федеральных квот на оказание лечебными учреждениями края высокотехнологичной медицинской помощи.
Кластерный подход к оказанию медицинской помощи позволил разработать стандарты поэтапной помощи кардиологическому больному – от первичного посещения участкового терапевта до высокотехнологичной операции с последующей реабилитацией на санаторном и амбулаторно-поликлиническом этапах.
В 2009 году введена в эксплуатацию консультативная поликлиника ГУЗ «Краевая клиническая больница», поликлиника ГУЗ «Алтайский краевой онкологический диспансер». Открыт центр экстракорпорального оплодотворения.
За 2006-2009 годы на реализацию в регионе приоритетного национального проекта «Здоровье» направлено более 9,0 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета – 7,4 млрд. рублей, из них на здравоохранение села – 2,9 млрд. рублей. Край включен в федеральную программу «Кровь», в национальную онкологическую программу и программу по формированию здорового образа жизни.
В 2010 году мы должны обеспечить дальнейшее развитие специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи; опережающее развитие ее амбулаторно-поликлинических видов за счет эффективного использования имеющегося диагностического оборудования, внедрения современных технологий, развития выездных форм медицинской помощи. Продолжим работу по приведению объемов медицинской помощи к федеральным нормативам, по развитию стационарозамещающих технологий. Будем совершенствовать деятельность скорой медицинской помощи за счет расширения радиуса обслуживания сельского населения и создания филиалов скорой помощи на базе участковых больниц, врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов.
На новый качественный уровень здравоохранение края поднимется после сдачи в эксплуатацию в Барнауле федерального центра высоких медицинских технологий травматологии, ортопедии и эндопротезирования, строительство которого, согласно решению Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В., будет завершено к декабрю 2010 года.
Огромную роль в деле сохранения здоровья играет физкультура и спорт. Мы всемерно укрепляем материальную базу физической культуры и спорта. Бюджет отрасли за 4 года перешагнул планку в 1 миллиард рублей. Создано 15 новых спортивных учреждений (с филиалами их число составило 48), что позволило заняться спортом дополнительно почти 11 тыс. граждан.
Постановлением Губернатора установлено ежегодное денежное вознаграждение в размере 50 тыс. рублей для 40 тренеров краевых и муниципальных специализированных детско-юношеских спортивных школ, школ и училищ олимпийского резерва за подготовку спортсменов, показавших высокие результаты.
Наступивший 2010 год, объявленный Годом учителя, станет особым для алтайской школы.
За период с 2006 года в крае введены в эксплуатацию 24 новые школы с современным материально-техническим оснащением, а 250 капитально отремонтированы. В 2009 году впервые за последние годы обеспечены местами в детских садах все дети старшего дошкольного возраста. Комплексная работа по реструктуризации образовательной сети края позволила увеличить долю детей, обучающихся в условиях, отвечающих современным требованиям к организации образовательного процесса, с 35% в 2005 году до 70% в 2009 году. Это стало возможным за счёт концентрации материальных ресурсов в 274 базовых школах, созданных во всех муниципальных образованиях края. Теперь главной задачей является дальнейшее повышение качества обучения, в том числе и в системе начального профессионального образования.
Проблему повышения престижа рабочей профессии мы решаем посредством государственной поддержки системы образования и закрепления специалистов на предприятиях приоритетных секторов экономики, проведения конкурсов профессионального мастерства.
В крае создано 9 базовых площадок и 5 ресурсных центров, призванных развивать инновационную деятельность, применять новые продуктивные технологии профессионального обучения. В 2009 году на базе ресурсных центров приоритетным для края профессиям обучены 429 учащихся. Новым направлением профессионального образования в средних специальных образовательных учреждениях стало обучение основам предпринимательства.
В 2009 году впервые учреждено 100 ежемесячных именных стипендий Губернатора Алтайского края для обучающихся в учреждениях начального профессионального образования; проведено 5 конкурсов профессионального мастерства, в них приняли участие более 1500 учащихся и мастеров производственного обучения.
Серьезное внимание уделяется и культуре. Общий объем финансирования краевой целевой программы «Культура Алтайского края» на 2007-2010 годы за три года реализации составил 86,4 млн. рублей.
Особенной заботы требуют библиотеки. Необходимо развивать их деятельность, пополнять книжный фонд, улучшать доступ граждан края к информации. За период действия краевой программы создано 13 модельных библиотек. Компьютеризация библиотек способствует созданию собственного электронного ресурса. Объем электронных баз данных составляет на сегодняшний день 1 млн. 854 тыс. записей. В 2009 году на базе муниципальных поселенческих библиотек образовано 11 центров правовой информации. В феврале текущего года откроется электронный читальный зал в ГУ «Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова», что обеспечит жителям края доступ к российским и мировым информационным ресурсам.
В 2009 году объем капитальных вложений краевого бюджета в объекты культуры в рамках краевой адресной инвестиционной программы увеличен почти в два раза. К празднованию 80-летия со дня рождения В.М. Шукшина сданы в эксплуатацию административное здание с фондохранилищем Всероссийского мемориального музея-заповедника В.М. Шукшина, завершен капитальный ремонт зданий школы и дома культуры в селе Сростки.
Ускоренными темпами осуществляется реконструкция памятника архитектуры «Дом культуры меланжевого комбината», в нем разместится ГУК «Алтайский государственный театр для детей и молодежи». До конца 2010 года планируется завершить реконструкцию органа ГУК «Государственная филармония Алтайского края».
Одной из важнейших задач в 2010 году является подготовка и проведение мероприятий, посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. В преддверии этой даты за счет краевого бюджета осуществлен ремонт и благоустройство 75 памятников Великой Отечественной войны в 70 городах и районах края, за счет местных бюджетов отремонтирован 791 памятник.
Всего в 2009 году на содержание и функционирование отраслей социальной сферы направлено 40,9 млрд. рублей, или 62% расходной части бюджета. Расходы консолидированного бюджета на эти цели возросли в сравнении с 2008 годом в 1,16 раза, в том числе на образование в 1,11 раза, на здравоохранение и спорт – в 1,09 раза, на социальную политику – в 1,33 раза.
Для поддержания социальной стабильности во все времена был очень важен пресловутый «квартирный вопрос». В условиях кризиса органами власти и застройщиками приняты меры по сохранению положительной динамики жилищного строительства. В прошедшем году край обеспечил ввод в эксплуатацию 654 тыс. кв. метров жилья (четвертое место среди регионов Сибирского федерального округа). По объему введенного жилья в сельской местности край занимает 1 место в СФО.
Спрос на жилье поддерживался посредством реализации федеральных и региональных целевых программ. Государственную помощь при строительстве (приобретении) жилья получили почти 2,3 тысячи семей, из них каждая четвертая – молодая семья.
Край максимально воспользовался предложенными государством в числе антикризисных мер механизмами, предполагающими выделение федеральных средств на условиях софинансирования из региональных бюджетов. В 2009 году стартовал проект «Комплексная компактная застройка и благоустройство с. Мамонтово». Работа с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства позволила сдвинуть с мертвой точки решение проблемы изношенности жилищного фонда. За 2008-2009 годы Алтайскому краю предоставлена государственная поддержка в сумме более 4,1 млрд. рублей (в 2009 году – 3,3 млрд. рублей), в том числе 893,7 млн. рублей для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, 3,2 млрд. рублей на капитальный ремонт многоквартирных домов. Снесено 127 аварийных домов, в новые квартиры въехали почти 3 тыс. граждан. За два года отремонтировано 2774 многоквартирных дома.
Полагаю, что это сказалось и на сохранении позитивной демографической тенденции: в 2009 году в крае родились 31037 младенцев, что на 326 новых жизней больше, чем в 2008 году; умерло на 1705 человек меньше, естественная убыль населения сократилась в полтора раза.
Мы целенаправленно продолжаем проводить модернизацию жилищно-коммунального комплекса, решаем другие вопросы жизнеобеспечения края.
В 2009 году на строительство и реконструкцию, подготовку проектно-сметной документации объектов водо- и теплоснабжения (всего 53 объекта) из краевого бюджета направлено свыше 141 млн. рублей, из местных бюджетов – более 80 млн. рублей. С 2006 года с использованием лизинговых механизмов приобретено более 900 единиц котельного оборудования и 70 единиц спецтехники, что способствовало сокращению аварийности на объектах ЖКХ и энергосбережению. В рамках реализации антикризисных мер Правительства Российской Федерации в минувшем году приобретено 148 единиц спецтехники.
В 2010 году начинает работать целевая программа «Энергоресурсосбережение на основе модернизации жилищно-коммунального комплекса Алтайского края» на 2011 – 2015 годы. На реализацию программ модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в краевом бюджете текущего года предусмотрено 95 млн. рублей. Будет решена проблема резервного питания для котельных средней и малой мощности.
В 2009 году завершен I этап газификации региона с созданием газотранспортной системы в его восточной части. Необходимо отметить, что Администрация края максимально ответственно выполняет все обязательства по синхронизации мероприятий по газификации региона, в то время как отдельные руководители муниципальных образований в минувшем году допускали нарушение условий софинансирования бюджетных обязательств.
Приоритетами дальнейшей газификации края в 2010 году и в последующие годы станет газификация южных районов Алтайского края в направлении особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и игорной зоны «Сибирская монета», а также западных и юго-западных территорий в направлении городов Рубцовск и Славгород. Завершается проектирование газопроводов-отводов в направлении с. Ребриха и с. Нижняя Каянча, а в 2010 году планируется приступить к строительным работам на данных объектах.
Забота о повышении уровня и качества жизни людей проявляется в развитии социальной сферы региона. В 2009 году объем капитальных вложений краевой адресной инвестиционной программы составил 2,9 млрд. рублей, в том числе на газификацию края – около 600 млн. рублей, на развитие объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры – 1,9 млрд. рублей. На ремонт объектов муниципальной собственности в социальной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве в прошедшем году израсходовано 178 млн. рублей (эту задачу мы решаем в течение последних трех лет), на развитие улично-дорожной сети – 155 млн. рублей. Для обеспечения освоения в 2009 году средств капитальных вложений краевого бюджета и снижения нагрузки на местные бюджеты уменьшен размер их долевого участия в софинансировании краевой адресной инвестиционной программы.
Состояние экономики в значительной мере зависит от уровня развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Общий объем средств, освоенных в 2009 году в автодорожном хозяйстве края, оценивается в сумме 4,5 млрд. рублей. Сдано в эксплуатацию после строительства и ремонта свыше 766 км автомобильных дорог (из них 92% – дороги регионального значения), 29 мостовых сооружений, в том числе коммунальный мост через р. Обь в г. Барнауле.
На развитие железнодорожной инфраструктуры на территории края в 2009 году направлено свыше 2 млрд. рублей. Введен в эксплуатацию железнодорожный мост через р. Обь (г. Камень-на-Оби), построен железнодорожный вокзал в городе Бийске, реконструирован – в Камне-на-Оби. Открыто новое направление движения и осуществлен пуск скорого пригородного поезда с фирменным названием «Калина Красная» на участке «Барнаул – Бийск».
В регионе реализуется краевая целевая программа «Обновление подвижного состава городского электрического транспорта и реализация инвестиционного проекта сборочного производства и капитально-восстановительного ремонта трамваев и троллейбусов в городах Алтайского края» на 2009 – 2011 годы. КГУ «Алтайэлектротранс» приступило к созданию опытных образцов трамваев и троллейбусов. В настоящее время завершена сборка трамвайного вагона двадцать первого века модели 71-152, который вышел на линию в декабре 2009 года.
В 2009 году в полной мере были задействованы формы государственной поддержки. Мы продолжаем инвестировать в новые технологии и направления хозяйственной деятельности. По сравнению с 2008 годом расходы на поддержку отраслей национальной экономики возросли на 12,5% и составили более 11 млрд. рублей.
Показатели работы отдельных секторов экономики ниже уровня прошлого года, но все же проявления кризиса в Алтайском края менее интенсивные, чем в ряде других регионов. По итогам года спад промышленного производства составил 7,3% (по России – 10,8%), снижение ВРП не превысит 4% (при снижении ВВП России на 8,5%).
На протяжении ряда лет мы уделяли повышенное внимание развитию агропромышленного комплекса. В прошедшем году базовые отрасли экономики – сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность, – работали стабильно и нарастили объемы производства.
Алтайские аграрии трудились в сложных природно-климатических и экономических условиях, но добились хороших результатов. Индекс производства продукции сельского хозяйства составил 119,2%. Это значительно выше, чем в предыдущие годы, и выше, чем в среднем по России (101,2%). По производству зерна Алтайский край занял 4 место в России (6 млн. тонн в бункерном весе, на 1,9 млн. тонн больше, чем в прошлом году), уступив только крупным аграрным территориям юга России. Такой результат достигнут благодаря повышению урожайности основных сельскохозяйственных культур и системной работе по возвращению залежных земель в сельскохозяйственный оборот.
В 2009 году произведено 281,4 тыс. тонн мяса скота и птицы. По сравнению с 2008 годом рост составил 112,3%, что значительно выше, чем в среднем по стране. Несмотря на сложную ценовую конъюнктуру, в крае увеличено производство молока (до 1393 тыс. тонн). Это достигнуто за счет сохранения поголовья коров в хозяйствах всех категорий и повышения их продуктивности.
Рост объемов производства продукции животноводства в крае напрямую связан с успешной реализацией инвестиционных проектов.
В 2009 году 14 сельхозпредприятий осуществляли строительство и модернизацию животноводческих комплексов и ферм на 10,4 тысячи скотомест. Введены в эксплуатацию первые очереди птицеводческого комплекса по производству мяса бройлеров на 36 тыс. тонн, свинокомплекса на 12 тысяч голов, включая завод глубокой переработки мясного сырья. Продолжается строительство объектов второй очереди с удвоением производственных мощностей.
В 2010 году будет продолжена реализация крупных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе, включая строительство объектов ООО «Алтайский бройлер», ООО «Западное», ООО «Альтаир-Агро», ОАО имени Гастелло. Будет начато строительство новых свиноводческих комплексов: ОАО «Алтаймясопром» на 300 тыс. голов в Тальменском районе стоимостью 3,5 млрд. рублей, ООО «Алтайский бекон» по производству 20 тыс. тонн мяса в год стоимостью 2,8 млрд. рублей.
В сложных финансовых условиях продолжена системная государственная поддержка АПК. На краевом и федеральном уровнях приняты меры по обеспечению доступности для сельскохозяйственных организаций кредитных ресурсов. Общий объем бюджетной поддержки сельского хозяйства и развития сельских территорий в 2009 году превысил 4 млрд. руб., в т.ч. из краевого бюджета – 1 млрд. рублей. В целях стабильного кредитования сельскохозяйственных организаций выделены дополнительные средства на субсидирование банковской процентной ставки по инвестиционным и краткосрочным кредитам, расходы краевого бюджета по данному направлению увеличены в 1,5 раза. В результате сельскохозяйственные товаропроизводители привлекли в минувшем году более 29,5 млрд. рублей кредитных ресурсов, а общий объем субсидированных государством кредитов составил 33,5 млрд. рублей.
Несмотря на сложные погодные условия, резкое изменение конъюнктуры рынка, большинство сельхозтоваропроизводителей края, так же как и в предыдущие два года, сработали с прибылью. В 2009 году сальдированный финансовый результат сельскохозяйственных предприятий края составил 2,3 млрд. рублей чистой прибыли, уровень рентабельности сельскохозяйственного производства в среднем по краю – 11,5%. Следует отметить, что затраты сельхозпредприятий на производство единицы продукции существенно снизились.
Ситуация 2009 года еще раз подтвердила необходимость оптимизации производства сельскохозяйственной продукции исходя из потребностей перерабатывающих предприятий и конъюнктуры рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Для этого в текущем году необходимо сконцентрировать усилия на разработке и внедрении новых механизмов взаимодействия сельхозпроизводителей и предприятий перерабатывающей отрасли (например, заключение долгосрочных договоров), при которых будет обеспечена относительная стабильность и предсказуемость рыночной ситуации.
Значительные объемы производства зерновых культур дают возможность ускоренного развития животноводства в 2010 году, а следовательно, и возможность увеличения потребления зерна внутри региона. Это одно из основных направлений работы в 2010 году.
Современные технологии производства, использования комбикормов и зернофуража в молочном и мясном скотоводстве позволяют существенно повысить продуктивность животных и обеспечить высокий уровень рентабельности сельскохозяйственного производства.
Определяющим вектором развития сельского хозяйства на долгосрочную перспективу выступает проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья». В июне 2009 года на заседании Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации поддержано предложение Алтайского края о создании в Российской Федерации особо значимых аграрных территорий, одобрены концептуальные положения представленного проекта федерального закона. В текущем году законопроект будет рассмотрен на Совете Администрации Алтайского края и после доработки внесен в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы края.
Рост сельскохозяйственного производства создает объективные предпосылки для роста целого ряда отраслей промышленности.
Существенно увеличены объемы производства пищевых продуктов – на 15,8% (по России – спад 0,5%). За 2006-2009 годы прирост производства в данном сегменте составил 42%, а доля пищевых продуктов в объеме продукции обрабатывающих производств превысила 40% (в предыдущие годы – более 30%).
Кризис является толчком к модернизации и техническому улучшению производства, а следовательно, к расширению рынка. Ряд предприятий края успешно действует в условиях экономического кризиса, осуществляет модернизацию производства. Инвестиции в основной капитал пищевой и перерабатывающей промышленности по итогам 2009 года превысили 1,9 млрд. рублей и составили 120% к уровню 2008 года. Реализовано 49 инвестиционных проектов, из них 10 проектов получили краевую государственную поддержку. Создано около 600 новых рабочих мест.
В 2010 году прирост промышленного производства пищевых продуктов составит не менее 7%, в том числе в мясной и комбикормовой промышленности – 20%. Прирост объемов мяса птицы и свиней, объемов комбикормов обеспечат вновь введенные предприятия ООО «Алтайский бройлер» и ООО «Альтаир-Агро». Ожидается реализация проектов модернизации ООО «Третьяковский маслосырзавод», ООО «Троицкий маслосыродел», ООО «АгроСиб-Раздолье» и ряда других.
Мы много сделали для развития молочного животноводства и переработки молока, других сегментов пищевой переработки. На повестку дня выходит развитие мясного животноводства – производства не только свинины, но и говядины, баранины, конины, наращивание мощностей по комплексной переработке этого сырья.
Еще одной отраслью, относительно успешно преодолевшей кризис, стала фармацевтическая промышленность. В настоящее время край рассматривается как значимый регион в сфере фармацевтики. Для включения в реестр перспективных проектов в области медицинской и фармацевтической промышленности, формируемый Минпромторгом России, отобраны проекты региональных предприятий ЗАО «Алтайвитамины», ОАО «Алтайхимпром им. Г.С. Верещагина», ОАО «Востоквит», ОАО «Михайловский завод химических реактивов», ООО фирма «Технология-Стандарт».
Получил дальнейшее развитие Алтайский биофармацевтический кластер. Совет по развитию фармацевтической и медицинской промышленности при Правительстве Российской Федерации поддержал предложения края о необходимости предоставления государственных гарантий предприятиям фармацевтической отрасли и разработке федеральной целевой программы развития биотехнологических исследовательских центров. Эта программа предусматривает создание на базе центров региональных кластеров для проведения исследований и подготовки кадров в области биотехнологий.
В 2009 году в фармацевтической промышленности реализованы два инвестиционных проекта: техническое перевооружение и расширение фармацевтического производства твердых нестерильных лекарственных форм (ООО «Барнаульский завод медицинских препаратов»), и расширение действующего производства продукции пчеловодства (ООО НКФ «Пчела и человек»). Завершается инвестиционный проект «Техническое перевооружение участка по производству инфузионных растворов»
Сегодня можно сказать, что, несмотря на спад и определенные сложности со спросом на продукцию, промышленный сектор края в целом справляется с кризисными явлениями. Мы продолжили реализацию основных программ.
Кроме предприятий пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности устойчиво работают отдельные хозяйствующие субъекты других секторов, в частности химического производства – ОАО «Кучуксульфат» (в 2009 году рост производства составил 122%) и др.
В основном преодолены проблемы в производстве кокса, добыче полиметаллов. В текущем году возобновится освоение Корбалихинского, Степного, Таловского и Захаровского месторождений полиметаллических руд, что позволит к 2014 году удвоить годовой объём добычи руды.
При снижении спроса на продукцию ряд предприятий сделал выбор в пользу реализации стратегических проектов, направленных на повышение долгосрочной конкурентоспособности бизнеса. ОАО «Алтайвагон», ОАО «Алтайский трансформаторный завод» осуществляют технологическое перевооружение производства и расширение мощностей.
Важнейшую роль в переводе региональной экономики на инновационную модель развития мы отводим наукограду Российской Федерации – городу Бийску. В текущем году приложим максимум усилий по сохранению за вторым городом края этого статуса. Это позволит и дальше в интересах всего края привлекать средства федерального бюджета на развитие его инфраструктуры, производственного, научного и образовательного потенциала.
В минувшем году предприятия края существенно сократили внутренние издержки. Тем не менее рациональное использование топливно-энергетических ресурсов за счет энергосбережения, повышение энергоэффективности различных отраслей экономики, расширение использования возобновляемых источников энергии – задачи на перспективу. Поэтому в декабре 2009 года мы утвердили краевую программу «Повышение энергетической эффективности экономики Алтайского края и сокращение издержек в бюджетном секторе» на 2010-2012 годы. Реализация программы позволит снизить энергоёмкость ВРП края на 13%, повысить долю электроэнергии, вырабатываемой на территории края, на 4,8%, а долю собственных энергоресурсов в топливно-энергетическом балансе края – на 1,6 %.
Мы будем продолжать проводить антикризисную политику, смещая акценты на формирование нового промышленного потенциала, модернизацию, инновации.
Для экономики региона очень важно развитие малого бизнеса. В 2009 году расходы на финансирование программы развития малого и среднего предпринимательства увеличены в 3,3 раза. На эти цели из краевого и федерального бюджетов направлено свыше полумиллиарда рублей.
Наряду с обеспечением деятельности краевого государственного учреждения «Алтайский бизнес-инкубатор», субсидированием части банковской процентной ставки, предоставлением поручительств гарантийного фонда, внедрены новые механизмы поддержки – создание фонда микрофинансирования, предоставление грантов для создания бизнеса, а также субсидирование организации собственного дела (в рамках реализации дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда). В результате субъектами малого бизнеса привлечено 2 миллиарда рублей кредитных ресурсов, обеспечена занятость более 10 тыс. человек.
Малый и средний бизнес в муниципальных образованиях развивается по-разному. Там, где этому уделяется внимание, где есть серьезные программы развития и поддержка, результаты есть. С целью повышения активности местных администраций в 2010 году планируется софинансирование из краевого бюджета муниципальных программ поддержки малого бизнеса, в перспективе – привлечение федеральных ресурсов. Решен вопрос о включении 6 млн. рублей на эти цели в расходную часть краевого бюджета на 2010 год.
Администрацией Алтайского края были предприняты действия по активизации инвестиционной деятельности. В 2009 году в экономику края привлечено 45,2 млрд. рублей инвестицийв основной капитал. По уровню инвестиционного потенциала в минувшем году Алтайский край занял 27 позицию в России, а по инвестиционному риску поднялся с 62 позиции на 37 и перешел из зоны высокого в зону умеренного риска. Международное рейтинговое агентство «Фитч Рейтингс» повысило долгосрочные рейтинги Алтайского края в иностранной и национальной валюте, изменило прогноз с «позитивного» на «стабильный». Это важные долговременные факторы для развития региона, позволяющие рассчитывать на расширение круга потенциальных инвесторов.
Проект «Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» при поддержке Правительства Российской Федерации развивается ускоренными темпами. Строительство туристических комплексов на территории зоны осуществляют девять зарегистрированных компаний-резидентов. В Минэкономики России находятся на рассмотрении проекты еще пяти компаний – потенциальных резидентов ОЭЗ.
Территория особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» в настоящее время обеспечена электричеством, водой. Решается вопрос ее газификации и дальнейшей электрификации. Принято решение об определении в качестве приоритетного варианта электроснабжения ОЭЗ строительство объекта локальной генерации – энергоцентра мощностью 25 МВт.
Учитывая темпы развития особой зоны в Алтайском крае, за 2009–2010 годы из федерального бюджета на строительство объектов внутренней инфраструктуры будет направлено более 4,4 млрд. рублей – это самый большой, в сравнении с другими туристическими зонами России, объём средств.
Из краевого бюджета профинансировано строительство участка дороги «Алтайское – Ая – Нижнекаянча – Бирюзовая Катунь», выделены средства на начальный этап строительства мостового перехода через реку Катунь у села Ая. Всего на объектах инфраструктуры ОЭЗ в течение 2008-2009 годов освоено 757 млн. рублей бюджетных средств.
Таким образом, сегодня особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и игорная зона «Сибирская монета» не просто грандиозные идеи, а реальные проекты, которые действительно активно реализуются.
В открытой форме мы ведем постоянный диалог с общественностью по всем значимым для развития края вопросам: обсуждаем стратегические документы долгосрочного развития, совместными усилиями определяем оптимальные пути выхода из кризиса, держим на общественном контроле тарифное регулирование и так далее. Создан новый орган взаимодействия с институтами гражданского общества – Совет старейшин. Мы готовы к дальнейшему открытому диалогу со всеми конструктивными политическими силами.
Время предъявляет все более жесткие требования к работе всех органов власти и управления, выявляет все упущения и нерешенные вопросы.
В минувшем году мы пересмотрели концептуальные подходы к системе управления и внедрили предметно-зональный (проблемно-объектный) метод государственного управления. Его главная цель – усиление взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней (федерального, регионального, местного) по наиболее значимым вопросам социально-экономического развития края и отдельных территорий. Особое внимание уделяется совершенствованию местного самоуправления. Муниципальные кадры должны в полной мере владеть вопросами экономического и хозяйственного управления.
В целях повышения мотивации сельских поселений к более эффективному использованию бюджетных средств постановлением Администрации края от 30.10.2009 №453 утверждены нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, сельских поселений.
Мы рассчитываем на то, что самостоятельность и ответственность муниципальных образований в бюджетной политике возрастет. Для обеспечения сбалансированности бюджетов в 2010 году органам местного самоуправления рекомендовано оптимизировать объемы и структуру бюджетных расходов, максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, отказаться от реализации проектов, не носящих первоочередной характер.
В современных условиях возрастает ответственность органов власти всех уровней. Имея полномочия и ресурсы, сегодня мы должны адекватно реагировать на экономические вызовы. Уверен, мы справимся!
Губернатор Алтайского края Александр Карлин, 11 февраля 2010 года |